ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2021
Просмотров: 2624
Скачиваний: 1
Вериги – кандалы, оковы, разного рода железные цепи и т.д., которые носят желающие спастись на голом теле для смирения плоти.
Викарий (латинское слово – заместитель). В православии – помощник епархиального архиерея. В католичестве – папа Римский как наместник Иисуса Христа на земле.
Гетеродоксия (от греческого слова heteros – другой, doctrina – учение, теория, система) – противоположность ортодоксии и означает разномыслие еретиков.
Гласник сборник песнопений православной Церкви. Более употребительное название этого сборника – октоих или осмогласник.
Голгофа (от древнееврейского языка – череп, лобное место) – гора (место для казни преступников), на которой был распят Иисус Христос.
Двойная истина – сложившееся в средние века учение, по которому религиозная и философская истины могут находиться в противоречии, не уничтожая друг друга. Родоначальником этого учения является Симон из Турне. В XIII в. оно имело широкое распространение. Против него боролись Альберт Великий и Фома Аквинат. Тем не менее, оно в XVI в. продолжало жить, на него ссылались Петр Помпонацци и Джордано Бруно. Смысл учения заключается в стремлении оградить известную область исследования от претензий теологов.
Двунадесятые праздники 12 особо чтимых великих праздников, которые определены церковным уставом: Рождество Христово, Богоявление, Преображение, Вход Господен в Иерусалим (Вербное Воскресение), Вознесение (Пасха), Пятидесятница, Воздвижение Честного и Животворящего Креста, Рождество Пресвятой Богородицы, Сретение, Введение во храм Пресвятой Богородицы, Благовещение Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы.
Декан (от греческого слова deka – десять) – буквально десятник. Деканами назывались члены христианского братства, учрежденного при Константине Великом, которые должны были заботиться о благоприличии; монашество в раннем средневековье делилось на десятки и старший в десятке назывался деканом; в католической Церкви деканом называется каноник, стоящий во главе духовного капитула; в лютеранской Церкви деканами часто называются суперинтенданты.
Декреталии – папские указы, содержащие постановления общего характера.
Десятильник – понятие появилось в северо-восточных епархиях нашей Церкви со времен митрополита Кирилла II в противовес западным деканам. Сначала десятильниками были духовные лица, затем стали дети боярские. Десятильники составили одну из низших судебных и административных инстанций. Эта инстанция занималась делами гражданского и церковного суда до Стоглавого собора в 1551 г., на котором архиерейским боярам было запрещено касаться чисто духовных дел. Собор принял решение о формировании института поповских старост и о передаче им дела церковного суда. Помощниками поповских старост стали десятские священники. В начале XVIII в. были упразднены должности архиерейских служилых людей (светских людей на епархиальной службе), а вместе с ними исчезли и десятильники.
Десятословие – десять заповедей, которые получил пророк Моисей от Господа Бога на двух скрижалях. Они помещаются в катехизисах всех христианских исповеданий.
Деяния апостолов – название новозаветной исторической книги, в которой продолжается евангельская история времен от Воскресения Иисуса Христа до 62 г. Книга написана евангелистом Лукой во время пребывания его вместе с апостолом Павлом в Риме для встречи со знатным римлянином Феофилом, который, возможно, был прокуратором в Иудее.
Догматы – основные формулы вероучения, истинность которых является неоспоримой и не подлежащей пересмотру или изменению. Все догматы объявлены богоустановленными, воспринятыми отцами и учителями Церкви через Божественное Откровение и переданными Церковью последующим поколениям верующих.
Доминиканцы – члены нищенствующего католического ордена, основанного в 1215 г. испанским монахом Домиником. В 1232 г. папство передало в ведение доминиканцев инквизицию, а после основания ордена иезуитов в XVI в. значение доминиканцев уменьшилось.
Ева – праматерь человеческого рода, жена Адама. Ее еврейское имя Хавва, что значит «жизнь», потому что именно она стала источником жизни для всего человечества.
Евангелие напрестольное – служебное Евангелие, состоящее из текстов первых четырех книг Нового Завета, а именно Евангелия от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Служебное Евангелие отпечатано большим форматом и находится на антиминсе на престоле. Чтение его является частью христианского богослужения.
Евангелия (греческое слово – благая весть) – книги ранних христиан, повествующие об учении Иисуса Христа и об отдельных эпизодах Его жизни. Вначале слово «Евангелие» относилось к устной проповеди христианского учения. В таком смысле оно было употреблено в посланиях апостола Павла. Затем ученики Иисуса Христа записали и проповедовали своего учителя и отдельные эпизоды его жизни в Евангелия. Евангелия записывались в различных христианских группах примерно во второй половине I-III вв. Археологи обнаружили в Египте библиотеку христиан-гностиков, в которой были полные тексты Евангелия от Фомы, от Филиппа, Евангелие Истины. Существуют также Евангелия от Петра и Андрея и многие другие. Но в Новый Завет включены только четыре Евангелия от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.
Евангельские блаженства – девять заповедей, данных Иисусом Христом в Нагорной проповеди (Мф. 5:3-12; Лук. 6:20-23). Они называются блаженствами потому, что каждая из заповедей начинается со слова «блаженны».
Евангельские христиане – три протестантские общины: евангелисты, редстокисты, пашковцы, своим учением близки к баптизму. Редстокисты носят имя основателя общины, английского проповедника евангелического направления Редстока Гренвиля Вальдигрева (XIX в.). Гренвиля Редстока в 70-е гг. XIX в. пригласили в Петербург свободомыслящие аристократы, недовольные позицией официального православия. Так, было положено начало евангелизму в России. Его наиболее активным проповедником стал отставной полковник, богач и филантроп В.А. Пашков. Главный акцент в учении евангелических христиан делался на наличие у человека свободы воли.
Евхаристия – святое причастие, таинство Господней вечери, святая литургия, то есть приобщение святых тайн.
Ектенья (греческое слово – распространение) – род молитвенных прошений, входящих в православное богослужение. Имеется несколько видов ектеньи. Главными из них являются: великая, просительная, сугубая и малая. Кроме 4-х главных ектений есть еще ектеньи оглашенных и умерших. Эти ектеньи провозглашаются на литургии. При совершении таинств произносятся особые ектеньи.
Елей – оливковое масло, употребляемое в церковных ритуалах. Елеем заправляют лампады, помазывают верующих после богослужения, а также новокрещенных, применяют в таинстве елеосвящения, проливают на покойного.
Елеосвящение – соборование, является одним из 7-ми церковных таинств, которое совершается над больными.
Еммануил (с еврейского на русский язык – «с нами Бог») – слово произносится в пророчестве Исайи (7:14). Евангелист Матфей (1:23) прилагает это пророчество ко Христу.
Епархиальное управление – административный церковный орган, существующий при правящем архиерее и помогающий ему осуществлять руководство духовенством подведомственной епархии.
Епархия (греческое слово – властвование или начальствование) – церковно-административный округ во главе с епископом, то есть с епархиальным архиереем.
Епископ (греческое слово – надзиратель или блюститель) – один из высших иерархов.
Епитимья (греческое слово – наказание) – церковное наказание верующих за нарушение церковных канонов, предписаний, указаний духовника-священника. Виды наказаний: продолжительная молитва, усиленный пост, земные поклоны перед иконой, крестом и т.д.
Еретик – человек, не принимающий доктрины правящей Церкви.
Закон Божий – в широком смысле – всякое религиозное учение об обязательных правилах жизни и деятельности христиан. В узком смысле – учебный предмет, целью которого является преподавание в учебных заведениях церковных молитв, священной истории, объяснение богослужения и катехизиса.
Игумен (греческого слова hegumenos – ведущий) – православный настоятель монастыря обычно в сане архимандрита. В женском монастыре – игуменья.
Иегова – имя Бога, используемое в Ветхом Завете. Существует христианская секта иеговистов, которые утверждают, что имя Бога – Иегова.
Иезуиты – члены католического монашеского ордена (Общество Иисуса), основанного в 1534 г. в Париже Игнатием Лойолой.
Иерархия (от греческого слова ierarxia – священноначалие) – употребляется в двух значениях: 1) небесная иерархия – мир ангельский; 2) церковная иерархия – общее значение для всех трех степеней священства в христианской Церкви: епископа, пресвитера, диакона.
Иерей (греческое слово – жрец) – официальное название православного священника.
Иеродиакон – монах в сане диакона.
Иеромонах – священник-монах.
Индульгенция (от латинского слова indulgentia – милость) – папские грамоты, которые продаются католикам для полного или частичного отпущения грехов. Широкая торговля индульгенциями с XII в. стала средством обогащения католического духовенства и одной из причин Реформации в Западной Европе.
Иконоборчество движение против почитания икон, возникшее в Византии в первой половине VIII в. и продолжавшееся почти до середины IX в. Лишь при императоре Михаиле III сторонник иконоборцев патриарх Иоанн VII был свергнут, а на его место поставлен защитник иконопочитания Мефодий.
Иконопочитание – догмат вселенской Церкви, установленный на 7-м Вселенском соборе в 787 г. По учению собора чествование икон и поклонение им относится не к веществу икон (дерево, краски и другие средства изображения), а к изображению на иконе образу. Следовательно, иконопочитание не имеет характера идолопоклонства.
Искушение (по латыни – tentatio) – 1) внешний повод, вызов, соблазн согрешить, то есть нарушить ту или иную христианскую заповедь, собственный обет (самозапрет), изменить осознанному идеалу, отступить от усвоенных убеждений и принципов; 2) внутреннее влечение и возбуждение, под вилянием порочной наклонности или страсти человека. По христианскому учению искушение допускает сам Бог, чтобы, человек на практике мог убедиться в своей нравственной немощи и обращаться к благодати Божьей, а также, чтобы человек имел право на свободный нравственный выбор и мог через преодоление искушения укреплять собственную волю, устремляясь к своему идеалу, созданному по образу и подобию Божьему.
Исповедальня – в католических церквах это небольшая камера для священника, где он находится во время исповеди кающегося. Через оконце камеры священник слышит их речь, но кающиеся при этом его не видят. В православной Церкви особого устройства исповедальни не существует.
Кальвинизм – протестантское направление, появившееся в эпоху европейской Реформации и получившее название по имени его основателя Жана Кальвина (1509-1564 гг.). Кальвинизм является романским типом Реформации, глубоко проникнутого католическими принципами нетерпимости, безусловного подчинения каждого прихожанина Церкви, почти аскетического кодекса нравственности для всех католиков. Кальвинисты требовали безусловного и исключительного следования Библии, изгнания из культа и учения внешних символов христианства, которые назвали «суеверием» и «язычеством». В республиканской Швейцарии в Женеве Ж. Кальвин в 1541 г. стал фактическим диктатором города, духовная и светская власть слились в пользу церковного управления. Из Женевы кальвинизм проник во Францию (гугеноты), Нидерланды, Шотландию, Англию (пуритане). Для кальвинизма характерны: доктрина об абсолютном предопределении, проповедь мирского аскетизма, республиканского устройства Церкви.
Канон (от греческого слова kanon – норма, правило) – свод положений, имеющий догматический характер.
Кардинал (от латинского слова cardinalis – главный) – второе духовное лицо после папы Римского. Кардиналы назначаются папой и являются ближайшими советниками и помощниками папы по управлению Церковью.
Катакомбы (от итальянского слова catacomba) – подземные помещения искусственного происхождения для погребения. Древние христиане, веруя, что тело в будущей жизни оживет и соединиться с бессмертной душой, погребали тела в катакомбах с лабиринтами, специальными комнатами и нишами (могилами). Примерно в III в. стали создавать погребальные коллегии, которые на членские взносы общины устраивали погребения и поминальные трапезы. Христиане, образовавшие коллегии, становились владельцами своих усыпальниц. Главным администратором в коллегии был епископ, а собственностью ее заведовал дьякон. Церковь этой христианской общины называлась катакомбной и украшалась разнообразными видами искусства: надписями, живописью, другими памятниками культуры (лампочки, стеклянные сосуды с золотыми донышками, саркофаги с рельефными изображениями и пр.).
Католикос (от греческого слова katholikos – всеобщий, вселенский) – титул патриархов Армянской Григорианской и Грузинской православной Церкви. От этого понятия также происходит слово католицизм, которым обозначается одно из западных крупнейших христианских направлений.
Кающийся – грешник, приносящий раскаяние в своих грехах. Раскаяние происходит через испытание, церковную епитимью. Кающиеся в зависимости от тяжести греха делились на 4 рода: 1) плачущие, не имевшие права входа в храм и стоявшие на паперти, иногда с посыпанной пеплом головой; 2) слушающие, которым разрешалось слушать Священное Писание за литургией, а затем они выходили из храма; 3) припадающие, которым разрешалось быть в храме не только во время чтения Священного Писания, но и при молитвах за них, а затем перед началом литургии они также оставляли Церковь; 4) стоящие вместе с верными в храме за литургией, но не имеющие права причащаться.
Квакеры (от английского слова quakers – трясущиеся) – первоначально это слово употреблялось в ироническом смысле по отношению к (Society of Friend’s – к обществу друзей), основанному Дж. Фоксом (1624-1691 гг.) среди городской бедноты средневековой Англии в начале второй половины XVII в. Квакеры последовательно проводили идеи христианского гуманизма и индивидуализма, решительно отвергали церковную догматику и культ. Они проповедовали учение о присутствии Бога («внутренний свет», «слово», «внутренний Христос») в душе каждого человека и способности человека чувствовать Его, следовать божественному призыву. Через человека Бог проявляет себя в мире. Их принцип основан на неограниченной свободе человека. Они считали, что истина заключена не в книгах, а сердцах людей. Поэтому ее надо искать не в официальных учениях различных церковных исповеданиях, а во «внутреннем свете», озаряющем человека.