Файл: Рекомендации по организации действий в кризисной ситуации для участников образовательных отношений Рекомендации разработаны в целях реализации приказа Министерства Просвещения Российской Федерации от 11..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


5) На совершение необходимых действий для оказания помощи себе, другим, сходить в туалет и т. п., спрашивайте разрешения;

6) Помните ваша цель стараться помочь попавшим в заложники людям любыми способами сохранить жизнь, подготовить возможность для их освобождения;

7) Будьте внимательны, запомните приметы преступников, их имена, клички, татуировки, шрамы, другие особенности и манеры поведения, тематику разговоров и др. особенности;

8) Продумайте свои действия на период проведения операции спецслужбами по вашему освобождению, но лучше выполнять требования приемлемые для всех заложников, а именно:

9) Лечь на пол лицом вниз, не делать движений, перемещений, голову закрыть руками, посоветовать это сделать другим;

10) Если есть возможность, держитесь подальше от дверей и окон, т. к. они в первую очередь могут быть использованы как спецслужбами для проникновения в помещения, так и преступниками для отражения этих действий;

11) Ни в коем случае не бегите навстречу сотрудникам спецслужб или не убегайте от них, т. к. они могут принять вас за преступника;

Инструкция о пропускном и внутри объектовом режиме образовательного учреждения (ОУ)

1. Пропускать в здание ОУ сотрудников только по документу, удостоверяющему личность.

2. Пропускать в здание ОУ родителей воспитанников по спискам, предоставленным администрацией и документу, удостоверяющему личность.

3. При пропуске на территорию ОУ автотранспортных средств, проверять соответствующие документы и характер ввозимых грузов.

4. Особое внимание уделять проверке документов и цели прибытия лиц из других организаций, посещающих УО по служебным делам, делать соответствующие записи к книге регистрации посетителей.

5. Ограничить пропуск в здание ОУ родственников и знакомых воспитанников, пропускать только по разрешению руководителя УО, делать соответствующие записи к книге регистрации посетителей

6. Держать входные двери здания ОУ для входов и выхода во время массового прибытия сотрудников и детей на работу и занятия и убытия их после окончания работы и занятий открытыми.

7. В остальное время суток входные двери должны находиться в запертом состоянии и открываться охранником по звонку прибывшего.


8. После окончания рабочего дня регулярно обходить и проверять внутренние помещения ОУ и каждые два часа обходить территорию ОУ.

9. Обращать внимание на посторонние и подозрительные предметы.

10. Обо всех обнаруженных нарушениях немедленно докладывать руководителю учреждения.

Оказание экстренной психологической помощи работникам и обучающимся образовательной организации при возникновении кризисной ситуации

Критерии деятельности специалистов, оказывающих экстренную психологическую помощь

В качестве критериев  экстренной психологической помощи от других видов психологической помощи используются:

  • Понимание, цели экстренной психологической помощи (ЭПП).

  • Межведомственное взаимодействие.

  • Функции и внутригрупповое взаимодействие специалистов службы ЭПП.

  • Контингент (лица, которым оказывается ЭПП).

  • Место деятельности специалистов, оказывающих экстренную психологическую помощь.

  • Сферы воздействия, проблемы, с которыми работают психологи, оказывающие ЭПП.

  • Длительность и частота контакта психолога с клиентом.

  • Методы, используемые специалистом.

  • Этапы  оказания ЭПП.

Описание критериев модели экстренной психологической помощи

Цели  экстренной психологической помощи (ЭПП)- оказание  помощи в условиях КС, лицам в кризисных ситуациях и, в более широком контексте, лицам, пережившим психотравмирующие события.

Экстренная психологическая помощь оказывается в случае, когда в результате   кризисной ситуации или психотравмирующих событий возникли такие изменения в психической деятельности, которые, вызывая дезадаптацию личности, нарушают функциональное состояние личности, процессы целеполагания и контроля, возможность принятия решений, регуляции эмоционального состояния.

Под экстренной психологической помощью понимается система краткосрочных мероприятий, направленных на регуляцию актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний человека или группы  людей, пострадавших в результате кризисного или чрезвычайного события при помощи профессиональных методов, соответствующих требованиям ситуации



Основными целями кризисного вмешательства являются стабилизация состояния пострадавших, снятие или уменьшение острых симптомов дистресса и восстановление независимого функционирования

Принципы оказания специализированной помощи при КС:

1) неотложности;

2) предвидения дальнейшего развития расстройств (патогенетический принцип);

3) пролонгированности специализированной помощи;

4) этапности и преемственности;

5) ведомственной компетенции и межведомственной координации;

6) целесообразности;

7) территориальности;

8) очередности оповещения;

9) предупреждения негативных последствий для качества специализированной помощи из-за стрессовых расстройств и заболеваний среди специалистов, оказывающих помощь.

 В ситуации КС экстренная психологическая помощь оказывается :

  • лицам, непосредственно пострадавшим при нештатных и чрезвычайных ситуациях, в том числе раненым и больным;

  • родным и близким пострадавших и  населению, находящемуся непосредственно в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций или вне нее;

  • очевидцам события, которые также могут получить психологическую травму;

  • сотрудникам служб, осуществляющим в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций спасательные и иные работы; медицинским работникам, оказывающим помощь пострадавшим как в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций, так и в лечебных учреждениях; сотрудникам социальных и психологических служб, участвующим в устранении последствий чрезвычайных ситуаций;

  • лицам, не находившимся в зоне нештатных и чрезвычайных ситуаций и не занятым в оказании помощи пострадавшим, у которых развились те или иные отклонения в состоянии психического здоровья и поведении в связи с воздействием стрессовых факторов, обусловленных информацией о ситуации (получена так называемая «вторичная травматизация»), или обострились ранее существовавшие психические расстройства, актуализировались травмы, полученные ранее.

Необходимо выявить группу риска, к которой  относятся люди, находящихся в состоянии шока, ступора; людей, у которых нет родственников, которые могли бы оказывать им поддержку; родителей, потерявших детей; людей, которые ищут своих родственников, при этом есть веские основания полагать, что они могут быть в числе погибших, людей, потерявших близкого и при этом страдающих серьезными заболеваниями, которые в сложившихся обстоятельствах могут вызвать приступ (сердечные и психосоматические заболевания).


Также следует выделить группу ресурсных людей, на которых можно опираться в дальнейшей работе. К ним относятся лица, которые способны в экстремальной ситуации оценивать и контролировать ситуацию, оказывать посильную поддержку пострадавшим и, таким образом, транслировать возможность и необходимость управления своим поведением в крайне сложных условиях.

Особое внимание следует уделять внимание детям, чья жизнедеятельность, вследствие трудных, кризисных ситуаций, нарушена. В соответствии с Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» комплексная помощь, в том числе психологическая,  должна быть оказана ребенку (до 18 лет), оказавшемуся  в трудной жизненной ситуации (детям, оставшимся без попечения родителей; детям - жертвам вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; детям из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детям, оказавшимся в экстремальных условиях; детям - жертвам насилия; детям, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи и др.)

Цели и методы психологической помощи на отдаленных этапах (работа с травмой)

 Целями психологической помощи на отдаленных этапах являются: 1) при осложнениях – возвращение к нормальному процессу переживания травмы и горя; 2) психологическая коррекция возникших в процессе переживания травмы посттравматических расстройств (ПТСР, фобий, реактивной депрессии, психосоматических нарушений, потери смысла жизни и т.д.)

В данном случае психологическая помощь осуществляется с использованием различных подходов: игровой подход, арттерапия, использование метафор, историй, сказок, телесно-ориентированный подход. 

Алгоритм сопровождения человека в кризисной ситуации

Основные правила кризисной помощи


  1. Не спешите. Переживание – это процесс, происходящий во времени, часто весьма длительный процесс. Человек, находящийся в кризисной ситуации (далее – человек вкризисе), переполнен множеством чувств, мыслей, воспоминаний. Необходимо время, чтобы человек принял, пережил и интегрировал «вобрал в себя» свой собственный опыт. Часто сопровождающему кажется, что ситуация требует быстрого вмешательства и активных действий. Однако нужно сбавить темп. Эта задача осложняется тем, что обратившийся человек сам находится в суетливом настроении и требует активных действий. В таком случае важно говорить с человеком про процесс переживания и как он устроен, если это необходимо.

  2. Обращайте внимание на внутренний опыт. Часто, описывая ситуацию, человек в кризисе не заостряет внимание на том, что он переживает, чувствует, ощущает в тот или иной момент, он просто рассказывает "сценарий", схему событий. Задача сопровождающий "замедлить" ход событий и раскрыть психологическое содержание, их наполняющее, – чувства и желания, появляющиеся и сменяющие друг друга на протяжении всей ситуации, возникающие физические ощущения, отношение к происходящему (поступкам действующих лиц, собственному поведению, собственному положению и т.д.) в каждый момент ситуации.

Сопровождающий может задавать прямые открытые вопросы: "Что вы почувствовали в тот, момент, когда он это сказал?", "Как вы относитесь к тому, что произошло?", однако часто предпочтительнее использовать более мягкие способы