ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2021
Просмотров: 2648
Скачиваний: 1
Лекция: ОСОБЕННОСТИ ДОГМАТИКИ И БОГОСЛУЖЕНИЯ
В ПРАВОСЛАВИИ И КАТОЛИЧЕСТВЕ.
Основу православного вероучения составляет Никео-Цареградский символ веры. Он был разработан и утвержден на первых двух Вселенских церковных соборах (Никейский в 325 г., Константинопольский в 381 г.). Символ веры состоит из 12 членов (предложений), каждый из которых начинается со слова «Верую». Римско-католическая церковь признает этот Символ веры, но по решению Толедского собора в 589 году в него добавляет «филиокве» («и от сына»).
Особое значение в православном богословии отводится догмату о Святой Троице. В православии догмат о Святой Троице основывается на учении о Божественном единоначалии каждой из ипостасей, т.е. Бог-Отец как первоначало рождает Сына и через Него изводит Святой Дух. Иначе говоря, Символ веры предусматривает веру в единого Бога, который существует в трех равносущных ипостасях (ликах), составляющих Святую Троицу – Бога-Отца, Бога-Сына и Бога Духа Святого. Символ веры предусматривает также вочеловечение Бога-Сына - Иисуса Христа, в Его крестную жертву во имя преодоления человечеством первородного греха, в Его воскресение, вознесение, последующее пришествие на землю для суда над живыми и мертвыми, а также предусматривает веру в спасительную силу «единой святой соборной апостольской церкви».
В католическом вероучении Иисус Христос становится соучастником в изведении Святого Духа по формуле «филиокве», т.е. Святой Дух исходит от Отца и Сына в равной степени. Эта формула была введена в католичестве против распространенной на Западе ереси Ария (256-336 гг.), смысл которой заключался в том, что Сын Божий не равен Богу-Отцу и является Его творением. Формула «Филиокве» должна была поднять авторитет главы Католической церкви, который считался и считается до сих пор викарием Иисуса Христа на земле.
Вероучение христиан независимо от конфессий основывается на Библии. Но количество книг в ветхозаветной части христианской Библии больше на 11 книг, чем в иудейском Талмуде. В Талмуде количество книг совпадает с числом букв в алфавите еврейского языка (иврита), т.е. 39 книг. Христиане, приняв ветхозаветные книги от иудеев, включили туда еще 11 книг, которые в иудаизме не признаются каноническими. Католики и православные по-разному оценивают значимость этих 11 книг. Православные их считают неканоническими, не богодухновенными, но душеполезными. Католики же приравнивают эти книги к остальным каноническим книгам Ветхого Завета и признают их богодухновенными.
В Католической церкви принято читать Библию на латинском языке. Перевод Библии на национальные языки на Западе начался с XV века. В Православной церкви тексты Библии были переведены на церковнославянский – искусственный язык в IX веке. Этот перевод традиционно приписывается основателям нового языка братьям Кириллу и Мефодию. В Русской церкви церковнославянские тексты Библии, которые используются в богослужении и молитвословии, стали официальными и неизменными с 1751 года. В мирском обращении и чтении используется русский текст Библии, который впервые был полностью издан в 1876 году. Выполнялся русский перевод Священного Писания группой ученых иерархов и богословов несколько десятков лет, а именно с 1818 по 1875 годы.
В тексте православной Библии имеется 39 книг Ветхого завета. 28 из них переведены на русский язык с древнееврейского языка. Они считаются каноническими. 10 книг Библии переведены с древнегреческих текстов III – II веков до Рождества Христова. Эти тексты объединены одним греческим словом «Септуагинта», потому что в свое время переводились с древнееврейских текстов 70 греческими толковниками. Одна ветхозаветная книга переведена на русский язык с латинского перевода IV века, так называемой Вульгаты. Последние неканонические книги (11) включены в русский перевод Ветхого завета для душевной пользы. Кроме того, в православной части Ветхого завета имеется ряд неканонических вставок в канонические книги. Новый завет Библии по содержанию и структуре является единым для всех христиан без канонических различий.
Православная церковь в отличие от Католической не осуждает самостоятельного чтения Библии прихожанами, полагая это достойным и богоугодным делом. Но она считает такое чтение трудным для неподготовленных людей и предостерегает их от неверного толкования священных книг и возможного отклонения в ересь. Католическая церковь на том же основании категорически запрещает прихожанам самостоятельно читать Библию. Она требует знакомиться с библейскими текстами только с помощью специально подготовленных людей, т.е. представителей католического духовенства.
По значимости за Священным Писанием Православная церковь ставит Священное Предание. Священное Предание состоит из решений первых семи Вселенских церковных соборов, решений поместных соборов автокефальных церквей, признанных общезначимыми, а также состоит из патристики, т.е. святоотеческой литературы.
Католическая церковь не признает высокую значимость Священного Предания, по которому живет Православная церковь.
Согласно католическому учению, как и православному, считается, что передача Богом Откровения завершилась со смертью апостолов. Но в отличие от Православной церкви Католическая церковь утверждает, что и после смерти апостолов Откровение может углубляться и развиваться в процессе правильного его постижения. Это утверждение узаконивается догматом о непогрешимости папы Римского, о его наместничестве (викариатстве) на земле. По этому догмату епископ Рима, он же Римский папа является преемником и обладателем ключей от рая святого Петра. Члены коллегии епископов в Католической церкви считаются наследниками апостолов. Этими обстоятельствами оправдывается право папы и Коллегии епископов создавать новые догматы, вносить дополнения и коррективы в христианское учение, которые должны восприниматься так же, как и Откровение Бога. Православная же церковь живет по законам Священного Предания и не допускает никаких дополнений и изменений в христианское учение.
Существует католическое учение о рае, аде и чистилище. Учение о чистилище было принято в XV веке и является временным местопребыванием душ умерших до определения их судьбы Божьим судом. В православии промежуточный момент души умершего четко не определен. Душа блуждает между раем и адом в ожидании Божьего решения.
В конце XI века, а именно после окончательного раскола христианского мира на западное и восточное, Католическая церковь ввела обет безбрачия духовенства («целибат»). Целью его стало стремление церкви сохранить свою земельную собственность, не допустить ее дробления между наследниками, а также укрепить церковную дисциплину. Таким образом, католическое духовенство все без исключения является черным, т.е. монашествующим. В Православной церкви, как и до XI века духовенство делится на черное и белое. Церковь не запрещает дьяконам и священникам один раз в жизни вступать в брак и заводить семью. В случае смерти матушки каждый из них имеет право постричься в монахи. Но пострижение в монахи является добровольным, а не обязательным делом для православного духовенства.
Существуют разночтения и в понимании культа Божьей Матери в учении обеих ортодоксальных церквей. В Католической церкви в 1854 году культ Девы Марии был дополнен догматом о непорочном зачатии. Этот догмат совпадает с догматом о Божьей Матери в Православной церкви. В 1950 году Католическая церковь приняла учение о Ее телесном вознесении. И это учение совпадает с учением о Божьей Матери в Православной церкви. Но католическое учение о Деве Марии утверждает, что Она и сама рождена в непорочном зачатии, поэтому является непогрешимой с самого рождения. В православии учение о Божьей Матери гласит, что Она была рождена в обычной семье обычным земным младенцем, как и все люди с первородным грехом. Но благодаря своему жизненному подвигу избавилась от земных грехов и сподобилась стать матерью Сына Божьего. Так, православная Божья Матерь является не просто вместилищем для Сына Божьего во имя спасения человечества. Она является примером наивысшей женской нравственности для подражания всем православным женщинам. Своей жизнью Она показывает сложный, трудный, но преодолимый путь к самосовершенствованию, к самоочищению, к воспитанию в себе высокой нравственности во имя собственного спасения.
Тем не менее, образ Божьей Матери предстает в сознании верующих всех христианских конфессий как покровительница страждущих, обездоленных людей, их заступницей, любящей матерью.
Общим учением для Католической и Православной церкви является учение о «запасе добрых дел». «Запас добрых дел» представляет собой сокровищницу сверх добрых дел Иисуса Христа, Богоматери, святых отцов церкви, праведников, которые не были жизненно необходимыми для них, но сделаны во имя всех членов церкви. Поэтому эти дела являются полезными для всех членов церкви и служат искуплением их грехов. Отсюда право отпущения грехов имеет только церковь в лице духовенства.
Та и другая церковь имеет 7 церковных таинств. К ним относятся: священство, крещение, миропомазание (конфирмация), покаяние, причащение (евхаристия), брак и соборование (элеосвящение). Однако обрядность таинств в Католической и Православной церкви несколько отличается.
Например, таинство крещения в католической церкви может быть либо путем окропления водой, либо путем погружения в нее только младенца. В православной церкви таинство крещения осуществляется безальтернативно, а именно погружением в воду. Крещение призвано приобщить человека к церкви. В отличие от католичества в православии оно совершается не только над младенцами по вере восприемников (крестных родителей), но и над взрослыми, которые прошли «оглашение» (сознательное принятие веры). Православие признает крещение действительным в любой христианской конфессии, совершаемое во имя Святой Троицы. В отличие от других таинств оно может совершаться в исключительных случаях, скажем во время болезни человека, за пределами церкви и даже в отсутствии священника. Но при первой же возможности крещенный таким образом человек должен обратиться в храм к священнику, который проверит правильность совершенного обряда и довершит его.
Католическая конфирмация в отличие от православной совершается не одновременно с крещением, а по достижении крещенным 7-12 летнего возраста при обязательном присутствии епископа в торжественной обстановке. Православная конфирмация всегда проходит во время крещения. Она совершается посредством помазания частей тела (лба, ладоней, ступней) святым миром (особым ароматическим маслом, освященным Собором епископов). Миропомазание означает введение крещенного в звание мирянина, т.е. члена церкви.
До 60 годов XX века в Католической церкви евхаристия совершалась хлебом и вином только для священнослужителей. Для мирян таинство причащения совершалось одним хлебом. Позднее, демократизируя церковную жизнь, Католическая церковь разрешила и мирянам причащаться хлебом и вином. Причащение в Православной церкви изначально совершалось и совершается хлебом и вином, как для священнослужителей, так и для мирян. Оно означает приобщение верующего к Христу и совершается во время главного православного богослужения литургии. Хлеб символизирует тело, а красное вино – кровь Иисуса Христа, отдавшего себя в жертву во имя спасения человечества от первородного греха.
Таинство покаяния в православии совмещено с отпущением грехов (исповедью). Оно может проходить по сознательной воле кающегося прихожанина и в исключительных случаях при отсутствии таковой. Исключительным случаем может стать бессознательное состояние тяжело больного человека, прикованного к постели. Такое покаяние и отпущение грехов может проходить по желанию болящего, а также его родственников и близких вне стен церкви. Оно называется «глухой исповедью». В католичестве исповедь осуществляется непременно в стенах церкви. В Православной церкви покаяние, исповедь и причащение проходят в один день службы в строгой последовательности. Человек, готовящийся к исповеди и покаянию, должен лишить себя ужина и завтрака, чтобы прийти в церковь очищенным не только духовно, но и физически. В Католической церкви порядок проведения этого таинства, который узаконен в православии, необязателен. Исповедь и причащение в ней проходят в разные дни.
Таинство брака – благодатное освящение союза мужчины и женщины, также имеет свои несовпадения в обеих ортодоксальных церквах. Например, Православная церковь признает возможность десакрализации (расторжения) брака прихожанами до 3 раз по очень уважительным причинам. Такими причинами могут быть бесплодие любого из супругов, доказанная супружеская измена, совершение тяжкого преступления одним из супругов, отлучение одного из супругов от церкви. В католичестве брак прихожан при любых обстоятельствах является нерасторжимым.
Елеосвящение, совершаемое над больным или умирающим, сообщающее оздоровление души и придающее силы для принятия христианской смерти, в обеих конфессиях имеет одинаковое назначение.
Крестное знамение христианина также имеет свою православную и католическую специфику. Оно стало общеупотребительным в христианстве с VII века и представляет собой движение правой руки в следующем порядке: лоб, середина груди, оба плеча. Это движение символизирует животворящий крест распятия Христа. Крестное знамение в православии осуществляется тремя (средним, указательным и большим) сложенными в щепотку пальцами, которые символизируют Святую Троицу, со лба на середину груди, затем по плечам справа налево. В католической церкви движение правой руки по плечам осуществляется слева направо всеми пальцами открытой ладони. Старообрядцы накладывают на себя крестное знамение двумя пальцами в том порядке, что и православные. Если правая рука у верующих по какой-то причине не является активно действующей, то церковь разрешает совершать крестное знамение левой рукой.
Наряду с Православной Католическая церковь признает наличие церковной иерархии как земной (видимой) части небесной церкви, учрежденной Иисусом Христом. Иерархия формируется посредством особого таинства священства, т.е. наделения божественной благодатью лиц, возводимых в духовный сан через их рукоположение, идущее от Христа и апостолов. Священство имеет три степени: епископат, пресвитериат, диаконат.
Обряд католического богослужения сформировался при папах Льве I (440-461 годы) и Григории I (590-604 годы). До разделения церквей (1054 год) латинские и греческие обряды считались равноправными. В католической церкви богослужение проводится на латинском языке с использованием музыкального сопровождения (смычковые инструменты, орган). Только в 1962-1965 годах решением II Ватиканского собора Католическая церковь позволила проводить богослужения (литургию) не на латинском языке, а на языке верующих с дополнениями элементов из национальных обрядов народов Африки, Азии и Латинской Америки.
В Православных церквах богослужение совершалось и совершается обычно на национальных языках (славянских, греческом, сирийском, грузинском, английском). В Русской церкви используется церковнославянский язык, который пришел на Русь из Болгарии.