Файл: УМК Религиоведение от ЗПТ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2021

Просмотров: 2638

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Адвентисты седьмого дня (АСД) в настоящее время более чем в 180 странах мира имеют около 30 тысяч церквей, около 5 тысяч духовных учебных заведений, 50 издательств, 160 больниц. Они издают литературу на более чем 170 языках мира. Руководство Всемирного союза АСД находится в Вашингтоне.

Впервые в России АСД появились в Крыму в 1886 году. В настоящее время в России и ближнем зарубежье их проживает более 30 тысяч, действует около 450 молитвенных домов. Единой организации АСД на территории бывшего СССР не имеют. Их общины объединяются в региональные советы, а региональные в республиканские. Территория самой России подразделена на 4 региона (северный, западный, центральный и южный). Каждый из регионов возглавляется региональным советом. Представители региональных советов входят в республиканский совет РФ. Не реже одного раза в год представители республиканских советов собираются на межреспубликанское совещание. На них принимаются решения по издательской деятельности, по обмену священнослужителями, по контактам с Генеральной конференцией АСД в Вашингтоне и пр.12 В декабре 1987 года в поселке Заокский Тульской губернии был открыт административный учебный центр АСД в России. В его состав вошли канцелярия республиканского совета церкви АСД, заочные библейские курсы со сроком обучения 3 года, издательский отдел. Ежегодный набор слушателей со всей страны и ближнего зарубежья составляет 20 человек. Издательский отдел готовит к печати «Настольный календарь служителя церкви христиан АСД» (издается 2 раза в году), информационный листок – 4 раза в месяц и другую религиозную литературу, распространяемую по всей территории бывшего СССР.

Адвентисты-реформисты возникли в результате разногласий среди европейских адвентистов. Этому послужили 2 причины. Одна из них была связана с отношением к службе в армии во время 1-й мировой войны, а вторая – в связи со смертью духовного вождя АСД Э. Уайт. В 1926 году на съезде в Готе (Германия) была создана организация адвентистов-реформистов, которая к началу 80 годов XX века насчитывала около 10 тысяч членов.

В СССР группа сторонников адвентистов-реформистов появилась еще раньше чем в Европе, а именно в 1924 году. В этот год на 5 Всесоюзном съезде адвентистов в СССР произошел раскол. Часть адвентистов не признали советский закон, запрещавший верующим служить в армии и брать в руки оружие. Из них в 1929 году образовался подпольный центр реформистов под названием «Российское поле адвентистов седьмого дня реформационного движения». Возглавил этот центр Г.А. Оствальд. Эти реформисты создали также «Всесоюзную церковь верных и свободных адвентистов седьмого дня» во главе с В. Шелковым. Реформисты распространяли слухи о скорой гибели советского государства, культивировали враждебное отношение к делам советского правительства. В вероучении они не расходятся с адвентистами седьмого дня. Но они обвиняют АСД в отступлении от повелений Э. Уайт в вопросе об отношении к властям. Тем не менее, эта группа адвентистов-реформистов была очень незначительной в СССР13.


Первые пятидесятники появились в США в начале XX века. Формально история пятидесятников началась 1 января 1901 года, когда в библейской школе в Топеке (Канзас) на занятиях сторонника движения святости Ч. Пархема одна из его учениц Агнесса Озман, получила «третье благословение» и стала говорить на «китайском языке». Вслед за ней глоссолалий (разговор с Богом на незнакомом языке) охватил всю школу. Один из учеников Пархема негр Д. Сеймур стал проповедовать идеи святой пятидесятницы в Лос-Анджелесе. Три года продолжались экстатические моления, которые привлекли тысячи приезжих негров и белых со всего США, испытавших здесь глоссолалию. Многие из них стали основателями церквей пятидесятников не только в США, но и в Скандинавии, Англии, Индии, Чили и пр.

В нашей стране до революции существовали лишь небольшие группы евангельских христиан в духе апостолов. В 20 годы XX века значительное распространение подучили христиане евангельской веры (ХЕВ) и отчасти пятидесятники-сионисты. В конце 30 годов XX века вместе с воссоединением народов Западной Украины, Западной Белоруссии и Прибалтики с СССР получили распространение и христиане веры евангельской (ХВЕ), евангельские христиане святые сионисты и субботствующие пятидесятники. Часть ХЕВ и ХВЕ в 1945 году, а также христиан в духе апостолов в 1947 году присоединились к Союзу евангельских христиан – баптистов (ЕХБ). Они лояльно относятся к государственной власти. Их общины официально зарегистрированы. Они поддерживают разнообразные контакты с зарубежными пятидесятниками. Неприсоединившиеся к ЕХБ пятидесятники по их социально-политической ориентации можно разделить на умеренных и крайних. Умеренные признавали законы Советского государства и считали, что можно иметь Дух Святой без дара языков. Эти взгляды их роднят с общинами ХЕВ и ХВЕ, а также с христианами в духе апостолов и субботствующими пятидесятниками. Крайние пятидесятники службу в армии отдают на усмотрение личной совести каждого верующего, поощряют отказ от голосования при выборах в органы власти, под свободой совести понимают неограниченную свободу религиозной деятельности. Все это приводит к различным нарушениям государственного законодательства14.

Протестантское течение пятидесятников (ХЕВ и ХВЕ) объединяет тех христиан, которые считают, что, начиная с 50 дня после воскресения Христова, т.е. после Пасхи, на Церковь Христову постоянно нисходит Святой Дух. По вероучению пятидесятников, член Церкви проходит сначала водное крещение, а затем проходит крещение Духом Святым, получая его дары, которые могут иметь внешние проявления в виде дара исцеления больных, пророчества, знания незнакомых языков. Особое значение пятидесятники придают следованию шестой библейской заповеди «не убий». Вследствие этой заповеди пятидесятники отрицательно относятся к войне и военной службе.


Мормоны, которые называют себя «Святыми последнего дня», были образованы в 1830 году Джозефом Смитом (1805-1844), жителем одной из деревень американского штата Вермонт. Их название имеет свою историю. Еще до основания секты мормонов, в 1812 году один из проповедников протестантских сект Соломон Сполдинг написал фантастический рассказ в библейском стиле «Найденная рукопись». В этом рассказе излагается легенда о двух еврейских колониях, которые еще в глубокой древности жили в Америке и оставили вырожденное потомство в виде краснокожих племен. При жизни автора этот рассказ не был напечатан и распространялся среди читателей в рукописном виде. Но после смерти Сполдинга один из списков его сочинения попал в руки сына ремесленника Джозефа Смита. Смит, который выдавал себя за колдуна и открывателя кладов, под впечатлением рассказа о древних евреях в Америке объявил публично, что ему было откровение Свыше, будто в одной пещере горы Кюмора (штат Нью Йорк) хранится древняя священная летопись американских израильтян, написанная одним из их вождей Мормоном. Смит будто туда отправился и нашел рукопись, написанную на золотых пластинках новоегипетским языком. В качестве подтверждения, что эта рукопись древних евреев, Смит говорил, что там же нашел оптические инструменты Урим и Туммим, которые являлись прорицательными снарядами древних еврейских священников. Официальная власть США преследовала общину мормонов, созданную Смитом. Мормоны были вынуждены мигрировать и поэтому находились не только в Нью Йорке, но и в Огайо, Миссури, Иллинойс. В 1844 году пророк Смит был убит, и новый руководитель церкви Брайем Янг повел мормонов на Дальний Запад Америки. В 1847 году в районе Большого соленого озера (Большого Бассейна) в местах обитания индейского племени юта, мормонами была основана колония с центром в Солт-Лейк-сити. В последующие несколько лет поселения мормонов значительно расширились по ряду причин. Одна из них заключалась в постоянной иммиграции (от 3 до 4 тысяч человек в год). Другой причиной был высокий естественный прирост населения среди мормонов. В 1850 году официальные власти прекратили гонения на мормонов, признали за ними, освоенные ими земли индейцев в Большом Бассейне и присвоили этим землям статус «территория Юты». В 1896 году статус территории был повышен. Она стала называться штат Юты.

Вероучение мормонов основывается на догмах консервативного протестантизма и «откровениях» Дж. Смита. Главными источниками их вероучения являются Библия и Книга Мормона, которую написал Дж. Смит. Мормоны имеют свой Символ веры, который содержит 13 статей, подтверждающих верность традиционным положениям христианского учения о Троице, искуплении, наказании, спасении и пр. Кроме того, их Символ веры свидетельствует об особой приверженности традициям раннеапостольской церкви. По аналогии с раннеапостольской церковью в мормонской церкви установлены должности апостолов, пророков, пастырей, учителей и евангелистов. Управление церковной жизнью возлагается на Совет двенадцати апостолов, который избирает из своей среды президента церкви. Центральной богословской темой учения мормонов является «собрание племен израилевых» и «восстановление истинной христианской церкви». Идея «собрания племен израилевых» находит практическое воплощение в миссионерской деятельности, в которой постоянно заняты около 30 тысяч человек, обязанных распространять учение мормонов как в США, так и в других странах (Америки, Западной и Восточной Европы, Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии), заботиться о создании новых церковных общин. В настоящее время церковь мормонов имеет не менее 3 миллионов человек. Из них почти 2/3 проживают в США15.


Общество свидетелей Иеговы (иеговисты) были основаны в 1872 году в США Ч. Расселом. Их имя происходит от искаженной формы Бога в иудаизме Яхве (Ягве, Саваоф). Члены этого общества признают единым Богом Иегову, отвергают основные христианские догматы. Например, свидетели Иеговы отрицают догмат о Троице, но все ее ипостаси признают, хотя толкуют не совсем в духе ортодоксальных церквей. Они считают источником всей жизни Бога, которому дали имя Иегова. Иисус Христос приходится Ему единородным сыном. Он единственный созданный Иеговой непосредственно. Все остальное сотворено через Иисуса Христа, который, по их мнению. не является всемогущим богом, и не равен своему Создателю. На земле он был просто совершенным человеком. Под Духом Святым они понимают власть Иеговы, т.е. «божьей невидимой действующей силой», которая участвовала в сотворении мира, и с помощью которой Всевышний исполняет свою волю, может влиять на сознание людей. Эту силу Иегова дал Иисусу Христу и всем уполномоченным представлять Его на земле. Свидетели Иеговы верят в ангелов, подчиняющихся Христу, верят в демонов во главе с Сатаной, но отрицают в существование ада. Взамен ада они разработали учение об Армагеддоне – глобальной войне, в которой Христос с армией ангелов уничтожит плохих людей, не поверивших в истины свидетелей Иеговы. По их мнению, земной мир является царством Сатаны, которое в этой глобальной войне погибнет. Погибнет и человечество за исключением самих иеговистов. Потом на земле установится царство во главе с Иисусом Христом. Руководители организации и религиозные авторитеты составляют так называемое «малое стадо», которое якобы избиралось Иеговой на протяжении всей истории человечества для управления великого множества других «овец». Их будто бы было 144 тысячи, но на сегодняшний день осталось около 9 тысяч. Члены «малого стада» в момент своей смерти якобы сразу воскресают и попадают в небесную часть царства Божьего, где входят в правительство Христа, второе пришествие которого уже невидимо произошло. Другим «овцам» иеговисты обещают вечную жизнь в земном раю после Армагеддона. Тем же, кто умрет, не дождавшись Армагеддона, обещают воскрешение.

В нашей стране иеговисты появились с воссоединением Западной Украины, Западной Белоруссии, Буковины и Бессарабии с Советским Союзом, а также вхождением в состав СССР прибалтийских республик в конце 30 годов XX века, где первые общины этого исповедания были основаны в 20-30 годы XX века. Община иеговистов в связи с ее антисоветской направленностью была в СССР запрещена. Тем не менее, иеговисты в СССР были самой крупной религиозной незарегистрированной организацией. Они хорошо организованы. Руководители требовали от рядовых верующих жесткой дисциплины и полного им подчинения. Их высшим органом было собрание, которое возглавлял совет старейшин из 5 мужчин, отличавшихся высокой миссионерской активностью, верным долголетним служением и смирением. Из этих 5 мужчин назначался надзиратель, или пресвитер, собрания. Иногда его именовали служителем или дьяконом. Собрания делились на студии из 5-6 верующих. Несколько студий объединялись в округа, а округа в обводы. Студии и округа возглавлялись разъездными надзирателями, или старейшинами. Всеми иеговистами руководил краевой комитет во главе со слугой края. Руководители стимулировали активность верующих внушением, что смысл жизни состоит в служении Богу путем миссионерства. Для контроля над их миссионерской деятельностью от верующих требовался ежемесячный отчет о времени потраченном на проповедничество, а также требовалось ежемесячное внесение денег в кассы организации. Они поддерживали связь с Бруклинским центром, регулярно туда отправляли отчеты о своей деятельности, а оттуда получали литературу и инструкции. После принятия М.С. Горбачевым закона о свободе совести и вероисповедания в нашей стране свидетели Иеговы, как и прочие секты и конфессии получили право легального существования на территории нашего государства. В 90 годы XX века их насчитывалось около 40 тысяч на территории бывшего СССР16.


Итак, мир протестантизма очень разнообразный17. Здесь перечислены далеко не все номинации протестантов, а лишь наиболее крупные из числа действующих сегодня. Исключение составляет цвинглианство, которое утратило свое самостоятельное значение, после смерти основателя У. Цвингли еще в XVI веке. Различные течения в протестантизме, в той или иной степени, отличаются друг от друга вероучением и обрядностью. Но всех их объединяет два общих положения, отраженных в протестантских учениях. 1. Они отрицательно относятся к иконам, догматам, богослужению и обрядности ортодоксальной церкви, в разной степени преодолевают их, формируя собственное вероучение и обрядность. 2. Всех протестантов объединяет особое отношение и почитание Священного Писания, которое для них является единственной основой христианского вероучения и образа жизни.


Лекция: РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ В ИСТОРИИ РОССИИ.


ИСТОРИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ И ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ (I-XII века). Согласно летописи монаха Нестора «Повесть временных лет», которая была составлена им в 1113 году, христианство на территории будущего российского государства распространялось задолго до его официального принятия. В летописи рассказывается, как еще в I веке апостол Андрей Первозванный проходил с евангельской проповедью Фракию, Скифию, Сарматию и дошел до днепровских гор. Он благословил Днепровские горы и предсказал, что на них «воссияет благодать Божия» и будет воздвигнут великий город18.

Так объяснялось монахом Нестором значимость Киева, как главного города Киевской Руси.

Христианство медленно, но верно распространялось по южным пределам будущей Киевской Руси, на территориях древних греческих колоний. Об этом имеется несколько фактов. Как пишет профессор Казанской Духовной Академии П.В. Знаменский: «в Крыму христиане были еще во дни святого Климента Римского, который был сослан сюда из Рима в 94 году»19. На южных территориях стали образовываться греческие епархии в III веке (Скифская или Томитанская, которая расположилась в устьях Дуная). Немецкий ученый Доннерт Е., будучи согласным с мнением П.В. Знаменского, уточняет, что восточные славяне (тиверцы, угличи), которые расселялись в задунайской Нижней Мизии (Малая Скифия), уже имели в городе Томи во 2 половине III века епископскую кафедру. А недалеко от устья Днестра находилась греческая христианская колония Тира и другие поселения20. В IV веке на крымской территории были сформированы Херсонская и Босфорская епархии; «в VII и VIII веках Сурожская и Фульская. В IV веке была епархия у готов, живших, между Доном и Днестром. Из всех этих местностей семена христианства, конечно, удобно могли заноситься и в Россию, но едва ли могли здесь прививаться»21. Причиной нераспространения христианства на древней территории будущей России являлось отсутствие здесь народов с оседлым образом жизни и элементами организованного общества и государственности. По территории будущей нашей страны в первые века от Рождества Христова постоянно двигались в Европу различные кочевые племена. Это время названо в истории «великим переселением народов».