Файл: Рабочая программа дисциплины Теория механизмов и машин Направление подготовки.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учебно-методические материалы по дисциплине размещены в электронном виде в электронной информационно-образовательной среде вуза на образовательном портале, по направлению подготовки 15.03.05 – Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (бакалавриат), курс «Теория механизмов и машин» (URL-адрес: .http://edu.penzgtu.ru/course/view.php?id=962 ).
Вопросы к экзамену

Формируемые компетенции: ОПК-4, ПК-2
Раздел 1. Анализ механизмов

  1. Дать определение терминам “машина”, “механизм”, “звено”, “кинематическая пара”, “кинематическая цепь”. Классификация машин по выполняемым функциям.

  2. Виды кинематических пар в зависимости от числа степеней свободы и их классификация.

  3. Записать формулы для определения числа степеней подвижности плоских и пространственных механизмов.

  4. Классификация структурных групп плоских механизмов по Ассуру.

  5. Классификация структурных групп II класса.

  6. Плоские и пространственные механизмы с низшими парами.

  7. Плоские механизмы с высшими кинематическими парами. Построение заменяющего механизма.

  8. Задача кинематического исследования механизмов.

  9. Методы задания законов движения ведущего звена.

  10. Методика построения плана положений механизма.

  11. Методика построения плана скоростей механизма.

  12. Методика построения плана ускорений механизма.

  13. Как определяются масштабные коэффициенты для построения кинематической схемы механизма, планов скоростей и ускорений?

  14. Методика построения планов скоростей и ускорений механизмов второго класса (1 – 5 видов).

  15. Как определяется модуль и направление ускорения Кориолиса?

  16. Как определяется величина и направление угловой скорости и углового ускорения.

  17. Аналоги скоростей и ускорений.

  18. Виды силового расчета.

  19. Задачи кинетостатического анализа механизмов.

  20. Перечислить силы, действующие на звенья механизма.

  21. Написать формулу вычисления силы инерции ползуна.

  22. Написать формулу вычисления силы инерции звена, вращающегося вокруг центра масс.

  23. Написать формулу вычисления силы инерции звена, совершающего неравномерное качательное движение вокруг оси, не совпадающей с центром тяжести.

  24. Определение положения центра качания масс.

  25. Условие статической определимости кинематических цепей.

  26. Общая методика определения реакций в кинематических парах механизмов II класса.

  27. Порядок силового расчета групп II класса (1 – 5 видов).

  28. Порядок силового расчета ведущего звена.

  29. Силовой расчет механизма методом Н.Е.Жуковского.



Раздел 2. Синтез механизмов

  1. Цель и задачи синтеза механизмов.

  2. Дать определение терминов “передаточное число” и “передаточное отношение”.

  3. Определение передаточного отношения через угловые скорости, частоты вращения, числа зубьев, радиусы начальных и основных окружностей.

  4. Дать определение эвольвенте. Построение эвольвентного зацепления.

  5. Коэффициент перекрытия. Его определение.

  6. Суть методов нарезания зубьев долбяком, рейкой, фрезой.

  7. Явление подрезания ножки зуба. Способы его устранения.

  8. Корригирование зубчатых колес. Отрицательный и положительный сдвиг инструмента.

  9. Как изменяется форма зуба для случаев положительного и отрицательного колес?

  10. Определение передаточного отношения рядового, ступенчатого механизмов, а также планетарного и дифференциального механизмов с замыкающими цепями и без них.

  11. Виды кулачковых механизмов.

  12. Этапы синтеза кулачковых механизмов.

  13. Профилирование кулачка.

  14. Основные параметры кулачковых механизмов.

  15. силы, действующие на звенья кулачкового механизма.

  16. Поясните значение термина “угол давления”.

  17. законы движения кулачковых механизмов.


Раздел 3.Динамика машин

  1. Определение приведенного момента инерции механизма.

  2. Кинетическая энергия плоского и пространственного механизма.

  3. Уравнение движения машинного агрегата в форме уравнения кинетической энергии (через приведенные массы и через приведенные моменты инерции).

  4. Принцип построения диаграммы энергомасс.

  5. Коэффициент неравномерности хода машины.

  6. Определение момента инерции маховика, размеров и массы маховика.

  7. Статическое и динамическое уравновешивание вращающихся масс.

  8. Этапы уравновешивания вращающихся звеньев.

  9. Уравновешивание сил инерции в рычажном механизме.

  10. Приведение сил и моментов. Звено приведения, точка приведения, приведенная сила и момент.

  11. Источники возникновения колебаний в механизмах.

  12. Особенности приводов различных типов. Выбор типа привода.

  13. Режимы движения машины. Установившееся движение машины.

  14. КПД машины при последовательном и параллельном соединении механизмов.


Показатели, критерии и процедуры оценивания. Для оценивания устного ответа может использоваться следующая процедура оценивания.
Процедура оценивания

(проверка составляющей компетенции «Знания»)



Показатель ( )

Критерий

Балл

Показан продвинутый уровень теоретических знаний с грамотным использованием примеров, дополняющих ответ, даны аргументированные ответы на дополнительные вопросы, что достаточно для формирования компетенций в соответствии с рабочей программой дисциплины.

Показан высокий уровень теоретических знаний, не допуская существенных неточностей, достаточно полно с использованием примеров изложены ответы на дополнительные вопросы, что достаточно для формирования компетенций в соответствии с рабочей программой дисциплины.

Показан средний уровень теоретических знаний, служащий основой для понимания учебного материала, допущены ошибки и неточности в использовании основных понятий теоретического курса, имеются затруднения в использовании примеров практического характера, ошибки исправляются после наводящих вопросов преподавателя, что достаточно для формирования компетенций в соответствии с рабочей программой дисциплины.

Показан низкий уровень теоретическихзнаний, допущены существенные ошибки при изложении ответа, даны неверные ответы на дополнительные вопросы, что недостаточно для формирования компетенций в соответствии с рабочей программой дисциплины.

от 85 до 100

от 70 до 85

от 50 до 70

< 50

Полнота и аргументированность ответа на вопрос













Использование примеров, дополняющих ответ













Полнота и аргументированность ответов на дополнительные вопросы













Общий балл :




Учебно-методические материалы по дисциплине размещены в электронном виде в электронной информационно-образовательной среде вуза на образовательном портале, по направлению подготовки 15.03.05 – Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств (бакалавриат), курс «Теория механизмов и машин» (URL-адрес: .http://edu.penzgtu.ru/course/view.php?id=962 ).
Задания для практических занятий

(Типовой пример)

Формируемые компетенции: ОПК-4, ПК-2


Тема «Анализ механизмов».

Цель работы: Ознакомиться с правилами построения мгновенного заменяющего механизма.

Постройте мгновенный заменяющий механизм; определите степень подвижности исходного и замененного механизмов.








1

2








3

4






5

6

Требуется:

1. Вычертить в масштабе расчетную схему.

2. Определить степень подвижности исходного механизма.

3. Построить мгновенный заменяющий механизм.

4. Определить степень подвижности заменяющего механизма.

Контрольные вопросы

  1. Виды кинематических пар в зависимости от числа степеней свободы и их классификация.

  2. Записать формулы для определения числа степеней подвижности плоских и пространственных механизмов.

  3. Классификация структурных групп плоских механизмов по Ассуру.

  4. Классификация структурных групп II класса.

  5. Плоские и пространственные механизмы с низшими парами.

  6. Плоские механизмы с высшими кинематическими парами. Построение заменяющего механизма.


Показатели, критерии и процедуры оценивания. Для оценивания выполнения практической работы может использоваться следующая процедура оценивания.
Процедура оценивания

(проверка составляющих компетенции «Знания», «Умения», «Навыки»)

Показатель ( )

Критерий

Балл

Показан продвинутый уровень теоретических знаний, умений и навыков по построению мгновенного заменяющего механизма с грамотным использованием примеров, дополняющих ответ, даны аргументированные ответы на дополнительные вопросы, что достаточно для формирования компетенций в соответствии с рабочей программой дисциплины.

Показан высокий уровень теоретических знаний, умений и навыков по построению мгновенного заменяющего механизма, не допуская существенных неточностей, достаточно полно с использованием примеров изложены ответы на дополнительные вопросы, что достаточно для формирования компетенций в соответствии с рабочей программой дисциплины.

Показан средний уровень теоретических знаний, умений и навыков по построению мгновенного заменяющего механизма, служащий основой для понимания учебного материала, допущены ошибки и неточности в использовании основных понятий теоретического курса, имеются затруднения в использовании примеров практического характера, ошибки исправляются после наводящих вопросов преподавателя, что достаточно для формирования компетенций в соответствии с рабочей программой дисциплины.

Показан низкий уровень теоретическихзнаний, умений и навыков по построению мгновенного заменяющего механизма, допущены существенные ошибки при изложении ответа, даны неверные ответы на дополнительные вопросы, что недостаточно для формирования компетенций в соответствии с рабочей программой дисциплины.

от 85 до 100

от 70 до 85

от 50 до 70

< 50

Выполнение практической работы













Содержание и оформление отчета













Защита работы













Общий балл :