Файл: УМК Религиоведение от ЗПТ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2021

Просмотров: 2641

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В культовой практике англиканцев также присутствуют элементы католической и протестантской обрядности. Богослужение в Англиканских церквах в значительной мере напоминает католическую мессу. Священнослужители имеют особые облачения. Но из семи таинств англикане признают только 2: крещение и причащение, как у всех протестантов. При этом, как и у лютеран этим таинствам придается символический характер.

Наиболее радикальными стали преобразования вероучения и культа в кальвинизме. Это направление было основано одним из деятелей Реформации, французским теологом и проповедником Жаном Кальвином (1509-1564), которого Католическая церковь обвинила в причастности к лютеранству. Кальвину пришлось много путешествовать в поисках безопасного пристанища. Учение, которое он разработал, нашло практическое воплощение в городе-государстве Женеве в XVI веке. На базе кальвинизма сформировались реформатская и пресвитерианская церкви. В отличие от лютеранства и англиканства в кальвинизме нет общеобязательного символа веры. Единственным источником вероучения является Библия. Авторитетными для проповедников кальвинизма стали, написанные Ж. Кальвином, «Наставления в христианской вере» (1536-1559), «Церковные установления», «Женевский катехизис» (1545), «Вестминстерское исповедание веры» (1547), а также «Шотландское вероисповедание» (1560). В кальвинизме наиболее жестко дается оценка собственных возможностей человека добиваться спасения. Например, в разделе о свободе воли «Вестминстерского исповедания» говорится: «Грехопадение полностью лишило человека способности направлять свою волю на какие-либо духовные блага или на что-либо ведущее к блаженству. Поэтому человек полностью отрешен от добра и мертв во грехе, и не может по своей воле обратиться к Богу, или даже приготовить себя к обращению»6.

Такая оценка возможностей человека находится в соответствии с учением кальвинизма об избранности к спасению и о предопределении. В «Вестминстерском исповедании веры» в главе 3 Кальвин пишет, что Бог предопределил одних к вечной жизни, других присудил к вечной смерти. Но людям не дано знать, кто из них избран. Поэтому каждый должен много работать и терпеть испытания Бога. В середине XIX века в Нидерландах, Швейцарии, Франции и Шотландии образовался ряд так называемых свободных церквей, наиболее строго придерживавшихся учению Кальвина. Сегодня наиболее сильные кальвинистские церкви действуют в Нидерландах, США, западной части Германии, Франции, Шотландии и ЮАР7.

Последователями кальвинистского учения в Англии стали пуритане. Их название происходит от латинского слова puritas (чистота). Пуритане, недовольные королевской церковной реформой в Англии, в результате которой образовалась Англиканская церковь, выступили в XVI-XVII веках за углубление Реформации. Они выступили за упразднение епископата, за выборность клира, отделение церкви от государства, установление свободы религии, за невмешательство государственных властей в дела общин, устранение аристократических привилегий. Пуританизм в силу различного социально-политического состава внутри себя разделился на умеренных пуритан, которые выступали против революции. Их называли пресвитерианами. Второе крыло пуританизма было радикальным. Пуритане этого крыла назывались индепедентами. Они выступали против абсолютизма, и их движение стало идеологической основой Английской буржуазной революции XVII века.


Цвинглианство было основано идеологом и вождем швейцарской Реформации Ульрихом Цвингли (1484-1531). В 1506 году У. Цвингли был посвящен в сан священника в Гларусе (1506-1516), а с 1518 года и до конца своих дней служил священником в Цюрихе. В 1521 году Цвингли стал членом городского совета, а в 1522 году он начал цюрихскую Реформацию, поддержав граждан, нарушивших пост. Кроме того, Цвингли выдвинул свои требования епископу, а именно разрешить священникам браки, отменить культ святых, провозгласить независимость верующих от папы и епископов. В 1523 году Цвингли опубликовал «67 тезисов», а затем, в этом же году «Изложение и обоснование 67 тезисов» с разъяснением своей позиции. На цюрихских диспутах его позиция одержала верх. Цюрихский совет выбрал протестантизм. В этом же году Совет назначает Цвингли проповедником, и тот начинает свою Реформацию. Из церквей убирается живопись и музыка, закрываются монастыри. В монастырях устраиваются школы и больницы. Их имущество передается в фонд благотворительности и образования. Отменяется католическая месса, регулярно проводятся беседы на библейские темы. В конце 20 годов XVI века У. Цвингли начинает активную военную политику против лесных католических кантонов. По этой причине состоялось 2 Каппельских войны. В первой из них католики капитулировали до начала войны, а во второй войска лесных кантонов разбили цюрихское войско при Каппеле. В этом сражении У. Цвингли сопровождал войско в качестве священника и погиб. Цвинглианство напоминает англиканство в той части вероучения, где утверждается, что церковь должна подчиняться государственной власти. По учению У. Цвингли и его практике государственного управления, форма государственной системы должна представлять собой не монархию, а республиканский строй. В силу большой схожести цвинглианства с кальвинизмом по многим положениям, цвинглианство не получило дальнейшего развития, слилось с кальвинизмом уже в XVI веке и утратило свою самостоятельность как протестантское течение после смерти его основателя8.

Баптисты получили свое название от греческого слова baptizo – погружать, крестить в воде. Они являются последователями пуританизма в Англии и считают единственным источником вероучения Библию, преимущественно Новый Завет. Баптисты верят в Иисуса Христа как личного спасителя, отвергают церковные обряды и церковную иерархию. Согласно учению баптизма спасение человека осуществляется посредством личной веры в искупительную жертву Христа без посредничества церкви. Личная вера определяется «обращением», которое зависит только от человека, и «возрождением», которое зависит только от Бога. Различия в трактовке принципа личной веры предопределило появление в баптизме двух основных разновидностей: общих баптистов и частных баптистов. Общие баптисты (генеральные) придерживаются арминианских воззрений. Они опираются в своей религиозной практике на догмат «общего искупления», сформулированного голландским теологом Я. Арминием (1560-1609). Первая община общих баптистов была создана в 1609 году индепедентами, переселившимися из Англии в Амстердам. В 1611 году они снова вернулись в Англию. Частные баптисты являются сторонниками кальвинистской доктрины о предопределении и частном искуплении. Как уже говорилось, суть этого догмата заключается в том, что независимо от человека Бог от века предопределил одних людей «избранными» к спасению, других – к погибели. Поэтому искупительная жертва Христа распространяется лишь на часть людей, изначально записанных в «книгу жизни». Первая община частных баптистов также возникла в Англии в 1638 году. В дальнейшем они получили доминирующее развитие, а общие баптисты сегодня насчитывают лишь несколько сот тысяч человек. Частные баптисты под церковью понимают «сообщество святых». К причащению вином и хлебом в первое воскресенье каждого месяца они допускают лишь «духовно возрожденных» и крещенных по вере. Это называется закрытым причащением. В отличие от частных баптистов общие баптисты придерживаются практики «свободного причащения», т.е. они допускают к причащению и не крещенных по их вере христиан.


Крещение у тех и других баптистов совершается полным погружением в воду в открытых водоемах над совершеннолетними, которые сознательно принимают веру после прохождения ими испытательного срока. Во время испытательного срока «кандидаты» (обращенные) в баптисты изучают Священное Писание под руководством специальных наставников. Обращенные могут присутствовать на богослужениях, проводимых от двух до шести раз в неделю. Основу богослужения составляет проповедь, т.е. чтение и толкование Священного Писания, сопровождаемое хоровым исполнением духовных песнопений с использованием органной и инструментальной музыки. Автором текстов и музыки песнопений могут быть члены баптистской общины. Принцип авторитета и канона здесь не применяется.

Руководителями богослужения у баптистов являются пресвитеры и дьяконы, которые избираются из членов общины и утверждаются высшим церковным руководством. Формально проповедником может быть любой член общины. Но фактически к проповеди допускаются лишь те баптисты, которые прошли специальную подготовку. В баптизме существует также институт благовестников, т.е. разъездных проповедников – миссионеров.

Частные баптисты придерживаются строгой церковной организации и дисциплины, ответственность за которую возлагается на пресвитеров. Крещение, причащение и бракосочетание у частных баптистов совершают только рукоположенные пресвитеры. Общие баптисты придерживаются более демократической организации с минимальным значением иерархии.

Баптисты были гонимы государством вплоть до принятия закона о веротерпимости в 1689 году. До этого года баптисты были вынуждены эмигрировать в Новый Свет, т.е. в США. Среди них был индепедент Роджерс Уильямс, который в 1639 году основал первую общину американских баптистов в Провиденсе (Новая Англия). В историю США он вошел как один из наиболее решительных защитников принципа веротерпимости и свободы совести против религиозной местной олигархии. Постепенно центр баптистского движения переместился на юг США. В 1689 году первая община частных баптистов возникла в Пенсильвании, а в 1707 году пять общин образовали Филадельфийскую баптистскую ассоциацию, которая занималась активной миссионерской деятельностью и получила большой авторитет среди негров. В XVIII веке возникло несколько баптистских организаций, а именно «баптистская церковь Христа» в 1709 году, «баптисты седьмого дня» в 1740 году, «баптисты свободной воли» в 1780 году и пр. Более 70% этих организаций в США составляют негры. Благодаря активной деятельности Филадельфийской ассоциации баптисты проникают в Европу. В 1834 году появляются первые баптистские общины в Германии, в 1839 году – в Дании, в 1847 году – в Швеции, в 1857 году – в Норвегии, в 1858 году – в Польше, в 1873 году – в Венгрии и пр.


Первые баптисты на территории России появились в Финляндии в 1855 году, в Латвии – в 1860 году. В 60 – 70 годы баптисты появляются на Украине, в Поволжье и на Кавказе. В 1884 году был создан Союз Русских баптистов. В 1876 году было организовано «Общество поощрения духовно-нравственного чтения», которое по вероучению ближе к общим баптистам. Несмотря на большое напряжение баптистов с государственной властью, баптисты существовали и в 1927 году по статистике Федеративного совета баптистов насчитывали 50 тысяч членов. Но в 30 годы XX века в период сталинских репрессий союз баптистов был распущен, а начиная с 1944 года баптисты вновь стали объединяться. Был создан их высший орган в 60 годах XX века Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов, который действует и по сегодняшний день, несмотря на развал СССР9.

Молокане, как ответвление секты духоборов, появились в России в 60-70 годы XVII века. Основателем этой секты считается Семен Уклеин крестьянин Томбовской губернии, Борисоглебского уезда. Он занимался шитьем одежды, переходил из села в село и встретился с одним из вождей духоборчества Побирохиным. Уклеин женился на его дочери, принял духоборческое учение, но через 5 лет разошелся с духоборчеством по вопросу об источниках богопознания. Окруженный 70 своими последователями он с пением псалмов торжественно вошел в Тамбов. Здесь все они при Екатерине II были посажены в тюрьму и были отданы православному духовенству для увещевания. Семен Уклеин формально отказался от своего учения. А когда его освободили из тюрьмы, снова стал это учение проповедовать. Молокане распространились не только в Тамбовской губернии, но и в Харьковской, Екатеринославской, Орловской, Симбирской и других губерниях России в XIX веке. Существует несколько объяснений их названию. Еще в 1765 году Тамбовская консистория присвоила этой секте имя Молокане, на том основании, что они в пост едят молочные продукты. Но сами молокане объясняют это название тем, что их учение есть «словесное млеко», о котором говорится в Священном Писании7. Молокане в XIX веке имели 4 толка: староуклеинский, общих молокан, прыгунов и донской толк. В целом молокане отрицают церковную иерархию, церковные таинства, крестное знамение, Предание, церковную обрядность, иконы и крещение водой. Богослужением молокан руководят выборные наставники. Крещение понимается молоканами как обучение уверовавшего Слову Божию. Но часть молокан помимо духовного признают и водное крещение, что сближает их с баптистами. Таких молокан называют водными молоканами10.

Следующим протестантским течением является штундизм, который представляет собой религиозное движение крестьян, создавших кружки по изучению Библии в немецких колониях Юга России со времен еще Екатерины II. Штундисты происходят от особого течения внутри лютеранства под названием пиетизм. Основоположником его был берлинский пробст Ф.Я. Шпенер (1635-1705). Пиетисты имеют характерную высокую эмоциональную религиозность на основе молитвенного созерцания и размышления над текстом Священного Писания. У них принято чтение Библии в кругу семьи. Такое чтение получило название «бибельштунде». Это сложное понятие состоит из двух немецких слов. Первое слово «бибель» происходит от Библии, а второе – «штунде» переводится как (час). Отсюда общий перевод названия на русский язык звучит, как время для изучения Библии11.


Движение адвентистов также имеет свою историю. Эта секта была основана в 1833 году Уильямом Миллером (1772-1849), который проповедовал в Нью Йорке близость кончины мира. По его вычислениям, основанным на 8 главе книги пророка Даниила, в 1843 - 1844 годах должно было состояться второе пришествие Иисуса Христа. Это пророчество не осуществилось, но учение о втором пришествии Христа остается главным догматом адвентистов. Первоначально адвентисты не имели собственной организации. Но в 1845 году в городе Олбани (штат Нью Йорк) они создали Ассоциацию тысячелетнего пришествия. В этом же году были выработаны догматы адвентистов, согласно которым мир будет уничтожен огнем, а для верующих будет создана новая земля. Согласно этим же догматам скоро состоится второе пришествие, которое будет сопровождаться воскрешением праведников. А после тысячелетнего царства Христа воскреснут и неправедные. Но для этого им еще при жизни надо следовать нравственным заповедям Библии. В ходе споров по вопросам догматики адвентисты раскололись на несколько течений. Самое крупное из них является течение адвентистов седьмого дня. Затем следуют адвентисты-реформисты; церковь Бога седьмого дня; адвентисты церкви, признающие воскресенье и другие.

Начало церкви адвентистов седьмого дня было положено небольшой группой жителей Нью Гемпшира (США), которые объявили в 1844 году себя приверженцами идеи второго пришествия. Идеологом и авторитетом этой группы стала Э. Уайт, которая и сегодня почитается пророчицей адвентизма. Официальное признание эта церковь получила в 1860 году. В настоящее время в США и Канаде насчитывается более полумиллиона адвентистов седьмого дня. Они ведут большую миссионерскую работу в разных странах мира, используя радио и телевидение. В средствах массовой электронной информации у них есть свои программы «Пророческий голос» и «Вера для нынешнего дня». Несостоявшееся в 1843 году второе пришествие Христа они объясняют тем, что Христос пришел в этот год не на землю, а на небо «очищать небесное чистилище». Учение адвентистов седьмого дня во многом сходно с вероучением баптистов. Но в отличие от последних, они празднуют субботу как выполнение четвертой библейской заповеди. Как у иудеев, у них суббота считается седьмым днем в неделе. Этот день адвентисты посвящают молитвам, не имеют права работать и готовить пищу, потому что согласно библейским заповедям суббота установлена Богом, как символ завершения сотворения мира. Отсюда происходит и название их церкви «адвентисты седьмого дня». Каждый член этой церкви должен вносить в ее пользу десятую часть своих доходов. Адвентисты седьмого дня отрицают бессмертие души, учение об аде и рае. По их учению душа умирает вместе с телом. Но они верят во второе пришествие Христа и страшный суд для всех живых и мертвых. После страшного суда часть душ усопших должно обрести вечное блаженство, а часть – окончательно погибнуть. Особое значение адвентисты придают «санитарной реформе», которую провела основательница адвентистов седьмого дня Е Уайт. Санитарная реформа представляет собой свод предписаний, направленных на поддержание здоровья человеческого тела как храма Святого Духа. Среди этих предписаний предусматриваются запреты на употребление спиртных напитков, табака, кофе, наркотиков и мяса «нечистых» животных, например, свиньи. Одновременно в предписаниях поощряется медицинская деятельность адвентистов, производство экологически чистых продуктов питания. Вместе с тем адвентисты резко отрицательно относятся к использованию в медицинской практике реанимации, т.е. восстановлению жизни после клинической смерти, а также автаназии, т.е. безболезненному умертвлению безнадежно больных.