ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2021
Просмотров: 2620
Скачиваний: 1
68. «Чья страна, того и вера».
69. 1765 год.
70. Об избранности к спасению и о предопределении.
71. У адвентистов седьмого дня.
72. Аскольд и Дир.
73. Елена.
74. Добрыня Никитич.
75. 1261 год.
76. Митрополит Пётр.
77. Митрополит Алексий I.
78. 1589 год.
79. При царе Алексее Михайловиче.
80. 1722 год.
81. После Февральской революции.
82. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
83. «О свободе вероисповедания».
84. Печатью пророков.
85. Личное мнение богослова – правоведа.
86. Мюридизм.
87. Доктор философии П. Постников.
88. На рубеже 90-х годов.
Лекционный курс по дисциплине:
Тезисы:
Модуль № 1
«Предмет религиоведения, истоки и формы религиозных культур»
1. Введение.
Цель и задачи курса. Концепции происхождения религии в историографии. Истоки религии. Генезис религиозного сознания в исторической ретроспективе: ранние формы религиозной культуры (тотемизм, шаманизм, магия гомеопатическая и контагиозная, анимизм); полидемонизм; политеизм; национальные и мировые религии.
Тема 2. Религия как феномен культуры.
Проблема соотношения религии и культуры в историографии. Основополагающая роль религии на протяжении веков в создании «жизненного мира человека». Функции и роли религии. Сущностные характеристики религии. Религия как сфера духовной жизни общества, способ практически-духовного освоения мира и область духовного производства. Мировые религии и система искусств.
Тема 3. Языческие формы религиозной культуры у древних народов, автохтонные религии, античной цивилизации, древних кельтов, германцев, славян.
Культура автохтонных религий Африки, Америки, Океании, Австралии. Религиозная культура Древнего Египта, Древней Месопотамии. Античная религиозная культура. Религиозная культура древних кельтов, германцев, славян, протоиндийской цивилизации. Ведическая культура. Брахманизм. Джайнизм.
Тема 4. История национальных религий Индии, Китая, Японии, Ближнего Востока.
Истоки, история формирования, направления, философско-нравственные концепции, литература, традиции и обрядность Индуизма, Конфуцианства, Даосизма, Джайнизма, Синтоизма, Сикхизма, Иудаизма. Национальные религии и современность.
Модуль № 2
«История, особенности, направления, школы и традиции мировых религий»
Тема 1. Буддизм и его ассимиляция с местными культурами. Буддизм в России.
Источники и литература по теме. История формирования, основные идеи и учения буддизма. Школы и направления буддизма. Причины отсутствия антагонистического характера между направлениями и школами буддизма. Традиционные районы буддийской религии в Российской Федерации. Калмыкия.
Тема 2. Институт монашества в христианской культуре. Православная культура России по византийскому образцу.
История развития института монашества в регионе и его формы. Отношение православного монашества к оружию в исторической ретроспективе. Аскетика. Исихазм. Григорий Синаит. Григорий Палама. Афон как общепризнанный центр православного монашества. О видных представителях российского православия, живших в регионе.
О преемственности православной культуры России от Византии. Особенность русского православия региона в процессе ассимиляции языческой культуры с православной культурой Византии.
Тема 3. Особенности католического и православного искусства и богослужения.
Значение слова и музыки в православном и католическом богослужении. Наследие духовной музыки русских композиторов XVIII-XX веков. Традиции и обрядность двунадесятых праздников и постов. История Иконопись. Зодчество. Традиции, нравственность, обряды, праздники в мирской жизни. Церковные таинства и их обрядность. Православная одежда духовенства и мирян. Православный этикет.
Тема 4. Протестантская культура.
История лютеран на Нижней Волге. Особенности лютеранской вероисповедной системы «Чья власть, того и вера». Баптизм, его течения и учения. Общее и отличное в вероучении и культе пятидесятников. Маргинальные религии: Бахаизм, Мормоны, Свидетели Иеговы и т.д.
Тема 5. Столпы, школы и правовые основы исламской культуры.
Столпы, религиозно-правовые школы, праздники ислама. Отличительная черта конфессиональной организации ислама. Сходство суфизма с мистическими учениями буддизма и христианства. Ветхозаветные пророки в Коране. Персонажи христианских книг Нового Завета в Коране. Наличие в исламе культа Иерусалима как священного города. Идейное влияние эллинизма на догматику ислама. Семитская традиция в проповеди Мухаммада.
Тема 6. Современные религиозные движения. Фундаментализм и модернизм.
Сущности понятий «модернизм» и «постмодернизм» в историографии. Исторические и политические предпосылки фундаментализма в протестантизме и исламе. Причины и элементы дехристианизации Запада. Умножение сект. Пробуждение интегризма в исламе. Причины эволюции индуизма. Причины отсутствия будущего у воинствующего атеизма. Причины тревожного будущего иудаизма. Ислам и причины его ощущения своей неприспособленности к современному миру.
Тема 7. Социокультурные аспекты межконфессионального диалога.
Факторы социокультурной детерминации межконфессиональных отношений. Функции социокультурных аспектов меконфессионального диалога. Диффузия как стихийное распространение духовной культуры в социальном и географическом пространств. Трансферт как заимствование внешних образцов одной духовной культуры у другой без глубокого их освоения. Синтез, симбиоз и конфликт как традиционные функции духовной культуры в межконфессиональных отношениях. Введение в практику экуменического диалога между христианскими общинами. Влияние социально-экономических и политических факторов, средств массовой информации на расширение миссионерской деятельности и на отношения между собой различных религий.
Конспект лекций:
Лекция I. Историографические концепции религиозной культуры.
Проблемы религии всегда волновали человечество. Понятие «религия» происходит от латинского слова «religio», которое переводится как набожность, святыня, предмет культа. Религия это мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение и специфические действия, основанные на вере в единого Бога или в несколько богов. Одна из концепций происхождения религиозной культуры, «прамонотеизм» - первобытный монотеизм, выдвинута шотландским литератором и ученым Э. Лэнгом (1844-1912 гг.) в книге «Становление религии». В более полной форме она изложена католическим пастором В. Шмидтом (1868-1954 гг.) в 12-ти томной работе «Происхождение идеи Бога». Суть теории «прамонотеизма» сводится к тому, что все древние народы изначально веровали в единого Бога-творца.
Противоположное мнение имеют этнографы, антропологи, археологи и другие светские учёные, утверждая еще на рубеже XIX – XX веков, что в истории человечества был «дорелигиозный период».
Учитывая протяжённость процесса антропогенеза (2, 3 и более миллионов лет) и недостаточную изученность древней истории человечества, разумнее опираться лишь на известные факты в этой области.
Формы духовной культуры. Простейшие формы религиозной культуры существовали более 40 тысяч лет назад. В процессе развития религиозного сознания в человеке изменялись представления о мире, отражаясь на его бытовой и трудовой культуре, на специфике его национального характера. К самым древним формам религиозной культуры относятся: «фетишизм» от португальского слова Fetico (магическая вещь); «тотемизм» от слова североамериканских индейцев Оджибве Ototeman (род его); «магия» от греческого слова Mageia (колдовство, чародейство); «анимизм» от латинского слова Anima (душа).
На известных современной науке ранних этапах истории человечества первобытные формы религиозной культуры в чистом виде не существовали. Они переплетались друг с другом. Какая из этих форм возникла раньше неизвестно. Однако каждая из форм могла преобладать над другими. У аборигенов Австралии, например, предпочтительным был тотемизм с тщательно разработанной системой табу. У многочисленных народов Сибири и Дальнего Востока доминировала магия и связанная с ней практика шаманизма. Народы Африки отличались большей склонностью к фетишизму.
В период перехода от родоплеменного строя к классовому обществу сначала появился полидемонизм – традиции и обрядность почитания множества духов, затем пришел политеизм, превращающий наиболее почитаемых духов в божества. В эпоху формирования государственности у наиболее государственно-организованных народов стали развиваться национальные религиозные культуры (индуизм, джайнизм, сикхизм, парсизм, конфуцианство, даосизм, синто, иудаизм).
Затем наступает эпоха мировых религиозных культур буддизма, христианства, ислама.
Религия как одна из областей науки. Одна из проблем, изучаемая в науке касается соотношения религии и культуры. В христианской теологии принято считать, что религия не является культурой, но выражается в ней. Главная цель религии - духовное формирование и обновление человека через его способность любить и познавать этот мир, людей, умение сдерживаться и жертвовать собой, быть солидарным и готовым содействовать общему благу. Эти, приобретённые с помощью религии качества, человек проявляет в своей культуре. Русский философ и историк П.А. Флоренский писал, что «искусство родилось как культовое, наука и философия явились, как попытка осмыслить религиозный взгляд на мир, а мораль и право вечно базировались на религиозных заповедях»1. По мнению протестантского теолога и философа П. Тиллиха, религия и культура одновременно противостоят друг другу и образуют единство: «Религия есть высшая забота… Религия есть субстанция, основа и глубина духовной жизни человека. Она питает культуру и придаёт ей смысл. Религия есть субстанция культуры, а культура – форма религии»2.
Светское представление основано на понимании религии как явлении духовной культуры. Принято считать, что «исторически первой областью духовной жизни была мифология, синкретически объединявшая разные способы освоения мира – знания и умения, нормы и образцы, верования и ритуалы, мимесис3, орнамент, песню, пляску и прочее. В ходе дифференциации мифологического комплекса стали отделяться различные сферы духовной культуры: искусство, мораль, философия, наука, религия и т.д.4
При всей сложности, неоднозначности взаимоотношений религии, искусства, морали, философии и науки в истории человечества, они взаимно влияли друг на друга, образовывали единство и целостность – универсум духовной жизни. В разные эпохи на первый план выдвигались разные области культуры этого универсума. В эпоху античности главными областями культуры были искусство и философия, в средние века – религия, в XVIII – XIX веках – философия, а в XX – XXI веках – наука.
Роль религиозной культуры в создании «жизненного мира человека». Все аспекты религии как общественной подсистемы находят выражение в социокультурной области. Содержание культурных ценностей задаётся религиозным сознанием и организуется вокруг религиозного мировоззрения, наполненного соответствующими образами, представлениями, понятиями, притчами. В качестве материальных носителей верований выступают: устная речь, излагающая предания, священная литература, ритуальные тексты, средства культа, произведения искусства, реализуемые через традиции и обрядность народов мира.
Можно выделить две части религиозной культуры. Одна из них непосредственно и прямо выражает вероучение через сакральные тексты, богословие, различные элементы культа. Другую часть составляют явления из области философии, морали, искусства, исторически вовлекаемые в религиозно-духовную и культовую деятельность человека и общества.
Функции религии. Религия выполняет семь социальных функций: Мировоззренческая функция религии включает в себя: миропонимание, миросозерцание – отражение мира в ощущении и восприятии; мирочувствование – эмоциональное принятие или отвержение мира; мироотношение – оценка мира. Эта функция позволяет выработать каноны, догматы, с помощью которых осмысливаются мир, общество и человека в этом мире. Она придаёт земному бытию смысл.
Компенсаторная функция религии позволяет преодолеть реальное угнетение свободой духа, безразличие друг к другу индивидов – личностным богообщением и общением в религиозной группе, способствует перестройке сознания и изменения объективных условий существования. Большое значение имеет психологический аспект компенсации – снятие стресса, утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение.
Коммуникативная функция религии обеспечивает общение, как в религиозной, так и нерелигиозной деятельности и отношениях. Существует два плана религиозного общения: 1. Верующих друг с другом, 2. Верующих с Богом или богами через идеальных посредников общения.
Регулятивная функция позволяет осуществлять управление деятельностью и отношениями, сознанием и поведением индивидов и групп с помощью идей, ценностей, установок, стереотипов, мнений, традиций, обычаев, институтов.
Интегрирующе-дезинтегрирующая функция в одном случае объединяет, а в другом разъединяет индивиды, группы, институты. Интеграция выполняется в тех пределах, в которых признаётся более или менее единое, общее вероисповедание. Дезинтеграция обнаруживается в социальных группах и обществах, в которых имеются разные конфессии.
Культуротранслирующая функция религии способствует развитию письменности, книгопечатания, искусству, обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.
Легитимирующе-разлегитимирующая функция узаконивает общественные порядки, институты, отношения, нормы, образцы поведения. Религия выдвигает высшее требование – максиму5, в соответствии с которой даётся оценка определённым явлениям, и формируется определённое отношение к ним. Максиме придаётся обязательный и непреложный характер.
Религия в социальной и культурной жизни общества. Религия представляет собой необходимый продукт общества по-разному, воспринимавшийся на разных этапах его развития6. Например, догматика православного христианства со времён первых семи Вселенских Церковных соборов, которые проходили с IV по VIII века в городах Византийской империи, осталась в православии почти неизменной до сих пор. А внешний вид храмов, одежды духовенства, материальные условия богослужения, сохранив главную символику христианства, изменились в соответствии с прогрессом общества.