Файл: Диагностика схемы и информирование пациента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 277

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

104
CХЕМА-ТЕРАПИЯ
о том, что у нее присутствуют схемы из домена Нарушение связи и отвержение — воз- можно, схема Недоверия/Ожидания жестокого обращения, — и спрашивает о ее реак- ции на мужчин, которые хорошо относились к ней.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Как вы вели себя с теми, кто хорошо относился к вам? Как насчет “хороших парней”? Наверняка ведь кто-то обращался с вами хорошо.
МАРИКА: Отношения с ними длились недолго. Я бросала их. Эти отношения были просто ужасны.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Они были слишком добры к вам?
МАРИКА: Один парень был очень милым; он заботился обо мне и дарил мне подарки.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Он критиковал вас?
МАРИКА: Нет, он ловил каждое мое слово. Мы с ним вели глубокие беседы.
ПСИХОТЕРАПЕВТ: Что было не так с этими отношениями?
МАРИКА: Он был из Европы и придерживался чересчур “старорежимных” взглядов.
Ответ Марики подтверждает гипотезу о том, что ее проблемы с Джеймсом обус- ловлены схемой, а не ситуацией. В ее истории появляется паттерн, означающий, что ее привлекают мужчины, которые плохо к ней относятся, и не интересуют те мужчи- ны, которые проявляли заботу и хорошее отношение к ней. Этот паттерн хорошо со- гласуется с нашей моделью: мы считаем, что запуск схем влияет на “химию” привле- кательности в романтических отношениях. Объяснение Марики, почему ее не привлек
“хороший парень”, не выглядит правдоподобным, а скорее похоже на рационализа- цию отсутствия такой “химии”, влечения в отношениях с ним. При выборе мужчин для построения романтических отношений проявляется ее копинговая стратегия, ко- торая, по-видимому, заключается в капитуляции перед схемой. В отношениях Марики с Джеймсом очевидны и другие копинговые стратегии. Чтобы гиперкомпенсировать свое ощущение эмоциональной депривированности, она становится злой и требова- тельной. Это провоцирует споры с Джеймсом — таким же образом, как провоцирова- ло негативные реакции ее отца, когда она была ребенком. Результатом гиперкомпен- сации, таким образом, является то, что в конечном итоге она чувствует себя еще более обделенной вниманием и заботой. Ее попытка гиперкомпенсировать схему в результа- те лишь способствует подкреплению схемы. Это почти всегда бывает так: конечным результатом избегания и гиперкомпенсации схемы становится укрепление схемы.
Разрабатывая гипотезы о схемах и копинговых стратегиях, психотерапевт отмеча- ет возможные связи между схемами. Существуют ли какие-то схемы, которые запу- скаются вместе? Мы называем это связанными схемами. Например, у Марики связа- ны схемы Эмоциональной депривированности и Дефективности/Стыдливости. Когда она чувствует себя лишенной любви, она винит себя. Она приписывает пренебрежи- тельное отношение Джеймса своим недостаткам. Она “недостаточно хороша”, чтобы быть безусловно любимой. Ее ощущение депривированности неразрывно связано с чувством Неполноценности/Дефективности.


105
Диагностика схемы и информирование пациента
ИНСТРУМЕНТЫ ДИАГНОСТИКИ В СХЕМА-ТЕРАПИИ
Мультимодальный опросник жизненной истории
Мультимодальный опросник жизненной истории позволяет провести комплекс- ную оценку текущих проблем пациента, симптомов, семейной истории, образов, ког- ниций, отношений, биологических факторов, а также значимых воспоминаний и пере- живаний. Заполнение опросника занимает довольно много времени, поэтому данный инструмент может быть предложен в качестве домашнего задания. Если пациент за- полнит опросник вне сеанса психотерапии, это может сэкономить много времени для работы с психотерапевтом. Например, в опроснике пациенту предлагается перечис- лить воспоминания детства, и эти воспоминания являются ключом к его ранним деза- даптивным схемам. (Иногда пациенты, которые не сообщают о жестоком обращении в беседе, делают это в опроснике. Они не могут заставить себя рассказать об этом пси- хотерапевту напрямую, но могут изложить эту информацию в письменном виде после сеанса.) Психотерапевт использует полученный материал для формулирования гипотез о жизненных паттернах, схемах и копинговых стратегиях пациента.
Методика диагностики ранних дезадаптивных схем Янга (Young Schema
Questionnaire — YSQ-L2; Young & Brown, 1990, 2001) — это тест, который приме- няется для диагностики схем
2
. Пациенты оценивают утверждения по шестибалль- ной шкале Лайкерта, выбирая, насколько каждое из них подходит самому пациенту.
Психотерапевт обычно предлагает пациенту заполнить этот опросник дома после пер- вого или второго сеанса психотерапии.
Утверждения в опроснике сгруппированы по схемам. После каждого набора утверждений проставлен код, состоящий из двух букв и указывающий психотерапевту на то, какая схема здесь оценивается. Однако само название схемы в опроснике отсут- ствует. Ключ к аббревиатурам кодов приведен в бланке обработки результатов.
Психотерапевт обычно не вычисляет общий или средний балл для каждой схемы пациента, чтобы интерпретировать результаты. Скорее, он смотрит на утверждения по каждой схеме в отдельности, отмечая высокие значения (обычно 5 и 6) и обращая вни- мание на паттерны. Психотерапевт затем просматривает заполненный опросник вме- сте с пациентом, задавая вопросы о тех утверждениях, которым пациент поставил вы- сокие оценки. По нашим наблюдениям, если у пациента есть три или более высоких
2
Опросник доступен как в полной, так и в краткой формах. Полная версия (YSQ-L2) содер- жит 205 утверждений и оценивает 16 ранних дезадаптивных схем, которые мы определили во вре- мя создания опросника. В новой редакции мы добавили дополнительные утверждения, чтобы можно было охватить все 18 схем. Для клинического использования более предпочтительна полная форма, поскольку она раскрывает больше тонкостей каждой схемы и, таким образом, предоставляет более подробную информацию.
Краткая форма опросника содержит 75 утверждений, которые объединены в пять общих групп, выделенных посредством факторного анализа (Schmidt et al., 1995). Мы будем добавлять новые утверждения и в эту форму, чтобы она также позволяла охватить все 18 схем. Краткая форма ча- сто применяется для научных исследований, поскольку для ее заполнения требуется гораздо мень- ше времени.


106
CХЕМА-ТЕРАПИЯ
оценок (5 или 6 баллов) по той или иной схеме, скорее всего, у него имеется данная схема, и она требует дальнейшего изучения.
Психотерапевт использует утверждения с высокими оценками, чтобы побудить па- циента к рассказу о каждой имеющейся схеме, задавая вопрос “Можете ли вы расска- зать мне больше о том, как это утверждение относится к вашей жизни?” Как правило, достаточно проработать вместе с пациентом два утверждения с высокими оценками для каждой из актуальных схем, чтобы передать суть этой схемы. Психотерапевт рас- сказывает пациенту о названии и сути каждой из схем, утверждения которой получили высокие оценки, и предлагает ему прочесть книгу “Прочь из замкнутого круга” Янга и Клоско, чтобы узнать о схемах больше.
К данному моменту этапа диагностики психотерапевт уже определил, какие про- блемы актуальны для пациента сегодня, и проанализировал историю его жизни.
Психотерапевт уже сформулировал гипотезы о схемах пациента. Результаты запол- нения пациентом методики диагностики ранних дезадаптивных схем Янга могут под- твердить или опровергнуть эти гипотезы. Эти результаты также могут противоречить полученной ранее информации, и тогда психотерапевт задает вопросы о выявленных несоответствиях. Иногда пациенты неправильно понимают вопросы, своеобразно ин- терпретируют их или пытаются радикально переписать их в соответствии со своими взглядами. Психотерапевт уточняет такие расхождения, чтобы точно идентифициро- вать схему.
Некоторые пациенты обнаруживают, что даже сам по себе процесс заполнения опросника становится триггером их схем. Неустойчивые пациенты, такие как пациен- ты с ПРЛ, перенесшие тяжелую травму, могут испытывать сильные эмоции при оцен- ке утверждений, поэтому им может потребоваться больше времени для заполнения опросника. Психотерапевт может попросить такого пациента еженедельно оценивать определенное количество утверждений, либо же они могут вместе работать над опро- сником на сеансе психотерапии. Некоторые пациенты могут реагировать на расстраи- вающие их вопросы избеганием. Они пропускают неприятные для себя утверждения,
“забывают” заполнить опросник или оценивают все без исключения утверждения низ- кими баллами, даже не вчитываясь в них. Они избегают опросника, чтобы не встре- титься со своими схемами. Ответы такого типа указывают на избегающую копинговую стратегию. Если у пациента постоянно возникают трудности при заполнении опро- сника, психотерапевт не настаивает на его заполнении. В таком случае психотерапевт вместе с пациентом исследуют причины, по которым пациент не заполняет опросник.
Если мы не можем преодолеть эти препятствия относительно быстро, то обычно рас- сматриваем это как признак наличия у пациента существенных проблем с избеганием и в большей степени полагаемся на другие стороны оценочного процесса, чтобы опре- делить, какие именно схемы присутствуют у пациента.
Обычно мы посвящаем тому, чтобы просмотреть вместе с пациентом заполненный им опросник, один-два сеанса — в зависимости от количества схем с высокими оцен- ками. Поскольку пациентам разрешается изменять формулировку утверждений, пси- хотерапевт и пациент могут многое обсудить в этом контексте. Разговоры об утвержде- ниях опросника обычно побуждают пациентов приступить к изучению важной для них информации. Когда Психотерапевт, вместе с пациентом просматривая опросник,


107
Диагностика схемы и информирование пациента постоянно формулирует и пересматривает гипотезы о схемах пациента, связывая их с имеющимися у пациента проблемами и его историей жизни.
Опросник родительского стиля Янга
Опросник родительского стиля Янга (
1   2   3   4

Young Parenting Inventory — YPI; Young,
1994) — один из основных инструментов выявления источников происхождения схем в детстве. Он содержит 72 вопроса, с помощью которых респонденты оценивают разные параметры поведения своих отца и матери (по отдельности), которые, как предполага- ется, способствовали развитию схем у пациента. Как и в методике диагностики ранних дезадаптивных схем Янга, в Опроснике родительского стиля Янга используется шести- балльная шкала Лайкерта, а вопросы сгруппированы по схемам. Обычно мы предлага- ем пациентам Опросник родительского стиля Янга в качестве домашнего задания спу- стя несколько недель после заполнения методики диагностики ранних дезадаптивных схем Янга — обычно на пятом-шестом сеансе, когда обсуждаем происхождение схем.
Если пациентов воспитывали мачехи или отчимы, бабушка с дедушкой или другие люди, заменяющие родителей, они могут видоизменить опросник, добавив столбцы для дополнительных родителей или тех, кто их заменял. Например, пациентка жила с матерью и отцом, а затем, когда ее отец умер (ей тогда было пять лет), — с матерью и отчимом. Она добавила колонку и оценила утверждения Опросникa родительского стиля Янга для своей матери, отца и отчима.
Данная методика позволяет оценить наиболее распространенные источники про- исхождения ранних дезадаптивных схем. Она отражает окружающую среду ребенка, которая, по нашим наблюдениям, может формировать те или иные схемы. Однако воз- можна ситуация, когда пациента окружала среда, связанная с определенной схемой, но, тем не менее, у него не развилась соответствующая схема. Это может произойти по ряду причин: 1) темперамент пациента препятствовал развитию схемы; 2) один из родителей или значимый человек в жизни ребенка компенсировал воздействие других;
3) сам пациент, значимый взрослый или событие в его жизни в более позднем возрас- те излечили схему.
Психотерапевт обрабатывает результаты по Опроснику родительского стиля Янга аналогичным образом, как и по методике диагностики ранних дезадаптивных схем
Янга. Он отмечает все пункты с оценкой 5 или 6 для каждого из родителей. (Мы пред- полагаем, что оценка в 5–6 баллов с высокой степенью вероятности может быть кли- нически значимой для конкретной схемы). Единственным исключением являются вопросы 1–5, которые оценивают источники происхождения схемы Эмоциональной депривированности. Баллы для них присваиваются в обратном порядке: