Файл: УМК Религиоведение от ЗПТ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2021

Просмотров: 2630

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Винатаручи – вьетнамская буддийская школа, основанная в 580 г. выходцем из Южной Индии Винитаручи. Перебравшись через Центральную Азию в Китай, он в 562 г. прибыл в столицу Чаньань, которую покинул через 12 лет в связи с антибуддийскими преследования. Он был учеником третьего «патриарха» школы чань Сэн Цаня, который посоветовал Винитаручи отправиться на Юг. В 580 г. он оказался на территории Северного Вьетнама, обосновался в пагоде Фапван в Луилау, который являлся крупным буддийским центром в регионе. Умер Винитаручи в 594 г.

Випассана (пали) – высшая стадия медитации, способность проникновения в сущность вещей и явлений, мудрость (праджня).

Висуддхи магга (пали, буквально – «Путь к очищению») – название известного сочинения Буддхагхоши, в котором излагается буддийская доктрина.

Вихара (санскр.) – первоначальное место отдыха и развлечений. В раннем буддизме этим словом обозначали место встречи странствующих монахов, где они проводили время сезона дождей. Таким местом могли быть сад, парк, пещера. Позднее под этим словом стали пониматься монастыри в Индии и Шри-Ланке с постоянно проживающими в них монахами, которые были построены разбогатевшими буддийскими общинами.

Вонбульге – буддийская школа в Южной Корее, которая возникла в 1924 г. как общество по изучению буддизма. Но вскоре это общество превратилось в оригинальную школу. Она включает в свой состав как сохраняющих безбрачие монахов-бхикшу, так и женатых членов. В Вонбульге делается основной упор на пропаганду своего учения в массах. В качестве символа вместо изображения Будды последователи школы имеют чёрный круг, обозначающий единство мира. По этой причине секта получила название «Круглого Будды».

Во Нгон Тхонга – вьетнамская буддийская школа, основанная в 820 г. наставником Во Нгон Тхонгом из Гуанджоу.

Восемь драгоценностей (они же – «восемь эмблем славы», «восемь знаков счастья», «восемь благоприятных символов», «восемь жертв»…) – это набор из восьми предметов, образующих самостоятельную структурную единицу в системе культовой практики буддизма. В каждом из предметов заложен философский подтекст: 1. зонт защищает от злых помыслов; 2. две золотые рыбы символизируют счастье и единство; 3. ваза, наполненная напитком бессмертия, является сокровищницей благих намерений; 4. цветок лотоса – символ божественного происхождения и залог спасения; 5. закрученная спиралью вправо раковина – символ блаженства; 6. узел, не имеющий начала и конца – символ бесконечного цикла перерождений; 7. штандарт (знак победы) – символ горы Меру, центра буддийской Вселенной; 8. колесо с 8-ю спицами – символ восьмеричного пути к совершенству. Этот набор предметов стоит на алтаре каждого действующего буддийского храма в виде отдельных небольших скульптур, выполненных из дерева или металла. Они также часто встречаются в виде отпечатка на бумаге, ткани, имеются в юртах и домах, где распространён ламаизм. Каждая из 8-ми драгоценностей, особенно лотос, колесо с 8-ю спицами, узел без начала и конца, могут изображаться по отдельности и выступать как орнаментальный мотив в буддийском искусстве и как объект культа.


«Восемь звуков» - характеристики голоса Будды, проповедующего своё учение живым существам. Голос Будды: 1. завораживающий, чтобы привлекать внимание слушающих; 2. нежный, чтобы усладить их; 3. гармоничный, чтобы смягчать сердца слушающих и настраивать их на понимание сказанного; 4. торжественный, чтобы внушить уважение к Будде; 5. мужественный, чтобы заставить слушающих трепетать от почтения; 6. убеждающий; 7. побуждающий слушающих накапливать добродетели; 8. не знающий усталости.

Восемь «не» - формула «срединного пути» одно из двух главных течений буддизма махаяны – мадхьямики. В основу формулы положены начальные строки трактата индийского буддийского философа Нагарджуны «Мадхьямика-шастра». В этих строках в афористической форме выражена суть важнейшего положения философии махаяны о «недвойственности» (сущностном тождестве) всех явлений: «Я, склонив голову,поклоняюсь Будде, который проповедует: ничто не рождается и не исчезает, всё непостоянно и непрерывно, не едино и не различно, не приходит и не уходит».

Всемирная эсхатология – учение о цели космоса, истории и их конце.

Габала (санскр., дословно – блюдо, чаша, череп) – сосуд, сделанный из человеческого черепа или имитирующий его, оправленный в металл, используется в культовой практике ваджраяны для эзотерической службы в честь богов ранга «защитников веры» (дхармапала). Обычно габалу помещают на треугольной подставке, прикрывают выпуклой крышкой, навершие которой имеет вид ваджры или иного буддийского символа.

Галдан (тиб., букв. – «Обитель радости») – рай будды Грядущего мирового периода, название главного монастыря Тибета, настоятель которого носит титул гьялва («победитель») и считается воплощением ботхисаттвы.

Ганджур, Ганьчжур, Канчжур (тиб. Букв. – переводы сказанного Буддой Шакьямуни) – собрание канонических буддийских текстов, переведённых с санскрита и восходящих к Будде Шакьямуни. Известны его издания – Чоне (самое раннее), Дерге, Пекинское (1411 г.), Нартанское (1732 г.), Лхасское (незавершённое).

Гелугпа (тиб. – закон добродетели), гелданпа (тиб. – добродетельный), жа-сер (тиб. – жёлтая шапка, отличительный атрибут одежды монахов) – будд. Школа в Тибете, созданная в начале XV в. Цзонхавой.

Грязная земля (китайское – хуэйту, японское – эдо) – земной мир, наполненный пороками и страстями (грязью) населяющих его живых существ. Грязной земле противопоставляется чистая земля, в которой возрождаются верующие в спасительную силу будды Амида.

Гэгэн (монгольское, буквально – светлый) – титул духовного лица в ламаизме.

Дана (пали, санскрит – даяние, щедрость) – добродетель подаяния милостыни бедным, нуждающимся, дарения монахам или монашеской общине. Дана является одним из трёх добродетельных деяний, которые приносят подающему религиозную заслугу.


Данджур, Танчжур (тиб. «Переводы пояснений к сказанному Буддой») – собрание переведённых с санскрита на тибетский язык текстов, поясняющих проповеди Будды Шакьямуни.

Дацан (тиб.) первоначально в ламаизме тибетском, монгольском, бурятском, калмыцком, – название факультета (отделения) учебного заведения при монастыре. Позднее в бурятском ламаизме дацан стал названием самого монастыря.

Десять деяний – 10 из 52 ступеней (с 21 по 30) пути бодхисаттвы. Этот путь включает в себя: 1. материальную помощь другим людям; 2. помощь советами; 3. терпимость к чужим взглядам и поступкам; 4. самоотверженность в служении другим; 5. Правильное понимание своего долга; 6. появление перед другими в том виде, в каком они возродятся в «стране Будды»; 7. свободу от привязанности к двум крайним взглядам – существованию вещей и несуществованию вещей; 8. обретение добродетелей, которые трудно обрести; 9. проповедь и распространение учения Будды; 10. постижение сущности «срединного пути».

Десять земель – четвёртый этап пути бодхисаттвы из 52 ступеней (с 41 по 50). Пройдя 40 предыдущих ступеней, ботхисаттва должен испытать следующие состояния: 1. радость от постижения истинной сущности бытия; 2. чистота как следствие освобождения от всех нечистот земного мира; 3. излучение света мудрости; 4. углубление совершенного знания истинной сути бытия; 5. ощущение преодоления последних трудностей на пути к просветлению; 6. проявление совершенного знания; 7. ощущение преодоления ограниченности как хинаяны, так и махаяны; 8. твёрдая убеждённость в истинности «срединного пути» Будды; 9. ощущение обладания всепроникающей мудростью, дающей возможность без помех проповедовать учение Будды; 10. ощущение себя облаком, которое орошает все живые существа учением Будды.

Десять рвений – с 31 по 40 ступени пути бодхисаттв: 1. спасение других живых существ в тайне от них; 2. несокрушимая вера в истинность буддийского учения; 3. проповедь и распространение учений всех без исключения будд; 4. посещение будд в местах их пребывания и служение им; 5. благословение других живых существ; 6. наделение других живых существ безграничным благом; 7. видение в других живых существах всех миров дхармы; 8. постижение истинной сущности всех вещей и явлений; 9. освобождение от всех без исключения привязанностей; 10. освобождение от зависимости от вещей и явлений.

Десять веры (ступеней) – первые десять ступеней пути бодхисаттвы: 1. пробуждение !чистой» веры в учении Будды; 2. запоминание всего постигнутого; 3. усердие в продвидении по пути бодхисаттвы; 4. сосредоточенность на размышлении о пути бодхисаттвы; 5. обретение мудрости для постижения истинной сущности вещей и явлений; 6. принятие обетов; 7. направление ранее обретённых добродетелей на достижение просветления; 8. предохранение от земных желаний; 9. борьба с привязанностями ко всему земному; 10. соблюдение обетов. Прохождение этих ступеней предполагает обретение веры в спасительную силу буддийского учения.


Десять укрытия (ступеней) – второй этап пути бодхисаттвы с 11 по 20 ступень: 1. стремление стать буддой; 2. постижение «пустоты» вещей; 3. совершение благих деяний; 4. постижение относительности и условности всех вещей и явлений; 5. постижение истинной сущности вещей и явлений через совершение благих деяний; 6. обретение высшей мудрости – «праджни»; 7. достижение такого уровня просветлённости, когда не возможно возвращение на пройденную ступень; 8. обретение неподверженности влияниям со стороны ложных учений; 9. убеждённость в возможности стать буддой; 10. постижение того, что ничто не рождается и не умирает. Прохождение этих ступеней обеспечивает невосприимчивость к различного рода земным соблазнам.

Джайнизм – религия в Индии, возникшая в VI в. до н.э. Джайнизм отверг авторитет Вед, открыл доступ в свою общину мужчинам и женщинам всех каст, сохранил индуистское учение о перерождении душ и воздаянии за поступки.

Джатака (пали, санскр.) – очень популярное сочинение из канона тхеравады, содержащее 550 историй о прежних рождениях Будды. Как литературный жанр эти истории нашли распространение в фольклоре и буддийской мифологии.

Дзадзэн (яп. – «сидячая медитация», кит. – цзочань) – одна из двух основных практик в школе дзэн, требующая от адепта, сидящего в «позе лотоса», концентрации сознания.

Дзэн (яп., кит. – чань от санскрита дхьяна, т.е. «медитация») – одна из наибодее влиятельных буддийских школ в Японии.

Докшит (от монг. Докшин – дикий, необузданный, свирепый, жестокий) – монгольский термин для обозначения богов ранга «защитников веры» в ламаистском пантеоне.

Дхамма-чакка-паваттана-сутта (пали, букв. – «приведение в движение Колеса Закона», или «Проповедь о создании царства справедливости») – 1-я проповедь Будды после его просветления, произнесённая перед его первыми учениками в Оленьем парке (Сарнатх) в окрестностях Варанаси (совр. Бенарес).

Дхарма (санскр.), Дхамма (пали) – важный и многозначный термин во всей индийской философии. Можно выделить 5 групп основных значений термина: 1. доктрина; учение, излагаемое в систематической форме; руководящие жизненные принципы, принимаемые человеком; в буддизме – это учение Будды; 2. правило, правильное поведение, справедливость, закон, праведность; 3. условие, причина или прошлое, как причина, следствие; 4. Приложение слова «дхарма» к феноменальному миру указывает на его упорядоченную структуру. Мир – это выражение закона; 5. высшая реальность – точечные моменты бытия, вспышки психо-физической энергии.

Индрия (санскр.) – «воспринимающая способность», «орган чувства», инструмент непосредственного чувственного восприятия мира. В «абхидхарме» их 6: орган зрения, орган слуха, орган обоняния, орган вкуса, орган осязания, сознание, или познавательная способность. Последнее чувство (сознание) считается самой главной воспринимающей способностью.


Индуизм – сформировался в I тыс. н.э. Является результатом развития ведической религии, брахманизма (2-я стадия индуизма. Возник в 1-м тыс. до н.э. Большую роль играют анимистические представления, культ предков) и других народных верований. Основой учения индуизма является учение о перевоплощении душ (сансара) в соответствии с законом воздаяния (карма) за добродетельное или дурное поведение, определяемое почитанием верховных богов (Вишну или Шиву).

Йога (санскр., букв. – средство, способ, единение, действие, укрепление и пр.) – комплекс приёмов и упражнений для очищения тела и сознания, а также для достижения состояния духовного созерцания.

Кадампа (тиб., букв. – связанный обетом, или принявший посвящение) – школа тибетского буддизма, возникшая в XI в.

Калачакра (санскр., букв. – колесо времени) – одна из важных систем буддийской тантры.

Карма (санскр., камма – пали., букв. – действие, обязанность, деятельность) – это совокупность любых моральных и аморальных волевых намерений. В конструировании сложного закона кармы главная роль принадлежит мысли, т.к. слова и действия являются вторичными по отношению к сознанию.

Лама (тиб., дословно – высший) – учитель наставник в ламаизме.

Ламаизм – религиозная форма северного буддизма, основанная на сочетании черт махаяны и ваджраяны.

Мадхьямика – первая философская школа махаяны. Возникла во II в. в Индии. Основателем ее считают Нагарджуну. Она распространена в Китае, Тибете и других странах буддийского мира. Это основополагающее духовное учение в Тибете, которому посвящалось и посвящается большое количество литературы. В основе учения лежит избегание крайностей утверждения и отрицания.

Майя (санскр.) – иллюзия, обман; в индийской мифологии – способность сверхъестественных существ (богов, демонов, духов) к изменению своего облика.

Манас (санскр.), Мано (пали) – ум, способность человека мыслить; тот аспект сознания, который осуществляет связь субъекта и объекта.

Мани (санскр., тиб., монг.) – камни с написанной или выгравированной на них мантрой.

Мантра (санскр., дословно – стих, заклинание, волшебство) – магическая форма призывания и заклинания богов в древнеиндийской традиции, в т.ч. в индуизме и буддизме.

Марга (санскр), магга (пали) – путь. Термин используется для обозначения «благородного срединного пути» или «благородного восьмеричного пути».

Махаяна (букв. – Большая колесница) – направление северного буддизма.

Медитация (санскр.) – внутреннее сосредоточение сознания на определённой идее, обычно подкрепляемое созерцанием соответствующего объекта и ведущее к успокоению, внутренней гармонии и предполагаемому прорыву на новый уровень понимания сущности бытия.

Метта (пали) – любовь, активная доброжелательность, одно из 4-х божественных состояний, когда сила любви направлена на все живые существа.