Файл: Практикум по бизнес планированию учебное пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 983

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

43 гаемых методик разработки нового бизнес-плана воздействуют такие ключевые факторы конкурентного успеха, как:
– временной континуум проработки показателей эффектив- ности в плане;
– разнообразие альтернатив, влияющих на принятие реше- ний;
– широта и количество вспомогательных материалов и доку- ментов.
Вышеперечисленные конкурентные условия определяют раз- мер предполагаемых инвестиций по конкретному проекту и спе- цифику потенциального инвестора. Вопрос выбора методики и её дальнейшего использования непринципиален. Важно, насколько разработанный документ сможет включить в себя содержание ряда обязательных разделов, в которых анализируются конкрет- ные аспекты, исходная и итоговая информация. Особое внимание при выборе надо уделить источникам информации, обязательно обладающей достоверностью, обоснованностью и основанной на документальных источниках и расчетах.
Из множества вышеназванных факторов, влияющих на ус- пешность, можно рекомендовать инструктируемому субъекту формировать свой бизнес-план таким образом, чтобы те перво- причины успеха, определенные нами как три ССС, ДДД и ВСП, максимально были задействованы при подготовке и представле- нии материалов конкретному инвестору, кредитору, потенциаль- ному бизнес-партнеру в системе использования конкретной мето- дики.
Центральным местом в системе основополагающих разделов ключевым и независимо от выбора методики необходимым к вы- полнению является:
– финансовый план,
– план маркетинга,
– план производства.
Процесс планирования сложный и многофакторный, не толь- ко состоит из расчетов показателей состояния в будущем, но и в большей степени отражает достоверность сформированных пара- метров конкурентов рынка и бизнес-среды предпринимателя. Все элементарные части планирования можно выделить и охаракте- ризовать с позиции постановки задачи системности, а также

44 отношения к другим процессам, участвующим в информацион- ном обмене.
В системе планирования можно рассматривать некоторые этапы собственной реализации, более детально называемые фаза- ми, среди которых ярко выражены: поиск, решение, оценка и контроль решений и проблем.
Детализация и отношение к формированию фаз в системе планирования и финансового обеспечения набирают все больше популярности в сфере научных интересов, хотя на практике все эти процессы упрощаются и сводятся к рассмотрению более на- сущных вопросов:
– поиск вариантности альтернатив;
– оценка принятых решений;
– исполнение и контроль;
– определение плановых показателей;
– расчет фактических показателей;
– сравнение фактических и плановых показателей;
– анализ отклонений.
В принципе, все фазы, которые следуют за оценкой и приня- тием решений, можно не относить к области задач планирования.
Немногочисленные ученые полагают, что фаза разработки целей – это ключевое направление в децентрализации формиро- вания центров ответственности на местах реализации проектов.
Отношение к постановке проблем, обоснование альтернатив, оценка рисков и эффективность принятия решений входят в про- цесс планирования.
Подводя итог, можно утверждать, что бизнес-план как доку- мент, реализующий процесс, стремительно демонстрирующий способность субъекта бизнеса эффективно участвовать в перерас- пределении ресурсов, в системе коммерческих отношений, под- чиняясь товарно-денежной схеме: Деньги – Товар – Деньги, по- зволяет гибко осваивать эффективные управленческие решения.
Бизнес-план решает следующие форматы актуальных на- правлений для начинающих бизнесменов:
– формирует механизмы принятия важных обоснованных предпринимательских решений;
– детализирует и систематизирует финансовый аспект реали- зации плана;


45
– группирует по ряду факторов информацию в отрасли и на рынке реализации предпринимательских идей;
– позволяет предусмотреть и разработать мероприятия про- тиводействий возможным трудностями, «подводным камням» по бизнес-плану;
– помогает определить конкретные цели, задачи, влияющие на процесс бизнес-плана;
– способствует поиску и модернизации новых сфер рыноч- ной ниши, а также отраслей с целью увеличения финансовой прочности бизнеса.
Типовая структура бизнес-плана включает девять разделов
(рис. 2.10).
Рис. 2.10. Типовая структура бизнес-плана
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11

Раздел 1 – Резюме
Этот раздел оформляется в самом завершении и подытожива- ет концепции, заложенные в саму суть разработки бизнес-плана.
Объем резюме как правило не превышает 2–3 страниц, спектр рассмотрения его самостоятельно-ознакомительный, позво- ляющий читателю быстро и по существу концепции понять обоснование основных положений разработки бизнес-плана.
В содержании резюме обычно демонстрируются такие данные, как название проекта и адрес его реализации, имена и адреса учредителей, основные концептуальные задачи и цель, общая стоимость потребности в ресурсах планируемого проекта, срок

46 окупаемости и пути расширения дальнейшего развития бизнес- идеи.
Раздел 2 – Сведения о предприятии и отрасли
Данный раздел формируется базовым стандартом в системе разделов, так как отражает перспективность выбора организаци- онно-правовой формы реализации бизнеса, позволяет глубже рас- смотреть горизонт привлекательности отрасли, оценить специфи- ку отражающих показателей, характеризующих как предприятие, так и отрасль в целом.
Раздел 3 – Описание продукции
Независимо от проекта предприниматель реализует себя в отношении и какого-либо продукта, услуги или товара. В этой части бизнес-плана необходимо описать эту продукцию, её кон- курентные преимущества и те услуги или тот товар, кото- рые будут ключевыми в системе реализации идеи. Особое внима- ние отводится характеристикам продукции с точки зрения каче- ства и безопасности, очень важно уметь выделить уникальность, эксклюзивность предложения на рынке вашего продукта, для это- го можно использовать описание новой технологии, качества то- варов и т.д. Кроме этого, обязательным условием является описа- ние возможностей расширения или совершенствования продук- ции, или услуг, реализуемых проектом.
Раздел 4 – Маркетинг и сбыт продукции
Успех от реализации бизнес-плана во многом зависит именно от глубины и осознания сущности данного раздела. Сегодня ры- нок и его сегментация на определенные части сводит многих уче- ных, практиков и бизнесменов к поиску идеальной формулы жиз- недеятельности в условиях стабильного обеспечения конкурент- ных преимуществ товаров или услуг. Бизнес-план будет неэффек- тивным и заведомо проигранным, если в нем отсутствует полно- ценный раздел по исследованию рынка, на котором позициониру- ется предпринимательская бизнес-идея. Как правило, это боль- шой раздел, выделяющий себя самостоятельностью в информа- ционном поле внешней среды предприятия с систематически це- левым назначением в изучении конкурентной среды рынка. По- этому здесь детализируются данные о конкурентах, ценах на рынке, инструментах маркетингового продвижения на рынке то- варов и услуг. Заканчивается данный раздел выработкой марке- тинговой стратегии с разделением на четкие позиции по времени


47 потребности ресурсов, необходимых для её реализации. На новых предприятиях прогноз развития рыночной среды делается как минимум на год в детальном разрезе, а дальше в общих цифрах на еще два последующих годовых периода. В качестве основных вопросов можно выделить ценовую политику, каналы сбыта, рек- ламу и продвижение продукции на рынке.
Раздел 5 – Производственный план
Технология цепочки связанных событий и действий порой в мелочах рассказывает суть тех уникальных возможностей, кото- рые так дороги любой бизнес-идее. В раздел включается под опи- сательно-разъяснительную схему рассмотрение всех производст- венных и других рабочих процессов. Также уделяется внимание торговой или производственной площади предприятия, её техни- ческим, санитарно-эпидемиологическим пожароопасным услови- ям. В конце раздела следует описать производственный процесс со всеми его сложностями, технологическими особенностями, схемами движения предметов труда и средств производства. При привлечении сторонних подрядчиков необходимо описать их сущность и место действий в реализации успешного бизнес- плана.
Раздел 6 – Организационный план
Структурировать процесс управления и организации всех про- цессов на предприятии важно с точки зрения оптимальности коор- динации действий и времени затрат, которые формируются на каж- дую операцию в управленческом учете. Здесь рассматривается де- тальный анализ использования трудовых ресурсов, формируется штатное расписание с выделением окладов количества работников и формированием общего фонда оплаты труда. Для повышения эф- фективности использования трудовых ресурсов и увеличения произ- водительности труда разрабатывается система стимулирования как управленческого, так и производственного персонала с четким клас- сификатором обязательств и критериев качества работы.
Раздел 7 – Финансовый план
Самый жесткий и прагматичный раздел в бизнес-плане – фи- нансовый план. Финансовый план является важнейшей составной частью бизнес-плана, в него включаются и основные показатели, составленные на 3–5 лет: план доходов и расходов, план денеж- ных поступлений и выплат, балансовый план на первый год. При составлении финансового плана анализируют состояние потока

48 реальных денег (потока наличности), устойчивость предприятия, источники и использование средств. В итоге доводим до сущно- сти расчетных данных показатель точки безубыточности, что даст возможность как предпринимателю, так и инвесторам праг- матично предположить объемы, размер и суммы необходимых ожиданий возврата затрат в точке.
Раздел 8 – Риски и гарантии
Предпринимательская деятельность – это череда событий меж- ду доходами, расходами и рисками. В разделе по рискам обязатель- ной строкой проходит сущность определения того, как мы сможем справиться с тем, что может проявиться и нести ущербно- стоимостной характер нашему бизнесу. Особенное внимание к рис- кам приковано при создании нового проекта, нового товара или но- вой услуги, так как все новое – до конца не прочитанное и сравнить его с чем-то действующим сложно. Каждый новый проект неизбеж- но сталкивается на своем пути с определенными трудностями, угро- жающими его осуществлению. Для предпринимателя очень важно уметь предвидеть подобные трудности, заранее разработать страте- гии их преодоления. Необходимо оценить степень риска и выявить те проблемы, с которыми может столкнуться бизнес.
Таким образом, элементы метода планирования закладыва- ются в той или иной форме практически в каждом разделе биз- нес-плана и являются центральным звеном хозяйственного меха- низма управления и регулирования процесса производства.
Существует несколько методов планирования (рис. 2.11).
М е т о д ы п л а н и р о в а н и я
п л а н и р о в а н и я
Балансовый метод
Экономико- математический метод
Графоаналитический метод
Программно- целевой
Расчетно- аналитический метод
П
о сл ож но ст и ра сч ет ов
По наглядности и простоте использования
Сетевой метод
Рис. 2.11. Методы планирования


49
Балансовый метод планирования обеспечивает ус- тановление связей между потребностями в ресурсах и источниками их покрытия, а также между разде- лами плана.
Расчетно-аналитический метод – используется для расчета показателей плана, анализа их динамики и факторов, обеспечивающих необходимый количест- венный уровень.
Экономико-математические методы – позволяют разработать экономические модели зависимости показателей на основе выявления изменения их ко- личественных параметров по сравнению с основны- ми факторами, подготовить несколько вариантов плана и выбрать оптимальный.
Графоаналитический метод – дает возможность представить результаты экономического анализа графическими средствами. С помощью графиков выявляется количественная зависимость между со- пряженными показателями.
Сетевой метод – является разновидностью графоа- налитического. С помощью сетевых графиков моде- лируется параллельное выполнение работ в про- странстве и времени по сложным объектам.
Программно-целевые методы – позволяют состав- лять план в виде программы, т.е. комплекса задач и мероприятий, объединенных одной целью и приуро- ченных к определенным срокам. Стержнем про- граммы является генеральная цель, конкретизируе- мая в ряде подцелей и задач.
Структура и показатели годового планирования различаются в зависимости от объекта и подразделяются на заводские, цехо- вые и бригадные. Основные разделы и ориентировочные индика- торные показатели годового плана представлены в табл. 2.1.

50
Таблица 2.1
Основные разделы и показатели годового плана
Разделы плана
Индикаторы плана
План производства и реализации продукции
Номенклатура, ассортимент, товарная и реализо- ванная продукция
План технического раз- вития и организации производства
Удельный вес конкурентоспособной продукции, экономическая эффективность мероприятий
План по инвестициям
Размеры капитальных вложений в строительно- монтажные работы (эффективность капитало- вложений)
Материально- техническое обеспечение
(план закупок)
Объем поставок сырья и материалов
Труд, персонал и зара- ботная плата
Производительность труда, численность персо- нала, фонд оплаты труда
Себестоимость, прибыль и рентабельность
Смета затрат, себестоимость реализованной про- дукции, рентабельность, чистая прибыль
Финансовый план
(бюджет)
Баланс доходов и расходов, налоговое давление, налоговые платежи и отчисления, денежный поток
Фонды экономического развития предприятия
Сметы фондов (накопления, потребления, резервного)
Охрана окружающей среды
Капиталовложения в природоохранные меро- приятия
Социальное развитие коллектива
Уровень социальной обеспеченности работников
Оперативно-производственное планирование уточняет за- дания текущего годового плана на более короткие промежутки времени (месяц, декада, смена, час) и по отдельным производст- венным подразделениям (цех, участок, бригада, рабочее место).
В целом все планы связаны между собой причинно-след- ственной связью и напрямую или опосредованно зависят от дос- тижений определенных показателей или их недостижения по от- ношению друг к другу. Упрощенная процедура формирования планирования в компании и их связь (рис. 2.12).