Файл: Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ орел 2022.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 186
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Пример учебного плана
№ пп | Модули (по выбору, не более 4-х) | Количество часов | Формы аттестации | ||
| теория | Практика | Всего | ||
1 | Композиция | 4 | 28 | 32 | Выставка работ |
2 | Рисунок | 4 | 28 | 32 | Выставка работ |
3 | Живопись | 6 | 26 | 32 | Выставка работ |
4 | Дизайн | 6 | 26 | 32 | Выставка работ |
5 | Цветоведение | 6 | 26 | 32 | Выставка работ |
6 | Декоративно-прикладное искусство | 6 | 26 | 32 | Выставка работ |
7 | Изображение в объеме | 4 | 28 | 32 | Выставка работ |
| Итого объем программы | | | от 32 до 128 час. | |
В «Содержании программы» рекомендуется указать: «Содержание представлено в Календарно-тематическом планировании».
«Календарныйучебныйграфик» составляется по форме:
Примерная форма календарного учебного графика
Сроки реализации, кол-во учебных недель | Сроки реализации модуля (предмета), количество часов в неделю | Режим занятий | |||||
Модуль (предмет) 1 | Модуль (предмет) 2 | Модуль (предмет) 3 | Модуль (предмет) 4 | Модуль (предмет) 5 | | ||
01.09.- 31.05. 36 недель | 01.09.- 31.10., 2 час в неделю | | | | | 1 занятие по 2 час |
Каждый модуль должен иметь наименование. Наименование модуля не должно дублировать наименование ДООП.
Календарно-тематическое планирование разрабатывается на учебный год под конкретную учебную группу, учитывает особенности и возможности учащихся, а также условия реализации.
Рекомендуем следующие структурные элементы:
-
учебная задача модуля; -
тематическое планирование с указанием часов на каждую тему; -
банк информации и методическое руководство по достижению поставленной дидактической задачи; -
планируемые результаты по модулю (исходя из учебной задачи); -
формы аттестации/контроля обучающихся по модулю; -
календарный учебный график (на каждую группу).
Учебные задачи являются отражением последовательности пути достижения поставленной образовательной задачи, но не должны представлять собой инструкцию по решению образовательной задачи. Так, учебные задачи могут быть посвящены конструированию какого-либо понятия; построению какой-либо модели, карты, схемы и т.д.
Усвоение материала модульной программы диагностируется конкретными заданиями, методическим руководством и системой контроля (аттестации). Модуль всегда должен заканчиваться контрольной проверкой знаний.
Примерная форма календарного учебного графика
(длякаждойгруппы)
№ пп | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
| | | | | | | | |
VIII. Особенности проектирования образовательной программы с усиленным воспитательным и профилактическим аспектом
Трудность вовлечения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в освоение дополнительных образовательных программ обусловлена рядом объективных причин: педагогическая и/или социальная запущенность детей, несформированные интересы, психическая и/или социальная неготовность к длительному обучению, как правило, низкий уровень общего и интеллектуального развития, склонность к асоциальному поведению и т.д. Следовательно, содержательные и организационные аспекты образовательных программ должны учитывать эти особенности.
Целью вовлечения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в дополнительное образование является, не столько формирование специфичных компетенций в том или ином виде деятельности, развитие одаренности, а, в первую очередь, их социализация, приобретение опыта социально-одобряемой деятельности, формирование мотивации к саморазвитию и получению основного общего и профессионального образования, профилактика правонарушений, употребления ПАВ и т.д.
Таким образом, содержание образовательных программ должно быть ориентировано на популяризированные в молодежной среде явления и деятельность, с последующим корректным развитием и расширением интересов, приобщением к общечеловеческим ценностям. Организация освоения образовательной программы должна быть приближена к клубной деятельности с «нетипичным» режимом занятий, предоставлением выбора
посещения, нетрадиционными формами организации деятельности, отсутствием официальной аттестации.
Данную типовую модель вовлечения детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, следует рассматривать как пример сочетания типовых моделей ДООП для организации дополнительного образования.
В данной типовой модели объем учебных занятий, являющихся системообразующим ядром программы, является минимальным, но присутствует значительная часть образовательной программы вне учебного плана, представляющая из себя комплекс взаимосвязанных с учебными занятиями воспитательных мероприятий (конкурсов, акций, проектов и т.д.). В этом случае, именно занятия по учебному плану необходимо уложить в график «обязательных» занятий, а мероприятия за рамками учебного плана носят более свободный характер для посещаемости, не требуют аттестации. Но именно они, в первую очередь, являются наиболее яркими мотивирующими моментами в образовательной программе и, в тоже время, имеют профилактический характер.
Реализация дополнительной образовательной программы по данной типовой модели возможна только силами нескольких педагогических работников; наличие педагогов-организаторов для реализации данной программы обязательно.
Примернаяструктураобразовательнойпрограммысусиленнымвоспитательнымипрофилактическимаспектом:
-
Пояснительная записка. -
Учебный план. -
Календарный учебный график. -
Календарно-тематическое планирование.-
Содержание учебного материала, тематическое планирование. -
Сетка занятий и мероприятий.
-
-
Методические материалы.-
Организация воспитательной работы с обучающимися и родителями вне учебного плана. -
Требования по технике безопасности в процессе реализации программы.
-
-
Оценочные материалы. Система текущего контроля и аттестации обучающихся. -
Перечень информационного и материально-технического обеспечения реализации программы.
Пример учебного плана дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы с усиленным воспитательным и профилактическим аспектом:
Уровень | Модули (по выбору) | Трудоемкость (кол-во ак.ч.) | Формы аттестации | ||
всего | теория | практика | |||
Стартовый | Изобразительное искусство | 8 | 1 | 7 | опрос |
ИТОГО на стартовом уровне | 8 | | |||
Базовый | Композиция | 144 | 12 | 132 | выставка работ |
Живопись | 144 | 12 | 132 | выставка работ | |
Рисунок | 144 | 12 | 132 | выставка работ | |
Скульптура | 144 | 12 | 132 | выставка работ | |
Декоративно-прикладное искусство | 144 | 12 | 132 | выставка работ | |
ИТОГО на базовом уровне | от 144 | |
Пример календарного учебного графика образовательной программы с усиленным воспитательным и профилактическим аспектом:
Наименование группы / модуля | Продолжительность обучения | Срок обучения | Кол-во очных занятий в неделю, продолжительностьодного занятия (мин) | Всего ак. ч. (очно) |
Изобразительное искусство | 2 дня | с сентября по апрель: первые выходные каждого месяца | 2 занятия в неделю по 180 мин (4 ак.ч.) | 8 |
Композиция | 36 уч. недель | с 1 сентября по 31 мая | 2 занятия в неделю по 90 мин (2 ак.ч.) | 144 |
Живопись | 36 уч. недель | с 1 сентября по 31 мая | 2 занятия в неделю по 90 мин (2 ак.ч.) | 144 |
Рисунок | 36 уч. недель | с 1 сентября по 31 мая | 2 занятия в неделю по 90 мин (2 ак.ч.) | 144 |
Скульптура | 36 уч. недель | с 1 сентября по 31 мая | 2 занятия в неделю по 90 мин (2 ак.ч.) | 144 |
Декоративно-прикладное искусство | 36 уч. недель | с 1 сентября по 31 мая | 2 занятия в неделю по 90 мин (2 ак.ч.) | 144 |
Мероприятия за рамками учебного плана | | не менее 1 в месяц | | |