ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 280
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
низкие значе- ния указывают на значимость соответствующего вопроса для происхождения схемы
Эмоциональной депривированности. В отличие от методики диагностики ранних де- задаптивных схем Янга , для подтверждения значимости той или иной схемы в данном случае не требуется, чтобы высокие оценки получили как минимум два относящихся к ней вопроса. Хотя верно и то, что чем выше оценки по данной схеме, тем выше вероят- ность того, что она будет релевантной для пациента; любое утверждение, получившее высокие оценки, может иметь значение в контексте вопроса о происхождении схемы.
108
CХЕМА-ТЕРАПИЯ
Например, если пациент ставит высокий балл утверждению о том, подвергался ли он сексуальному насилию со стороны родителя, очень вероятно, что у него присутствует схема Недоверия/Ожидания жестокого обращения, даже если другим вопросам этой схемы были присвоены низкие значения.
На следующем сеансе, после просмотра психотерапевтом результатов заполненно- го опросника, они вместе с пациентом обсуждают утверждения с высокими оценками.
Психотерапевт поощряет пациента предоставить больше информации о каждом источ- нике, приведя примеры из детства или юности, которые иллюстрируют практические проявления поведения родителя. Это обсуждение продолжается до тех пор, пока пси- хотерапевт не получит полную и точную картину вклада каждого из родителей в воз- никновение схемы пациента. Психотерапевт объясняет пациенту взаимосвязь между каждым источником и соответствующей схемой, а также то, каким образом источник возникновения схемы в детстве и сама схема могут быть связаны с имеющимися у па- циента проблемами.
Хотя Опросник родительского стиля Янга был разработан не для идентификации схем пациентов, а для определения вероятных источников происхождения тех из схем, которым были присвоены высокие оценки в методике диагностики ранних дезадаптив- ных схем Янга, он, тем не менее, оказался ценным косвенным инструментом для выяв- ления схем. Если пациент решительно соглашается с теми утверждениями Опросника родительского стиля Янга, которые отражают типичный источник происхождения схе- мы, мы зачастую наблюдаем наличие такой схемы, даже если пациент поставил низ- кие оценки соответствующим ей утверждениям в методике диагностики ранних дез- адаптивных схем Янга. Наиболее вероятным объяснением этого парадокса является то, что пациенты зачастую могут точно определить, как обращались с ними родите- ли, даже если им трудно осознать собственные эмоции. Таким образом, для пациен- тов с ярко выраженным избеганием схем Опросник родительского стиля Янга может оказаться более эффективным инструментом диагностики, чем методика ранних деза- даптивных схем Янга
Психотерапевт сравнивает ответы по Опроснику родительского стиля Янга с от- ветами по методике диагностики ранних дезадаптивных схем Янга. Если схемы с вы- сокими значениями по одному опроснику соответствуют схемам с высокими значе- ниями по другому, это повышает вероятность их значимости. Несоответствия также предоставляют психотерапевту важную информацию. Как и в случае методикой диаг- ностики ранних дезадаптивных схем Янга, баллы по Опроснику родительского стиля
Янга также могут быть низкими в результате избегания или гиперкомпенсации схемы.
Если пациент поставил утверждению неожиданно низкую оценку, психотерапевт мо- жет сказать следующее: “В методике диагностики ранних дезадаптивных схем вы от- метили, что на протяжении всей вашей жизни люди пытались вас контролировать, но в
Опроснике родительского стиля вы указали, что ваши отец и мать не пытались управ- лять вашей жизнью. Не могли бы вы помочь мне понять, как эти два утверждения со- гласуются друг с другом?” Попытки устранить очевидные несоответствия, подобные этому, бывают очень полезными как для уточнения схем пациента и источников их происхождения, так и для помощи пациентам в осознании чувств, которые они пода- вляли, и событий, которых они ранее избегали.
109
Диагностика схемы и информирование пациента
Опросник избегания Янга–Рай
Опросник избегания Янга–Рай (Young & Rygh, 1994) состоит из 41 утверждения, ко- торые оценивают избегание схемы. Он включает в себя такие утверждения, как “Когда я один, то провожу много времени у телевизора”, “Я стараюсь не думать о вещах, ко- торые меня расстраивают”, “Я начинаю себя чувствовать физически плохо, когда дела не ладятся”. Респонденты оценивают свое согласие с утверждениями по 6-балльной шкале.
Как и в других методиках, психотерапевт не столько ориентируется на итоговый об- щий балл, сколько обсуждает с пациентом утверждения, получившие высокие оценки.
Тем не менее, высокая общая оценка указывает на общий паттерн избегания схемы.
Методика не является специфичной для той или иной схемы: эта копинговая стратегия может применяться для избегания любой схемы.
Опросник компенсации схемы Янга
Опросник компенсации схемы Янга (Young, 1995) состоит из 48 утверждений и оценивает гиперкомпенсацию схемы. Среди утверждений есть следующие: “Я часто обвиняю других, когда что-то идет не так”, “Я мучаюсь при необходимости принять решение, потому что боюсь совершить ошибку”, “Я не люблю правила и получаю удовольствие от их нарушения”. В методике оценивания используется шестибалльная шкала Лайкерта.
Психотерапевт использует Опросник компенсации схемы в качестве клинического инструмента, обсуждая с пациентом утверждения с высокими оценками. Например, если пациент присваивает высокий балл обвинению как копинговой стратегии, пси- хотерапевт просит привести пример. Психотерапевт исследует, не является ли обви- нение гиперкомпенсацией других, более болезненных чувств — например, чувства стыда. Психотерапевт может спросить: “Возможно ли, что обвинение является вашим способом совладать с чувством стыда?” Со временем, пациенты учатся самостоятель- но отслеживать свое использование копинговых стратегий, выявленных с помощью этих двух методики.
ДИАГНОСТИКА С ПОМОЩЬЮ ВООБРАЖЕНИЯ
К этому этапу диагностики психотерапевт уже выяснил историю жизни пациен- та и проанализировал вместе с пациентом заполненные им опросники. Психотерапевт и пациент выстраивают рациональные определения схем пациента и его копинговых стратегий.
Следующим шагом является намеренный запуск схем пациента на сеансе пси- хотерапии, чтобы как психотерапевт, так и сам пациент могли их прочувствовать.
Психотерапевт обычно достигает этой цели в процессе работы с воображением.
Воображение является мощным инструментом диагностики для большинства паци-
110
CХЕМА-ТЕРАПИЯ
ентов. Благодаря быстроте и наглядности, с которыми они “вскрывают” базовые ощу- щения и воспоминания пациента, образы представляют собой наиболее эффективное средство идентификации схем. Подробное описание работы с воображением пациен- тов представлено в главе 4. Здесь мы приводим краткий обзор методики использова- ния воображения (визуализации) при оценке ситуации.
Использование воображения для диагностики схемы имеет следующие цели.
1. Определить и запустить схемы пациента.
2. Понять источники возникновения схем в детстве пациента.
3. Установить связь схем с текущими проблемами пациента.
4. Помочь пациенту испытать эмоции, связанные со схемами.
Мы начинаем с представления пациентам убедительного обоснования в пользу ра- боты с воображением — это позволит им почувствовать свои схемы, понять источники происхождения схем в детстве и связать схемы с текущими проблемами.
Предоставив пациентам такое краткое обоснование, мы попросим их закрыть глаза и позволить образу появиться в их сознании. Мы просим их не навязывать себе образ, а позволить ему появиться самостоятельно. Как только пациенты видят какой-то об- раз, мы просим описать его нам вслух, используя предложения в настоящем времени.
Мы помогаем им сделать образ ярким и эмоционально реалистичным.
Следующее упражнение представляет собой, так сказать, введение в технику ви- зуализации. Читатели могут попробовать выполнить это упражнение самостоятельно.
Оно основано на упражнении для групповых тренингов, которое мы изначально разра- ботали для психотерапевтов, посещающих семинары по схема-терапии (Young, 1995).
1. Закройте глаза. Представьте себя в безопасном месте. Используйте визуальное изображение, а не слова или мысли. Пусть образ придет сам по себе. Обратите внимание на детали. Скажите мне, что вы представляете. Что вы чувствуете?
Есть ли с вами кто-нибудь еще или вы один? Наслаждайтесь расслаблением, чувством безмятежности в вашем безопасном месте.
2. Продолжая держать глаза закрытыми, сотрите этот образ. Теперь представьте себя ребенком, рядом с одним из своих родителей, в неприятной для вас ситуа- ции. Что вы видите? Где вы находитесь? Обратите внимание на детали. Сколько вам лет? Что происходит в образе, который вы видите?
3. Что вы чувствуете? О чем думаете? Что чувствует ваш родитель? О чем он думает?
4. Ведите диалог между вами и родителем. Что вы говорите? Что говорит роди- тель? (Продолжайте, пока диалог не придет к естественному завершению.)
5. Подумайте, какие изменения вы хотели бы увидеть в своем родителе в этой ви- зуализации, даже если это кажется невозможным. Например, вы хотите, что- бы родитель давал вам больше свободы? Больше любви? Больше понимания?
Больше признания? Был менее критичен? Был лучшим примером для подража- ния? Теперь скажите своему родителю — словами ребенка, — какие вы хотели бы видеть изменения в нем.
6. Как реагирует родитель? Что дальше происходит в образе? Удерживайте образ до конца этой сцены. Как вы себя чувствуете в конце сцены?
111
Диагностика схемы и информирование пациента
7. По-прежнему не открывайте глаза. Теперь усильте чувство, которое испытывае- те в этом образе. Сделайте эмоцию сильнее. Теперь, удерживая эмоции в своем теле, сотрите образ себя как ребенка и представьте ситуацию в вашей текущей жизни, в которой вы испытываете такое же или подобное чувство. Не пытайтесь его форсировать; пусть он придет сам по себе. Что происходит с образом? О чем вы думаете? Что вы чувствуете? Скажите вслух. Если на воображаемой картин- ке есть кто-то еще, скажите ему, какие перемены в нем вы хотели бы видеть. Как реагирует этот человек?
8. Сотрите этот образ и вернитесь в свое безопасное место. Наслаждайтесь чув- ством расслабленности и спокойствия. Откройте глаза.
Диагностика с помощью воображения, которую мы проводим с пациентами, похо- жа на это упражнение. Мы начинаем визуализацию с безопасного места и им же за- канчиваем. Мы просим пациентов представить отдельные образы неприятных ситуа- ций из детства с каждым из родителей и с любыми другими значимыми фигурами из их детства или подросткового возраста. Затем мы объясняем пациентам, как говорить с людьми из этих образов, как выражать свои мысли, чувства и желания. Затем мы про- сим пациентов переключиться на образ из их нынешней жизни, который ощущается так же, как ситуация в детстве. Пациенты снова проводят диалог — на этот раз с пер- сонажем из своей взрослой жизни, — проговаривая вслух, что они думают, чувствуют и чего хотят от него. Мы повторяем этот процесс до тех пор, пока не охватим все зна- чимые в детстве моменты, которые внесли свой вклад в формирование схем пациента
(в главе 4, посвященной техникам переживания, приведен фрагмент стенограммы про- ведения этого упражнения д-ром Янгом).
При работе с воображением важно приступить к выполнению упражнения в нача- ле сеанса, чтобы после его завершения осталось достаточно времени для обсуждения результатов. В ходе обсуждения психотерапевт помогает пациентам исследовать их об- разы, чтобы выявить схемы, понять источники их возникновения в детстве и связать их с текущими проблемами. Кроме того, психотерапевт помогает пациенту интегриро- вать работу над образами с информацией, полученной с помощью других инструмен- тов диагностики схемы.
Иногда сеанс работы с воображением оставляет пациента в расстроенных чув- ствах. Если провести работу с образами в начале сеанса психотерапии, у пациента бу- дет достаточно времени для восстановления душевного равновесия перед уходом из кабинета психотерапевта. Если пациент боится работать над образами, психотерапевт пытается успокоить его. Психотерапевт говорит пациенту, что тот контролирует соб- ственные образы, и, хотя психотерапевт просит закрыть глаза, чтобы повысить кон- центрацию, пациент может открыть их, если чувствует, что ему тяжело. Вследствие травматичности историй, чувства недоверия или беспокойства, некоторые пациенты работают над образами, опустив глаза, но не закрывая их полностью. Некоторые про- сят, чтобы психотерапевт не наблюдал за ними во время упражнения. Психотерапевт выполняет эту просьбу. По окончании работы с визуализацией психотерапевту сле- дует вернуть пациента в настоящий момент, в “здесь и сейчас”, используя упражне- ние на осознанность.
112
CХЕМА-ТЕРАПИЯ
Обычно мы начинаем с неприятного образа из детства пациента, а затем стараемся связать это изображение с его текущей жизнью. Тем не менее, упражнения на визуа- лизацию могут проводиться и по-другому. Например, если пациент приходит на сеанс, будучи уже расстроенным какими-либо текущими событиями, мы можем использо- вать образ этой ситуации в качестве отправной точки: попросить пациента представить ее себе, а затем вернуться в прошлое, представив образ из детства, когда он испыты- вал то же самое. Мы можем использовать образ конкретного симптома в теле пациен- та в качестве отправной точки. Например, мы можем сказать: “Можете ли вы предста- вить себе свою спину, когда вам больно? Как она выглядит? О чем говорит эта боль?”
Мы можем использовать сильные эмоции, которые пациент испытывает, но не осозна- ет в качестве отправной точки. Далее приведены несколько примеров.
Клинические случаи
Образы детства
Надин 25 лет. Она обратилась к психотерапевту, чтобы избавиться от депрессии.
Надин работает офис-менеджером в крупной компании. Ее постоянно повышают на работе, поскольку она отлично умеет улаживать разногласия в коллективе и часто бе- рет на себя выполнение заданий, которых сторонятся другие сотрудники. Хотя Надин работает весьма эффективно, психотерапевт установил, что ее депрессия является при- знаком того, что ее поведение на работе обусловлено схемой и наносит ей ущерб.
Рассказывая свою жизненную историю, Надин сообщила, что выросла в религиоз- ной семье, в которой всем, кроме отца, было запрещено выражать гнев. Надин была старшей из пяти детей. Поскольку ее мать была больна, Надин несла ответственность за своих младших братьев и сестер, — и ей не разрешалось жаловаться. Она была обя- зана жертвовать всем ради своих родителей, братьев и сестер, которые нуждались в за- боте, чем она.
Проводя работу над образами детства, Надин рассказала о случае, когда отец не- справедливо обвинил ее в том, что она якобы дала матери неправильное лекарство.
На самом деле лекарство дала младшая сестра, но Надин чувствовала, что было бы не- правильно вовлекать ее в конфликт, поэтому взяла вину на себя. Она стояла перед раз- гневанным отцом, подавляя злость, вызванную несправедливостью ситуации и своим актом самопожертвования. Когда психотерапевт попросил ее представить картину те- кущей ситуации, которая ощущалась бы точно таким же образом, Надин вспомнила, как взяла на себя вину за ошибку своего подчиненного.
Схема Самопожертвования Надин делает ее идеальным объектом для эксплуатации на работе. Как и в своей родной семье, Надин выступает в роли посредника в спорах, берет на себя чужую вину и добровольно выполняет неприятные задания. Она подав- ляет свой гнев, но ее депрессия от этого лишь усиливается. Движимая своей готов- ностью к самопожертвованию, она запечатлевает схему Эмоциональной депривиро- ванности. (Очень часто пациенты со схемой Самопожертвования также имеют схему
Эмоциональной депривированности, поскольку они сосредоточены на удовлетворении потребностей других людей, а не на собственных нуждах). Дома и на работе Надин за- ботится о других, но никто не заботится о ней самой. Визуализация помогает Надин
Эмоциональной депривированности. В отличие от методики диагностики ранних де- задаптивных схем Янга , для подтверждения значимости той или иной схемы в данном случае не требуется, чтобы высокие оценки получили как минимум два относящихся к ней вопроса. Хотя верно и то, что чем выше оценки по данной схеме, тем выше вероят- ность того, что она будет релевантной для пациента; любое утверждение, получившее высокие оценки, может иметь значение в контексте вопроса о происхождении схемы.
108
CХЕМА-ТЕРАПИЯ
Например, если пациент ставит высокий балл утверждению о том, подвергался ли он сексуальному насилию со стороны родителя, очень вероятно, что у него присутствует схема Недоверия/Ожидания жестокого обращения, даже если другим вопросам этой схемы были присвоены низкие значения.
На следующем сеансе, после просмотра психотерапевтом результатов заполненно- го опросника, они вместе с пациентом обсуждают утверждения с высокими оценками.
Психотерапевт поощряет пациента предоставить больше информации о каждом источ- нике, приведя примеры из детства или юности, которые иллюстрируют практические проявления поведения родителя. Это обсуждение продолжается до тех пор, пока пси- хотерапевт не получит полную и точную картину вклада каждого из родителей в воз- никновение схемы пациента. Психотерапевт объясняет пациенту взаимосвязь между каждым источником и соответствующей схемой, а также то, каким образом источник возникновения схемы в детстве и сама схема могут быть связаны с имеющимися у па- циента проблемами.
Хотя Опросник родительского стиля Янга был разработан не для идентификации схем пациентов, а для определения вероятных источников происхождения тех из схем, которым были присвоены высокие оценки в методике диагностики ранних дезадаптив- ных схем Янга, он, тем не менее, оказался ценным косвенным инструментом для выяв- ления схем. Если пациент решительно соглашается с теми утверждениями Опросника родительского стиля Янга, которые отражают типичный источник происхождения схе- мы, мы зачастую наблюдаем наличие такой схемы, даже если пациент поставил низ- кие оценки соответствующим ей утверждениям в методике диагностики ранних дез- адаптивных схем Янга. Наиболее вероятным объяснением этого парадокса является то, что пациенты зачастую могут точно определить, как обращались с ними родите- ли, даже если им трудно осознать собственные эмоции. Таким образом, для пациен- тов с ярко выраженным избеганием схем Опросник родительского стиля Янга может оказаться более эффективным инструментом диагностики, чем методика ранних деза- даптивных схем Янга
Психотерапевт сравнивает ответы по Опроснику родительского стиля Янга с от- ветами по методике диагностики ранних дезадаптивных схем Янга. Если схемы с вы- сокими значениями по одному опроснику соответствуют схемам с высокими значе- ниями по другому, это повышает вероятность их значимости. Несоответствия также предоставляют психотерапевту важную информацию. Как и в случае методикой диаг- ностики ранних дезадаптивных схем Янга, баллы по Опроснику родительского стиля
Янга также могут быть низкими в результате избегания или гиперкомпенсации схемы.
Если пациент поставил утверждению неожиданно низкую оценку, психотерапевт мо- жет сказать следующее: “В методике диагностики ранних дезадаптивных схем вы от- метили, что на протяжении всей вашей жизни люди пытались вас контролировать, но в
Опроснике родительского стиля вы указали, что ваши отец и мать не пытались управ- лять вашей жизнью. Не могли бы вы помочь мне понять, как эти два утверждения со- гласуются друг с другом?” Попытки устранить очевидные несоответствия, подобные этому, бывают очень полезными как для уточнения схем пациента и источников их происхождения, так и для помощи пациентам в осознании чувств, которые они пода- вляли, и событий, которых они ранее избегали.
109
Диагностика схемы и информирование пациента
Опросник избегания Янга–Рай
Опросник избегания Янга–Рай (Young & Rygh, 1994) состоит из 41 утверждения, ко- торые оценивают избегание схемы. Он включает в себя такие утверждения, как “Когда я один, то провожу много времени у телевизора”, “Я стараюсь не думать о вещах, ко- торые меня расстраивают”, “Я начинаю себя чувствовать физически плохо, когда дела не ладятся”. Респонденты оценивают свое согласие с утверждениями по 6-балльной шкале.
Как и в других методиках, психотерапевт не столько ориентируется на итоговый об- щий балл, сколько обсуждает с пациентом утверждения, получившие высокие оценки.
Тем не менее, высокая общая оценка указывает на общий паттерн избегания схемы.
Методика не является специфичной для той или иной схемы: эта копинговая стратегия может применяться для избегания любой схемы.
Опросник компенсации схемы Янга
Опросник компенсации схемы Янга (Young, 1995) состоит из 48 утверждений и оценивает гиперкомпенсацию схемы. Среди утверждений есть следующие: “Я часто обвиняю других, когда что-то идет не так”, “Я мучаюсь при необходимости принять решение, потому что боюсь совершить ошибку”, “Я не люблю правила и получаю удовольствие от их нарушения”. В методике оценивания используется шестибалльная шкала Лайкерта.
Психотерапевт использует Опросник компенсации схемы в качестве клинического инструмента, обсуждая с пациентом утверждения с высокими оценками. Например, если пациент присваивает высокий балл обвинению как копинговой стратегии, пси- хотерапевт просит привести пример. Психотерапевт исследует, не является ли обви- нение гиперкомпенсацией других, более болезненных чувств — например, чувства стыда. Психотерапевт может спросить: “Возможно ли, что обвинение является вашим способом совладать с чувством стыда?” Со временем, пациенты учатся самостоятель- но отслеживать свое использование копинговых стратегий, выявленных с помощью этих двух методики.
ДИАГНОСТИКА С ПОМОЩЬЮ ВООБРАЖЕНИЯ
К этому этапу диагностики психотерапевт уже выяснил историю жизни пациен- та и проанализировал вместе с пациентом заполненные им опросники. Психотерапевт и пациент выстраивают рациональные определения схем пациента и его копинговых стратегий.
Следующим шагом является намеренный запуск схем пациента на сеансе пси- хотерапии, чтобы как психотерапевт, так и сам пациент могли их прочувствовать.
Психотерапевт обычно достигает этой цели в процессе работы с воображением.
Воображение является мощным инструментом диагностики для большинства паци-
110
CХЕМА-ТЕРАПИЯ
ентов. Благодаря быстроте и наглядности, с которыми они “вскрывают” базовые ощу- щения и воспоминания пациента, образы представляют собой наиболее эффективное средство идентификации схем. Подробное описание работы с воображением пациен- тов представлено в главе 4. Здесь мы приводим краткий обзор методики использова- ния воображения (визуализации) при оценке ситуации.
Использование воображения для диагностики схемы имеет следующие цели.
1. Определить и запустить схемы пациента.
2. Понять источники возникновения схем в детстве пациента.
3. Установить связь схем с текущими проблемами пациента.
4. Помочь пациенту испытать эмоции, связанные со схемами.
Мы начинаем с представления пациентам убедительного обоснования в пользу ра- боты с воображением — это позволит им почувствовать свои схемы, понять источники происхождения схем в детстве и связать схемы с текущими проблемами.
Предоставив пациентам такое краткое обоснование, мы попросим их закрыть глаза и позволить образу появиться в их сознании. Мы просим их не навязывать себе образ, а позволить ему появиться самостоятельно. Как только пациенты видят какой-то об- раз, мы просим описать его нам вслух, используя предложения в настоящем времени.
Мы помогаем им сделать образ ярким и эмоционально реалистичным.
Следующее упражнение представляет собой, так сказать, введение в технику ви- зуализации. Читатели могут попробовать выполнить это упражнение самостоятельно.
Оно основано на упражнении для групповых тренингов, которое мы изначально разра- ботали для психотерапевтов, посещающих семинары по схема-терапии (Young, 1995).
1. Закройте глаза. Представьте себя в безопасном месте. Используйте визуальное изображение, а не слова или мысли. Пусть образ придет сам по себе. Обратите внимание на детали. Скажите мне, что вы представляете. Что вы чувствуете?
Есть ли с вами кто-нибудь еще или вы один? Наслаждайтесь расслаблением, чувством безмятежности в вашем безопасном месте.
2. Продолжая держать глаза закрытыми, сотрите этот образ. Теперь представьте себя ребенком, рядом с одним из своих родителей, в неприятной для вас ситуа- ции. Что вы видите? Где вы находитесь? Обратите внимание на детали. Сколько вам лет? Что происходит в образе, который вы видите?
3. Что вы чувствуете? О чем думаете? Что чувствует ваш родитель? О чем он думает?
4. Ведите диалог между вами и родителем. Что вы говорите? Что говорит роди- тель? (Продолжайте, пока диалог не придет к естественному завершению.)
5. Подумайте, какие изменения вы хотели бы увидеть в своем родителе в этой ви- зуализации, даже если это кажется невозможным. Например, вы хотите, что- бы родитель давал вам больше свободы? Больше любви? Больше понимания?
Больше признания? Был менее критичен? Был лучшим примером для подража- ния? Теперь скажите своему родителю — словами ребенка, — какие вы хотели бы видеть изменения в нем.
6. Как реагирует родитель? Что дальше происходит в образе? Удерживайте образ до конца этой сцены. Как вы себя чувствуете в конце сцены?
111
Диагностика схемы и информирование пациента
7. По-прежнему не открывайте глаза. Теперь усильте чувство, которое испытывае- те в этом образе. Сделайте эмоцию сильнее. Теперь, удерживая эмоции в своем теле, сотрите образ себя как ребенка и представьте ситуацию в вашей текущей жизни, в которой вы испытываете такое же или подобное чувство. Не пытайтесь его форсировать; пусть он придет сам по себе. Что происходит с образом? О чем вы думаете? Что вы чувствуете? Скажите вслух. Если на воображаемой картин- ке есть кто-то еще, скажите ему, какие перемены в нем вы хотели бы видеть. Как реагирует этот человек?
8. Сотрите этот образ и вернитесь в свое безопасное место. Наслаждайтесь чув- ством расслабленности и спокойствия. Откройте глаза.
Диагностика с помощью воображения, которую мы проводим с пациентами, похо- жа на это упражнение. Мы начинаем визуализацию с безопасного места и им же за- канчиваем. Мы просим пациентов представить отдельные образы неприятных ситуа- ций из детства с каждым из родителей и с любыми другими значимыми фигурами из их детства или подросткового возраста. Затем мы объясняем пациентам, как говорить с людьми из этих образов, как выражать свои мысли, чувства и желания. Затем мы про- сим пациентов переключиться на образ из их нынешней жизни, который ощущается так же, как ситуация в детстве. Пациенты снова проводят диалог — на этот раз с пер- сонажем из своей взрослой жизни, — проговаривая вслух, что они думают, чувствуют и чего хотят от него. Мы повторяем этот процесс до тех пор, пока не охватим все зна- чимые в детстве моменты, которые внесли свой вклад в формирование схем пациента
(в главе 4, посвященной техникам переживания, приведен фрагмент стенограммы про- ведения этого упражнения д-ром Янгом).
При работе с воображением важно приступить к выполнению упражнения в нача- ле сеанса, чтобы после его завершения осталось достаточно времени для обсуждения результатов. В ходе обсуждения психотерапевт помогает пациентам исследовать их об- разы, чтобы выявить схемы, понять источники их возникновения в детстве и связать их с текущими проблемами. Кроме того, психотерапевт помогает пациенту интегриро- вать работу над образами с информацией, полученной с помощью других инструмен- тов диагностики схемы.
Иногда сеанс работы с воображением оставляет пациента в расстроенных чув- ствах. Если провести работу с образами в начале сеанса психотерапии, у пациента бу- дет достаточно времени для восстановления душевного равновесия перед уходом из кабинета психотерапевта. Если пациент боится работать над образами, психотерапевт пытается успокоить его. Психотерапевт говорит пациенту, что тот контролирует соб- ственные образы, и, хотя психотерапевт просит закрыть глаза, чтобы повысить кон- центрацию, пациент может открыть их, если чувствует, что ему тяжело. Вследствие травматичности историй, чувства недоверия или беспокойства, некоторые пациенты работают над образами, опустив глаза, но не закрывая их полностью. Некоторые про- сят, чтобы психотерапевт не наблюдал за ними во время упражнения. Психотерапевт выполняет эту просьбу. По окончании работы с визуализацией психотерапевту сле- дует вернуть пациента в настоящий момент, в “здесь и сейчас”, используя упражне- ние на осознанность.
112
CХЕМА-ТЕРАПИЯ
Обычно мы начинаем с неприятного образа из детства пациента, а затем стараемся связать это изображение с его текущей жизнью. Тем не менее, упражнения на визуа- лизацию могут проводиться и по-другому. Например, если пациент приходит на сеанс, будучи уже расстроенным какими-либо текущими событиями, мы можем использо- вать образ этой ситуации в качестве отправной точки: попросить пациента представить ее себе, а затем вернуться в прошлое, представив образ из детства, когда он испыты- вал то же самое. Мы можем использовать образ конкретного симптома в теле пациен- та в качестве отправной точки. Например, мы можем сказать: “Можете ли вы предста- вить себе свою спину, когда вам больно? Как она выглядит? О чем говорит эта боль?”
Мы можем использовать сильные эмоции, которые пациент испытывает, но не осозна- ет в качестве отправной точки. Далее приведены несколько примеров.
Клинические случаи
Образы детства
Надин 25 лет. Она обратилась к психотерапевту, чтобы избавиться от депрессии.
Надин работает офис-менеджером в крупной компании. Ее постоянно повышают на работе, поскольку она отлично умеет улаживать разногласия в коллективе и часто бе- рет на себя выполнение заданий, которых сторонятся другие сотрудники. Хотя Надин работает весьма эффективно, психотерапевт установил, что ее депрессия является при- знаком того, что ее поведение на работе обусловлено схемой и наносит ей ущерб.
Рассказывая свою жизненную историю, Надин сообщила, что выросла в религиоз- ной семье, в которой всем, кроме отца, было запрещено выражать гнев. Надин была старшей из пяти детей. Поскольку ее мать была больна, Надин несла ответственность за своих младших братьев и сестер, — и ей не разрешалось жаловаться. Она была обя- зана жертвовать всем ради своих родителей, братьев и сестер, которые нуждались в за- боте, чем она.
Проводя работу над образами детства, Надин рассказала о случае, когда отец не- справедливо обвинил ее в том, что она якобы дала матери неправильное лекарство.
На самом деле лекарство дала младшая сестра, но Надин чувствовала, что было бы не- правильно вовлекать ее в конфликт, поэтому взяла вину на себя. Она стояла перед раз- гневанным отцом, подавляя злость, вызванную несправедливостью ситуации и своим актом самопожертвования. Когда психотерапевт попросил ее представить картину те- кущей ситуации, которая ощущалась бы точно таким же образом, Надин вспомнила, как взяла на себя вину за ошибку своего подчиненного.
Схема Самопожертвования Надин делает ее идеальным объектом для эксплуатации на работе. Как и в своей родной семье, Надин выступает в роли посредника в спорах, берет на себя чужую вину и добровольно выполняет неприятные задания. Она подав- ляет свой гнев, но ее депрессия от этого лишь усиливается. Движимая своей готов- ностью к самопожертвованию, она запечатлевает схему Эмоциональной депривиро- ванности. (Очень часто пациенты со схемой Самопожертвования также имеют схему
Эмоциональной депривированности, поскольку они сосредоточены на удовлетворении потребностей других людей, а не на собственных нуждах). Дома и на работе Надин за- ботится о других, но никто не заботится о ней самой. Визуализация помогает Надин