Файл: Педенчук Адольф Корнеевич доктор юридических наук. Зинин A. M., Майлис Н. П. Судебная экспертиза учебник. М. Право и закон.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 707

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 7. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДЕБНОГО ЭКСПЕРТА
§ 1. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

ХАРАКТЕРИСТИКИ ПРОЦЕССА ЭКСПЕРТНОГО ПОЗНАНИЯ
В содержании деятельности человека как совокуп­ности его действий, направленных на удовлетворение его потребностей, интересов, достижения определенных целей, входят как физические действия, так и слож­ные внутренние психические процессы волевого и по­знавательного характера.

При рассмотрении профессиональной деятельности как совокупности физических действий и психических процессов необходимо исходить из того, что в ней про­является три вида психологических особенностей: во-первых, свойственные любой деятельности человека и проявляющиеся во всех без исключениях профессиях; во-вторых, характерные для конкретного рода деятель­ности, включающей в себя ряд охватываемых им про­фессий, и, наконец, в-третьих, особенности, присущие определенному роду профессии1.

Независимо от рода и вида профессиональная дея­тельность человека отличается целенаправленностью, плановостью, систематичностью2.
1 Яковлев Я.М. Психологическая структура экспертной деятельности Сб. труды ВНИИСЭ, вып. 7 - М., 1973, с 118.

2Рудик П.А Психология. - М. 1964

215

Познавательная деятельность человека всегда име­ет целенаправленный характер.

Деятельность судебного эксперта направлена на ре­шение задачи, поставленной перед ним следователем (судом), назначившим экспертизу, которую он выпол­няет путем проведения исследований на основе своих специальных познаний.

Плановость профессиональной деятельности состоит в ее систематичности и последовательности.

Экспертное исследование осуществляется в опреде­ленной последовательности, предусматривая выполне­ние операций, составляющих содержание его этапов.

Систематичность деятельности эксперта проявляется в постоянном выполнении своих обязанностей в силу его профессии.

Рассмотренные общие черты профессиональной де­ятельности судебного эксперта имеют специфические особенности, к которым относятся ее правовой харак­тер, самостоятельность, индивидуальность, личная от­ветственность за результаты.

Экспертная деятельность тесно связана с работой правоохранительных органов, осуществлением право­судия и в связи с этим предполагает обязательным для эксперта владение основами права и воспитание в себе надлежащего правосознания. Таким образом, экспер­тная деятельность имеет правовой характер, который выражается в следующем:


— экспертная деятельность, осуществляемая в про­цессуальной форме, регламентируется соответствующи­ми нормами уголовно-процессуального и гражданско-процессуального законов, которые также определяют режим использования в судопроизводстве специальных познаний и научно-технических средств;

- целью экспертного исследования является установ­ление доказательственных фактов на основе примене­ния к объекту судебной экспертизы специальных по­знаний;

216

— эксперт оперирует только представленными ему в рамках процессуального закона материалами;

- доказательственное значение фактов, изложенных в заключении эксперта, оценивается как по существу, так и по процессуальной форме. Отступление от этих требований лишает заключение доказательственного значения.

Правовая природа судебной экспертизы порождает и такие тесно связанные между собой особенности де­ятельности судебного эксперта, как самостоятельность, индивидуальность его труда, личная ответственность за результаты1.

Самостоятельность эксперта означает, что он относи­тельно свободен в выборе методических средств для ре­шения поставленных перед ним вопросов (относитель­ность обусловлена требованием соблюдения правил об­ращения с вещественными доказательствами); он неза­висим в формулировке вывода от своих непосредствен­ных руководителей, лиц, назначивших экспертизу.

Индивидуальность эксперта предполагает личное выполнение исследования и формулирование вывода даже при участии в комиссионной экспертизе.

Эксперт несет личную ответственность за соблюде­ние процедурных норм в своей деятельности, обосно­ванность вывода, результаты своей деятельности.

Эксперт в своей деятельности ограничен рамками своей специализации, которая определяет его компе­тенцию. Такая специализация документально подтвер­ждается свидетельством (лицензией) на право самосто­ятельного производства экспертиз определенного рода и вида. Эксперт связан рамками своей компетенции.

Деятельность эксперта, как правило, осуществляется в условиях специализированного учреждения, носит ла­бораторный характер, что обеспечивает должный науч­ный уровень проводимых исследований.
1 Основы судебной экспертизы, ч. 1. с. 201-202.

217

Эксперт должен обладать определенными навыками (основными приемами) исследования объектов экспер­тизы. В сочетании с навыками у него должны быть выработаны определенные умения, которые необходи­мы ему в процессе исследования.



Умением в психологии обозначают владение Слож­ной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятель­ности имеющимися у субъекта знаниями и навыками1. Навыки и умения реализуются экспертом благода­ря комплексу психических процессов жизнедеятельно­сти человека, среди которых наибольшее значение имеют восприятие, внимание, память, мышление.

Мыслительная деятельность эксперта включает ре­шение как последовательно, в определенном порядке, возникающих задач (алгоритмические способы реше­ния задач), так и способность находить решение нетра­диционных задач, требующих разработки оригиналь­ных способов их решения (эвристическое мышление). Преобразование и систематизирование знаний, мо­делирование процесса исследования, его осуществле­ние и оценка полученных результатов — все это тре­бует от эксперта развитого экспертного мышления, способности охватить имеющуюся информацию как единое целое, сопоставить с аналогичной, хранящей­ся у него в памяти или отраженной в коллективном опыте, подключить к этой операции свой практичес­кий опыт. Судебный эксперт должен владеть приема­ми анализа и синтеза, уметь отделять существенное от несущественного, воспринимать диалектически яв­ления как целое со всеми его связями и опосредованиями. Он должен обладать развитым эвристичес­ким, наглядно-образным, логическим и критическим мышлением2.

1 Общая психология. М., 1986, с 116.

2Основы судебной экспертизы, ч.1, с. 208

218

Судебно-экспертная деятельность предъявляет к лицу - ее субъекту - следующие требования, яв­ляющиеся сочетанием психологических, психофизи­ологических свойств и нравственных установок: эру­дированность, наблюдательность, любознательность, тренированная память, интеллектуальная целост­ность, оперативное мышление, развитое воображе­ние, гибкость в оперировании образами, стремление к творческой деятельности, самодисциплина и само­контроль1.

Психологическая структура судебно-экспертной де­ятельности включает ряд компонентов: познаватель­ный, конструктивный, организационный, коммуника­тивный, воспитательный.

Познавательная деятельность. Познание - это не только процесс накопления знаний, мысленная обра­ботка полученной информации для формирования пра­вильного представления об определенных объектах, но и
система деятельности, обеспечивающая развитие са­мого процесса познания. Процесс познания, являясь по своей природе объективным, в то же время связан с большим количеством факторов, со своими непосред­ственными задачами и целями2.

Главной задачей познавательной деятельности явля­ется получение достоверного знания, адекватно отра­жающего познаваемый объект. Особенность этого зна­ния заключается в возможности проверки правильно­сти полученных объективных знаний.

Познавательная деятельность осуществляется экс­пертом на основе внешних, объективных и внутренних, субъективных факторов.
1 Ароцкер Л.Е. Некоторые вопросы психологии судебного эксперта // Вопросы суд. психологии. - М., 1971; Сегай М.Я. Актуальные про­блемы психологии экспертной деятельности // Криминалистика и судебная экспертиза. - Киев, 1972, вып. 9.

2 Яковлев Я.М. Цит. произв., с. 124.

219

К объективным факторам относятся:

- необходимость последовательного (стадийного) ис­следования объектов экспертизы в соответствии с ус­тановленной методикой;

- наличие требующихся в соответствии с методикой приборов и средств исследования;

- полнота представленных материалов и достовер­ность объектов исследования;

- обстановка, условия осуществления деятельности. К субъективным факторам относятся:

- компетентность эксперта;

- внутренняя готовность эксперта к познавательной деятельности, предполагающая концентрацию мысли­тельных процессов на объектах исследования;

- состояние здоровья на момент проведения иссле­дования.

Познавательная деятельность эксперта представля­ет собой преимущественно мыслительную деятельность.

Эта деятельность имеет своим содержанием поэтап­ное решение мыслительных задач.

Первый этап — осознание поставленного перед экс­пертом вопроса. Он включает изучение вопроса с точ­ки зрения его правильной постановки, соответствия специализации эксперта. Наряду с этим устанавлива­ется возможность или необходимость постановки и других вопросов в пределах поставленной задачи для получения наиболее полной информации об объекте ис­следования.

Второй этап - анализ условий задачи. Этот этап включает выяснение, всей ли необходимой совокупно­стью данных эксперт располагает или необходимо про­вести поиск еще и других данных; определение связей между условиями задачи и ее требованиями. Заверша­ется этап выработкой плана решения задачи. Эксперт проводит осмотр и предварительное исследование пред­ставленных объектов, определяет необходимость допол­нительных материалов, например образцов для сравнения,


220

выбирает оптимальную методику исследования, определяет виды исследований, которые ему необходи­мо будет провести.

Третий этап - само решение мыслительной задачи. Эксперт выполняет запланированные им исследования, анализирует их результаты и формирует убеждение в пра­вильности достигнутого решения поставленной задачи.

В ходе экспертных исследований возникает два типа задач: задачи, включающие в себя формализованные признаки, и творческие задачи, в которых такие при­знаки отсутствуют1.

К первому типу относятся задачи, в которых эксперт на основе опыта, профессиональных знаний и вырабо­танных на их основе расчетов, алгоритмов; узнает одну из известных ему схем решения задачи. К таким ти­пам задач относятся вопросы, решаемые при производ­стве дактилоскопических и ряда других традиционных криминалистических экспертиз.

К второму типу относятся задачи, для решения ко­торых знания методики проведения экспертизы само по себе еще не достаточно (проблемная ситуация). Это за­дача эвристического типа, для решения которой эксперт на основе специальных познаний и опыта должен сам определить, какие действия ему необходимо провести.

Эвристическое мышление дает возможность выявить в предметах, входящих в проблемную ситуацию, сла­бо выраженные или скрытые (латентные) признаки. Решение творческой (эвристической) задачи заключа­ется в том, чтобы обнаружить (выявить) эти скрытые свойства. Такой подход имеет место при производстве почерковедческих экспертиз, особенно подписей, ког­да эксперту на основе выявленных им отдельных час­тных признаков удается предопределить вывод о вы­полнении их определенным лицом, образцы почерка которого представлены для сравнения.
1 Яковлев ЯМ. Цитир. произв., с. 127-128.

221

В познавательной деятельности судебного эксперта значительную роль играет моделирование в целях «за­мещения» исследуемого объекта его моделью как бо­лее доступной для исследования.

Моделирование представляет собой научный метод исследования предметов и явлений действительности через построение их моделей, способных в определен­ных отношениях представлять изучаемые объекты и давать о них новое знание1. Данный метод применяется в тех ситуациях, когда объект исследования или недоступен, или трудно доступен для непосредственного познания, или нет возможности изучить свойства ис­следуемого объекта в чистом виде. Так, при производ­стве трасологических экспертиз предметом исследова­ния становятся чаще всего модели (отображения) ис­следуемых вещественных доказательств. И уже с мо­делями, а не с самими вещественными доказательства­ми, осуществляются эксперименты в целях познания механизма следообразования.