ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2021
Просмотров: 2650
Скачиваний: 1
На Северном Кавказе первыми приняли ислам в результате арабских завоеваний в VII-VIII вв. народы Дагестана (аварцы, агулы, лакцы, лезгины, рутульцы, табасараны, цахуры и др. этносы дагестанской группы кавказской языковой семьи, а также кумыки – тюркский этнос кыпчакского происхождения.). В IX в. Дагестан сумел отвоевать свою независимость от Арабского халифата, но распространение ислама продолжалось, существовало медресе в ауле Обода (Хунзахский район), были богатые библиотеки при мечетях, появились ученые знатоки Корана, шариата, владевшие арабским, персидским и турецким языками. В XV-XVI вв. через аварских и кумыкских проповедников, работавших наемными пастухами в чеченских аулах, ислам распространился в Чечне (чеченцы, ингуши), а в последующих двух веках – в Кабарде и Осетии. В XVIII-XIX вв. делались неоднократные попытки горцев к объединению. Первая такая попытка была сделана в 1785 г. пастухом Урушпа из чеченского аула Алды, который объявил себя шейхом Мансуром. Он воевал в союзе с Турцией в период русско-турецкой войны 1787-1791 гг. Но его попытки оказались неудачными. Турецкая армия в сентябре 1790 г. была разгромлена образована казачья станица Баталпашинская (ныне город Черкесск, столица Карачаево–Черкесской республики). Шейх и кавказский имам Мансур был взят в плен и умер в Шлиссербургской крепости в 1794 г. В 1830 г. другой имам Дагестана и Чечни Гази-Мухаммад развязал войну с русскими войсками, но в сентябре 1832 г. был убит. В 1835 г. на съезде горцев в Чиркатлинском ущелье (ныне Гумбетовский район Дагестана) был избран имамом Шамиль. Он в течение четверти века возглавлял борьбу горцев за независимость. Он сумел создать исламское государство Имамат в восточной части Северного Кавказа. Но народы Западного Кавказа к нему не присоединились, да и в Чечне не все муллы были на его стороне. Они требовали прекращения войны с Россией. Шамиль начал репрессии против своих противников. Этим умножил их число. Бесперспективность войны стали понимать даже его соратники и покидали его. В августе 1859 г. Шамиль прекратил сопротивление и сдался главнокомандующему русскими войсками на Кавказе фельдмаршалу князю А. Барятинскому. Из уважения к Шамилю его принял Александр II, а затем вместе с женой и слугами сделал его почетным пленником. В этом качестве он жил в Калуге и Киеве. Умер Шамиль 4 февраля 1871 г. в городе Медине (Аравия), куда он был отпущен для совершения хаджа. Кавказская война продолжалась до 1864 г. Она стала трагедией для горских народов. Только в одном Дагестане погибло 40% всего мужского населения, половина аулов была разрушена. Но идея Шамиля по созданию мусульманского государства неоднократно возникала в кризисные периоды Российской истории (1917-1920гг., 1989-1992гг.). Тем не менее, после этой войны российское правительство стало более лояльным к горцам и не стало вмешиваться во внутреннюю жизнь их общин. Поэтому к началу XX в. в Дагестане было свыше 1700 мечетей и 40 тысяч священнослужителей, в Чечне – более 2 тысяч мечетей. Но российское правительство не позволяло мусульманам объединяться в единую корпорацию, не допускало проникновения на Северный Кавказ духовных лиц из Турции и Ирана. После февральской революции движение мусульман на Северном Кавказе активизировалось. Из ссылки на Кавказ возвратились мюридские руководители и стали делегатами Северо–Кавказского конгресса в городе Грозном в мае 1917 г. На конгрессе был сформирован центральный комитет Союза объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана – временное правительство будущего Северо–Кавказского свободного государства. В мае 1918 г. эта республика объявила о своем выходе из РСФСР. В июне того же года она вступила в союз с Турцией. Но противоречия между лидерами исламского государства делали его слабым, и под ударами войск генерала А. Деникина — это государство прекратило свое существование. Большевики воспользовались результатами русского генерала, и после его эмиграции в ту же Турцию, в 1921 г. было объявлено о создании горской советской республики в составе РСФСР. А в 1924 г. эта республика была ликвидирована путем разделения ее на автономные национальные области. В 30-е гг. XX в. были закрыты все мечети, сожжены книги и духовенство, обвиненное в шпионаже в пользу Турции. В 1943-44 гг. сталинский режим предпринял депортацию в северные и восточные районы страны чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев. Уничтожались аулы, где горцы сопротивлялись. Религиозный и общественный уклад жизни народов Северного Кавказа был практически полностью разрушен. Мусульманская жизнь горцев стала носить подпольный, домашний характер вплоть до конца 80-х гг. На рубеже 90-х гг. XX в. началось возрождение религиозной исламской жизни на Северном Кавказе. В настоящее время ислам является 2-й по численности верующих конфессией в России после православного христианства. На конец 90-х гг. XX в. на территории Российской Федерации действовало 43 исламских религиозных центра, свыше 2,3 тысячи мусульманских общин, около 100 исламских учебных заведения.
Лекция: ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ И РАПРОСТРАНЕНИЯ
ХРИСТИАНСКОГО ДВИЖЕНИЯ.
О возникновении и распространении христианства издано огромное количество монографий, научных богословских статей, а также публицистической литературы. На этом поприще трудились и христианские авторы, и философы просветители, и представители библейской критики, и авторы – атеисты. Такой интерес к истории христианства не случаен. Христианство представляет собой исторический феномен, возникший более 2000 лет назад, создавший многочисленные церкви, имеющий миллионы последователей, и до сих пор занимающий важное место в идейной, нравственной, экономической, политической и культурной жизни народов и государств1.
Христианство возникло в I в. в Палестине. Оно является второй по старшинству мировой религией. Первоначальное христианство было очень близко иудейской общине эссенов, о чем свидетельствуют найденные в 1947 году свитки в районе Мертвого моря. Общность мировоззренческих принципов у эссенов и первоначальных христиан прослеживается в мессианизме, т.е. в ожидании скорого пришествия Учителя праведности, в эсхатологических представлениях, в истолковании идеи греховности человека, в обрядности, в организации общин, а также в отношении к собственности.
История цивилизации свидетельствует, что христианство стало следующим этапом культурно-интеллектуального развития человечества. Оно впитало в себя и переосмыслило предшествующие идейные концепции иудаизма, митраизма, древних восточных религий, философские воззрения. Обогатившись идеями прошлого, христианство превратилось в мощную культурно-интеллектуальную и этическую силу, противопоставившую себя всем национально-этническим культурам, став массовым наднациональным движением.
Изначально это движение никогда не было единым и не имело единого центра. Распространяясь среди многочисленных провинций Римской империи, оно умело приспосабливалось к условиям каждой страны, к сложившимся общественным отношениям и местным традициям.
Примерно до III века н.э. главы поместных церквей (епископы) были равны между собой и самостоятельны в решении насущных проблем церкви. До начала IV века императорская власть Древнего Рима считала первых христиан вне закона, поэтому первые церкви существовали подпольно. Официальная власть Древнего Рима преследовала христиан, ловила и публично казнила их. Гонения на христиан прекратились подписанием императором Константином I Миланского эдикта в 313 году.
Вопросы внутрицерковной жизни и Символа веры начали решаться на первых двух Вселенских церковных соборах, а именно в 325 году в г. Никее и в 381 году в Константинополе, созванных также по инициативе Константина I.
Уже в III-IV веках, т.е. в переходный период от подпольного существования поместных церквей к легальному существованию, поместные церкви разделились на более и менее влиятельные. Соответственно было определено и первенство глав этих церквей среди равных епископов. Первыми среди равных стали епископы Константинопольской, Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Римской церкви. Кроме последней все эти церкви находились в восточной части христианского мира. Римская епархия была образована в западной части этого мира. Среди первых епископов также была определена субординация. Самой значимой из влиятельных поместных церквей являлась и является до сих пор Иерусалимская церковь. Она по преданию до второго антиримского иудейского восстания под предводительством Бар-Кохбы (132-135 гг.) возглавлялась епископами из семьи Иисуса Христа. За этой церковью идут по значимости Александрийская и Антиохийская, которые, как и Иерусалимская, возникли еще в I веке н.э. Эти церкви называются апостольскими, потому что были основаны непосредственно учениками Иисуса Христа.
Апостольской называют также и Армянскую церковь. По преданию она возникла в результате миссии апостолов Фалдея и Варфоломея в 34-68 годах, мученически погибших от рук армянского царя язычника Сантарука. Официальное признание апостольской церкви в Армении состоялось раньше Миланского эдикта, а именно в 301 году в правление царя Трдата III. В 302-303 годах дело укрепления апостольской церкви как государственной, а также распространение христианского учения на ближайших к Армении территориях, продолжил родственник царя Трдата Григорий Партев. Его за миссионерскую деятельность прозвали Лусаворичем, т.е. просветителем и после смерти причислили к лику святых. Он основал монастырь Эчмиадзин, ставший духовным центром армян всего мира, открыл около 400 епархий, в том числе на территории Грузии и Азербайджана. Над всеми этими епархиями Григорий Партев утвердил старшинство Эчмиадзинского епископа и стал первым патриархом-католикосом всех армян. Армянская апостольская церковь стала называться его именем, Григорианской.
Вначале Григорианская церковь входила в восточное христианство и участвовала в работе первых трех Вселенских церковных соборов (Никейский – 325 г., Константинопольский – 381 г., Эфесский – 431 г.). На Халкидонском Вселенском церковном соборе (541 г.) представители армянской церкви уже отсутствовали, а в 506 году на собственном церковном соборе в г. Двине они объявили свою церковь автокефальной.
Константинопольская церковь вошла в семью первых церквей в IV веке, выйдя из состава Гераклейской (Фракийской) митрополии после перенесения в Константинополь императорской столицы. В дальнейшем она распространила свою власть на балканские и малоазиатские провинции Византийской империи.
Так, в результате децентрализации Римского государства в христианстве стали появляться автокефальные церкви. Первыми из них были апостольские и Константинопольская церковь. Затем, в семью автокефальных церквей в начале V века вошла Кипрская, которая получила независимость от Антиохийского патриарха.
Деление христианского мира на автокефальные церкви продолжалось и в дальнейшем. Например, в X-XI веках от Константинопольского и Антиохийского патриархов отошли Болгарская и Грузинская церкви. История получения самостоятельности Болгарской и Грузинской церквами на этом не закончилась.
Болгарская церковь с переменным успехом в зависимости от политического статуса Болгарского царства, то получала, то теряла свою автокефалию. При потере автокефалии она становилась зависимой от Константинопольского патриархата. С XIV века Болгария, как и другие страны Балканского полуострова, оказалась под турецким господством, а церковь была снова подчинена Константинопольскому патриарху. Окончательно Болгарская церковь стала автокефальной лишь в 1879 году в результате русско-турецкой войны на Балканах и обретения Болгарией независимости.
Грузинская церковь в эпоху Российской империи, по просьбе грузинских властей, которые просили присоединить их страну к России, являлась экзархатом патриарха Московского и всея Руси. Она получила автокефалию только благодаря февральской революции в 1917 году.
Одновременно с развитием института автокефальных церквей в конце IV века образовались и укреплялись в христианском мире два административных и религиозных центра – Рим и Константинополь. Этот факт положил начало разделению христианства на западное и восточное. Он также положил начало соперничеству двух самостоятельных конфессий, а именно католицизма и православия.
История католицизма и православия, т.е. западного и восточного христианства, развивалась по-разному. В восточной Европе сформировалась могущественная светская власть в лице императорских династий Византии, начиная с Константина I. Церковь здесь была в полной зависимости от политической и идеологической коньюктуры правителей Византийской империи. В западной Европе складывались иные взаимоотношения светской и духовной власти. Римский епископ в условиях нашествия варваров и невежества их королей, начиная с IV века, постепенно сосредоточил в своих руках и духовную, и светскую власть.
Одной из причин усугубления перманентного раскола западного и восточного христианства стали социально-экономические и политические противоречия между западноевропейскими и византийскими феодалами, борьба за верховенство в церкви, за сферы влияния в Европе. В VII веке соперничество за церковное верховенство в христианском мире обострилось после того, как Александрийская, Антиохийская и Иерусалимская церкви оказались под властью арабов-мусульман. Римский первосвященник присвоил себе титул папы, который в переводе с греческого слова «паппас» означает «отец», а западная христианская церковь стала называться то же греческим словом «каталикос» - «всеобщей», «вселенской».
В условиях соперничества в христианском мире в семью европейских государств влилась древняя Киевская Русь в конце X века. Она приняла христианство от Византии в 988 году. Точкой отсчета христианства на Руси официально считается крещение киевлян Великим князем Владимиром I.
Этот факт не мог не сказаться на еще большем углублении раскола между папой Римским и патриархом Константинопольским, которые соперничали между собой за территориальное влияние. Официальное разделение Вселенской христианской церкви на Римско–католическую и Греко-православную было положено 16 июня 1054 года. В этот день Константинопольский патриарх Михаил Керулларий подписал грамоту об отлучении от церкви Римского папу Льва IX. Принятая им грамота была возложена на алтарь Собора Святой Софии в Константинополе. Эти два первосвященника, отлучив друг друга от церкви, разорвали свои отношения, оставив груз противоречий, накопленный веками, для многих наследников двух христианских миров.
В преддверии падения Византийской империи от турков-сельджуков в 1448 году автокефалию получила Русская православная церковь от Константинопольского патриархата. После падения Константинополя в 1453 году, ставшего столицей Османской империи, институт автокефальных церквей продолжал развиваться. В 1575 году стала автокефальной Синайская церковь. В XIX веке в результате ослабления и падения Османской империи, а также получения независимости государствами Балканского полуострова, активно начали формироваться национальные православные церкви, тоже уходившие из-под юрисдикции Константинопольского патриархата. Так, автокефальными становятся: в 1850 году Элладская церковь, в 1879 году – Сербская и Болгарская церкви, в 1885 году – Румынская церковь. XX век был не менее богат формированием автокефальных церквей. После Февральской революции 1917 года в России автокефалию получила Грузинская церковь, в 1922 году – Албанская церковь. Польская православная церковь стала автокефальной в 1948 году, Чехословацкая – в 1951. Последней церковью, которая обрела автокефалию в 1970 году, была Американская православная церковь.
Помимо первосвященников апостольских церквей титул патриарха носят православные первоиерархи Русской, Болгарской, Грузинской, Сербской и Румынской церквей. Синайская, Польская, Чехословацкая, Албанская и Американская церкви управляются митрополитами. Кипрская и Элладская церкви возглавляются архиепископами.
Католический мир также подвергся расколу на национальные церкви в процессе Реформации и протестантского движения в Западной Европе. Начало Реформации было положено 31 октября 1517 года немецким профессором богословия Виттенбергского университета августинским монахом Мартином Лютером (1483-1546 гг.), выступившим с 95 тезисами против индульгенции. Его поддержали правители германских земель. Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый неоднократно спасал в своем замке Мартина Лютера от наказания папы Римского, отлучившего его от церкви. Будучи на стороне папы Римского император Священной Римской империи Германских земель на Шпеерском имперском сейме осудил взгляды Лютера. Тогда представители 14 германских земель и вольных городов выступили с «Протестацией» в ответ на решение этого сейма. Поэтому сторонников Лютера стали называть протестантами, а позже и всех остальных, выступивших против католической церкви. В процессе Реформации образовались такие протестантские течения как лютеранство, кальвинизм, цвинглианство, англиканство, пуританизм, анабаптизм и т.д.
Католическая церковь в условиях ослабления своего влияния в Западной Европе, в сущности, официально признала национальные церкви как де-факто. На своем Тредентском соборе в 1545 – 1563 годах она изменила свое название «Католическая» на «Римско-католическая». Второе название должно было указывать на отличие римского христианства от реформационного, т.е. протестантского христианства. Несмотря на некоторые утраты своей власти в Западной Европе в процессе Реформации Католическая церковь сегодня является одной из влиятельных церквей. Более 18% всех жителей нашей планеты исповедуют католическую веру. Католицизм преимущественно распространен в Западной, Юго-Восточной и Центральной Европе, а именно в Испании, Италии, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, Германии, Польше, Литве, Чехии, Словакии, Венгрии, части Украины и Белоруссии. Католицизм также охватывает своим влиянием 90% населения Латинской Америки, около трети населения Африки. Позиции католицизма довольно сильны в США.