ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 985
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
33
БИЗНЕС-ПЛАН
______________
___________________
________________________
______________
Бизнес-план инвестиционного проекта
Бизнес-план организации
Бизнес-план вновь создаваемой организации
По целям разработки бизнес-планы предназначены для:
– получения внешнего финансирования;
– выработки стратегии развития;
– планирования деятельности компании
Бизнес-план функционирующей организации
По используемым методикам бизнес-планы:
– международная методика ЮНИДО;
– российские методики;
– новые западные методики
По объекту планирования деятельность следующих субъектов:
– инвестиционного проекта;
– бизнес-единиц
– компании;
– группы компаний
Рис. 2.2. Классификационно-схематичное представление бизнес-плана
Выделяют четыре последовательных стадии бизнес-плани- рования (рис. 2.3).
Подготовительная стадия
Стадия разработки бизнес-плана
Стадия продвижения бизнес-плана на рынок
Стадия реализации бизнес-плана
Рис. 2.3. Последовательные стадии процесса бизнес-планирования
1. Подготовительная стадия включает в себя формирование идеи и оценку ее перспективности.
Идея (от лат. ides) – форма отражения в мысли яв- лений объективной реальности.
Постигая действительность, идея включает в себя сознание цели дальнейшего познания и практического преобразования мира.
34
Предпринимательская идея – это содержательно- смысловая целостность предпринимательской дея- тельности (какого-либо дела, как продукта эмоцио- нального переживания и освоения жизни предпри- нимателя).
При формировании бизнес-идеи ее источниками могут слу- жить:
– отзыв потребителей;
– продукция, выпускаемая конкурентами;
– мнение работников отдела маркетинга;
– публикации федерального правительства о патентах;
– производимые научно-исследовательские и опытно-кон- структорские работы.
Для зарождения «хорошей» идеи необходимо, чтобы автор обладал:
1) компетенцией, то есть знаниями в предметной области;
2) креативностью, способностью творить;
3) мотивацией, которая обеспечивает желание творить. При- чем выделяют внешнюю мотивацию и внутреннюю.
Внешняя – материальное поощрение, признание заслуг кол- лективом; внутренняя – желание личности добиться результата во что бы то ни стало (самый сильный стимул). Для достижения максимальных результатов в поиске идей руководитель должен разбудить в сотруднике внутреннюю мотивацию.
Оценка перспективности идеи. После формирования опреде- ленного числа альтернативных идей выполняется экспертиза с целью исключения из дальнейшего рассмотрения заведомо не- приемлемых. Причины, по которым идея может быть отклонена, носят весьма общий характер:
– недостаточный спрос на продукцию проекта;
– чрезмерно высокая стоимость проекта;
– отсутствие необходимых гарантий со стороны заказчика;
– чрезмерный риск;
– высокая стоимость сырья, комплектующих и др.
Предпринимательская идея имеет две особенности:
1) существенность своего проявления, т.к. без ее наличия предпринимательская деятельность вообще невозможна;
2) неизбежность наступления, т.к. любой функционирующий предприниматель в своей деятельности не может избежать
35 процесса накопления, отбора и сравнительного анализа предпри- нимательских идей.
Для более эффективной реализации в будущем правильно подобранной предпринимательской идеи существует несколько вариантов, один из них – это разработка инвестиционного проек- та. На законодательном уровне определение инвестиционного проекта дается в Федеральном законе № 39-ФЗ, а также в «Мето- дических рекомендациях по оценке эффективности инвестицион- ных проектов» (№ ВК 477, утверждены Минэкономики, Минфи- ном и Госстроем РФ 21.06.99 г.).
Согласно Федеральному закону «Об инвестиционной дея- тельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме ка- питальных вложений» от 25.02.1999 (ред. от 23.12.2013) под ин- вестиционным проектом (ИП) понимается обоснование экономи- ческой целесообразности, объема и сроков осуществления капи- тальных вложений, в том числе необходимая проектно-сметная документация, разработанная в соответствии с законодательст- вом Российской Федерации и утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по осуществлению инвестиций (бизнес- план).
Иными словами, согласно данному определению:
Инвестиционный проект – это комплексный план мероприятий, включающий проектирование, строи- тельство, приобретение технологий и оборудования, подготовку кадров и т.п., направленных на создание нового или модернизацию действующего производ- ства товаров (работ, услуг) с целью получения эко- номической выгоды.
Из всего многообразия подходов к определению инвестици- онного проекта выделяют определенный ряд критериев, класси- фицирующих их место, роль и влияние на процесс своей реализа- ции (рис. 2.4).
Таким образом инвестиционные проекты наиболее близки к бизнес-плану по структуре и характеру изложения материалов, но отличаются более сложной и всеобъемлющей системой подгото- вительной документации (система организационно-правовых, аналитических, инженерно-технических, экономических и рас-
36 четно-финансовых документов), сроками и размерами инвестици- онных вложений.
Как было отмечено, в реализации каждой предприниматель- ской идеи всегда первоначально находится обоснование планово- экономических решений и требуемых под это соответствующих материальных и иных ресурсов. В сложных условиях неопреде- ленности во время кризисных явлений в экономике, с одной сто- роны, создается сложный организационно-плановый механизм процессов достижения благоприятной ситуации на рынке в разви- тии предпринимательской идеи, но с другой – существуют и по- зитивные моменты, открывающие дополнительные возможности перед теми предпринимателями, которые готовы рисковать.
Инвестиционный проект …
Тип: по основным сферам деятельности производственные; социальные; экологические; научно-технические; финансовые
Класс: по составу и структуре проекта монопроект (уровень одного субъекта бизнеса – СБ), мультипроект (совокупность задействованных СБ на уровне региона, края), мегапроект (совокупность задействованных СБ на федеральном или государственном уровне)
Масштаб: по размерам сумм, вносимых в проект мелкий (от десятка миллионов), средний (миллиард рублей), крупный (десятки миллиардов рублей), очень крупный (мега – несколько сот миллиардов рублей)
Длительность: по продолжительности реализации проекта до уровня эффективного уровня краткосрочный (до 5 лет), среднесрочный (от 5 до 15 лет), долгосрочный (свыше 15 лет).
К
Р
И
Т
Е
Р
И
И
Рис. 2.4. Схема критериев классифицирующих инвестиционные проекты
Кризисные процессы, как правило, если они не искусственно созданы, приводят на любом рынке к снижению активности бо- лее высокими темпами спроса, чем предложения. Для баланси- ровки ситуации используется цена, которая на начальной фазе кризиса сначала поднимется, а потом при очевидной недееспо- собности будет снижаться до минимально требуемого уровня в окупаемости производства той или иной услуги, товара или про-
37 дукции, руководствуясь механизмом выживания на рынке. Так, в кризисный период можно приобрести дополнительные ре- сурсы, требуемые для начала открытия бизнеса по более низ- ким ценам.
Снижение активности рынков приводит к поиску дополни- тельных источников в функционировании бизнеса, при этом очень часто нарастающим индикатором сформированного кри- зиса является увеличивающийся уровень безработицы на рын- ке труда. Отсюда второй положительный момент вхождения в среду предпринимательства со своим инновационным бизнес- планом – дешевая рабочая сила. Поэтому кризис формирует не только негативные явления для общественного восприятия его как крайне отрицательного результата в социально-экономи- ческом разрезе стабильности разных слоев населения и госу- дарства в целом, но это и своего рода импульс (толчок) к пере- рождению и отбору более адаптивных (приспособленных), гибких, динамичных и инновационных форм осуществления бизнес-процессов на рынке.
Реализуя планы на рынке в конкурентной среде, каждый предприниматель должен оценивать не только экономическую или организационную составляющую своего будущего бизнеса и акцентировать должное внимание на том, как именно в структуре последовательности и сущности поднимаемых во- просов требуется рассматривать аспекты планируемого бизне- са по ряду факторов. Так, отталкиваясь от начального уровня профессиональной подготовки разработчика и заканчивая фиксированными требованиями потенциальных инвесторов, кредиторов, венчурных компаний и государства, выбор задей- ствованных методик варьируется от совсем узкоспециализи- рованных, направленных на достижение максимального эф- фекта в конкретном направлении, до векторных методик, при- меняемых независимо от вида бизнеса, этапа развития, рынка и государства.
На сегодняшний день в Российской Федерации в сущности законодательных актов нет особых ограничений в выборе ме- тодики как при создании нового, так и расширении действую- щего бизнес-плана, за исключением проектов, в которых при- нимают участие государственные, федеральные, региональные,
38 территориальные активы и путем установленного конкурсного отбора формируют единые инициализируемые требования к структуре и наполнению предлагаемых разработок авторами бизнес-планов.
Методика – конкретизация метода, доведение его до инструкции, алгоритма, четкого описания способа существования.
Учитывая высокие стандарты эмпирических достижений в бизнесе многих иностранных и отечественных компаний, дос- тигших значимых результатов, наиболее восприимчивыми и пре- емственными в унификации выбора методики разработки бизнес- плана являются:
– методика федерального фонда поддержки малого предпри- нимательства (ФФПМП);
– методика KPMG (Швейцарской ассоциации International);
– методика ТАCIS (ТАСИС – Техническая помощь Содруже- ству Независимых Государств);
– методика UNIDO (ЮНИДО – Организация Объединенных
Наций по промышленному развитию).
При этом первые две методики ограничены средой, на- правленностью и территориальным использованием, а мето- дика UNIDO является универсальной и применимой во всех странах. Этому способствует требование иностранных инве- сторов представлять расчеты финансового плана с помощью лицензированных UNIDO-пакетов – COMFAR и PROPSPIN.
Система COMFAR позволяет получить значитель- ную графическую информацию о результатах при варьировании ряда исходных данных: объема реали- зации, производственных издержек, процентов за кредит. Такая программа получила широкое распро- странение и используется банками.
К недостаткам системы COMFAR следует отнести то, что в ней исходная информация для выполнения расчетов недостаточ- но приспособлена и неполностью соответствует структуре каль- куляции затрат и данных отчетности, принятых на отечественных предприятиях.
Схематично алгоритм выбора методики написания бизнес- плана представлен на рис. 2.5.
39
Установление: цели(ей) реализации бизнес-плана
Определение требуемых ресурсов
(по составу) под реализацию цели(ей) бизнес-плана
Выделение основных источников, обеспечивающих появление требуемых ресурсов
Выбор оптимальной методики
Рис. 2.5. Схема выбора методики в системе написания бизнес-плана
Выбор и применение методики преследуют, прежде всего, реализацию поддержки ключевого вопроса – оценка финансо- вой и экономической эффективности проекта. В нашем госу- дарстве на сегодняшний день имеются свои особенности при- менения зарубежных методик. Важно учесть, что высокоэф- фективная методика в одном государстве может иметь иную ценность и результативность в другом.
В России отмечены такие особенности:
– дифференциация бизнес-среды и ментальности воспри- ятия (правовые акты, его нигилизм в обществе, система требо- ваний к стандартизации качества, поведение и стиль разреше- ния бизнес-ситуаций);
– документальные стандарты в оформлении документов с учетом синтетических и аналитических форм учета и отчет- ности.
Итак, проведем наглядную систематизацию методик
KPMG, ФФПМП и UNIDO.
Структура бизнес-плана компании по стандартам методи- ки KPMG может быть представлена в виде пирамиды, после- довательность уровней в которой обусловлена четкостью и рациональностью в достижении поставленных целей (рис. 2.6,
2.7 и 2.8).
40
ЦЕЛЬ
(идея)
Титульный лист
Меморандум о конфиденциальности
Резюме
миссия, цели, задачи
Продукция и слуги
продукция и услуги; сопутствующие товары и услуги
Анализ рынка и отрасли
SWOT-анализ, конкуренция, демографический анализ, использование продукта и услуги
Целевые рынки
целевые потребители, ценообразование, географический целевой рынок
Стратегия рекламы и продвижения
стратегия продвижения, средства распространения рекламы, прогноз продаж
Управление
организация и ключевой персонал, постоянное потребление активов, затраты на подготовку производства
Финансовый анализ
себестоимость, анализ безубыточности, доходы и убытки, движение денежных средств, балансы предприятия, риски
Подготовительная стадия
Стадия разработки бизнес-плана
Стадия продвижения
Стадия реализации
Рис. 2.6. Пирамида KPMG
Рис. 2.7. Пирамида ФФПМП
41
Рис. 2.8. Пирамида UNIDO
На территории РФ сегодня получили наибольшее распро- странение следующие методики по составлению бизнес-планов:
1) методика, рекомендованная Российским комитетом по раз- витию и поддержке малого и среднего бизнеса;
2) методика консалтинговой компании «Про-Инвест-
Консалт», использующая программную среду Project Expert;
3) стандарты бизнес-плана Федерального фонда поддержки малого предпринимательства;
4) методики компаний, занимающихся разработкой бизнес- планов.
Подводя итог, отметим сравнительную характеристику ис- пользуемых методик в системе признаков, целей и задач. Формат реализации последовательности диктуется рядом специфик, о чем было сказано выше, но самым важным в этом процессе является понимание того, что все параметры имеют причинно-след- ственную связь через структуру бизнес-плана и поэтому не по- зволяют рассматривать какой-то раздел обособленно.
Мониторинг отечественных и иностранных методик, ученых, практиков, рассматривающих позицию, роль и место бизнес- плана в системе планирования, позволили выделить в его струк- туре три группы принципов первопричин успеха создания биз- нес-плана (рис. 2.9).
42
Т р и В С П
Т р и Д Д Д
Т р и С С С
первопричины успеха
Рис. 2.9. Структура первопричин успеха при создании бизнес-плана
Первая первопричина «Три ССС» – это доступная по восприятию с минимальным количеством спе- цифических терминов и сложных словесно- описательных оборотов формация состоятельно-
сти, самостоятельности и сопоставимости биз-
нес-процессов при стремительном достижении результатов с точки зрения всех функций задейст- вованного менеджмента.
Вторая первопричина «Три ДДД» – подготовка и обоснование расчетно-аналитических параметров эффективности проекта через формации достовер-
ности, доводов и доказательств инвестиционной жизнеспособности экономической перспективности бизнес-плана.
Третья первопричина «Три ВСП» – это критическое отношение к бизнес-процессам как обязательному и высокоэффективному средству формаций выявле-
ния, сопоставления и противодействия рискам, угрожающим перспективности и достижимости сформированной цели бизнес-плана.
Типизация последовательности выполнения действий при разработке, осознании формирования нового и совершенствова- нии старого бизнес-проекта с использованием актуальных мето- дик позволяет максимально быстро достигать поставленной цели, тем не менее, определяющую роль в процессе выбора играет раз- работчик бизнес-плана.
Сегодня на рынке услуг планирования предпринимательских идей в системе разработки бизнес-планов используются многие типовые иностранные методики. На выбор из множества предла-