Файл: Рекомендации по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений Рекомендации разработаны в целях реализации приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 11..docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
5) На совершение необходимых действий для оказания помощи себе, другим, сходить в туалет и т. п., спрашивайте разрешения;
6) Помните ваша цель стараться помочь попавшим в заложники людям любыми способами сохранить жизнь, подготовить возможность для их освобождения;
7) Будьте внимательны, запомните приметы преступников, их имена, клички, татуировки, шрамы, другие особенности и манеры поведения, тематику разговоров и др. особенности;
8) Продумайте свои действия на период проведения операции спецслужбами по вашему освобождению, но лучше выполнять требования приемлемые для всех заложников, а именно:
9) Лечь на пол лицом вниз, не делать движений, перемещений, голову закрыть руками, посоветовать это сделать другим;
10) Если есть возможность, держитесь подальше от дверей и окон, т. к. они в первую очередь могут быть использованы как спецслужбами для проникновения в помещения, так и преступниками для отражения этих действий;
11) Ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или не убегайте от них, т. к. они могут принять вас за преступника;
Инструкция о пропускном и внутри объектовом режиме образовательного учреждения (ОУ)
1. Пропускать в здание ОУ сотрудников только по документу, удостоверяющему личность.
2. Пропускать в здание ОУ родителей воспитанников по спискам, предоставленным администрацией и документу, удостоверяющему личность.
3. При пропуске на территорию ОУ автотранспортных средств, проверять соответствующие документы и характер ввозимых грузов.
4. Особое внимание уделять проверке документов и цели прибытия лиц из других организаций, посещающих УО по служебным делам, делать соответствующие записи к книге регистрации посетителей.
5. Ограничить пропуск в здание ОУ родственников и знакомых воспитанников, пропускать только по разрешению руководителя УО, делать соответствующие записи к книге регистрации посетителей
6. Держать входные двери здания ОУ для входов и выхода во время массового прибытия сотрудников и детей на работу и занятия и убытия их после окончания работы и занятий открытыми.
7. В остальное время суток входные двери должны находиться в запертом состоянии и открываться охранником по звонку прибывшего.
8. После окончания рабочего дня регулярно обходить и проверять внутренние помещения ОУ и каждые два часа обходить территорию ОУ.
9. Обращать внимание на посторонние и подозрительные предметы.
10. Обо всех обнаруженных нарушениях немедленно докладывать руководителю учреждения.
Оказание экстренной психологической помощи работникам и обучающимся образовательной организации при возникновении кризисной ситуации
Критерии деятельности специалистов, оказывающих экстренную психологическую помощь
В качестве критериев экстренной психологической помощи от других видов психологической помощи используются:
-
Понимание, цели экстренной психологической помощи (ЭПП). -
Межведомственное взаимодействие. -
Функции и внутригрупповое взаимодействие специалистов службы ЭПП. -
Контингент (лица, которым оказывается ЭПП). -
Место деятельности специалистов, оказывающих экстренную психологическую помощь. -
Сферы воздействия, проблемы, с которыми работают психологи, оказывающие ЭПП. -
Длительность и частота контакта психолога с клиентом. -
Методы, используемые специалистом. -
Этапы оказания ЭПП.
Описание критериев модели экстренной психологической помощи
Цели экстренной психологической помощи (ЭПП)- оказание помощи в условиях КС, лицам в кризисных ситуациях и, в более широком контексте, лицам, пережившим психотравмирующие события.
Экстренная психологическая помощь оказывается в случае, когда в результате кризисной ситуации или психотравмирующих событий возникли такие изменения в психической деятельности, которые, вызывая дезадаптацию личности, нарушают функциональное состояние личности, процессы целеполагания и контроля, возможность принятия решений, регуляции эмоционального состояния.
Под экстренной психологической помощью понимается система краткосрочных мероприятий, направленных на регуляцию актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний человека или группы людей, пострадавших в результате кризисного или чрезвычайного события при помощи профессиональных методов, соответствующих требованиям ситуации
Основными целями кризисного вмешательства являются стабилизация состояния пострадавших, снятие или уменьшение острых симптомов дистресса и восстановление независимого функционирования
Принципы оказания специализированной помощи при КС:
1) неотложности;
2) предвидения дальнейшего развития расстройств (патогенетический принцип);
3) пролонгированности специализированной помощи;
4) этапности и преемственности;
5) ведомственной компетенции и межведомственной координации;
6) целесообразности;
7) территориальности;
8) очередности оповещения;
9) предупреждения негативных последствий для качества специализированной помощи из-за стрессовых расстройств и заболеваний среди специалистов, оказывающих помощь.
В ситуации КС экстренная психологическая помощь оказывается :
-
лицам, непосредственно пострадавшим при нештатных и чрезвычайных ситуациях, в том числе раненым и больным; -
родным и близким пострадавших и населению, находящемуся непосредственно в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций или вне нее; -
очевидцам события, которые также могут получить психологическую травму; -
сотрудникам служб, осуществляющим в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций спасательные и иные работы; медицинским работникам, оказывающим помощь пострадавшим как в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций, так и в лечебных учреждениях; сотрудникам социальных и психологических служб, участвующим в устранении последствий чрезвычайных ситуаций; -
лицам, не находившимся в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций и не занятым в оказании помощи пострадавшим, у которых развились те или иные отклонения в состоянии психического здоровья и поведении в связи с воздействием стрессовых факторов, обусловленных информацией о ситуации (получена так называемая «вторичная травматизация»), или обострились ранее существовавшие психические расстройства, актуализировались травмы, полученные ранее.
Необходимо выявить группу риска, к которой относятся люди, находящихся в состоянии шока, ступора; людей, у которых нет родственников, которые могли бы оказывать им поддержку; родителей, потерявших детей; людей, которые ищут своих родственников, при этом есть веские основания полагать, что они могут быть в числе погибших, людей, потерявших близкого и при этом страдающих серьезными заболеваниями, которые в сложившихся обстоятельствах могут вызвать приступ (сердечные и психосоматические заболевания).
Также следует выделить группу ресурсных людей, на которых можно опираться в дальнейшей работе. К ним относятся лица, которые способны в экстремальной ситуации оценивать и контролировать ситуацию, оказывать посильную поддержку пострадавшим и, таким образом, транслировать возможность и необходимость управления своим поведением в крайне сложных условиях.
Особое внимание следует уделять внимание детям, чья жизнедеятельность, вследствие трудных, кризисных ситуаций, нарушена. В соответствии с Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» комплексная помощь, в том числе психологическая, должна быть оказана ребенку (до 18 лет), оказавшемуся в трудной жизненной ситуации (детям, оставшимся без попечения родителей; детям - жертвам вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детям из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детям, оказавшимся в экстремальных условиях; детям - жертвам насилия; детям, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи и др.)
Цели и методы психологической помощи на отдаленных этапах (работа с травмой)
Целями психологической помощи на отдаленных этапах являются: 1) при осложнениях – возвращение к нормальному процессу переживания травмы и горя; 2) психологическая коррекция возникших в процессе переживания травмы посттравматических расстройств (ПТСР, фобий, реактивной депрессии, психосоматических нарушений, потери смысла жизни и т.д.)
В данном случае психологическая помощь осуществляется с использованием различных подходов: игровой подход, арттерапия, использование метафор, историй, сказок, телесно-ориентированный подход.
Алгоритм сопровождения человека в кризисной ситуации
Основные правила кризисной помощи
-
Не спешите. Переживание – это процесс, происходящий во времени, часто весьма длительный процесс. Человек, находящийся в кризисной ситуации (далее – человек вкризисе), переполнен множеством чувств, мыслей, воспоминаний. Необходимо время, чтобы человек принял, пережил и интегрировал – «вобрал в себя» – свой собственный опыт. Часто сопровождающему кажется, что ситуация требует быстрого вмешательства и активных действий. Однако нужно сбавить темп. Эта задача осложняется тем, что обратившийся человек сам находится в суетливом настроении и требует активных действий. В таком случае важно говорить с человеком про процесс переживания и как он устроен, если это необходимо. -
Обращайте внимание на внутренний опыт. Часто, описывая ситуацию, человек в кризисе не заостряет внимание на том, что он переживает, чувствует, ощущает в тот или иной момент, он просто рассказывает "сценарий", схему событий. Задача сопровождающий "замедлить" ход событий и раскрыть психологическое содержание, их наполняющее, – чувства и желания, появляющиеся и сменяющие друг друга на протяжении всей ситуации, возникающие физические ощущения, отношение к происходящему (поступкам действующих лиц, собственному поведению, собственному положению и т.д.) в каждый момент ситуации.
Сопровождающий может задавать прямые открытые вопросы: "Что вы почувствовали в тот, момент, когда он это сказал?", "Как вы относитесь к тому, что произошло?", однако часто предпочтительнее использовать более мягкие способы