Файл: Выпускной квалификационной работы Проблема совершенствования норм письменной речи обучающихся на уровне начального общего образования посредством воспитания любви к русскому языку.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

14
По утверждению Т.М. Николаевой, письменную речь – это особая языковая норма, реализующаяся в письменном тексте. В связи с этим она имеет специфические особенности: наличие собственных средств выражения, наличие собственных единиц и свой собственный строй [26].
Таким образом, подводя итог выше сказанному, можем сделать вывод, что для полноценного общения и взаимодействия с другими людьми человеку необходимо располагать рядом умений, таких как: быстро и правильно ориентироваться в условиях и ситуациях общения, планировать собственную речь, находить и выбирать адекватные средства для передачи содержания, уметь обеспечивать обратную связь. По мнению А.А. Леонтьева, говорящим не удастся добиться оптимальных результатов общения, если одно из звеньев акта общения будет нарушено [27]. Доказано, что формирование личности человека, его воспитание, образование, развитие психологических познавательных процессов, интеллекта невозможно без общения, то речевая деятельность является неотъемлемой частью жизни человека.

1.2 Особенности письменной речи обучающихся на уровне
начального общего образования
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, введенный в действие с 1 января 2010 года и Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» подразумевают, что после освоения основной образовательной программы начального общего образования обучающиеся на уровне начального общего образования овладеют навыками «…осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах» [3, 31].
Таким образом, конечной целью работы по развитию речи в начальной школе является умение младших школьников высказывать связно свои мысли в устной и письменной форме, создавать тексты, речевые произведения, собственные высказывания.
Наибольшие трудности в развитии речи встречаются при обучении учащихся письменным речевым высказываниям. Проблема обучения письменным речевым высказываниям является актуальной еще и в том плане, что в старших классах учащиеся проявляют неумение писать творческие работы, в т.ч. сочинения. Обучающимся не хватает словарного запаса, они испытывают трудности в выражении собственных мыслей, чувств, настроений.
Обучающиеся старших классах чаще встречаются с сочинением-рассуждением.
Именно здесь возникают трудности в умении использовать факты, схему рассуждения, правильном подборе слов-связок и др. Анализ данных трудностей позволяет сделать вывод, что именно этот «фундамент» умений по написанию сочинений-рассуждений необходимо заложить в начальной школе.

15
Начинать эту работу по развитию речи надо с первых дней пребывания ребенка в школе, на уроках обучения грамоте, а в дальнейшем на уроках русского языка и литературного чтения, специальных уроках по развитию речи учащихся.
При формировании письменной речи младших школьников и развитие их речи необходимо правильно замотивировать обучающихся, сформировать интерес и потребность ребенка на общение, на желание поделиться своими мыслями, чувствами и желаниями.
С возрастом, с взрослением круг общения человека расширяется и усложняются задачи общения. К моменту поступления ребенка в школу словарный запас его увеличивается, а это значит, что он может свободно объясниться с другими людьми на любую тему, реализуя сферы своих интересов. Учеными подсчитано, что объем словаря первоклассника в среднем составляет от 4000 до 7000 слов. Словарь младшего школьника состоит из существительных, глаголов, местоимений, прилагательных, числительных и соединительных союзов.
В процессе учебной деятельности усложняется общение с окружающими людьми, новые виды учебных, коллективных занятий, трудовых поручений, приводит к обогащению словаря, овладению новыми грамматическими формами родного языка. Обогащающийся опыт обучающегося, развитие познавательных процессов и мышления влияет на строения речи, ее изменение, что побуждает младшего школьника овладевать новыми, более сложными формами языковой и речевой деятельности.
Наряду с названиями предметов, их качеств, свойств и действий дети начинают использовать различные определения. В начальной школе обучающийся начинает пользоваться словами, выражающие причинные
(потому что), целевые (для того чтобы), следственные (если) связи между процессами и явлениями окружающей действительности.
К началу обучения в начальной школе у младших школьников не сформирована потребность в письменной речи. Ребёнок, приступающий к письму, не ясно представляет себе, для чего этот вид речи нужен ему. Задача педагога заключается в создании такой ситуации, чтобы письмо стало осмысленным видом деятельности для обучающихся. Письменная речь должна стать естественной потребностью ребенка. В связи с этим мотивация должна стать главным условием в развитии письменной речи. Наличие мотивации в реализации письменной речи означает, что у обучающихся есть не только мысли, эмоции и чувства, но и желание поделиться ими, то есть возникает внутреннее побуждение к высказыванию своих мыслей, эмоций и чувства.
Мотив письменной речи возникнет, если возникают эмоций, связанных с яркими впечатлениями жизни, следовательно, работа которую предложит учитель, должна быть интересна для них. Созданию адекватной мотивации, побуждающей младшего школьника к письму, способствуют такие темы, которые являются для него внутренне волнующими, интересными.


16
Такие ситуации возможны при включении письменной речи обучающихся в словесное творчество, к которому относятся сочинения собственных оригинальных текстов, написание заметок в газету, объявлений, писем, записок и др.
Формирующаяся письменная речь младших школьников протекает на основе взаимодействия различных психических функций, обеспечивающих процессы, необходимые для осуществления письма: звукоразличения, актуализации образов-представлений буквенных знаков и перекодирование их в систему движений руки.
Цель и задачи работы по развитию письменной речи на уровне начального общего образования определяется с позиции коммуникативного подхода. Формирование умений построения собственных высказываний на основе содержания, задач и условий письменной речи, умений адекватного восприятия высказываний собеседников, есть основная цель развития синтаксического строя речи младших школьников [28].
К задачам развития синтаксического строя письменной речи относят: совершенствование грамматической правильности построения синтаксических единиц; обогащение и активизация запаса синтаксических моделей; формирование навыков точного и целесообразного использования синтаксических средств языка на практике; овладение интонационными средствами при составлении предложений. Таким образом, основным направлением работы по совершенствованию норм письменной речи является работа над словосочетанием и предложением [28].
В начальной школе необходимо развивать умение быстро и синтаксически правильно строить разнообразные конструкции и связывать их между собой, построению письменных текстов разнообразных типов. Это достигается упражнениями и тренировками [8].
Объем синтаксических сведений у обучающихся начальной школы очень мал. Так, уже в третьем классе около 20 % текста оформляется с помощью сложных предложений. В связи с этим наиболее распространенным недостатком письменной речи является неоправданное и однообразное использование в творческих работах синтаксических конструкций, бедность синтаксического строя речи.
В школьном курсе русского языка в начальной школе активно формируется произвольная и развернутая речь. На занятиях педагог учит создавать полные и развернутые высказывания на вопросы, учит пересказыванию по определенному плану, учит строить высказывания законченными предложениями, обосновывать выводы, делать обобщения.
Такая работа способствует формированию правильной речи и реализуется в процессе изучения разделов русского языка: от фонетики до синтаксиса [29].
Система уроков по развитию письменной речи способствует общему языковому и нравственно-эстетическому воспитанию младших школьников. На творческих уроках по развития письменной речи в отличие от традиционных уроков русского языка происходит обогащение словарного запаса, формируется


17 грамматический строй речи обучающихся, обучение нормам языка и их использование в речи способствует совершенствованию коммуникативных умений.
Работа по развитию письменной речи обучающихся многогранна. Она является эффективным средством воспитания бережного отношения к родному языку, способствует зарождению чувств и эмоции, приучает младших школьников осмысливать, оценивать увиденное или пережитое, развивает наблюдательность. В процессе работы над созданием собственного текста обучающийся развивает самостоятельность, активность, проявляет увлеченность, вносит что-то свое, личное в текст.
Процесс развития письменной речи предполагает выполнения обучающимся ряда действий – выбор необходимых слов, подбор оборотов речи и предложений, обдумывание композиции рассказа, установление логических связей, проверка орфографии, что требует высокого напряжения и творческих сил [32].
Согласно концепции М.М. Безруких, формирование навыка письма проходит несколько этапов:
1 уровень – формирование элементарного письма: формирование зрительного и двигательного образа букв, их различие и дифференцировка, обучение звукобуквенному анализу слов, переводу фонемы в графему; свободному и правильному выполнению всех графических элементов, букв, буквосочетаний; связанному письму букв в словах, письму слов, предложений; соблюдение графических нормы и правилам письма (ширины, высоты, наклона, соотношению элементов); овладение способностью списывать слова
(перекодировать письменные и печатные буквы).
2 уровень - грамотное осмысленное письмо: письмо текста под диктовку
(осознанное использование звукобуквенного анализа); изложение простой собственной мысли в письменном виде; использование основных элементарных правил правописания, орфографии, пунктуации; понимание и использование разнообразной лексики; создание собственных письменных текстов (изложение на основе рассказанного или прочитанного текста); формирование образной грамотной письменной речи; понимание различий и использование разных форм письменной речи; знакомство с типами речи (описание, повествование, рассуждение).
3 уровень - грамотная осмысленная письменная речь: формирование понимания особенностей и использования разных жанров письменной речи; возможное структурирование, последовательное, грамотное составление письменного текста в соответствии с заданной темой; использование в письменной речи выразительных средств языка; эффективное использование словарей; понимание особенностей и грамотное составление кратких письменных сообщений [33].
С точки зрения нейролингвистики, согласно теории А.Р. Лурии, письменная речь - это явление, которое обеспечивается работой нескольких анализаторов: слуховым, речедвигательным, зрительным, моторным. Между


18 этими анализаторами в процессе письма устанавливается тесная связь и взаимообусловленность. Во-первых, процесс звукоразличения обеспечивается совместной работой речедвигательного и акустического анализаторов. Во- вторых, объем восприятия акустических речевых сигналов обеспечивается акустическим анализатором (и, возможно, совместно с кинестетическим); в структуру восприятия входит, как стало известно, звено иконической памяти, оно и обеспечивает кратковременный отбор и удержание нужной информации для ее обработки. В-третьих, перешифровка с одного психического процесса на другой, например, со звука на букву, происходит благодаря совместной работе акустической, зрительной и пространственной анализаторных систем, которые обеспечивают актуализацию образов−представлений буквенных знаков. В- четвертых, перешифровка оптического образа буквы в двигательный, например в написание буквы, происходит благодаря сложной совместной работе зрительной и двигательной анализаторных систем [36].
А.Р. Лурия утверждал, что формирование и протекание письма и письменной речи невозможно без наличия межанализаторных связей и что письмо осуществляется не работой одного какого-либо анализатора, а группой совместно действующих анализаторных систем. Ученый отмечает, что при обдумывании письма на его начальной стадии все указанные уровни вступают в работу последовательно, но при осуществлении этой функции все уровни работают совместно, в тесной и сложной иерархии: в зависимости от задачи на первое место выступает то один, то другой уровень [36].
Психологический подход, по мнению А.Р. Лурия, позволяет определить структуру письменной речи, которая включает ряд звеньев: возникновение намерения, мотива к письменной речи, создание замысла (о чем писать), создание на его основе общего смысла (что писать), регуляцию деятельности и осуществление контроля за выполняемыми действиями [36].
Еще недавно в практике школьного обучения, несмотря на сложность освоения письменной речи, оно занимало малое место и сводилось лишь к умению красиво, аккуратно выводить буквы, не делать ошибок в словах и предложениях. Но с течением времени, благодаря научным открытиям и трудам психолингвистики структура письменной речи стала рассматриваться как многокомпонентная речевая деятельность, а формирование процесс формирования письменной речи как сложный творческий процесс.
Таким образом, на основе анализа и обобщения рассмотренной информации, изучения научной психолого-педагогической и методической литературы по проблеме совершенствования норм письменной речи младших школьников, можно сделать выводы, что письменная речь представляет собой сложную, системно-психическую деятельность, которая обеспечивается участием различных структурных и функциональных компонентов, а также многих психических функций. Письменная речь тесно связана с устной речью и осуществляется только на основе достаточно высокого уровня ее развития.
В процессе работы над развитием письменной речи необходимо опираться на знание психолого-педагогических и методологических основ