Файл: УМК Религиоведение от ЗПТ.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2021

Просмотров: 2625

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Степень влияния религии на общество связана с процессом либо сакрализации, либо секуляризации. Сакрализация западноевропейского общества в эпоху средневековья до Возрождения привела к максимальному влиянию христианства на государственную политику европейских стран, социальную и культурную жизнь общества и человека. Например, сегодня это влияние сохранилось в виде крестов и сочетания особых цветов на государственных флагах:


Болгария Болгария Германия Польша Сербия

и прочее.





Ряд стран Ближнего Востока являются сакральными и сегодня, что также отразилось на их государственной символике.

Египет Египет Сирия Ирак

Турция Турция Турция Турция


Процесс секуляризации напротив, ведёт к ослаблению влияния религии на общественное и индивидуальное сознание7, к ограничению возможности религиозного санкционирования различных видов деятельности, поведения, отношений и институтов. Ярким примером секуляризации могут служить результаты эпохи Возрождения, когда происходило активное обмирщение государственной политики, образования, искусства и в целом культуры, а также попытки строительства атеистического государства в нашей стране в XX веке.

Религия и искусство. Всякая религия есть образное отражение социальных и природных сил, реальных человеческих отношений через искусство. Ещё в древности религиозные верования нашли отражение в произведениях наскальной и пещерной живописи. Подавляющее большинство древних наскальных рисунков – это сцены охоты, изображения людей и животных, иногда людей, ряженных в звериные шкуры, а иногда – зооантропоморфных существ. Анализ этих рисунков позволил учёным сделать вывод о том, что первобытный человек верил в существование особого рода связей между людьми и животными, в возможность воздействия на поведение животных с помощью ряда магических приёмов.

Первая в мире цивилизация возникла в Южной Месопотамии (4300 - 2334 до н.э.) (Шумер). Население этой плодородной заболоченной низменности объединялось и основывало небольшие города, как правило, на месте святилищ местных божеств. Первые крупные города были построены здесь около 3500 года до н.э. Они строились по принципу абсолютной самостоятельности в виде городов-государств. Существовало около 12 таких городов государств, главным из которых до 3000 года до н.э. являлся Урук. Каждый город поклонялся собственному божеству, и в его центре находился большой храмовый комплекс, управляемый жрецами. Религия в шумерском обществе играла очень важную роль8. Представление месопотамцев о богах и божественной силе отражалось в их художественном творчестве и литературе. Главным легендарным героем месопотамской литературы, наделённым сверхчеловеческой храбростью и силой был Гильгамеш. Первый в мире литературный эпос, записанный клинописью на 12 табличках, посвящался ему. Эпос, долгое время живший в устном народном творчестве, а затем записанный ассирийским царём в VII веке, рассказывает о царе Урука - полубоге, получеловеке. Согласно преданию, Гильгамеш был сыном смертного человека и богини Нинсун. Он правил в Уруке. Но сохранившаяся традиция позволяет полагать, что Гильгамеш был историческим лицом. Например, в шумерских царских списках он упоминается как один из царей первой династии города Урука.




Это один из рисунков эпоса, сопровождавших рассказ о подвигах Гильгамеша

В эпосе рассказывается как жители Урука, измученные работами, обратились к богам избавить их от царя Гильгамеша. Бог неба Анну велел одной богине сотворить такого героя, который мог бы победить Гильгамеша. Богиня слепила из глины могучего человека-дикаря по имени Энкиду. Силы соперников были равны, и они решили стать друзьями. Эта дружба оказалась верной. Они вместе убили страшное чудовище Хумбабу, которое охраняло лес, и совершили много других подвигов9.

Наиболее стройная система искусств была сформирована в каждой мировой религии на уровне настроений и действий. Взаимодействие художественных и религиозных элементов приводит к синтезирующему искусству и определению общих принципов организации данной системы искусств. Несмотря на стихийность такого процесса, делались попытки практически организовать искусство вокруг церкви. Так, в XIII веке Иоанн Дамаскин реформировал систему византийского литургического пения, создав осмогласие, на основе которой было создано церковное пение10.

















Служба в русской православной Троице-Сергиевой Лавре


Религиозным искусством становится театрализованное действо, органически связанное с образной, метафорической природой слова. В православной церковной службе определяющим элементом является слово. Музыка является «только служительницей его – средством к усилению выразительности, к обострению действия слова»11. В православной церкви во время песнопения не используются никакие музыкальные инструменты, поскольку «в пении церковном главная задача совсем не красота…, а глубина, сила, важность и притом не мелодий самих по себе, а в связи с текстом, со словами»12.













Вербное воскресенье в православном соборе Живоначальной Троицы Данилова монастыря




В католической церковной службе музыка играет доминирующую роль по сравнению со словом. Вместе с тем, слово Божие и здесь имеет большое значение.









Тексты всех священных книг религий, богаты содержательной образностью. Таковыми, например, являются суры Корана. Тексты Вед и Библии, которые поражают воображение, просятся на язык поэтического, театрального и музыкального образа. В этих текстах черпается вдохновение для создания произведений светского искусства и литературы. Слово, музыка, театрализованное представление дополняется церковной архитектурой, не менее эмоционально воздействующей, чем само драматическое действие. Церковная архитектура постепенно становилась необходимым эстетическим фоном, связующим воедино всю систему художественного воздействия. «Строгие и скромные храмы византийской базилики, трогательные и интимные церковки Ростово-Суздальской земли, суровые и величественные соборы Новгорода и Пскова, пышные и торжественные церкви московского пятиглавия, стремительно взлетающие вверх готические храмы европейского средневековья, ритмы крыльев буддийской пагоды и плывущие силуэты мусульманской мечети – всё это органично вплеталось в сложную систему искусств мировых религий»13.


В каждой мировой религии и её системе искусств существует ведущее искусство, которое придаёт специфику религии, определяет принцип функционирования данной художественной системы, её реальную жизнь. Например, в буддизме и исламе ведущим является декоративно-прикладное искусство, в христианстве – изобразительное и пластическое искусство. Произведения того и другого искусства для верующих представляют собой предметы культового поклонения. Тем не менее, богословские тексты, библейское слово, музыка, архитектура, скульптура, фрески, мозаика, портреты христианской церкви, иконы Андрея Рублёва и других русских богомазов, скульптурные изображения Будды древнеиндийской художественной школы Матхура и прочее – являются произведениями искусства, отражая существенные стороны исторического конкретного бытия, культуры конкретного народа в совокупности и во всей многогранности.


Вопросы и задания для повторения:


    1. Изложите проблему соотношения религии и культуры в историографии.

    2. Охарактеризуйте функции религии в обществе.

    3. Расскажите об образном отношении к миру через религиозное искусство.

    4. В чём значение музыки и слова в богослужении мировых религий?

    5. Какие Вы знаете предметы искусства культового поклонения?



Лекция II. Традиции и обрядность автохтонных религий Африки, Америки, Океании, Австралии


На ранних этапах родового строя основным объектом религиозного поклонения была природа. Племена, занимавшиеся собирательством и примитивным земледелием, поклонялись растениям и небесным светилам, охотничьи племена – диким животным. В древних религиозных верованиях отразились также социальные отношения. Например, смена матриархата патриархатом сопровождалась заменой женских духов мужскими. Отправление культа также стало мужским занятием. В эпоху раннеродового строя люди не знали иерархии духов. В культовой деятельности преобладали магические обряды и инсценировки, в которых участвовали все члены племени. Колдуны, шаманы, заклинатели духов ещё не были жёстко отделены от массы верующих. В процессе углубления социальной дифференциации внутри племён происходила сакрализация вождей и усиление их роли в жизни племени.

Самобытность и оригинальность древних африканских религий. Мир традиционных африканских религий весьма разнообразен. В этом многообразии есть и объединяющее начало, универсальные типические черты духовной культуры Африки доколонизаторской эпохи. Одной из характерных черт африканских верований является их консерватизм, позволяющий сохранять в традиционных верованиях религиозные древнейшие пласты первобытного общества до сих пор. В качестве религиозной модели, представляющей наиболее ранние стадии человеческой цивилизации, могут быть племена коренных африканцев – бушменов. В их мифах присутствуют мотивы, характерные для любой мифологии – космогония и теогония, возникновение человека и появление в мире смерти, работа бога-демиурга и пантеон подчинённых ему богов, культурные герои и трикстеры. Существует несколько мифов, объясняющих устройство мира. По одному мифу бушмены верят, что солнце когда-то было человеком со светящимися подмышками. Он поднимал руку, земля озарялась солнечным светом, ложился спать – всё погружалось во тьму. Люди забросили его на небо. По другому мифу бушменов жил на земле человек огонь со светящейся головой и приносил удачу на охоте, но требовал лучший кусок мяса. Люди убили его, отрезали голову и швырнули на небо. Так, появилось солнце, которое проходит путь с востока на запад в поисках своего тела на земле, но не может его найти. Луна представляется бушменам сандалией человека «древнего народа», то есть жившего до них. Дочь этого человека сушила мокрые сандалии и слишком близко положила их к огню. Один сандалий сгорел наполовину, другой, до пепла. Отец рассердился и кинул полусгоревшую сандалию вверх. Она стала луной. Его дочь бросила пепел вверх. Он превратился в звёзды и млечный путь. Солнце преследует луну и, отрезает у неё куски мяса. Когда луне удаётся вырваться, она понемногу опять обрастает мясом14.


Древний миф бушменов образно объясняет и появление всех остальных небесных светил, летающих насекомых. Считается, что млечный путь, красные и белые звёзды на небе появились потому, что девушка, рассердившись на мать за то, что та дала ей мало зрелых и молодых кореньев, превратила их в древесную золу и подбросила в небо. Вместе с золой она забросила в небо и кожуру корня куисси, от которой возникла саранча15.

В мифологии бушменов верховный бог выступает в образе кузнечика-богомола Цагн, создавший солнце, луну, ночь, звёзды, горы, животных, птиц. По одному из мифов бушмены в древности были антилопами, и Цагн превратил их в людей, научил охотиться, делать капканы, оружие, петь песни и ритуальный «танец крови», при котором девушки и сегодня изображают черепах и антилоп. Цагн установил табу, открыл людям названия местностей и пр.

Кроме преклонения перед Цагном, у бушменов существует культ предков, поклонение духам и останкам умерших родственников, потому что они считают, что человек бессмертен и имеет множество душ. После захоронения возникает двойник умершего (гауа). Он также охотится за пищей, а утомившись, возвращается в могилу.

У африканских народов развит и фетишизм как особая форма первобытных религиозных верований, определивших неповторимое яркое искусство Африки. Только здесь можно встретить знаменитые ритуальные маски и барабаны, а также множество других высокохудожественных предметов. Среди этих предметов особую ценность имеют пластические и графические изображения африканских культов. К ним относятся скульптурные портреты из камня и обожжённой глины, терракотовые статуэтки примерно V века до н.э.


Бушменская картина в пещере


Европейцами в 40-х годах XX века в Нигерии обнаружены скульптуры и барельефы, изображающие правителей, вождей, жрецов, животных, амулеты, талисманы и прочие предметы высокого искусства, роль которых трудно переоценить в традиционных африканских религиях.

Идеалы религиозной культуры майя. До испанского завоевания в XVI веке Америку заселяли племена разных языковых групп и верований: ацтеки, тольтеки, сапотеки, миштеки, тараски, майя. В их самобытной цивилизации сложились раннеклассовые государства, строились монументальные храмы и храмовые комплексы.

Наиболее цивилизованными из этих народов были майя, появившиеся в Мезоамерике примерно в IIIII тысячелетиях до н. э., и ацтеки, империя которых возникла в Мезоамерике в начале XIV века. Эти народы имели письменность, сложный и точный календарь, достижение высокого уровня различных знаний, искусство, богатую и сложную религиозную культуру.

Расцвет цивилизации майя приходится на IIX века н.э. Она охватывала своим влиянием полуостров Юкатан, территории современной Гватемалы, Белиз, части Гандураса, Сальвадора и некоторые штаты Мексики. Существовало несколько племён майя. Из них особенно отличалось майя-киче, создавшее священную «Книгу народа» (Пополь-Вух) объёмом в 8500 страниц. В ней повествуется о творении мира и человека, об устройстве космоса, о подземном царстве мёртвых.


По этой книге Вселенная состоит из наземного мира людей, из 13-ти небес и 9-ти подземных миров. Сквозь все небеса по центру вселенной стоит мировое дерево, а по сторонам света – четыре других дерева. С каждой стороной света был связан конкретный цвет и персональный бог дождя (чак), ветра (павахтун), носитель и держатель неба (бакаб). Так, на востоке находились красные чак, павахтун и бакаб, на западе чёрные, на севере белые, на юге жёлтые. Пантеон богов состоял из нескольких групп богов. Каждая группа богов представляла либо конкретную стихию, либо отдельную сферу жизни людей, или природное явление.

Творцом мира и людей майя считали бога Унаба, или Хунаба Ку. Унаба из теста кукурузной муки создал первые четыре человека Балам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам. От них пошло человечество. К богу Унаба майя редко обращались, считая его недоступным для людей. Для них верховным богом являлся его сын - владыка небес Ицамна - бог Дня и Ночи, первый жрец, придумавший иероглифы. Его изображение у майя разное. В кодексах он изображён глубоким стариком без зубов и с впалыми щеками, с орлиным носом, а в некоторых сюжетах с бородой. Можно встретить его изображение и в виде небесного дракона (ягуара). Позже он становится богом вулканов, подземного огня. А ещё позднее у него появилось множество ипостасей, каждая из которых имела свою специализацию. Так, Ицамна-Кавиль связан с урожаем, Ицамна-Кинич-Ачав – с солнцем, Ицамна-Каб – с землёй и прочее. Существовал специальный бог Кукурузы, имя которому по представлениям некоторых исследователей было Йум Ках или Каш с сильно деформированной головой и постоянной заботой о хорошем урожае. Популярным у майя был и бог смерти Ах Пуч или А Пуч, который изображается в кодексах как череп с обнажёнными рёбрами и позвоночником. Почиталась у майя покровительница всех самоубийц богиня Иштаб.


По представлениям майя мир создавался четыре раза и три разрушался всемирным потопом. Сначала был мир карликов, построивших большие города в темноте. Когда впервые взошло солнце, карлики превратились в камни, а города были разрушены первым потопом»16. Второй мир был населён преступниками и смыт вторым потопом, третий мир смыт третьим потопом. Четвёртый мир населён смешанными людьми полуострова Юкатан. Он тоже будет смыт четвёртым потопом.

Майя строили монументальные культовые центры, сохранившиеся до сих пор (пирамида Надписей, Храм Солнца в Паленке, Храм Воинов, Храм Ягуаров и Пирамида Кукулькана в Чичен-Ице, Пирамида Солнца и Луны в «городе богов» Теотиуакане и пр.). Отправлением культа занимались жрецы, подвергавшие себя строгим ограничениям (не употребляли мяса, соли, перца чили, соблюдали половое воздержание, делали кровопускание путём надреза на собственном теле, через прокалывание частей тела или пропусканием проволоки через язык). Жрецы занимались подготовкой и проведением праздников, завершавшиеся принесением человеческих жертв на голубом специальном ритуальном камне в храме или на вершине пирамиды. Жертву окрашивали в голубой цвет, четыре помощника в голубой одежде клали её лицом к небу и вскрывали грудную клетку острым кремневым ножом. Сердце жертвы подносилось и на блюде церемониальному жрецу. Жрец струящейся кровью обмазывал лицо идола того бога, в честь которого была принесена жертва. Если в жертву был принесён доблестный воин племени, то каждый считал за честь отведать его мясо. Для этого тело разрезалось на мелкие куски. Кроме сильных и мужественных мужчин в жертву приносились женщины и дети. Считалось, что человеческая кровь необходима космосу для постоянного обновления, через поток этой крови в мир приходят божества, помогающие людям.