ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ЗАКУПКАХ СТРОИТЕЛЬНЫХ И
ПРОЕКТНЫХ РАБОТ. ЕДИНЫЙ РЕЕСТР ЧЛЕНОВ СРО
Федеральным законом от 30 декабря 2021 г. № 447-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 55.17
Градостроительного кодекса РФ внесены изменения, вступившие в силу с 1 сентября 2022 г. и предусматривающие:
исключение предоставления саморегулируемой организацией выписки из реестра членов саморегулируемой организации в качестве документа, подтверждающего членство в такой организации;
ведение единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах.
Сведения, содержащиеся в таком едином реестре, подлежат размещению в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" и должны быть доступны для ознакомления без взимания платы. Состав сведений включаемых в единый реестр СРО утвержден Постановлением Правительства
РФ от 25.05.2022 №945.
С учетом положений части 2 статьи 71 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. № 315-ФЗ "О
саморегулируемых организациях" подтверждением членства в соответствующей саморегулируемой организации является наличие сведений в едином реестре СРО.
ЕДИНЫЙ РЕЕСТР ЧЛЕНОВ СРО
ЧЛЕНСТВО В СРО НЕОБХОДИМО, ЕСЛИ:
Договоры строительного подряда (строительство, реконструкция, капитальный ремонт объектов капитального строительства) договоры подряда на подготовку проектной документации, на выполнение инженерных изысканий заключаются с определенными видами заказчиков (ч. 2 ст. 47 , ч. 4 ст. 48, ч. 2 ст. 52
ГрК РФ):
застройщиком;
техническим заказчиком;
лицом, получившим разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (для инженерных изысканий);
лицом, осуществляющим эксплуатацию здания, региональным оператором (для строительства и проектирования).
Предметом является выполнение:
работ по строительству реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства,
подготовка проектной документации, выполнение инженерных изысканий ;
функции технического заказчика.
Сумма договора строительного подряда более 10 млн. рублей.
ТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАКАЗЧИК
ТЕХНИЧЕСКИЙ ЗАКАЗЧИК
- юридическое лицо, которое уполномочено застройщиком и от имени застройщика заключает договоры о выполнении инженерных изысканий, о подготовке проектной документации, о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства,
подготавливает задания на выполнение указанных видов работ, предоставляет лицам, выполняющим инженерные изыскания и (или) осуществляющим подготовку проектной документации, строительство,
реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, материалы и документы,
необходимые для выполнения указанных видов работ, утверждает проектную документацию, подписывает документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством о градостроительной деятельности.
Функции технического заказчика
могут выполняться только членом СРО, за исключением случаев,
предусмотренных частью 2 1
статьи 47, частью 4 1
статьи 48, частью 2 2
статьи 52 Градостроительного кодекса
Российской Федерации.
ЧЛЕНСТВО В СРО НЕ ТРЕБУЕТСЯ
1)
ГУПам и МУПам, в том числе государственным и муниципальным казенным предприятиям и учреждениям в случае заключения ими договора подряда на выполнением проектных и изыскательских работ, договора строительного подряда с федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ), госкорпорациями,
осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами гос. власти субъектов РФ, органами местного самоуправления (ОМС), в ведении которых они находятся, или в случае выполнения ими функций технического заказчика от имени указанных лиц;
2)
коммерческими организациями доля ГУП или МУП, государственных автономных учреждений в уставных
(складочных) капиталах которых составляет более 50%, в случае заключения ими договоров на выполнения проектных и изыскательских работ, договоров строительного подряда с указанными предприятиями и учреждениями;
3)
юр. лицам, созданным публично-правовым и образованиями (ППО) и не предусмотренным пунктом 1, в случае выполнения ими работ в установленной сфере деятельности, а также коммерческим организациям,
доля указанных юр. лиц в уставных капиталах которых составляет более 50%, в случае заключения ими договоров с указанными юр. лицами;
4)
юр. лицам, доля ППО в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50%, в случае заключения ими договоров подряда с ФОИВ, органами гос. власти субъектов РФ, ОМС;
5)
физлицам, осуществляющим строительство, реконструкцию, капремонт индивидуального жилого дома;
6)
ИП или юр.лицо, не являющееся членом СРО, может выполнять работы по договору подряда, если размер обязательств по договору не превышает трех миллионов рублей.
Основание: ч.2.1 статьи 47 и ч.4.1 статьи 48, ч. 2.1, 2.2 статьи 52 ГрК РФ
ЧТО ДОЛЖНА ПРОВЕРИТЬ КОМИССИЯ В ОТНОШЕНИИ
ВЫПИСКИ ИЗ РЕЕСТРА ЧЛЕНОВ СРО?
ТРЕБОВАНИЯ ПРИ ЗАКУПКАХ СТРОИТЕЛЬНЫХ И
ПРОЕКТНЫХ РАБОТ. УРОВЕНЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
Заказчик при закупке строительных работ установил требование к участникам:
членство в СРО;
наличие права выполнять работы по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов.
Однако ФАС признала вышеуказанные требования недостаточными.
Орган по контролю сделал вывод, что кроме вышеуказанных также должны быть предусмотрены:
требование к уровню ответственности участника;
условие о том, что уровень ответственности не может быть меньше предложения о цене госконтракта.
Документ: Решение ФАС России от 16.04.2019 по делу № 19/44/105/980
РАЗМЕРЫ ВЗНОСОВ В КОМПЕНСАЦИОННЫЕ
ФОНДЫ
На одного члена СРО в области строительства, реконструкции, капремонта объектов кап. строительства выразившего намерение принимать участие в заключении договоров строительного подряда с использованием конкурентных способов заключения договоров
(ч. 13 ст. 55.16 ГрК РФ)
Уровни ответственности:
Фонд обеспечения
договорных
обязательств,
тыс.руб.
Первый (если предельный размер обязательств (ПРО) по таким договорам не превышает 60 млн. руб. )
200
Второй (ПРО - до 500 млн. руб.)
2 500
Третий (ПРО - до 3 млрд. руб.)
4 500
Четвертый (ПРО - до 10 млрд. руб.)
7 000
Пятый (ПРО - 10 млрд. руб. и более)
25 000
ПРИМЕР:
НМЦК закупки на выполнение строительных работ составила 700 млн рублей.
Победитель предложил цену 680 млн рублей.
Следовательно, уровень ответственности в его выписке из реестра не может быть ниже третьего.
РАЗМЕРЫ ВЗНОСОВ В КОМПЕНСАЦИОННЫЕ
ФОНДЫ
На одного члена СРО в области инженерных изысканий или в области архитектурно-строительного проектирования выразившего намерение принимать участие в заключении договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации с использованием конкурентных способов заключения договоров, (ч. 11 ст. 55.16 ГрК РФ)
Уровни ответственности:
Фонд обеспечения
договорных
обязательств, тыс.
руб.
Первый (если предельный размер обязательств (ПРО) по таким договорам не превышает 25 млн. руб.)
150
Второй (ПРО - до 50 млн. руб.)
300
Третий (ПРО - до 300 млн. руб.)
2 500
Четвертый (ПРО - 300 млн.руб. и более )
3500
РАЗЪЯСНЕНИЯ МИНСТРОЯ РФ. СРО НА ПИР
«…в случае, если предметом договора подряда, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, является выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо должно быть одновременно членом двух саморегулируемых организаций - в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования…»
Документ: Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30.01.2018 № 2890-ХМ/08
СРО НА ПИР. ПОЗИЦИЯ ФАС РОССИИ
СРО только одно!
По мнению ФАС России, предметом закупки могут являться работы по разработке проектной документации и выполнению инженерных изысканий, по результатам которых будет разработана проектная документация.
При этом, установление требований к участникам закупки о наличии членства в СРО области архитектурно-
строительного проектирования и членства в СРО в области инженерных изысканий может привести к
ограничению количества участников закупки.
Таким образом, по мнению ФАС России, в случае, если объектом закупки являются работы по разработке проектной документации и в том числе выполнению инженерных изысканий, целесообразно устанавливать требования к участнику закупки о наличии членства в СРО в области архитектурно-строительного проектирования.
В связи с чем, ФАС России приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требование к участнику о наличии свидетельства саморегулируемой организации в области инженерных изысканий в открытом конкурсе содержат признаки нарушения части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Основание: Письмо ФАС России от 2 августа 2019 г. № ДФ/67066/19
ПОЗИЦИЯ ФАС РОССИИ ПО СТРОИТЕЛЬНОМУ
КОНТРОЛЮ
«Отклонение участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или
отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в
случае если исполнитель по выполнению функций строительного контроля и подряда является одним
и тем же лицом, Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ не установлено.
Осуществление одной организацией подрядных работ и строительного контроля является фактически контролем «над самим собой», что очевидно противоречит целям и задачам строительного контроля в связи со следующим.
Обязанность по проведению строительного контроля при осуществлении строительных работ предусмотрена статьей 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 52 ГрК РФ лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор строительного подряда.
В свою очередь, в соответствии с частью 2 статьи 53 ГрК РФ строительный контроль проводится лицом,
осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком или техническим заказчиком. Возможна передача функций строительного контроля третьему лицу на основании заключенного с ним договора….»
ПОЗИЦИЯ ФАС РОССИИ ПО СТРОИТЕЛЬНОМУ
КОНТРОЛЮ
«…если строительство осуществляется на основании договора,
строительный контроль должен осуществляться как лицом, непосредственно осуществляющим строительство (то есть подрядчиком,
генеральным подрядчиком), так и заказчиком (застройщиком) - наряду, но никак не вместо подрядчика.
Это следует и из норм Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства,
реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденного постановлением
Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 468 (далее - Положение). Конкретный перечень мероприятий, которые проводятся подрядчиком в рамках осуществления строительного контроля, приведен в пункте 5 Положения. Применительно к заказчику соответствующий перечень содержится в пункте 6
Положения. Как видно из последнего перечня, именно на заказчика (застройщика) возложен «итоговый»
контроль. В частности, согласно подпункту «а» пункта 6 Положения именно заказчик в ходе проведения строительного контроля проверяет полноту и соблюдение сроков выполнения подрядчиком входного контроля, а также достоверность документирования его результатов.
Таким образом, подрядчику (генеральному подрядчику) по договору строительного подряда не могут быть переданы функции заказчика по контролю за строительством. Заказчик (застройщик) обязан обеспечить строительный контроль либо путем личного его осуществления, либо путем возложения данной обязанности на лицо, не выполняющее работы по договору строительного подряда.
Разъяснение ФАС России от 23.12.2019 № б/н «О правомерности выполнения строительно-монтажных работ и проведения строительного контроля одной организацией»;
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДРЯДЧИКУ
(СУБПОДРЯДЧИКУ) О НАЛИЧИИ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ
ДОКУМЕНТОВ
Об установлении требования к подрядчику (субподрядчику) о наличии разрешительных документов для допуска к работам, являющимся объектом закупки
«…В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ
"О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию (далее - лицензия МЧС России).
Таким образом, в случае если деятельность, являющаяся объектом закупки, подлежит обязательному лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании, заказчик обязан установить в извещении и документации об аукционе (если она предусмотрена законом) требование к участникам закупки о наличии такой лицензии.
Одновременно отмечаем, что, в случае если работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ по строительству,
реконструкции, капитальному ремонту, при исполнении контракта подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДРЯДЧИКУ
(СУБПОДРЯДЧИКУ) О НАЛИЧИИ РАЗРЕШИТЕЛЬНЫХ
ДОКУМЕНТОВ
ПРОДОЛЖЕНИЕ
Об установлении требования к подрядчику (субподрядчику) о наличии разрешительных документов для допуска к работам, являющимся объектом закупки
Таким образом, в случае привлечения подрядчиком к исполнению обязательств иных лиц (субподрядчиков) у него должно быть свидетельство о допуске к работам по генподряду.
В случае отсутствия допуска к работам по генподряду у подрядчика должны быть допуски по всем видам работ, оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, а также лицензия МЧС
России…»
Документ: Письмо Минэкономразвития РФ от 20 января 2016 г. № ОГ-Д28-1183
ЕДИНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТНИКАМ ЗАКУПКИ
(ПУНКТЫ 3-4 ЧАСТИ 1 СТАТЬИ 31)
3)
Непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства;
4)
Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской
Федерации об административных правонарушениях;