Файл: Учебная программа по учебному предмету Русский язык для 1011 классов общественногуманитарного направления уровня общего среднего образования по обновленному содержанию.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
10 4. Какую роль в тексте играют шрифт и гиперссылки?
[2]
5. Дайте развернутый ответ (7-8 предложений) на вопрос: «Можно ли доверять роботам?». Выразите собственную позицию. Используйте информацию прочитанного текста.
[4]
Письмо
Задание 3. Выполните письменное задание на одну из предложенных тем.
[10]
1. В вашей школе проводится неделя информационных технологий, в рамках которой вам предстоит выступить перед одноклассниками. Напишите тезисы вашего выступления по теме «Искусственный интеллект: угроза или помощник для человечества?».
2. Научно-популярный журнал объявил конкурс на лучшую статью «Школа будущего и искусственный интеллект». Напишите тезисы статьи.
3. Представьте себе, что вас пригласили выступить в Международной организации труда (МОТ) по проблемам неравенства в сфере трудовых отношений. Напишите тезисы выступления, в которых рассмотрите различные точки зрения по этому вопросу.
11
Схема выставления баллов
Слушание и говорение
Баллы
Описание
9-10
Демонстрирует очень хорошее понимание темы, идеи, целевой аудитории прослушанного текста.
Строит монолог, в котором аргументированно и убедительно выражает свое отношение к проблеме, творчески интерпретируя информацию.
Демонстрирует широкий спектр языковых структур и богатство словарного запаса. Речь грамотная, свободно описывает сложные идеи, последовательно применяя соответствующий стиль.
7-8
Демонстрирует хорошее понимание темы, идеи, целевой аудитории прослушанного текста. В монологе аргументированно выражает свое отношение к проблеме, творчески интерпретируя информацию. Речь грамотная, допускает случайные ошибки. Свободно излагает идеи, изредка сбивается при описании сложных идей, последовательно применяя соответствующий стиль.
5-6
Демонстрирует хорошее понимание темы, идеи, целевой аудитории прослушанного текста. Пытается аргументированно выразить свое отношение к проблеме, делая попытки творческой интерпретации текста. В речи допускает незначительные ошибки, не затрудняющие целостное понимание. Демонстрирует удовлетворительный спектр языковых структур и лексики, некоторое понимание использования лексических и грамматических структур.
3-4
Демонстрирует некоторое понимание темы и идеи текста. Приводит неубедительные аргументы для выражения собственного отношения к проблеме, делая попытки творческой интерпретации текста. Демонстрирует ограниченный словарный запас, в некоторых случаях недостаточный для выполнения поставленной задачи. Допускает ошибки в использовании грамматических структур.
1-2
Демонстрирует слабое понимание темы и идеи текста. Не приводит аргументов для выражения своего отношения к проблеме, отсутствует творческая интерпретация прослушанной информации. Демонстрирует очень ограниченный словарный запас, в некоторых случаях недостаточный для выполнения поставленной задачи. Допускает ошибки в использовании грамматических структур.
0
Задание не выполнено: не может выразить свое отношение к проблеме.
Демонстрирует очень ограниченный словарный запас, допускает постоянные повторяющиеся ошибки, затрудняющие понимание. Речь прерывиста, использует несоответствующий стиль. Цель не достигнута.
Чтение
№ задания
Балл
Ответы
Дополнительная
информация для
учителя
1 1
Цель текста
– проинформировать о возможностях и проблемах роботизации в современном мире.
Учащийся может сформулировать ответ иначе, но сохраняя основную информацию
2 1
Современный мир без роботов невозможно представить, однако науке и обществу предстоит решить еще множество проблем, связанных с использованием ИИ.
3 2
Автор считает, что использование ИИ 1 балл
12 облегчает жизнь человека, но современные роботы несовершенны и не смогут полностью заменить человека.
Для выражения позиции автор использует:
- заголовок («Когда у нас появятся нормальные роботы-помощники?»);
- статистику («в 2025 году будет не хватать
370 000 людей, обеспечивающих уход»);
- риторические вопросы (Где мы будем хранить их, пока они не используются? А вы доверяете роботам?);
- эмоционально-окрашенную лексику
(дружеское общение, легко сбиваются с толку);
- использование отрицаний
(не сможет сымитировать точь-в-точь, не сможет заменить, не многофункциональные) присуждается учащемуся за определения авторской позиции,
1 балл – за одно из речевых средств, с помощью которого выражена позиция автора
4 2
1. Текст написан с использованием разных шрифтов: жирным шрифтом выделены заголовок и название основной части текста.
Таким образом автор делает акцент на основной мысли текста.
2. Гиперссылка «показывают будущее» отправляет читателя к аннотациям фильмов, в которых рассказывается о будущем с использованием ИИ.
1 балл присуждается учащемуся за анализ шрифта,
1 балл – за анализ гиперссылки
5 4
Учащийся дает развернутый ответ на вопрос, в котором выражает собственную позицию. В ответе использует информацию прочитанного текста.
1 балл ставится, если учащийся дает логичный развернутый ответ на вопрос, не отклоняясь от темы
1 балл ставится, если учащийся выражает собственную позицию по проблеме
1 балл ставится, если учащийся использует информацию прочитанного текста
1 балл ставится, если учащийся демонстрирует грамотное письмо
(не более
1-2 ошибок)
13
Письмо
Баллы
Описание
9-10
Соблюдает особенности жанра. Использует последовательную, логичную структуру. Уместно использует языковые средства. Раскрывает сложные идеи.
Соблюдает целевую аудиторию. Демонстрирует высокий уровень грамотности.
7-8
Соблюдает особенности жанра. Использует последовательную, логичную структуру. Уместно использует языковые средства. Раскрывает сложные и простые идеи. В целом соблюдает целевую аудиторию. Допускает некоторые грамматические ошибки, не препятствующие пониманию текста.
5-6
Соблюдает особенности жанра. Иногда нарушает последовательную, логичную структуру. Использует языковые средства. Раскрывает некоторые сложные идеи, но в основном простые. Соблюдает целевую аудиторию. Допускает грамматические ошибки, не препятствующие пониманию текста.
3-4
Допускает отклонения от жанра. Нарушает последовательную, логичную структуру. Использует языковые средства. Раскрывает только простые идеи.
Иногда нарушает целевую аудиторию. Допускает грамматические ошибки, препятствующие пониманию текста.
1-2
Допускает отклонения от жанра. Строит текст не логично. Не уместно использует языковые средства. Не раскрывает идей. Нарушает целевую аудиторию. Допускает грамматические ошибки, препятствующие пониманию текста.
0
Работа не соответствует заданию, запутанная и бессвязная. Несоблюдение языковых норм (неправильное использование временных форм, несогласование подлежащего и cкaзуeмoгo, орфографические и пунктуационные ошибки).
14
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 2 четверть
Продолжительность – 40 мин
Слушание и говорение – 10 минут
(навык СГ проверяется отдельно)
Чтение - 20 минут
Письмо - 20 минут
Количество баллов – 30 баллов
Типы заданий:
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развёрнутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из заданий, требующих краткого и развёрнутого ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова, предложения или 2-3 предложений, при этом обучающийся должен не только правильно ответить на вопрос, но и объяснить, аргументировать свой ответ.
В вопросах, требующих развернутого ответа, задание может содержать несколько структурных частей/вопросов.
15
Характеристика заданий суммативного оценивания за 2 четверть
Раздел
Проверяемая цель
Уровень
мыслительных
навыков
Кол-во
заданий*
№
задания*
Тип
задания*
Время на
выполнение,
мин*
Балл*
Балл
за
раздел
Современн ое общество: проблемы миграции
Театр в современн ом мире
11.1.4 Участвовать в деловой беседе, решая проблему и достигая договоренности
Знание
Понимание
Синтез
1 1
РО
10 10 10 11.2.1 Понимать главную, детальную, скрытую информацию сплошных и несплошных текстов, критически оценивая авторскую позицию и скрытый смысл текста
11.2.3
Понимать применение изобразительно-выразительных средств, стилистических фигур и других приемов в тексте
11.2.4 Определять типы, признаки и языковые особенности текстов разных жанров научного (научная статья)
Знание
Понимание
Анализ
4 2
РО
20 10 10 11.3.4 Создавать тексты различных типов и стилей (аннотация, статья, репортаж, публичное выступление) уместно употреблять цитирование с учетом цели, целевой аудитории и речевой ситуации, уместно использовать цитирование
Применение
Синтез
1 3
РО
20 10 10 11.4.2 Использовать специальную лексику, различные изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры в соответствии с целью и ситуацией общения
Итого
6
3
40
30
30
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
16
Образцы заданий и схемы выставления баллов
Слушание и говорение
Задания 1. Прослушайте текст. На основе данного текста составьте в парах диалог между участниками конференции ООН по поднятой в тексте проблеме. В конце беседы попробуйте прийти к общему выводу и достичь договоренности. Вы можете использовать предложенные вопросы:
1. Каково отношение в мире к миграционным процессам?
2. Считаете ли вы, что развитые страны должны помогать мигрантам?
3. Чем грозит нерегулируемая миграция?
4. Каково ваше личное отношение к проблеме миграции? [10]
Время для подготовки – 5 минут, время высказывания по теме – 5 минут.
Транскрипт
Глобальный договор о безопасной, упорядоченной и легальной миграции официально утверждён. Такое решение приняли делегации из более чем 150 стран в ходе
Межправительственной конференции ООН, начавшейся в понедельник в Мараккеше.
В своей вступительной речи генеральный секретарь организации Антониу Гутерреш отметил, что миграция не только неизбежна, но и необходима большинству развитых стран в связи с падением рождаемости и увеличением продолжительности жизни населения. Он также обвинил противников пакта в распространении ложных сведений касательно положений документа.
«Вне зависимости от того, вынужденно или добровольно перемещаются мигранты, имеют ли они официальное разрешение на то или нет, нужно уважать права человека и достоинство каждого. Отвергать, унижать этих людей – это путь к дегуманизации и ужасу.
Нельзя поддаваться страху и верить ложным заявления, россказням»,– сказал Гутерреш.
От участия в конференции или подписания документа отказался целый ряд стран, в том числе членов ЕС. Примеру США, которые вышли из переговоров ещё на стадии разработки соглашения, последовали Австрия, Болгария, Венгрия, Польша, Италия, Хорватия, Чехия.
Документ обязательной юридической силы не имеет. Он предполагает оказание помощи мигрантам на всех этапах интеграции, но в то же время оговаривает меры по борьбе с нелегальной миграцией.
Противники пакта уверены в том, что он будет иметь обратный эффект: приведет к увеличению потока нелегалов в развитые страны. https://www.youtube.com/watch?v=4oYH03p9NvI
Чтение
Задание 2. Прочитайте текст и прокомментируйте стиль и язык, которым он написан.
Напишите свой ответ в виде связного текста.
[10]
1. Определите жанр текста, докажите.
2. Укажите цель и целевую аудиторию и позицию автора текста.
3. Определите стиль, приведите доказательства.
4. Проанализируйте использованные в тексте лексические языковые средства
(2 примера).
В условиях экономических, политических и социальных изменений, происходящих в современном обществе, актуализируется процесс личностного становления и культурного развития молодёжи, её мировоззрения и системы ценностей, духовного и творческого потенциала. Еще А.Н. Островский писал: «Если отнять у молодежи изящные удовольствия,
17 как предмет ее восторгов, она будет увлекаться и восторгаться по другому поводу: восторг – потребность юного возраста. Найдутся хорошие поводы для увлечения, – юность увлекается; не найдется хороших, она увлекается чем придется».
Одним из таких увлечений, способных благотворно влиять на нравственное здоровье общества, бесспорно, является увлечение молодёжи театром. Одна из важнейших функций театра – познавательная. Окунаясь в волшебный мир представления, маленький зритель узнаёт о существовании сказочных героев, учится понимать, где добро, а где зло, как нужно относиться к окружающим людям, животным. Театральное искусство даёт основы познания о мире и гармоничном существовании в нём. Формирование общественного сознания – ещё одна важная социальная функция театра, так как он неотделим от истории страны, национальной культуры, жизни и интересов народа. Особого подъёма искусство театра достигает тогда, когда отстаивает гуманистические идеи, правдиво раскрывает духовные проблемы современного общества, помогает найти ответы на трудные жизненные вопросы.
Театр во все времена, в каких бы формах он ни проявлялся, каким бы он ни был, всегда должен приносить эстетическое наслаждение, связанное с радостью восприятия и любованием. Игровая функция театра оказывает большое влияние на всех, кто соприкасается с этим искусством. Сопереживая театральному действу, зритель забывает о накопившихся проблемах, получает компенсацию за нереализованные в повседневной жизни устремления, возможность открыто проявлять свои эмоции и чувства. Коммуникативная функция театра предусматривает то, что в ходе игры актёры и зрители обмениваются настроениями, чувствами, идеями и представлениями. Это и есть человеческая коммуникация, когда информация передаётся, уточняется, преобразуется между субъектами, в данном случае представителями сцены и зрительного зала.
Таким образом, театр является незаменимым социализирующим инструментом.
Посещая театральные постановки, молодёжь осваивает знания, нормы, ценности, принятые в той или другой общности людей, но воспринимает, впитывает их не пассивно, а преломляя через свою индивидуальность, через свой жизненный опыт. Благодаря этому происходит становление личности. Социализация в то же время является и переходом внешних для индивида общественных отношений в его внутренний духовный мир. https://school-science.ru/7/8/38757
Письмо
Задание. Выполните письменное задание на одну из предложенных тем. Объем слов – 300-
350.
[10]
1. Для приобщения учащихся к культурной и духовной жизни в школе решили провести акцию «Театр в моем сердце». Напишите текст выступления перед учениками с целью привлечения их к участию в акции. Расскажите о задачах акции и предположительных мероприятиях. Используйте изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры в соответствии с целью и жанром текста.
2. Напишите репортаж для местной газеты из миграционного центра, рядом с которым проводится митинг. В тексте расскажите о причинах, заставивших мигрантов участвовать в данном митинге, опишите окружающую обстановку. Используйте изобразительно- выразительные средства языка, стилистические фигуры в соответствии с целью и жанром текста.
3. Напишите статью в школьную газету «Современный театр: развлечение или место образования?». Используйте изобразительно-выразительные средства языка, стилистические фигуры в соответствии с целью и жанром текста.