Файл: Выпускной квалификационной работы Проблема совершенствования норм письменной речи обучающихся на уровне начального общего образования посредством воспитания любви к русскому языку.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 197
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30
Рисунок 3 - Сравнительные результаты входного и выходного контроля
Таким образом, как показывают данные диагностики, проблема совершенствования норм письменной речи существует.
Чтобы совершенствование норм письменной речи носило познавательный и развивающий характер, чтобы у обучающихся возникало устойчивое желание бережного отношения к родному языку, нами был подобран дидактический материал, являющимся средством воспитания любви к русскому языку.
2.2 Приёмы совершенствования норм письменной речи младших
школьников посредством воспитания любви к русскому языку
В предыдущих параграфах мы доказали, что повышение речевой культуры обучающихся - актуальная задача современной школой. Именно в школьный период происходит овладение нормами устного и письменного литературного языка, формируется умение использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и задачами речи. Именно учитель обязан помочь обучающимся осмыслить требования к разным видам речи, научить младших школьников следить за правильностью, точностью, разнообразием, выразительностью языковых средств при формулировании мыслей.
Анализ методической, научной психолого-педагогической литературы, включенное наблюдение за учебно-воспитательным процессом показал, что работа по речевой культуре проводится на уроках русского языка в недостаточном объеме, а порой и фрагментарно. Педагог не всегда может
0 0,5 1
1,5 2
2,5 3
3,5 4
Высокий
Средний
Низкий
1 4
3 3
4 1
Входная диагностика
Выходная диагностика
31 определить тип ошибки, допускаемой учеником, и не всегда может подобрать нужное упражнение для ее исправления. Кроме того, существуют различные классификации ошибок в речи учащихся, а единой классификации нет, что в результате затрудняет работу учителя в этом направлении.
В устной и письменной речи младших школьников встречается много ошибок, которые в методике обучения русскому языку называют речевыми.
В работах М.Р. Львова под речевой ошибкой понимается «неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма» [9].
Цейтлин С.Н. понимает под речевыми ошибками «любые случаи отклонения от действующих языковых норм». В то время как под языковой нормой понимают
«относительно устойчивые способы выражения, отражающий исторические закономерности развития языка, закрепленный в лучших образцах литературы и предпочитаемый образованной частью общества» [38].
В работах М.Р. Львова, Т.А. Ладыженской, М.С. Соловейчик рассматриваются разные классификации речевых ошибое.
Т.А. Ладыженская предлагает классифицировать речевые ошибки и недочеты с позиции современной лингвистики и выделяет две большие группы ошибок:
1 Грамматические ошибки (ошибки в структуре (в форме) языковой единицы).
2 Речевые (ошибки в употреблении (функционировании) языковых средств).
М.Р. Львов иначе классифицирует речевые ошибки: «Стилистические ошибки делятся на речевые и неречевые (композиционные, логические и искажающие факты). Речевые ошибки в свою очередь делятся на лексико- стилистические, морфолого-стилистические и синтаксисо-стилистические. Как видим, в основе классификации М.Р. Львова лежит принцип деления ошибок на группы, соответствующие уровням языковой системы, это ошибки лексические, морфологические, синтаксические.
М.С. Соловейчик в своих исследованиях выделяет два вида отклонений в речи учащихся:
1 Нарушение языковой правильности (отклонения от требований языковой системы).
2 Нарушение речевой правильности (отклонения от требований контекста).
Классификация М.С. Соловейчик позволяет выделить две группы речевых ошибок:
1-я группа– «ошибки, связанные с нарушением структуры, образования языковых единиц – слов, форм слов, словосочетаний, предложений. Данный тип ошибок называется грамматическими.
32 2-я группа – «недочеты, вызванные неумением обучающихся пользоваться языковыми средствами. Эта группа называется речевыми недочетами.
Тем не менее, сопоставив рассмотренные классификации речевых ошибок, мы можем сделать вывод, что во многом они схожи между собой.
В методической литературе указаны различные типы упражнений, способствующих исправлению речевых ошибок младших школьников.
Наиболее эффективными и продуктивными считаются упражнения при работе с текстом, направленные на совершенствование норм письменной речи.
В соответствии с целями и задачами нашего исследования нами был составлен комплекс упражнений, направленный на предупреждение, устранение речевых и текстовых ошибок в письменных работах учащихся третьего класса, а также совершенствование норм письменной речи.
На каждом уроке русского языка обучающиеся выполняли по одному упражнению:
1 Упражнения на построения предложений (простых и сложных).
2 Упражнения на устранение повторов в речи.
3 Упражнения на обнаружение ошибок в образовании форм слова и в построении словосочетаний.
4 Упражнения на устранение различных речевых ошибок.
5 Упражнения по выполнению самостоятельных творческих работ.
Так, при выполнении упражнений на построение предложений учитель предлагал выполнить задание:
Найдите в предложении лишнее слово: «В саду собирают яблоки, фрукты, груши». Какое слово лишнее? Почему слово «фрукты» лишнее? Каким другим словом можно заменить «фрукты»? (Сливы, персики, абрикосы и т.д.)
Повтор одних и тех же слов в рамках небольшого контекста является одной из самых распространенных ошибок в письменных работах учащихся.
При выполнении упражнений на устранение повторов в речи предлагалось такое задание.
На уроке на тему «Предлоги и приставки» учитель предложил обучающимся прослушать отрывок текста и найдите в нем ошибки.
«Лосиха с лосенком побежали, за ними побежала стая волков. Лоси побежали к сторожке».
– Какую ошибку вы нашли в данном тексте? (В каждом предложении повторяется слово «побежали»).
– Какими другими словами можно заменить это слово в нашем рассказе?
(Погнались, понеслись, направились, пустились).
– Каким из слов, названных вами, заменим слово «побежали» в предложении «За ними побежала стая волков» (Погналась).
– Какое слово употребим вместо «побежали» в предложении «Лоси побежали к сторожке» (Пустились).
– Запишите в тетрадях исправленный текст: «Лосиха с лосенком побежали. За ними погналась стая волков. Лоси пустились к сторожке».
33
Приведем пример заданий третьего типа – упражнения на обнаружение ошибок в образовании форм слова и построении словосочетаний.
Тема урока: «Изменение имени существительного по числам».
На доске написаны словосочетания: У меня много делов, ждут каникулов, ходят без польт.
Учитель предлагает задание: прочитайте первое словосочетание и скажите все ли в нем верно? Какое слово употреблено неправильно? (Делов).
– Как нужно правильно сказать? (У меня много дел).
– Запомните, как нужно говорить правильно, запишите это словосочетание в тетрадь. В следующем примере найдите и исправьте ошибку самостоятельно.
– Прочитайте, что у вас получилось? (Ждут каникул).
– Какое слово употреблено неправильно в последнем словосочетании?
(Польт).
– Кто знает, как нужно говорить правильно? (Пальто).
Запишите исправленное словосочетание в тетради.
Четвертый тип заданий – упражнения на устранение различных речевых ошибок.
Тема урока: «Знакомство с именем прилагательным».
На доске написаны предложения: По дорожке бежал молодой щенок.
На поляне красуется красавец клен.
– Прочитайте первое предложение. Какую ошибку вы заметили? (Слово
«молодой» лишнее).
– Почему? (потому что щенок – это молодая собака). Запишите исправленное предложение в тетрадь.
– Какая ошибка допущена во втором предложении? (Сочетание слов красавец клен).
– Что вам не нравиться в этом примере? (Два родственных слова стоят рядом друг с другом, и это звучит некрасиво).
– Как можно исправить это предложение? (На поляне растет красавец клен. На поляне красуется клен. На поляне красуется чудесный клен).
– Какой вариант выберем? (На поляне растет красавец клен). Запишите это предложение в свои тетради.
Для наиболее эффективной работы по устранению речевых ошибок необходимо соблюдать следующие условия.
1 Специально подбирать упражнения для исправления речевых ошибок.
2 Систематичность – упражнения для корректировки речевых ошибок проводить на каждом уроке русского языка.
3 Очередность – чередование различных типов упражнений на редактирование текста.
4 Предлагать детям не более одного упражнения на уроке, включающего
1-2, предложения или 2-3 словосочетания для разбора.
34
Предлагаемая система специальных упражнений, способствующих преодолению недостатков письменной речи, может быть использована на уроках русского языка и литературы.
Умелое обращение с русским языком способствует проявлению любви к своей Родине: в соблюдении норм устной и письменной речи, а также в общей культуре, одним из аспектов которой является речевая культура личности - соблюдение этических и коммуникативных норм. Привитию навыка культуры общения отводятся специальные упражнения, помещенные во всех разделах учебника русского языка: Как могут обратиться к вашим родителям (знакомым, соседям) разные люди? Составьте предложения с разными обращениями.
Составьте побудительные предложения со словами «Будьте добры», «Будьте любезны». Спишите, устраняя неоправданное повторение выделенного слова.
Укажите ошибки в употреблении местоимений и т.д.
При совершенствовании норм письменной речи можно также использовать задания на:
1) редактирование текста вымышленного письма (обучающимся необходимо изменить текст письма так, чтобы можно было понять, о чем же хотел сообщить отправитель);
2) письма по заданию (другу, литературному герою, учителю и т.п.).
Можно использовать несколько разновидностей такого типа упражнений.
Например, написание поздравительного письма. В начале обучающимся объясняют смысл слова «поздравить». Поздравить – значит выразить адресату чувство радости по поводу успеха, или вручения награды, по поводу праздника, удачно завершенного дела, приезда и др. Для младших школьников письменное поздравление – наиболее распространенный вид письма. Нужно, чтобы обучающиеся хорошо поняли значение и назначение поздравительных писем, научились избегать штампов и шаблонов, стремились писать, выражая искренне и сердечно свои эмоции и чувства.
Еще одной разновидностью оформления письма по заданию, является написание писем родным, близким и друзьям. В ходе выполнения задания, обучающиеся должны уяснить, что письма родным – это интимные письма, письма-повествования, в которых о чем-то сообщается, напоминается, подтверждается или отрицается. В них чаще, чем в других видах писем, встречаются эмоционально-оценочные суждения. Посильную помощь при написании упражнения может оказать схема, в которой представлен своеобразный алгоритм (Приложение Г).
Обучение написанию заметок – это еще один вид упражнений, способствующий совершенствованию письменной речи обучающихся. Заметка
– это небольшая статья, посвященная конкретному факту, положительному или отрицательному. От обычного сочинения заметка отличается краткостью, меткостью языка, а также тем, что в ней всегда остро ставится проблема, нередко содержится призыв, обращение к читателю. Заметка может также содержать просто сообщение, новую интересную информацию, она выполняет
35 серьёзные коммуникативные задачи, для её написания требуется тщательно подбирать лексику, поэтому рекомендуется использовать разные словари.
При работе над заметкой обучающимся помогает памятка:
1 Знай точно, о чем пишешь и для чего.
2 Не старайся в одной заметке рассказать о многом, лучше напиши об одном факте, но подробно.
3 Излагай материал логично и последовательно.
4 Называй фамилии ребят или тех, о ком рассказываешь, заметка от этого становится интереснее.
5 Выражай свое отношение к происходящему.
В работе педагога при совершенствование норм письменной речи возможен подбор материала, способствующий воспитанию любви к родному языку. Предметы «Русский язык» и «Литературное чтение» имеют огромный потенциал и реальные возможности в воспитании чувства патриотизма и формирования гражданской позиции подрастающего поколения. Именно эти предметы несут высокую познавательную ценность, способствуют осмыслению общечеловеческих ценностей.
К сожалению, наблюдения за современным состоянием образования и сложившаяся в современном обществе позволяют констатировать факт, что языковая среда не способствует воспитанию чувства любви к русскому языку, трепетного, бережного и патриотического отношения к нему. Необходимо обеспечивать экологию русского языка, защищая его от бессмысленного наплыва американизмов, вульгарных речевых штампов и т.д.
В связи с этим представляется интересный прием «словарные эстафеты». Работа организовывается в мини-группах, по рядам или колонкам.
Всем обучающимся дается одинаковое задание: каждый ученик записывает одно слово на листке и передает эстафету следующему. Итог подводится по критериям скорости и качества выполнения задания. Примерными заданиями для эстафеты могут быть следующие:
1 Подобрать имена прилагательные к слову Россия (родина, труд, город…)
2 Подобрать слова на тему «Моя отчизна», «Мой край родной»,
«Любимый город», «Мир профессий», «Весна» (определенной части речи).
3 Написать однокоренные слова к слову родина (добро, работа…).
4 Написать глаголы к словосочетанию «человек труда», «зимние забавы» и т.п.
5 Написать слова из словаря на тему…
6 Написать слова на определенную орфограмму, одинаковую букву и т.п.
Не менее важным аспектом воспитания любви к русскому языку в начальной школе является воспитание осознания обучающимися себя как части своей большой страны, воспитание чувства гордости за историю, культуру, талантливых и гениальных соотечественников. На уроках русского языка этому способствует работа с произведениями разных жанров, в том числе произведениями устного народного творчества.
36
В связи с этим благодатным дидактическим материалом на уроках русского языка является работа с пословицами и поговорками, служащие нравственным ориентиром для обучающихся. Это пословицы о дружбе, трудолюбии, доброте, родине, любви к отечеству. Каждая пословица может служить своеобразным девизом урока, связанным с темой, целью, задачами урока,
Например, при совершенствовании орфографических норм, связанных с умениями определять безударные гласные в корне слова, применялись пословицы: На родной сторонушке рад любой воронушке. Пчела мала, да и та работает. При изучении темы «Чередование согласных в корнях родственных слов» - Берись дружно, не будет грузно. Старый друг лучше новых двух. Тема
«Разделительный мягкий знак» - Ученье – путь к уменью. Тема «Однокоренные слова» - Играть играй, да дело знай. При закреплении умений правописания чк- чн - Хоть ручки черны, да работа бела. Тема «Парные согласные в конце слов» -
Был бы покос, да пришел мороз. Тема «Парные согласные в корне слов» -
Кошке игрушки, а мышке слезки.
При совершенствовании лексических норм, развитии умения определять антонимы: Родная сторона – мать, чужая – мачеха. При правописании глаголов
2 лица, ед. числа - Поспешишь – людей насмешишь.
Важным моментом при работе с пословицами и поговорками обсуждать с учениками их смысл, подбирать синонимичные или противоположные по смыслу пословицы, фразеологизмы к ней, пояснять исторические условия, при которых народ мог их создать, объяснять значение устаревших слов, используя словари, и опираясь на собственный читательский опыт обучающихся, наблюдать за смысловыми оттенками значений слов, решать проблемные ситуации, формулировать гипотезы, касающиеся написания слов с неизученными орфограммами и др.
Воспитывая любовь к русскому языку в ходе такой работы, необходимо создавать эмоционально-оценочный фон, восхищаясь мудростью и смекалкой русского народа, подмечать качества человека издавна ценившиеся и воспевающиеся русскими людьми. Таким образом, каждый урок русского языка будет содержать логическую линию по нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Тему гражданско-патриотического воспитания на уроках русского языка, можно продолжить и при проведении нетрадиционных уроков: уроках- экскурсиях, уроках-путешествиях, уроках-КВН, уроках-играх в «Что? Где?
Когда?» и другие.
Например, при закреплении темы «Определение падежа и склонения имён существительных в единственном числе» можно провести урок- путешествие по городам-героям нашей необъятной страны. На таком уроке младшие школьники могут узнать о героических подвигах нашего народа, о защите Москвы, о подвигах ленинградцев в период блокады. Такой урок будет носит интегративный характер, если отмечать эти города на карте России флажками, или рассматривать фотографии с изображением этих городов во