Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 1085
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Выберите правильный ответ из предложенных.
Методика 1. «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (МУН)
Методика 1. «Опросник Айзенка»
Методика 2. «Опросник структуры темперамента (ОСТ)» В.М. Русалов
Методика 1. «Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко»
-
Структура черт характера
Характер как одна из существенных особенностей психического склада личности является целостным образованием, характеризующий человеческое "Я" как единство. Понимание характера как единства его черт не исключает выделения в нем некоторых цепей с целью более глубокого познания его сущности. И. П. Павлов, не отрицая целостности характера, отстаивал необходимость выделения его структурных компонентов.
Если вы анализируете человека, - писал он, - вы должны сказать, что по таким вот чертами ее можно характеризовать как тихую, спокойный, причудливую, нежную и тому подобное. Итак, без определения отдельных черт ничего не разберешь. Но если отдельные черты представить обособленно, не рассматривая их во взаимосвязи, то характера человека, конечно, определить нельзя.
Нужно брать систему рис и в этой системе анализировать, какие черты отличаются прежде всего, а какие чуть оказываются, вуалируются.
Определить структуру характера означает выделить в нем главные компоненты, без которых целостность характера представить нельзя.
В структуре характера нужно выделять содержание и форму. Содержание характера личности определяют общественные условия жизни и воспитания. Поступки человека всегда чем мотивируются, на что-то или на кого-то направляются.
Но по форме намерения, стремления реализуются по-разному. Это зависит и от обстоятельств, ситуаций, в которых находится человек, и от свойств ее характера, особенно от темперамента.
В структуре характера выделяют такие его компоненты:
1. направленность
2. убеждение
3. умственные черты
4. эмоции
5. волю
6. темперамент
7. полноту
8. целостность
9. определенность
10. силу
Направленность является главной составляющей структуры характера личности. Она выражается в выборочном положительном или отрицательном оценочном отношении личности к поступкам и деятельности людей и к самому себе. В зависимости от доминирующих материальных или духовных потребностей, ценностных установок личности, интересов и предпочтений жизни одних людей наполнена полезной деятельностью, они неутомимо работают и выполняют общественный долг. Двигателем их поступков является гуманность, оптимизм, контахтнисть.
Такие черты характера присущи всем передовым людям.
Но есть и такие люди, у которых на первом плане собственное благополучие, удовлетворение своих эгоистических потребностей. Это мещане, которые становятся рабами вещей. В быту, поступках и деятельности людей господствуют индивидуализм, скупость, жадность, зависть, самовлюбленность, мизантропия.
Эти особенности характера обусловливают нищета духовной жизни личности.
Убеждение - это знания, идеи, взгляды, являются мотивами поведения человека, становятся чертами его характера и определяют отношение к действительности, поступки, поведение. Убеждение оказываются в принципиальности, неподкупности, правдивости, требовательности к себе.
Человек со строгими убеждениями способна приложить максимум усилий для достижения цели, отдать, когда нужно, свою жизнь ради общественных дел. Непринципиальным людям, карьеристам эти черты характера не свойственны.
Умственные черты характера проявляются в рассудительности, наблюдательности, умеренности. Наблюдательность и рассудительность способствуют быстрой ориентации в обстоятельствах. Безрассудные люди легко хватаются за любое дело, действуют под влиянием импульса. Умственная инертность, наоборот, оказывается в пассивности, равнодушия, медлительности, когда нужно принять решение, или в этажном отношении к делу без учета ее важности.
Эмоции становятся основой таких черт характера, как вспыльчивость, вспыльчивость, чрезмерная или мнимая участливость, всепрощение или грубость, грубость, "толстокожесть", нечувствительность к страданиям других, неспособность сочувствовать.
Нравственные, эстетические, познавательные, практические чувства благодаря наличию в них эмоций могут проявляться или в экзальтированности, или в спокойном, умеренному отношении к явлениям природы, искусства, поступков людей.
Воля как составляющая структуры характера предопределяет его силу, стойкость. Итак, свобода, как полагают, представляет собой стержневой компонент сформированного характера. Сильная воля делает характер самостоятельным, устойчивым, непоколебимым, мужественным, человек с таким характером способна достигать желаемой цели.
Люди со слабой волей - слабохарактерные. Даже имея много знаний и большой опыт, они не способны настаивать на справедливости и проявляют нерешительность, страх.
Темперамент как составляющая структуры характера является динамичной формой его проявления.
-
Типологические концепции характера
Все типологии человеческих характеров исходили из ряда общих идей. Основные из них следующие:
1. Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.
2. Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые типы, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.
3. Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.
Э. Кречмер выделил и описал три наиболее часто встречающиеся типа строения тела или конституции человека: астенический, атлетический и пикнический. Каждый из них он связал с особым типом характера (впоследствии оказалось, что должных научных оснований для этого у автора не было).
1. Астенический тип, по Кречмеру, характеризует небольшая толщина тела в профиль при среднем или выше среднего росте. Астеник – это обычно худой и тонкий человек, из-за своей худобы кажущийся несколько выше, чем он есть на самом деле. У астеника тонкая кожа лица и тела, узкие плечи, тонкие руки, удлиненная и плоская грудная клетка со слаборазвитой мускулатурой и слабыми жировыми накоплениями. Такова в основном характеристика астеников-мужчин. Женщины этого типа, кроме того, часто и малорослы.
2. Атлетическому типу свойствен сильно развитый скелет и мускулатура. Такой человек обычно среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой. У него плотная, высокая голова.
3. Пикнический тип отличается сильно развитыми внутренними полостями тела (головы, груди, живота), склонностью к ожирению при слаборазвитых мышцах и опорно-двигательном аппарате. Такой человек среднего роста с короткой шеей, сидящей между плечами.
Тип строения тела, как было показано еще Кречмером и отчасти подтверждено новейшими исследованиями в области психогенетики, определенным образом коррелирует со склонностью к психическим заболеваниям. Например, маниакально-депрессивным психозом чаще всего болеют люди с крайне выраженными чертами пикника. К шизофреническим заболеваниям более склонны астеники и атлетики.[2]
Хотя типология Кречмера была построена умозрительным путем, она содержала в себе ряд жизненно правдивых наблюдений. Впоследствии дейсвительно обнаружилось, что люди с определенным типом строения тела имеют склонность к заболеваниям, которые сопровождаются акцентуациями соответствующих черт характера. Более поздние классификаторы характеров строились в основной на описании этих акцентуаций. Одна из них принадлежит известному отечественному психиатру А.Е. Личко. Эта классификация построена на основе наблюдений за подростками.
-
Формирование характера
Как было отмечено выше, характер является прижизненным образованием. Это означает, что он формируется после рождения человека. Истоки характера человека и первые признаки его проявления следует искать в самом начале жизни.
Основную роль в формировании и развитии характера ребенка играет его общение с окружающими его людьми. В свойственных для него поступках и формах поведения ребенок прежде всего подражает своим близким. При помощи прямого научения через подражание и эмоциональное подкрепление он усваивает формы поведения взрослых.
Сензитивным периодом для становления характера можно считать возраст от двух-трех до девяти-десяти лет, когда дети много и активно общаются как с окружающими взрослыми людьми, так и со сверстниками. В этот период они открыты для воздействий со стороны, с готовностью их принимают, подражая всем и во всем. Взрослые люди в это время пользуются безграничным доверием ребенка, имеют возможность воздействовать на него словом, поступком и действием, что создает благоприятные условия для закрепления нужных форм поведения.
Весьма важны для становления характера ребенка стиль общения взрослых друг с другом, а также способ обращения взрослых с самим ребенком. В первую очередь это относится к обращению родителей, и особенно матери, с ребенком. То, как действуют мать и отец в отношении ребенка, спустя много лет становится способом обращения его со своими детьми, когда ребенок станет взрослым и обзаведется собственной семьей.
Раньше других в характере человека закладываются такие черты, как доброта, общительность, отзывчивость, а также противоположные им качества — эгоистичность, черствость, безразличие к людям. Имеются данные о том, что начало формирования этих черт характера уходит в глубь дошкольного детства, к первым месяцам жизни и определяется тем, как мать обращается с ребенком.
Те свойства характера, которые наиболее ярко проявляются в труде — трудолюбие, аккуратность, добросовестность, ответственность, настойчивость, — складываются несколько позже, в раннем и дошкольном детстве. Они формируются и закрепляются в играх детей и доступных им видах домашнего труда. Сильное влияние на их развитие оказывает адекватная возрасту и потребностям ребенка стимуляция со стороны взрослых. В характере ребенка сохраняются и закрепляются в основном такие черты, которые постоянно получают поддержку (положительное подкрепление).
В начальных классах школы оформляются черты характера, проявляющиеся в отношениях с людьми. Этому способствует расширение сферы общения ребенка с окружающими за счет множества новых школьных друзей, а также учителей. Если то, что ребенок как личность приобрел в домашних условиях, получает в школе поддержку, то соответствующие черты характера у него закрепляются и чаще всего сохраняются в течение всей дальнейшей жизни. Если же вновь получаемый опыт общения со сверстниками и учителями не
подтверждает как правильные те формы поведения, которые ребенок приобрел дома, то начинается постепенная ломка характера, которая обычно сопровождается выраженными внутренними и внешними конфликтами. Происходящая при этом перестройка характера не всегда приводит к положительному результату. Чаще всего имеет место частичное изменение черт характера и компромисс между тем, к чему приучали ребенка дома, и тем, что от него требует школа.
В подростковом возрасте активно развиваются и закрепляются волевые черты характера, а в ранней юности формируются базовые нравственные, мировоззренческие основы личности. К окончанию школы характер человека можно считать в основном сложившимся, и то, что происходит с ним в дальнейшем, почти никогда не делает характер человека неузнаваемым для тех, кто с ним общался в школьные годы.
Следует отметить, что характер не является застывшим образованием, а формируется и трансформируется на протяжении всего жизненного пути человека. Характер не является фатально предопределенным. Хотя он и обусловлен объективными обстоятельствами жизненного пути человека, сами эти обстоятельства изменяются под влиянием поступков человека. Поэтому после окончания учебного заведения характер человека продолжает формироваться или видоизменяться. На данном этапе человек сам является творцом своего характера, поскольку характер складывается в зависимости от мировоззрения, убеждений и привычек нравственного поведения, которые вырабатывает у себя человек, от дел и поступков, которые он совершает, от всей его сознательной деятельности. Этот процесс в современной психологической литературе рассматривается как процесс самовоспитания.