Файл: Курсовая работа направления и пути совершенствования процесса транспортировки материальнотехнических ресурсов по мдк 02. 03 Оптимизация процессов транспортировки и проведение оценки стоимости затрат на хранение товарных запасов.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 1001
Скачиваний: 23
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5.
Процесс транспортировки материально-технических ресурсов представляет собой многоэтапный и многооперационный процесс, в состав которого входит большое число технологических, эксплуатационных и экономических разновидностей операций. При этом некоторые этапы процесса транспортировки нередко выступают в качестве самостоятельных процессов6.
Как правило, технологическая схема процесса транспортировки материально-технических ресурсов выглядит следующим образом:
1.Подготовка материально-технических ресурсов к транспортировке.
2.Подача подвижного состава.
3.Погрузка материально-технических ресурсов в транспортное средство.
4.Непосредственное транспортирование материально-технических ресурсов (эксплуатация транспортного средства по назначению).
5.Передача материально-технических ресурсов с одного вида транспорта на другой (в случае необходимости).
6.Разгрузка транспортного средства.
7.Складирование материально-технических ресурсов или их передача получателю (производственному цеху, сторонней организации и др.)7.
Одной из важнейших функций в логистической системе предприятия является планирование транспортировки материально-технических ресурсов. В общем виде планирование представляет собой процесс принятия управленческих решений, который предшествует будущему действию.
Объектом данного вида планирования в логистической системе предприятия служит взаимосвязанная система планово-экономических показателей, которые характеризуют процесс транспортировки материально-технических ресурсов. В данном случае планирование, прежде всего, заключается в составлении расписания и графиков транспортировки материально-технических ресурсов на основе заключенных договоров, поданных заявок, изучения грузопотоков.
Формирование маршрутов движения транспортных средств является одной из главных задач планирования транспортировки материально-технических ресурсов. Маршрутом движения называют путь следования транспортного средства при выполнении перевозок8. Различают маятниковые маршруты (между двумя пунктами), подразделяемые на маршруты с обратным холостым (без груза) пробегом, с частично и полностью груженным пробегом, и кольцевые маршруты (по замкнутому контуру), подразделяемые на развозочные, сборные и сборно-развозочные маршруты.
Планирование может осуществляться на нескольких уровнях. В зависимости от горизонта планирования и важности решаемых задач различают стратегическое, оперативное и тактическое планирование. Стратегическое планирование охватывает период более одного года. В оперативных планах расписывают мероприятия, предстоящие в ближайшие несколько месяцев. Горизонт тактического планирования ограничивается одним месяцем.
Результатом процесса планирования являются планы. Речь идет про документы, в которых предприятие фиксирует желаемые для достижения предприятием количественные и качественные значения показателей его деятельности. Касательно транспортировки материально-технических ресурсов решаются вопросы использования собственного или арендованного транспорта, прогнозируется грузопоток, рассчитывается необходимое количество транспортных средств с заданной вместительностью
Отсюда определяется потребность в трудовых ресурсах (водителях, грузчиках, диспетчерах и др.), в горюче-смазочных материалах, что находит стоимостное выражение в транспортных расходах. Их минимизация является важной задачей любого предприятия. Ее решить можно, в том числе, за счет совершенствования планирования процесса транспортировки материально-технических ресурсов.
1.2 Факторы, определяющие выбор транспортных средств на предприятии
Факторы, которые определяют выбор транспортных средств:
1) объем и характер груза;
2) габариты, масса перемещаемого груза;
3) расстояние перемещения;
4) частота рейса;
5) направление перемещения9.
Для характеристики эффективности использования транспортных средств и оценки работы транспортного хозяйства применятся система технико-экономических показателей, основными из которых являются:
1. Техническая скорость движения транспортного средства определяется как отношение длины пути от начального до конечного пункта ко времени движения транспортного средства. Расчетная техническая скорость движения межцехового транспорта в зависимости от условий эксплуатации может составлять 60—80 м/мин внутри зданий, 100—150 м/мин вне зданий.
2. Эксплуатационная скорость транспортного средства определяется как отношение длины пути от начального до конечного пункта ко времени стоянки на начальном, промежуточных и конечном пунктах.
3. Коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства равен отношению массы одновременно перевозимого груза к грузоподъемности транспортного средства.
4. Коэффициент использования пробега транспортного средства равен отношению пути, проходимого транспортным средством с грузом, к пути, проходимого без груза. Сокращение пробега без груза (холостой ход) за счет рациональной маршрутизации улучшает использование транспортных средств и снижает потребность в их количестве.
5. Коэффициент использования рабочего времени транспортного средства определяется как отношение фактического времени работы транспортного средства к календарному времени за один период. При нормальной эксплуатации должен быть не менее 0,85.
Особое значение имеет оценка качества транспортного обслуживания, которое учитывает соблюдение сроков и размера партий доставки, отсутствие случаев повреждения и неправильной отправки грузов, предоставление дополнительных услуг.
Только оценка по каждому из критериев позволяет получить комплексную оценку эффективности транспортного обслуживания.
Выбор вида транспортных средств зависит от объема грузооборота, габаритов и физико-химических свойств грузов, расстояний и состояния дорог, направлений перемещения грузов и способа их погрузки и выгрузки, назначения транспорта, конструкции и планировки зданий, рельефа территории завода. При выборе транспортных средств необходимо также решать вопросы, связанные с применением грузоподъемного оборудования и оборотной тары. Выбранные средства должны предполагать сквозной метод транспортировки на основе единой транспортно-технологической схемы, обеспечивающей стыковку и преемственность отдельных звеньев транспортной сети предприятия. В данном случае межцеховой транспорт передает грузы в стандартной таре на внутрицеховой транспорт с минимальными перегрузками10.
Техническая характеристика выбранных транспортных средств дополняется расчетом их экономической целесообразности с использованием следующих показателей: часовой производительности транспорта, себестоимости перевозки 1 т груза, затрат на один рейс, коэффициента использования пробега, среднетехнической скорости и др. Выбранный вид транспортных средств должен соответствовать конкретным условиям производства, обеспечивать согласованную работу всех подразделений предприятия в установленном ритме при минимальных затратах на приобретение и эксплуатацию транспорта11.
Расчет количества транспортных средств с в общем виде производится исходя из суточного грузооборота Qсут, грузоподъемности транспортной единицы q, коэффициента использования грузоподъемности Кq и числа рейсов в сутки Np:12
c = (1.1)
Расчет количества транспортных средств можно производить исходя из часовой Рч или суточной Рс производительности:
с = или с = (1.2),
где Fн – плановое время работы транспортного средства в сутки.
Число транспортных средств прерывного (циклического) действия:
wтр = Qc / qтр.е (1.3),
где Qс – суточный грузооборот, т;
qтр.е – суточная производительность единицы транспортного оборудования, т.
Суточная производительность единицы транспортного оборудования прямо пропорциональна числу рабочих циклов mц и производительности за один цикл qц, т.е.
Qc = qцmц; mц = Fд.с. / Tц.т. (1.4),
где Fд.с – суточный фонд времени работы транспортного оборудования, мин;
Тц.т – транспортный цикл, мин (в общем случае Тц.т = Тпр + Тп +Тр, где Тпр – время пробега, Тп – время погрузки и Тр – время разгрузки).
Тогда
wтр = QсТц.т / (Fд.сqц) (1.5).
Число средств непрерывного транспорта, необходимых для данного грузопотока, например, транспортеров:
wтр.н = Qч / qч (1.6),
где Qч – часовой грузооборот, т;
qч – часовая производительность транспортера, т.
1.3 Общие подходы к повышению эффективности процесса транспортировки материально-технических ресурсов
Основными мероприятиями по повышению эффективности деятельности транспортного хозяйства предприятия являются:
1. Повышение производительности подвижного состава за счет улучшения организации перевозок.
Повышение производительности подвижного состава может быть достигнуто за счет увеличения коэффициентов использования грузоподъемности и пробега. В этом случае почти не требуется повышения нормативов оборотных средств, за исключением небольшого увеличения запасов автомобильного топлива.
При улучшении таких технико-эксплуатационных показателей, как техническая скорость движения, время простоя под погрузкой и разгрузкой, время работы автомобиля на линии в сутки, коэффициент выпуска автомобилей на линию, повышается производительность автомобильного парка.
Величина технико-эксплуатационных показателей определяет уровень производительности подвижного состава, себестоимость перевозок.
2. Строгое соблюдение режима экономии в расходовании материальных и денежных средств на основе внедрения прогрессивных норм расхода топливно-смазочных материалов, запасных частей, автомобильных шин, а также за счет ликвидации бесхозяйственного расходования и потерь материальных ценностей.
3. Улучшение организации материально-технического снабжения, нормирования и планирования.
В этом направлении необходимо изживать практику представления транспортным предприятием завышенных заявок на материалы, запасные части, шины и топливо (завоза их в явно завышенных количествах). Это приводит к замораживанию средств в излишних и ненужных материальных ценностях.
В транспортном хозяйстве предприятия необходимо своевременно выявлять и реализовывать образовавшиеся сверхнормативные и избыточные запасы материальных ценностей. Для этого необходимо организовать правильный учет материалов и хорошо организовать складское хозяйство.
4. Своевременное заключение договоров с клиентурой на автомобильные перевозки и с организациями на поставку материальных фондов, а также строгое соблюдение установленного порядка расчетов за автомобильные перевозки и поставки материальных ценностей.
Ускорение оформления документации по расчетам за выполненную транспортную работу, усиление контроля над сроками поступления платежей за перевозки, своевременное предъявление претензий клиентуре и поставщикам за нарушение договорных условий по перевозкам и поставкам – все это способствует более эффективной работе всего автозавода.
5. Снижение времени простоя подвижного состава в ТО-2 и текущих ремонтах способствует сокращению незавершенного производства, что в свою очередь также благоприятствует повышению эффективности деятельности предприятия.
6. Меры по экономии топлива.
Важнейшей задачей работников транспортного хозяйства предприятия является соблюдение режима экономии в расходовании материальных и денежных средств. Ниже приведены меры, принимая которые можно добиться экономии топлива:
Процесс транспортировки материально-технических ресурсов представляет собой многоэтапный и многооперационный процесс, в состав которого входит большое число технологических, эксплуатационных и экономических разновидностей операций. При этом некоторые этапы процесса транспортировки нередко выступают в качестве самостоятельных процессов6.
Как правило, технологическая схема процесса транспортировки материально-технических ресурсов выглядит следующим образом:
1.Подготовка материально-технических ресурсов к транспортировке.
2.Подача подвижного состава.
3.Погрузка материально-технических ресурсов в транспортное средство.
4.Непосредственное транспортирование материально-технических ресурсов (эксплуатация транспортного средства по назначению).
5.Передача материально-технических ресурсов с одного вида транспорта на другой (в случае необходимости).
6.Разгрузка транспортного средства.
7.Складирование материально-технических ресурсов или их передача получателю (производственному цеху, сторонней организации и др.)7.
Одной из важнейших функций в логистической системе предприятия является планирование транспортировки материально-технических ресурсов. В общем виде планирование представляет собой процесс принятия управленческих решений, который предшествует будущему действию.
Объектом данного вида планирования в логистической системе предприятия служит взаимосвязанная система планово-экономических показателей, которые характеризуют процесс транспортировки материально-технических ресурсов. В данном случае планирование, прежде всего, заключается в составлении расписания и графиков транспортировки материально-технических ресурсов на основе заключенных договоров, поданных заявок, изучения грузопотоков.
Формирование маршрутов движения транспортных средств является одной из главных задач планирования транспортировки материально-технических ресурсов. Маршрутом движения называют путь следования транспортного средства при выполнении перевозок8. Различают маятниковые маршруты (между двумя пунктами), подразделяемые на маршруты с обратным холостым (без груза) пробегом, с частично и полностью груженным пробегом, и кольцевые маршруты (по замкнутому контуру), подразделяемые на развозочные, сборные и сборно-развозочные маршруты.
Планирование может осуществляться на нескольких уровнях. В зависимости от горизонта планирования и важности решаемых задач различают стратегическое, оперативное и тактическое планирование. Стратегическое планирование охватывает период более одного года. В оперативных планах расписывают мероприятия, предстоящие в ближайшие несколько месяцев. Горизонт тактического планирования ограничивается одним месяцем.
Результатом процесса планирования являются планы. Речь идет про документы, в которых предприятие фиксирует желаемые для достижения предприятием количественные и качественные значения показателей его деятельности. Касательно транспортировки материально-технических ресурсов решаются вопросы использования собственного или арендованного транспорта, прогнозируется грузопоток, рассчитывается необходимое количество транспортных средств с заданной вместительностью
Отсюда определяется потребность в трудовых ресурсах (водителях, грузчиках, диспетчерах и др.), в горюче-смазочных материалах, что находит стоимостное выражение в транспортных расходах. Их минимизация является важной задачей любого предприятия. Ее решить можно, в том числе, за счет совершенствования планирования процесса транспортировки материально-технических ресурсов.
1.2 Факторы, определяющие выбор транспортных средств на предприятии
Факторы, которые определяют выбор транспортных средств:
1) объем и характер груза;
2) габариты, масса перемещаемого груза;
3) расстояние перемещения;
4) частота рейса;
5) направление перемещения9.
Для характеристики эффективности использования транспортных средств и оценки работы транспортного хозяйства применятся система технико-экономических показателей, основными из которых являются:
1. Техническая скорость движения транспортного средства определяется как отношение длины пути от начального до конечного пункта ко времени движения транспортного средства. Расчетная техническая скорость движения межцехового транспорта в зависимости от условий эксплуатации может составлять 60—80 м/мин внутри зданий, 100—150 м/мин вне зданий.
2. Эксплуатационная скорость транспортного средства определяется как отношение длины пути от начального до конечного пункта ко времени стоянки на начальном, промежуточных и конечном пунктах.
3. Коэффициент использования грузоподъемности транспортного средства равен отношению массы одновременно перевозимого груза к грузоподъемности транспортного средства.
4. Коэффициент использования пробега транспортного средства равен отношению пути, проходимого транспортным средством с грузом, к пути, проходимого без груза. Сокращение пробега без груза (холостой ход) за счет рациональной маршрутизации улучшает использование транспортных средств и снижает потребность в их количестве.
5. Коэффициент использования рабочего времени транспортного средства определяется как отношение фактического времени работы транспортного средства к календарному времени за один период. При нормальной эксплуатации должен быть не менее 0,85.
Особое значение имеет оценка качества транспортного обслуживания, которое учитывает соблюдение сроков и размера партий доставки, отсутствие случаев повреждения и неправильной отправки грузов, предоставление дополнительных услуг.
Только оценка по каждому из критериев позволяет получить комплексную оценку эффективности транспортного обслуживания.
Выбор вида транспортных средств зависит от объема грузооборота, габаритов и физико-химических свойств грузов, расстояний и состояния дорог, направлений перемещения грузов и способа их погрузки и выгрузки, назначения транспорта, конструкции и планировки зданий, рельефа территории завода. При выборе транспортных средств необходимо также решать вопросы, связанные с применением грузоподъемного оборудования и оборотной тары. Выбранные средства должны предполагать сквозной метод транспортировки на основе единой транспортно-технологической схемы, обеспечивающей стыковку и преемственность отдельных звеньев транспортной сети предприятия. В данном случае межцеховой транспорт передает грузы в стандартной таре на внутрицеховой транспорт с минимальными перегрузками10.
Техническая характеристика выбранных транспортных средств дополняется расчетом их экономической целесообразности с использованием следующих показателей: часовой производительности транспорта, себестоимости перевозки 1 т груза, затрат на один рейс, коэффициента использования пробега, среднетехнической скорости и др. Выбранный вид транспортных средств должен соответствовать конкретным условиям производства, обеспечивать согласованную работу всех подразделений предприятия в установленном ритме при минимальных затратах на приобретение и эксплуатацию транспорта11.
Расчет количества транспортных средств с в общем виде производится исходя из суточного грузооборота Qсут, грузоподъемности транспортной единицы q, коэффициента использования грузоподъемности Кq и числа рейсов в сутки Np:12
c = (1.1)
Расчет количества транспортных средств можно производить исходя из часовой Рч или суточной Рс производительности:
с = или с = (1.2),
где Fн – плановое время работы транспортного средства в сутки.
Число транспортных средств прерывного (циклического) действия:
wтр = Qc / qтр.е (1.3),
где Qс – суточный грузооборот, т;
qтр.е – суточная производительность единицы транспортного оборудования, т.
Суточная производительность единицы транспортного оборудования прямо пропорциональна числу рабочих циклов mц и производительности за один цикл qц, т.е.
Qc = qцmц; mц = Fд.с. / Tц.т. (1.4),
где Fд.с – суточный фонд времени работы транспортного оборудования, мин;
Тц.т – транспортный цикл, мин (в общем случае Тц.т = Тпр + Тп +Тр, где Тпр – время пробега, Тп – время погрузки и Тр – время разгрузки).
Тогда
wтр = QсТц.т / (Fд.сqц) (1.5).
Число средств непрерывного транспорта, необходимых для данного грузопотока, например, транспортеров:
wтр.н = Qч / qч (1.6),
где Qч – часовой грузооборот, т;
qч – часовая производительность транспортера, т.
1.3 Общие подходы к повышению эффективности процесса транспортировки материально-технических ресурсов
Основными мероприятиями по повышению эффективности деятельности транспортного хозяйства предприятия являются:
1. Повышение производительности подвижного состава за счет улучшения организации перевозок.
Повышение производительности подвижного состава может быть достигнуто за счет увеличения коэффициентов использования грузоподъемности и пробега. В этом случае почти не требуется повышения нормативов оборотных средств, за исключением небольшого увеличения запасов автомобильного топлива.
При улучшении таких технико-эксплуатационных показателей, как техническая скорость движения, время простоя под погрузкой и разгрузкой, время работы автомобиля на линии в сутки, коэффициент выпуска автомобилей на линию, повышается производительность автомобильного парка.
Величина технико-эксплуатационных показателей определяет уровень производительности подвижного состава, себестоимость перевозок.
2. Строгое соблюдение режима экономии в расходовании материальных и денежных средств на основе внедрения прогрессивных норм расхода топливно-смазочных материалов, запасных частей, автомобильных шин, а также за счет ликвидации бесхозяйственного расходования и потерь материальных ценностей.
3. Улучшение организации материально-технического снабжения, нормирования и планирования.
В этом направлении необходимо изживать практику представления транспортным предприятием завышенных заявок на материалы, запасные части, шины и топливо (завоза их в явно завышенных количествах). Это приводит к замораживанию средств в излишних и ненужных материальных ценностях.
В транспортном хозяйстве предприятия необходимо своевременно выявлять и реализовывать образовавшиеся сверхнормативные и избыточные запасы материальных ценностей. Для этого необходимо организовать правильный учет материалов и хорошо организовать складское хозяйство.
4. Своевременное заключение договоров с клиентурой на автомобильные перевозки и с организациями на поставку материальных фондов, а также строгое соблюдение установленного порядка расчетов за автомобильные перевозки и поставки материальных ценностей.
Ускорение оформления документации по расчетам за выполненную транспортную работу, усиление контроля над сроками поступления платежей за перевозки, своевременное предъявление претензий клиентуре и поставщикам за нарушение договорных условий по перевозкам и поставкам – все это способствует более эффективной работе всего автозавода.
5. Снижение времени простоя подвижного состава в ТО-2 и текущих ремонтах способствует сокращению незавершенного производства, что в свою очередь также благоприятствует повышению эффективности деятельности предприятия.
6. Меры по экономии топлива.
Важнейшей задачей работников транспортного хозяйства предприятия является соблюдение режима экономии в расходовании материальных и денежных средств. Ниже приведены меры, принимая которые можно добиться экономии топлива: