ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2021
Просмотров: 2626
Скачиваний: 1
У майя существовала ритуальная игра в мяч на специально построенных кортах, похожих на современный стадион. Существовала площадка для игры, трибуны. Площадки огораживались стенами с резьбой и росписью, пол украшался фигурами богов и демонов. Игроки забрасывали тяжёлый литой каучуковый мяч в кольцо, которое возвышалось на 12 локтей над площадкой. Ударять по мячу разрешалось только локтем или коленом, а также резной битой. Капитан проигравшей команды отдавался в жертву капитану выигравшей команды. Подземный мир, который назывался Шибальбой, представлялся майя опасным местом, где боги и человеческие души борются друг с другом, приносят в жертву, обманывают друг друга, чтобы одержать победу.
Цивилизация майя стремительно пришла в упадок в IX веке н.э. Резко, по некоторым данным до 90%, сократилось население, упал уровень науки и искусства, пришёл в забвение календарь долгого счёта. Но и сегодня на Юкатане живут представители народности майя, которые в изменённом виде стараются сохранить свой язык и верования.
Особенности религиозной культуры ацтеков. По преданию Цивилизация ацтеков начинается в Мезоамерике после мигрирования туда их предков чичимеков с севера, родины Астлан по указанию главного бога Уицилопочтли. Место другого их расположения после 165 лет странствия им указал орёл, который сидел на кактусе острова озера Тескоко и пожирал змею 18 июля 1325 года. Именно эта дата является датой рождения города, названного одним из имён их главного бога Мехико17.
Главное занятие ацтеков – война. Поэтому Уицилопочтли является богом войны. По преданию считается, что он родился от непорочного зачатья матери богов Коатликуэ. Однажды, когда она подметала храм Коатепек – храм змеи, на неё спустился клубок перьев. Коатликуэ поместила их на грудь. Через какое-то время они исчезли с груди и богиня почувствовала себя беременной. Её 400 сыновей были разгневаны этим обстоятельством и пошли на мать войной. Во время атаки родился Уицилопочтли уже зрелым мужчиной в полном боевом обмундировании и победил своих братьев и сестёр, став главным богом войны.
Артефакты ацтеков, ольмеков и майя
Другие боги ацтеков олицетворяли природу. Тескатлипока был богом творцом, Тлалок – богом воды и плодородия, Тонатиу – богом Солнца, Метстли – Луны, Хиутеуктли – богом огня, Сантеотль – богиней кукурузы, Михкоатль – богиней охоты, Хипе – богом рудников, Хикатеуктли – богом торговли. Богами ада были супруги Миктлатеуктли и Миктлансиуаталь. Покровительствовал травам и корням, из которых делали опьяняющие напитки, бог Патекатль. У ацтеков была покровительница запретной любви богиня Тласолтеотль. Каждая семья, каждый дом был под покровительством маленьких богов (тепитотонов). Существовал и культ животных. Священными животными у них являлись ягуары и пумы.
Главный храм Теночтитлана
Ацтеки, как и майя, верили в неоднократное возникновение мира, после того, как он обращался в хаос. Первый век они называли «Солнцем четырёх тигров», второй – «Солнцем четырёх ветров», третий – «Солнцем четырёх дождей», четвёртый – «Солнцем четырёх вод». Для наступления пятого века необходимо было принести в жертву многих богов и людей, чтобы вернуть богам священную энергию жизни, которую они когда-то одолжили людям. Вот почему их религия, как и религия майя, пронизана идеей о жертвоприношениях и пролитии крови. Войны у них обрели сакральный смысл, а кровавые ритуалы были особенно частыми18. Часто жертвоприношения были массовыми в пределах нескольких десятков тысяч пленных. «Особой формой жертвоприношений было подобие гладиаторских боёв в честь бога рудников Хипе. Пленённые в бою воины выходили на бой против орла и ягуара почти обнажёнными, с деревянными копьями, практически без шансов выжить. Если они сражались достойно, то пленивший их ацтек получал дорогие подарки от жрецов»19.
Великий инка – пленник бывшего свинопаса
Кроме жертвоприношений и строительства пирамид, ацтеки общались с богами, развивая земледелие, ремёсла и искусство, науку, поэзию и философию. Статус одной из религиозных практик обрела у них риторика, а искусство речи подразумевало форму мистического общения, выражение оратором и художником своего сердца в песне, как внутреннее «я», наполнявшееся божественной энергией. Ацтеки организовывали специальные фестивали с выступлениями видных риторов и поэтов.
Каменный календарь ацтеков
Культурная самобытность островов Океании. Религию Океании (группа островов: Микронезия, Меланезия, Полинезия в Тихом океане) европейцы стали изучать со второй половины XIX века. В их поле зрения попали папуасы и меланезийцы островов: Новая Гвинения, Соломоновы, Адмиралтейства, Фиджи, Новые Гебриды, Санта-Крус. Среди первых исследователей были: Р.Х. Кодрингтон, У. Риверс, Н.Н. Миклухо-Маклай. Последний попытался оставить картину религиозных верований Микронезии.
Календарь жителей о. Пасхи
«Покой души»: старинное кладбище
Отани хонбё г. Киото
Бронислав Малиновский, посвятил свои труды культуре и верованиям жителей Тробрианских островов; Морис Ленар написал работы о Новой Каледонии. Не менее значимыми для представления религиозной культуры Океании являются работы путешественников Л.А. Бугенвиля, Дж. Кука, Ж.В. Лаперуза, Ю.Ф. Лисянского, И.Ф. Крузенштерна и других.
Каледония Океания. Архитектура. Дом предков
Наиболее характерными верованиями коренных жителей островов Океании является вера в манна и практика табу. Слово «манна» в переводе с языка племени маори острова Новая Зеландия означает некое сверхъестественное качество объектов, духов или людей. Это качество даруется людям или предметам высшими существами и связано с социальным успехом, великими свершениями20. Слово табу, или тапу, капу происходит из полинезийских языков и означает чьё-либо опасное воздействие на кого-либо. Табу тесно связан с манна. На контакты с ними налается запрет. Табу бывают постоянными и временными. К постоянным относятся табу вождей. Рядовым членам племени запрещено приближаться, прикасаться к вождю и иметь с ним опосредованный контакт. Если вождь вошёл в чью-то хижину, хозяин не может в ней жить и должен позаботиться о другом жилище. Вождь не может раздувать огонь под котелком, потому что пища в нём может погубить тех, кто её будет есть. Чтобы не сделать землю табуированной для племени, вожди не прикасаются к земле. Их носят носильщики. Постоянное табу накладывается на тотемное животное, например, у папуасов. Они не убивают и не едят мяса своего тотемного зверя. Остальные табу являются временными, связанными с конкретной ситуацией.
Общим элементом для всего коренного населения Океании является магия. Практикуется несколько видов магии: хозяйственная, военная, лечебная, вредоносная, любовная и т.д. На разных видах магии специализируются знахари, колдуны, шаманы. Военная магия находится только в руках вождей. Магические обряды и процедуры могут осуществлять все островитяне, для которых большое значение имеет культ почитания предков. Они убеждены, что после смерти человека продолжают жить его два духа – балома и коси. Коси некоторое время живёт неподалёку от места жительства умершего и способен на проделки, шутки, мелкие пакости, но не опасен для живых. Балома отправляется в страну умерших на остров Тума, обязательно вступает в брак, проживает ещё одну жизнь, затем снова умирает и после повторной смерти в виде зародыша или сразу младенца проникает в чрево женщины, чтобы дать новую жизнь. Так, в виде реинкарнации аборигены Океании понимают личное бессмертие.
В далёком прошлом островитяне приносили богам человеческие жертвы. Например, ещё в 1777 году Джеймс Кук лично наблюдал принесение в жертву человека на острове Таити. Но эти жертвы не были столь масштабными, как в Америке. Обычно островитяне приносили в жертву плоды, кур, свиней и собак21.
Система мифов и образ жизни австралийских племён. Религия Австралии в XIX-XX веках была хорошо изучена европейской наукой. Выдающимися исследователями были Э.Б. Тайлор, Дж. Г. Фрезер, В. Шмидт, Э. Лэнг, А.В. Хауит, Б. Спенсер, Т.Г. Штрелов и др.
Основой религиозной жизни австралийцев была система мифов. Мифологическое время для них являлось источником всех установлений жизни, зарождения моделей существования и его логики, формирования священного принципа значимого мира аборигенов. Исследователи нашли два типа первоначальности в австралийском мифе. Первый тип связан с Эпохой Небесного отца, а второй – с Эпохой Сновидений (Альтьира), в которую действовали тотемические предки. Первый тип первоначала распространён среди племён юго-восточной территории континента. У каждого племени «Небесный Отец» имел своё имя, но при этом все имена объединены эпитетом «наш отец» или «отец всех нас». Аборигены Австралии считали, что этот верховный бог создал первого предка племени, обустроил землю, чтобы сделать её пригодной для жизни, дал людям законы, основал ритуалы и прочее. Закончив обустраивать жизнь на земле, бог покинул её и стал обитателем небес. Оттуда с небес он наблюдает за людьми и за нарушение установленных им законом, может наказывать их. После смерти людей, бог встречает их души на небе. В центральных районах Австралии и на полуострове Арнемленд распространены мифы о великих предках, действовавших в Эпоху Сновидений у самых многочисленных групп аранда, называвшихся алчера или алчеринга. Однако ими не отрицалась Эпоха Небесного Отца. Племена этих районов были уверены, что Небесный Отец завершил своё дело на земле и больше не стал влиять на жизнь. Тотемные же предки продолжают жить в земной реальности. Поэтому племена Небесному Отцу оказывают поклонение меньше, чем тотемным предкам. Тотемные предки по представлениям аборигенов пребывали во сне под землёй, потом пробудились и вышли на её плоскую поверхность в полной темноте. С пробуждением тотемных предков впервые взошло солнце. Они стали странствовать по земле, превращаясь то в человека, то в животного, преображать землю, заселяя её растениями и животными. По древнему мифу современный человек создан тотемами. Тотемы единую зародышевую массу не оформившихся и не развивавшихся младенцев, которые не умели двигаться, стариться и умирать, разрезали на отдельных детей, разделили им с помощью паутины пальцы на руках и ногах, открыли им уши, глаза и рты, научили делать орудия труда и охоты, добывать огонь, готовить пищу. После праведных трудов на земле тела тотемов либо ушли обратно в землю, либо превратились в скалы, камни, либо в ритуальные предметы (чуринги)22.
Австралийские мифы своеобразно объясняют и смерть, которая пришла после Эпохи Сновидений. Смерть привнесена в мир недолжными событиями: случайностью, оплошностью, проступком или поступком враждебных людям персонажей. Она стала неизбежной для живых существ потому, что была нарушена нормальная связь с небом. Один миф рассказывает, что существовала высокая гора, по которой тотемы взбирались на небо, но она ушла в землю. Другой миф говорит о высоком дереве, которое служило людям лестницей на небо. Но враждебные силы постоянно срубают это дерево. Третий миф рассказывает о братьях Нтъикантъя, которые взбираются на небо по копью, воткнутому в землю, а потом это копьё выдергивают и поднимают вверх, обрекая людей быть смертными на земле. В этом случае тотемы тоже оказываются смертными, но могут воскреснуть уже не в качестве людей, а духов, чтобы наблюдать за поведением людей, судить и наказывать их. Австралийцы верят в реинкарнацию, понимая её как рождение младенца, несущего в себе частицу души тотемного предка. Иначе говоря, каждый член племени ощущал не просто свою родственную связь, но свою идентичность со сверхъестественным изначальным существом, открывающимся ему всё более глубоко и полно по мере знакомства с мифами и обрядами племени23.
Инициации продолжительностью от трёх месяцев до трёх лет проводились над мальчиками в возрасте от шести до двенадцати лет втайне и вдали от женщин и не посвящённых. Провожая детей, женщины плакали, будто хоронили их. Обрядность инициации пронизана символикой смерти и воскресения. Мальчикам делали обрезание, выбивали зубы, заставляли подолгу находиться около огня, бросали в них горящими головёшками, или самих бросали в дымящийся костёр. Это было ритуальное убийство. Одновременно мальчикам рассказывали о тотемных предках, объясняли тайный смысл ритуалов и церемоний, сообщали священные песнопения и обычаи. Посвящённые мальчики получали тайное новое имя и могли по возвращении в племя наладить связь с тотемом. Австралийцы считали, что не все способны на контакт с тотемами. Кто был способен в роли шамана, колдуна и знахаря, занимал высокий социальный статус в племени.
Вопросы и задания для повторения:
-
Расскажите о характерных чертах африканских верований и их мифологических мотивах по устройству мироздания, о космических и атмосферных явлениях.
-
Кто из древних народов Америки создал священную «Книгу народа» и о чём в ней повествуется? Ипостаси и специализация бога Ицамна. Ритуальные игры и представления о подземном мире людей майя.
-
Какие особенности цивилизации и религиозной культуры ацтеков?
-
Назовите наиболее характерные верования коренных жителей островов Океании.
-
Расскажите об особенностях религиозной культуры Австралии.
Лекция III. Традиции и обрядность духовной культуры Древнего Египта, Месопотамии и античного мира
Божественное представление египтян о земной жизни. Сложное напластование верований разных времён и в разных местах представляла собой религия Древнего Египта. Древние египтяне имели множество верховных богов, которые носили не просто разные имена, а некоторые из них в разное время суток назывались по-разному. Например, главный бог Солнца в Египте во время восхода назывался Хепри или Хепрер, в зените – Ра, во время заката – Атум. Боги египтян являлись олицетворением природы и общественного порядка. Важным богом был Птах – бог воды, земли, мирового разума и создателем всего сущего. Считалось, что он вынашивал идею о сотворении мира в своём сердце, а затем с помощью языка, то есть словом дал ей жизнь. Птах в Египте являлся покровителем искусств и ремёсел, изображался в облике человека.
Существовал в Египте и другой миф о боге Нун, который представлял собой первобытный водный хаос. Из него возник бог Атум, превратившийся в Ра. «Из Атума-Ра возникла первая пара богов – бог воздуха Шу и его жена, богиня влажности Тефнут. От них родились Геб – бог земли и Нут – богиня неба, которые, в свою очередь, породили Осириса, Исиду, Сета и Нефтиду24. Это были важнейшие и изначальные боги, от которых произошли все другие божества и люди»25. Осирис воплощал умирающую и воскресающую природу, был богом добра. Сестрой и женой Осириса была богиня плодородия, воды и ветра, волшебства и мореплавания Исида (Изида). Она олицетворяла супружескую верность и материнство, и изображалась женщиной с головой или рогами коровы. Их сын бог Солнца Гор почитался в облике Сокола, побеждающего силы мрака. В одном из почитаемых египтянами мифов сказано, что Осириса убил его брат, злой Сет, бог пустыни и суховея. Гор в поединке с ним победил Сета и воскресил Осириса, дав ему проглотить свой глас. Но воскресший Осирис больше не вернулся на землю и стал царём мертвых. Царём живых стал Гор.
Солнечный храм фараона Ниусерра (реконструкция)
Египтяне во всём на земле видели божественное начало, поклонялись кошкам, змеям, крокодилам, баранам, навозным жукам – скарабеям и прочее, считая их своими богами. Религиозные обряды были у них пышными. Например, таким обрядом являлся обряд чёрного быка Аписа, который считался символом плодородия и слугой бога Птаха. Он находился в священном специальном хлеву при храме. За ним ухаживал специальный жрец. При нём был горем коров. Умершего быка бальзамировали и при огромном стечении народа с соблюдением сложного ритуала хоронили. Затем на смену ему подбирали такого же чёрного быка с такими же тридцатью признаками, а именно с белым пятном на лбу в форме треугольника, с наростом под языком в форме жука скарабея и прочее.
Статуэтка богини из гробницы Бог мудрости и письменности Тот