Файл: УМК Религиоведение от ЗПТ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2021

Просмотров: 2644

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Храмовое богослужение в православии имеет суточный цикл, который включает в себя утреню, обедню (литургию), часы, вечерню и всенощную, состоящую из повечерья и полуночницы. Богослужение состоит из молитвенных песнопений, посвященных церковным праздникам (стихиры) и прославлению подвигов святого (икосы, кондаки). Стихиры, икосы и кондаки составляют особые молитвословия, которые называются акафистами. В храмовое богослужение также входят молитвенные прошения (ектении), чтение Священного Писания в установленном порядке.

Центральное место в суточном богослужении занимает литургия. В переводе с греческого языка это слово означает «общее дело». Во время литургии совершается исповедание, покаяние и евхаристия, т.е. таинство причащения. Первый единый литургический канон (порядок богослужения) был составлен в IV веке святым Василием Великим. Сейчас литургия Василия Великого служится лишь несколько раз в году. Наиболее потребительным в православном богослужении стал литургический канон Иоанна Златоуста.

В период Великого Поста, который проводится перед Пасхой, служится также литургия Преждеосвященных Даров, вовремя которого евхаристия не совершается. Литургическое богослужение имеет сложную структуру. В нее входит проскомидия (подготовительная часть), литургия оглашенных, которые готовятся к принятию крещения, литургия верных, когда совершается евхаристия. Последовательность молитв во время евхаристии составляет анафору. «Анафора» является греческим словом и переводится на русский язык как «возношение». Согласно каноническим правилам священные сосуды, используемые для евхаристии (дарохранительница, дароносица, потир – евхаристическая чаша) для иных целей использоваться не могут.

В отличие от других христианских богослужений в православном богослужении проповедь не имеет центрального значения, поскольку само богослужение изобилует проповедническими элементами. Но проповедь может иметь место в конце православного богослужения.

В православном богослужении используется хоровое аккопельное пение, в котором в средневековые времена принимали участие все прихожане. Этот обычай сохранился до сих пор у старообрядцев. В дальнейшем в Православной церкви появились специальные церковные хоры и чтецы (псаломщики). Первые специализированные вокалы церковных служб были составлены в VIII веке Иоанном Дамаскином и Феодором Студитом.

Среди русских композиторов, оставивших значительное наследие духовной музыки наиболее известны: М. Березовский (1745-1777), Д. Бортнянский (1751-1825), А. Ведель (1767-1806), П. Чайковский (1840-1893), А. Архангельский (1846-1924), А. Кастальский (1856-1926), А. Гречанинов (1864-1956), С. Рахманинов (1873-1943), П. Чесноков (1877-1944).

В католицизме и православии имеются отличия и в представлении о высшей власти церкви. В православии высшая власть принадлежит Вселенским церковным соборам. А по католическому вероучению Собор не может быть выше папы. Поэтому центр церковной организации католического мира находится в Ватикане. Ватикан объединяет христиан католиков вне зависимости от их национальной и государственной принадлежности.



Лекция: ИНСТИТУТ МОНАШЕСТВА В КАТОЛИЧЕСТВЕ И ПРАВОСЛАВИИ


Православная церковь располагает развитым институтом монашества, которое возникло в восточной части христианского мира около IIIIV веков. Его появление связано со стремлением части представителей раннехристианских общин сохранить строгую чистоту христианской жизни в условиях количественного роста церкви. Началось оно как движение мирян. Миряне в состав клира не входили. С V века стала выделяться особая категория иеромонахов, рукоположенных в пресвитеры (иереи) и получивших право совершать таинства. С VIIIIX веков в восточных церквах утвердилась практика рукоположения епископов только из числа монашествующих. С этого времени становится обязательным безбрачие епископата. Так монашество превратилось в высшее церковное служение, приняв формы строгой организации, определяемой монашеским уставом.

Наиболее ранней формой монашеской жизни является отшельничество. Это одиночный образ жизни человека, удалившегося от мира. Основоположником отшельнического монашества считается Антоний Великий (умер в 356 году). Сосредоточением раннего монашества была пустыня Скит в Египте. По названию этой пустыни отшельничество стало называться скитской жизнью. Скит представлял собой совокупность помещений (келий) с живущими в них монахами. Скит управлялся духовным руководителем аввой (отцом). Большие скиты именовались лаврами. Позже лаврами стали называться наиболее крупные монашеские общины.

Другой формой монашеской жизни является общежительное монашество. Общежительное монашество представляет собой совместную жизнь монахов в монастырях – киновиях под руководством игумена. Слово «игумен» имеет греческое происхождение и переводится как «предводительствующий». Основоположниками киновийного монашества считают двух основателей первых общежительных монастырей. Один из них Пахомий Великий (умер в 348 году) основал первые мужской и женский монастыри в Верхнем Египте. Другой, Василий Великий (умер в 379 году) создал монашеские общины в Малой Азии. Полный устав общежительного монашества был разработан в правилах церковной жизни (типиконах) также двумя монахами: основателем иерусалимского общежительного монастыря святым Саввой Освященным (умер в 532 году) и игуменом константинопольского монастыря Студионом Феодором Студитом (умер в 826 году). Рядовые монахи по отношению к игумену считаются духовными детьми и учениками, а между собой – братьями и сестрами. Вступление в монахи осуществляется через особый обряд пострижения (выстрижение пряди волос) с обязательным прохождением испытательного срока послушания. Затем послушнику дается новое имя согласно святцам. При вступлении в монахи послушник должен исполнить три основных обета: 1. нестяжание, т.е. отказ от владения какими-либо материальными благами; 2. целомудрие (безбрачие); 3. послушание, т.е. беспрекословное повиновение руководителям монастырской общины. Требовать от вступающих в монахи какие-либо приношения запрещалось. Но добровольные пожертвования монастырями принимались. При этом жертвователи не имели никаких преимуществ перед другими монахами. Все свое время монахи проводили в молитве, чтении Священного Писания, физическом труде в монастырском хозяйстве, переписывании книг и благотворительности.


Игумен избирался членами монашеской общины из своей среды и утверждался правящим епископом. Игумены наиболее крупных монастырей с V века стали получать титул архимандритов. Это сложное слово происходит от греческих слов, которые переводятся как «власть» и «загородь для скота», что означает в целом «начальствующий над стадом Христовым». Из всех монастырей выделяются ставропигиальные монастыри, которые находятся в непосредственном ведении предстоятелей автокефальных церквей.

По законам православия монахи не имеют права брать в руки оружие. Но в истории были редкие исключения из правил. Например, во имя особой святости и благородной борьбы с темником Мамаем преподобный Сергий Радонежский не только благословил Дмитрия Донского и его войско на битву с Мамаем, но и послал к нему двух иноков-воинов Александра Пересвета и Родиона Осляби накануне Куликовской битвы.

Кроме монашествующего (черного) духовенства Православная церковь имеет и белое духовенство, т.е. дьяконов и приходских священников, которые должны состоять в браке. Белое духовенство не рукополагается в епископы. Исключение составляют вдовствующие священники, принявшие пострижение в монахи.

Особое место в монашеской жизни занимает аскетика, т.е. духовная практика, связанная с наложением на себя дополнительных физических и моральных ограничений, а именно строгий пост, отказ от общения с людьми, самоизоляция от мира. Высшей ступенью монашеской аскетики является схизма – выполнение очень суровых правил жизни при полном удалении от мира.

С монашеской аскетикой связано формирование особого духовного направления восточного монашества – исихазма. Понятие «исихазм» происходит от греческого слова «hesychia» - покой, безмолвие, отрешенность. Основоположниками этого направления стали византийские подвижники и церковные писатели XIV века Григорий Синаит (умер в 1349 году) и Григорий Палама (умер в 1359 году). Они развили учение о фаворском свете, т.е. божественной энергии – благодати, снизошедшей на Христа во время Его молитвы на горе Фавор, преобразившей лик и одежду Иисуса Христа. По учению исихастов, созерцание фаворского света доступно лишь подвижникам монашеского благочестия и достигается с помощью молитвенного сосредоточения и мистического озарения. Созерцание фаворского света дает возможность «обожения», т.е. приближения к образу и подобию Божию.

Появление исихазма вызвало острые дискуссии в среде православного монашества. Влиятельный монашеский деятель греческих монастырей Калабрии (Италия) Варлаам отстаивал рационалистические пути богопознания и выступил против исихазма, назвав учение Григория Паламы «пупоумием». Но паламиты отстояли исихастское учение в дискуссиях с варлаамитами. На Константинопольском соборе в 1341 году исихазм был признан соответствующим канонам православия. Впоследствии исихазм оказал большое воздействие на русских подвижников монашеского благочестия Нила Сорского, Паисия Величковского, Тихона Задонского, а также стал одним из источников старчества, т.е. особого почитания монахов-схимников преклонного возраста, которые пользовались большим духовным авторитетом.


Общепризнанным центром православного монашества является гора Афон, которая представляет собой восточный острог полуострова Халкидики на севере Греции. Монашеская жизнь Афона существует с VII века. В X веке Афанасий Афонский составил устав для афонских монастырей, который является главным законом до сих пор. В частности по уставу запрещается посещать Афон, мирянам, женщинам и козам. На сегодняшний день на Афоне находится 20 монастырей, 12 скитов и 700 отдельных келий, в которых проживает более 10000 монахов.

Еще с византийских времен Афон обладает территориальной автономией. Высшей властью здесь является протат – коллегиальный орган, состоящий из игуменов всех монастырей. В церковном отношении монастыри Афона подчинены Константинопольской патриархии. Кроме константинопольских монастырей на горе Афон действуют монастыри других православных церквей, а именно болгарский – «Зограф», сербский – «Хиландар», грузинский – «Иверский», русский – «Святого Пантелеймона» («Руссик»). С Афоном связана деятельность многих видных представителей российского православия. Среди них можно назвать основоположника киевского монашества Антония Печерского (XI век), ученика преподобного Сергия Радонежского Епифания Премудрого (XIV-XV века), подвижников Нила Сорского (XV-XVI века), Паисия Величковского (XVIII век), Серафима Святогорца (XIX век), видного богослова и востоковеда епископа Порфирия (Успенского) ( XIX век) и других.

Западное монашество по сравнению с восточным сформировалось позже, а именно не ранее VI века. В отличие от православия в католицизме монашество объединялось в особые организации – ордена (конгрегации). Они действовали на основании своих уставов, которые утверждал папа Римский. Эти конгрегации носили имя сформировавшего их христианского подвижника. К настоящему времени существует около 140 католических монашеских орденов. Наиболее древним и влиятельным из орденов можно назвать орден августинцев, созданного отцом церкви Блаженным Аврелием Августином (354-430 годы). Орден бенедиктинцев был сформирован в 530 году Бенедиктом Нурийским, ставшим небесным покровителем Европы. Орден доминиканцев учредил испанский монарх Доминик де Гусман (1170-1221 годы) в 1215 году, а францисканцев был образован в 1207-1209 годах итальянским проповедником Франциском Ассизским (1182-1226 годы).

Учение о сокровищнице сверх добрых дел придавало католическому монашеству особо выраженный каритативный (от лат. слова «karitas») характер, т.е. характер деятельной любви. Деятельная любовь отразилась и на символах орденов. Например, символами ордена бенедиктинцев являются крест, книга и плуг. Этот же каритативный характер лежит в основе широкого участия католического монашества в духовно-просветительной, педагогической и благотворительной деятельности.


Кроме этих орденов, в Католической церкви формировались военно-монашеские ордена, которые представляли собой организации рыцарей, принявших монашеский обет во имя защиты веры огнем и мечем. Они возникли в эпоху крестовых походов и активно действовали в европейской истории в XII-XVI вв. Одним из влиятельнейших военно-монашеских орденов был орден тамплиеров. Его название получено от французского слова «temple», которое в переводе на русский язык означает «храм». Поэтому этот орден еще называют орденом храмовников. Он был основан в Иерусалиме ок. 1118 или 1119 годов. Затем во время крестовых походов тамплиеры распространились во многих европейских государствах, где помимо рыцарских дел занимались торговлей и ростовщичеством. Именно из них вышли крупнейшие в Западной Европе первые банкиры. В конце XIII века тамплиеры обосновались в основном во Франции, где под давлением французского короля Филиппа IV Красивого (1268-1314) против них был начат инквизиционный процесс. Осуществлял эту инквизицию ставленник французского короля никому доселе неизвестный гасконский прелат Бертран де Го, который стал папой Климентом V (1305-1314). В 1309 году под давлением Филиппа IV этот папа перенес свою резиденцию из Рима в Авиньон, а в 1312 году упразднил орден тамплиеров.

Следующий влиятельный военно-монашеский католический орден, о котором необходимо вспомнить, был основан в Париже в 1534 году Игнатием Лойолой. Этот орден был назван обществом Иисуса, т.е. иезуитов. Он являлся главным орудием Контрреформации Католической церкви в Европе и сумел утвердиться не только в европейских государствах, но в Индии, Японии, Китае, на Филиппинах. В 1610-1768 годах в Парагвае существовало «Иезуитское государство». Кроме того, орден иезуитов славился по всей Европе и в России своими школами, где обучались наукам не только будущие представители католического духовенства. Достаточно вспомнить всесторонне проявившего себя ученого и поэта Михайло Ломоносова, а также Феофана Прокоповича, составившего для Петра I «Духовный регламент», и другие.


Лекция: ИКОНОПОЧИТАНИЕ, ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ И ПОСТЫ.

Иконопочитание в православном христианстве стало устойчивой и развитой традицией. Иконопись в православии является не только искусством священных изображений, но и свидетельством запредельного мира в его образах. Искусство иконописи требует соединения в одном лице и художника, и богослова.

Происхождение икон восходит к началу христианства. По преданию, евангелист Лука оставил несколько изображений Богоматери. Со времени Константина I Великого икона входит во всеобщее употребление в храмах и домах. Вскоре возникло движение против почитания икон. Оно получило название движения иконоборчества. Его сторонники объявили иконопочитание идолопоклонством. Их поддерживали два византийских императора, а именно Лев III Исавр, который правил с 717 по 741 год, и Константин V Копроним, который правил с 741 по 775 год. Но усилия иконоборцев не привели их к успеху. После длительной религиозно-политической борьбы стараниями Константинопольского патриарха Тарасия VII Вселенский церковный собор в городе Никее в 787 году утвердил догмат иконопочитания. На этом же соборе крайности иконопочитания, ведущие к идолопоклонству, были осуждены. Окончательно иконопочитание утвердилось в 843 году при императрице Феодоре и патриархе Мефодии. В честь этого события установлен праздник Торжества Православия, который отмечается в первое воскресенье Великого Поста.