Файл: Учебная программа по учебному предмету Русский язык для 1011 классов общественногуманитарного направления уровня общего среднего образования по обновленному содержанию.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 212
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
25
Схемы выставления баллов
Слушание и говорение
Баллы
Описание
9-10
Демонстрирует очень хорошее понимание темы, идеи прослушанного текста.
Приводит отличные доказательства убедительности информации.
Аргументированно и убедительно выражает свое отношение к проблеме, творчески интерпретируя информацию. Демонстрирует широкий спектр языковых структур и богатство словарного запаса, хорошее понимание использования лексических и грамматических структур. Речь грамотная, свободно описывает сложные идеи, последовательно применяя соответствующий стиль.
7-8
Демонстрирует хорошее понимание темы, идеи прослушанного текста.
Приводит хорошие доказательства убедительности информации.
Аргументированно выражает свое отношение к проблеме, творчески интерпретируя информацию. Речь грамотная, допускает случайные ошибки.
Свободно излагает идеи, изредка сбивается при описании сложных идей, последовательно применяя соответствующий стиль.
5-6
Демонстрирует хорошее понимание темы, идеи прослушанного текста.
Приводит доказательства убедительности информации.
Пытается аргументированно выразить свое отношение к проблеме, делая попытки творческой интерпретации текста. В речи допускает незначительные ошибки, не затрудняющие целостное понимание. Демонстрирует удовлетворительный спектр языковых структур и лексики, некоторое понимание использования лексических и грамматических структур.
3-4
Демонстрирует некоторое понимание темы и идеи текста. Отсутствуют доказательства убедительности информации. Приводит неубедительные аргументы для выражения собственного отношения к проблеме, делая попытки творческой интерпретации текста. Демонстрирует ограниченный словарный запас, в некоторых случаях недостаточный для выполнения поставленной задачи. Допускает ошибки в использовании грамматических структур.
1-2
Демонстрирует слабое понимание темы и идеи текста; Не приводит аргументов для выражения своего отношения к проблеме, отсутствует творческая интерпретация прослушанной информации. Демонстрирует очень ограниченный словарный запас, в некоторых случаях недостаточный для выполнения поставленной задачи. Допускает ошибки в использовании грамматических структур.
0
Задание не выполнено: не может выразить свое отношение к проблеме.
Демонстрирует очень ограниченный словарный запас, допускает постоянные повторяющиеся ошибки, затрудняющие понимание. Речь прерывиста, использует несоответствующий стиль. Цель не достигнута.
26
Чтение
№ задания
Балл
Ответы
Дополнительная
информация для
учителя
1
1
Сходства текстов:
- общая тема (развитие генной инженерии);
- схожие цели (проинформировать читателя).
Учащийся может указать один или несколько примеров из предложенных вариантов ответов
2
1
Различия текстов:
- стиль (текст А- научный (научно-популярный подстиль); текст В - публицистический);
- языковые особенности (текст А - специальная лексика (бактерии, вирусы, ген, аллерген,
встраивание); текст В - эмоционально- оценочная лексика (огромные возможности,
вернуть к жизни, более того) и ИВС
(открывает возможности, искоренить все
болезни, переделывать организм).
3
7-8
Умелая переработка материала в поддержку своей точки зрения; высокий уровень использования уместного стиля.
Демонстрируется очень хорошее понимание грамматических и лексических норм для выражения сложных понятий.
Язык повсеместно грамотный, возможны редкие случайные описки.
5-6
Хорошая переработка материала в поддержку своей точки зрения; повсеместное и в основном непрерывное использование уместного стиля.
Демонстрируется хорошее понимание грамматических и лексических норм для выражения простых и некоторых сложных мнений. Язык в целом на хорошем уровне, с редкими ошибками.
3-4
Удовлетворительная переработка материала в поддержку своей точки зрения; удовлетворительное использование стиля.
Демонстрируется удовлетворительное понимание грамматических и лексических норм для выражения простых мнений. Грамотность языка удовлетворительна. Ошибки заметны, но обычно не препятствуют пониманию.
1-2
Некоторая попытка переработать материал в поддержку своей точки зрения; непоследовательность и ошибки в использовании стиля.
Ограниченное понимание грамматических и лексических норм для выражения только очень простых мнений. Язык в целом безграмотный, понимание временами затруднено.
27
Письмо
Баллы
Описани
е
9-10
Соблюдает особенности жанра. Использует последовательную, логичную структуру. Уместно использует языковые средства. Раскрывает сложные идеи. Соблюдает целевую аудиторию. Демонстрирует высокий уровень грамотности. Соблюдает пунктуационные нормы в сложных предложениях.
7-8
Соблюдает особенности жанра. Использует последовательную, логичную структуру. Уместно использует языковые средства. Раскрывает сложные идеи. Соблюдает целевую аудиторию. Допускает некоторые грамматические ошибки, не препятствующие пониманию текста. Допускает 2-3 пунктуационные ошибки в сложных предложениях.
5-6
Соблюдает особенности жанра.
Иногда нарушает логику и последовательность в структуре. Использует языковые средства. Раскрывает сложные идеи. Соблюдает целевую аудиторию. Допускает грамматические ошибки, не препятствующие пониманию текста. Допускает 4-5 пунктуационных ошибок в сложных предложениях.
3-4
Допускает отклонения от жанра. Нарушает логику и последовательность в структуре. Использует языковые средства. Раскрывает простые идеи. Иногда нарушает целевую аудиторию. Допускает грамматические ошибки, препятствующие пониманию текста. Допускает большое количество пунктуационных ошибок в сложных предложениях.
1-2
Допускает отклонения от жанра. Строит текст не всегда логично. Не уместно использует языковые средства. Раскрывает некоторые простые идеи.
Нарушает целевую аудиторию. Допускает грамматические ошибки, препятствующие пониманию текста. Не соблюдает пунктуационные нормы в сложных предложениях.
0
Работа, не соответствующая заданию, запутанная и бессвязная.
Несоблюдение языковых норм (неправильное использование временных форм, несогласование подлежащего и cкaзуeмoгo, орфографические и пунктуационные ошибки).
28
СПЕЦИФИКАЦИЯ СУММАТИВНОГО ОЦЕНИВАНИЯ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Обзор суммативного оценивания за 4 четверть
Продолжительность – 40 мин
Слушание и говорение – 10 минут
(навык СГ проверяется отдельно)
Чтение - 20 минут
Письмо - 20 минут
Количество баллов – 30
Типы заданий:
КО – задания, требующие краткого ответа;
РО – задания, требующие развёрнутого ответа.
Структура суммативного оценивания
Данный вариант состоит из заданий, требующих краткого и развернутого ответов.
В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова, предложения или 2-3 предложений, обучающийся должен не только правильно ответить на вопрос, но и объяснить, аргументировать свой ответ.
В вопросах, требующих развернутого ответа, задание может содержать несколько структурных частей/вопросов.
29
Характеристика заданий суммативного оценивания за 4 четверть
1 2 3
Раздел
Проверяемая цель
Уровень
мыслительных
навыков
Кол-во
заданий*
№
задания*
Тип
задания*
Время на
выполнение,
мин*
Балл*
Балл
за
раздел
Историческое наследие и память
Мир и безопасность
11.1.5 Строить развёрнутый монолог для публичного выступления в рамках общественно-политической, социально-культурной, социально-экономической и учебно-научной сфер
11.1.6 Оценивать прослушанны й материал с точки зрения убедительности, критически оценивая его
Синтез
Оценка
2 1
РО
10
(проверяется отдельно)
10 10 11.2.8 Сравнивать стилистические особенности текстов
(композиционные, языковые и жанровые), учитывая тему, основную мысль, проблему, цель, целевую аудиторию, позицию автора и воздействие, произведенное на читателя
Анализ
4 2
РО
20 10 10 11.3.6 Писать тексты-описания и тексты-повествования в различных жанрах, используя приёмы, отражающие убеждения, взгляды и чувства автора
Синтез
1 3
РО
20 10 10
Итого:
6
7
3
40
30
30
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
Проверяемая цель
Уровень
мыслительных
навыков
Кол-во
заданий*
№
задания*
Тип
задания*
Время на
выполнение,
мин*
Балл*
Балл
за
раздел
Историческое наследие и память
Мир и безопасность
11.1.5 Строить развёрнутый монолог для публичного выступления в рамках общественно-политической, социально-культурной, социально-экономической и учебно-научной сфер
11.1.6 Оценивать прослушанны й материал с точки зрения убедительности, критически оценивая его
Синтез
Оценка
2 1
РО
10
(проверяется отдельно)
10 10 11.2.8 Сравнивать стилистические особенности текстов
(композиционные, языковые и жанровые), учитывая тему, основную мысль, проблему, цель, целевую аудиторию, позицию автора и воздействие, произведенное на читателя
Анализ
4 2
РО
20 10 10 11.3.6 Писать тексты-описания и тексты-повествования в различных жанрах, используя приёмы, отражающие убеждения, взгляды и чувства автора
Синтез
1 3
РО
20 10 10
Итого:
6
7
3
40
30
30
Примечание: * - разделы, в которые можно вносить изменения
30
Образцы заданий и схемы выставления баллов
Слушание и говорение
Задание 1. Прослушайте текст. Представьте обзор текста и подготовьте публичное выступление. [10]
1. Докажите, что представленная в тексте информация актуальна.
2. Подготовьте публичное выступление на школьной конференции от лица учителя истории на тему «Сохранение истории – в наших руках!». Приведите примеры, касающиеся вашего региона. Используйте информацию прослушанного текста.
Время для подготовки – 1 минута, время обзора текста – 1 минута, время высказывания по теме – 3 минуты.
Транскрипт
Отныне все проезжающие по трассе Шымкент – Ташкент непременно обращают внимание на конные статуи Жангир-хана и Жалантос-бахадура, установленные на высоком холме. Они являются частью мемориального комплекса «Батыр бабалар», расположившегося близ аула Шарапхана. Его открытие приурочено к 375-летию победы казахских батыров в
Орбулакской битве, слава и память о которой пережили века. Взоры батыров, оседлавших коней, обращены в степь, за которой виднеются очертания гор. Их лица напряжены, и, кажется, в любой миг, как только вдали появится черная туча надвигающихся джунгар, они сорвутся с места, чтобы противостоять нашествию врага и не допустить его на родную землю.
Идея именно так увековечить героический подвиг в борьбе казахов против джунгар принадлежит председателю международного общественного благотворительного фонда
«Жеті жарғы және Қожаберген жырау», заслуженному деятелю Казахстана Бекету
Тургараеву. К этому дню он шел много лет, пытаясь найти ответ на вопрос, каким образом малочисленный отряд Жангир-хана смог одержать победу над многотысячным войском джунгар. Об этом подвиге, который в народе сравнивают с битвой 300 спартанцев с армией персов, он слышал еще в детстве от аксакалов. История Орбулакской битвы впечатлила его и вдохновила на идею возведения памятника героям прошлого.
Бекет Тургараев уверен, что посещение путниками и туристами мемориального комплекса «Батыр бабалар» непременно станет поводом для того, чтобы человек заинтересовался историей Орбулакской битвы, занялся поиском дополнительных сведений, погрузившись в историю казахского народа.
Мысленно представить события почти четырехвековой давности можно на скамейках
Молодежного парка, заложенного рядом с комплексом «Батыр бабалар». По инициативе
Бекета Тургараева в нем высажены сотни деревьев ценных пород, установлены скамейки и освещение, проложены аллеи, вдоль которых на гранитных тумбах начертаны «Слова назидания» Абая. https://www.kazpravda.kz/news/ruhani-zhangiru/batirov--slavnih-imena
Чтение
Задание 2. Прочитайте тексты и сравните их, описав сходства и различия. Напишите свой ответ в виде связного текста. [10]
1. Сравните темы текстов и жанры.
2. Определите цели и целевую аудиторию.
3. Сравните языковые особенности текстов.
4. К какому стилю принадлежат тексты? Приведите доказательства.
31
Текст А
Из выступления В.В. Путина на Международном конгрессе по кибербезопасности
Уважаемые участники конгресса!
Особого внимания, конечно, требует сегодня безопасность глобального информационного пространства. Мы видим, что количество угроз и рисков здесь только растёт. Так, по данным Всемирного экономического форума, в 2017 году потери только от кибератак в мире составили порядка триллиона долларов США, и, по мнению экспертов, если не предпринимать эффективных, результативных мер, ущерб будет ещё больше.
Как и другие страны, Россия также сталкивается с подобными вызовами. К примеру, в первом квартале этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года число кибератак на российские ресурсы увеличилось на треть.
Убеждён, их нейтрализация и в целом обеспечение кибербезопасности – это государственная задача, и в её решении необходимо объединять усилия правоохранительных органов, деловых кругов, общественных организаций и самих граждан.
Хорошо понимаем, что масштабы киберугроз сегодня таковы, что нейтрализовать их можно только вместе, объединив усилия всего международного сообщества.
Россия всегда выступала за совместное и справедливое решение любых возникающих здесь вопросов и тем более споров. При этом мы убеждены, что меры безопасности и регулирования этого пространства не должны мешать его технологическому прогрессу и инновационному развитию. Вновь повторю, для бурной цифровой эпохи важна свобода: свобода общения, коммуникаций, обмена опытом и идеями.
Текст Б
Фишинг-атаки можно назвать преступлением XXI века. Средства массовой информации ежедневно публикуют списки организаций, чьи клиенты подверглись фишинговым атакам. В то время как спам только отвлекает получателей от работы, фишинг зачастую ведет к реальным финансовым потерям. Угроза вполне серьёзная, так почему же люди до сих пор не научились её избегать?
Преступники достаточно умело играют на психологии своих жертв: есть масса способов обмануть пользователя, и все они идут в ход. Например, можно заманить его пустыми обещаниями — надо ли говорить, что это вполне эффективный вариант, ведь любители «бесплатного сыра» всегда найдутся. Также можно сыграть на ажиотаже, возникшем вокруг какой-то темы. Например, мошеннический сайт предлагал посетителям скачать электронный билет на чемпионат мира по футболу. На самом деле вместо билета пользователь получал банковского троянца. Для тех, кому в детстве родители все-таки объяснили, что заманчивым обещаниям незнакомцев доверять не стоит, у фишеров есть другой инструмент — рассылки от лица друзей жертвы.
Еще один эффективный метод — застать жертву врасплох и запугать. Например, угрозой блокировки учетной записи или даже банковской карты. В связи с этим уместно будет упомянуть «вишинг» (то есть фишинг по телефону). Не всем людям просто сориентироваться и отказать напористому
«сотруднику отдела безопасности банка», требующему сообщить данные карточки для предотвращения её блокировки.
Поэтому даже при небольшом проценте попавшихся, мошенники могут вполне прилично зарабатывать. Причем, поскольку в большинстве случаев охота идёт за банковскими данными, для монетизации даже не надо придумывать какие-то сложные схемы. Также многие фишеры будут вполне удовлетворены и доступом к вашей учётной записи в социальной сети или почтовом сервисе. https://www.kaspersky.ru/blog/how-to-avoid-phishing/5411/