Файл: Организация работы комиссии по делам несовершеннолетних.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
или антиобщественное действие, преступление, осужденных
с условно-испытательным сроком.
Важное место в профилактической работе занимает межведомственная деятельность по повышению правовой грамотности несовершеннолетних
и их родителей. Реализуются совместные планы по организации профилактической работы в образовательных учреждениях, пополняются информационные стенды, проводятся родительские собрания, классные часы, лектории, викторины, круглые столы и т.д. Наряду с плановыми мероприятиями, в апреле текущего года был проведён Единый день профилактики. В рамках этого дня во всех образовательных учреждениях области был проведен ряд мероприятий различной профилактической направленности как с несовершеннолетними так и с родителями. Разработан единый план проведения, подготовлены методические материалы, видеоролики, мультфильмы, презентации, буклеты, памятки, листовки и т.д.
Обращаясь к статистическим показателям по практике применения административного законодательства, необходимо отметить,
что по основным источником поступления административных материалов являются органы внутренних дел. В 2015 году из территориальных ОВД
в комиссии поступило 7578 материалов, что составляет 89,4 % от общего числа поступивших административных дел. Кроме того, в 2015 году
из органов прокуратуры поступило 340 административных протоколов;
из других субъектов РФ - 24; из ОВД на транспорте - 234.
По итогам 2015 года членами муниципальных комиссий составлено 123 протокола об административных правонарушениях, из них:
1 по ст. 6.10 КоАП РФ за вовлечение несовершеннолетнего
в употребление алкогольной продукции;
122 по ст. 5.35 КоАП РФ за неисполнение родителями (законными представителями) обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних.
Из 1513 постановлений о назначении административного наказания, вынесенных комиссиями в отношении несовершеннолетних, в том числе:
250 по ст. 7.27 КоАП РФ за совершение мелкого хищения;
24 по ст. 7.17 КоАП РФ за уничтожение или повреждение чужого имущества;
33 по ст. 20.1 КоАП РФ за мелкое хулиганство;
166 по ст. 20.20 КоАП РФ за потребление и распитие алкогольных напитков в запрещенных местах;
317 по ст.20.21 КоАП РФ за появление в общественных местах
в состоянии опьянения.
В отношении родителей (законных представителей) в 2015 году было принято 5803 постановления о назначении административного наказания,
из которых 5471 (94, 2% от общего количества вынесенных постановлений) по ст. 5.35 КоАП РФ за неисполнение обязанностей по содержанию
и воспитанию несовершеннолетних.
По результатам рассмотрения административных материалов назначено 3058 административных наказаний в виде предупреждения
и 4385 в виде штрафа.
С 2011 года наблюдается значительное сокращение количества административных материалов, направляемых в муниципальные комиссии для рассмотрения. Снижение произошло, в основном, за счет уменьшения количества протоколов, составляемых сотрудниками органов внутренних дел на родителей (законных представителей) несовершеннолетних
по ст. 5.35 КоАП РФ. Для сравнения: в 2011 году комиссиями принято
7411 постановлений о назначении административного наказания
по ст.5.35; в 2012 - 7991 постановление; в 2013 - 9483 постановления;
в 2014 - 7784 постановления; в 2015 - 5471 постановление.
Данный результат стал итогом длительной планомерной работы
по переориентированию работы органов системы профилактики
на позитивные практики взаимодействия с семьями, попадающими в поле зрения ведомств, и применение административного наказания в качестве исключительной меры.
Основная функция муниципальной комиссии как коллегиального органа, не столько применить меру административного наказания,
как комплексно рассмотреть причины совершения правонарушения несовершеннолетним, реализовать правозащитную функцию и помочь преодолеть кризисную ситуацию, именно с такой гуманной целью правонарушения несовершеннолетних рассматриваются коллегиальным органом, для вынесения объективного наказания, достаточного
и не ухудшающего положения семьи.
По итогам анализа административной практики муниципальных комиссий в 2015 году в общей структуре применения административного законодательства отмечаются следующие позитивные тенденции
как уже отмечалось выше, сокращение количества административных протоколов, составляемых в отношении несовершеннолетних и их родителей (законных представителей);
количество материалов, возвращаемых комиссиями на доработку снизилось на 108 дел (2014 - 485; 2015 - 377); за 2014 - 2015 г.
от общего количества поступивших дел на доработку возвращаются около 4% материалов.
Снизилось количество материалов, рассмотренных заочно:
2014 г. - 3318, что составляет 30% от общего числа рассмотренных дел;
2015 г. - 1933, что составляет 23% от общего числа рассмотренных дел.
Традиционно большое количество рассмотренных дел заочно наблюдается в городах и больших по протяженности муниципальных районах: г.Тюмень - 871 (2014 - 1925); г.Тобольск - 259 (2014 - 505); Тюменский - 178 (2014 - 67). Отмечено незначительное снижение количества материалов рассмотренных заочно в отношении несовершеннолетних
с 355 в 2014 г. до 262 в 2015 г.
В целом, практику рассмотрения дел заочно считаем неэффективным методом, обращаем внимание комиссий на необходимость принятия всего комплекса административных мер по обеспечению явки подлежащих ответственности граждан.
Вместе с тем, отмечаются и отдельные негативные тенденции
в применении административного законодательства. Прежде всего, это снижение практики применения административного наказания родителей (законных представителей) за нахождение несовершеннолетнего в вечернее
и ночное время в общественном месте. Несмотря на то, что административное наказание не является, на наш взгляд, приоритетным направлением в работе комиссии, в данном случае, наказание родителей штрафом является эффективной мерой привлечения внимания законного представителя к организации досуга ребенка и осуществления надлежащего контроля за его местонахождением. Кроме того, эта мера позволяет снизить риск совершения преступлений и правонарушений несовершеннолетними
и в отношении них в вечерний и ночной период времени.
Снижение практики произошло в силу объективных причин. Законом Тюменской области от 2 декабря 2014 г. № 99 «О внесении изменений
в Кодекс Тюменской области об административной ответственности» внесены изменения в статью 2.5, которая предусматривала ответственность родителей (законных представителей) за допуск (или нахождение) несовершеннолетних в места, нахождение в которых может причинить вред их здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному
и нравственному развитию. Санкция статьи предусматривала штраф
в размере от одной тысячи рублей до трех тысяч рублей.
Изменения законодательства обусловлены позицией Верховного
Суда РФ, которая отражена в определении от 13.03.2013 №64-АПГ13-1
«Об оставлении без изменения решения Сахалинского областного суда
от 13.12.2012, которым удовлетворено заявление о признании недействующими отдельных положений Закона Сахалинской области
от 29.03.2004 №490 «Об административных правонарушениях в Сахалинской области» и статьи 5-1 Закона Сахалинской области от 01.08.2008 №83-ЗО
«О Сахалинском областном регистре муниципальных нормативных правовых актов».
Для преодоления сложившейся ситуации, службой по обеспечению деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
при Губернаторе Тюменской области совместно с подразделением по делам несовершеннолетних УМВД России по Тюменской области разработаны методические рекомендации по порядку привлечения родителей (законных представителей) за допуск (или нахождение) несовершеннолетних в места, нахождение в которых может причинить вред их здоровью, физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию
по статье 5.35. КоАП РФ. Рекомендации направлены во все отделы полиции и муниципальные комиссии для организации работы.
Для эффективной организации работы муниципальных комиссий службой по обеспечению деятельности Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области разработан ряд методических рекомендаций, как самостоятельно, так
и при участии других органов и учреждений системы профилактики.
В 2015 году, кроме указанных выше, подготовлен совместный сборник рекомендаций с УФСКН России по Тюменской области по применению статьи 6.13 КоАП РФ (Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ) в отношении несовершеннолетних.
Наработана практика проведения межведомственных обучающих семинаров по административному законодательству с участием представителей прокуратуры, подразделений по делам несовершеннолетних и комиссий по делам несовершеннолетних.
В адрес муниципальных комиссий по делам несовершеннолетних направляются обзоры изменений законодательства, а также обзоры справок прокуратуры о проведенных проверках и выявленных замечаниях. Кроме того распространяется опыт работы самих муниципальных комиссий, а также информация о выявленных нарушениях в организации работы, о фактах нарушения законодательства.
Совместно с УФССП России по Тюменской области реализуется алгоритм по привлечению к ответственности родителей, не выполняющих алиментные обязательства. В 2015 году к административной ответственности
по ст.5.35 КоАП РФ привлечен 321 родитель. Реализация данного алгоритма предполагает не только привлечение к ответственности, но и оказание помощи в трудоустройстве и прохождении лечения от алкоголизма
и наркомании гражданам, имеющим несовершеннолетних детей
и не выполняющих обязательств по их содержанию. Всего за 2015 год трудоустроено 1976 человек, пролечено от алкоголизма - 47,
от наркомании -5. В результате принятых мер начали погашать задолженность по алиментам 2296 законных представителя.
Все несовершеннолетние, привлеченные к административной ответственности за употребление алкоголя, психоактивных веществ направляются к специалисту наркологической службы. Врач нарколог организует профилактическую работу с несовершеннолетним, его законными представителями, принимает решение о постановке на учет. В случае постановки на учет, работа с несовершеннолетним отражается в сигнальной карте «группы риска».
В марте 2016 года на заседании Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Губернаторе Тюменской области внесены изменения в Положение о формирования и ведения областного межведомственного банка данных семей и несовершеннолетних «группы особого внимания» в части расширения перечня несовершеннолетних
в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа в рамках банка данных. Это такие категории как: несовершеннолетние, совершившие правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; несовершеннолетние, совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.
В первую очередь данная мера позволит обратить пристальное внимание на несовершеннолетних употребляющих алкоголь
и психоактивные вещества, совершающих мелкие хищения и иные антиобщественные действия. Организация профилактической работы
всех органов и учреждений системы профилактики на этапе совершения подростком административного правонарушения, на наш взгляд, позволит предотвратить в дальнейшем совершение им преступлений. Использование потенциала банка данных позволяет комплексно походить к решению вопросов, эффективно планировать межведомственную работу, отслеживать реализацию запланированных мероприятий, своевременно корректировать
и изменять индивидуальную программу в соответствии с вновь выявленными обстоятельствами и потребностями несовершеннолетнего, осуществлять профилактическое воздействие не только на ребенка, но и на его семью.
Проверка исполнения муниципальными комиссиями административного законодательства проводится в рамках общих выездных проверок, по результатам которых подготавливаются сводные информации по всем направлениям работы.
Службой по обеспечению деятельности КДН при Губернаторе подготавливаются сводные отчеты об исполнении муниципальными КДН Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
и кодекса Тюменской области об административной ответственности. Сводный отчет и анализ направляется в прокуратуру Тюменской области
и подразделение по делам несовершеннолетних УМВД России по Тюменской области. Кроме того, в муниципальные КДН направляется обобщенная аналитическая справка, в которой отражаются: основные статистические показатели в динамике к аналогичному периоду прошлого года; проблемные вопросы по данному направлению деятельности и рекомендации