Файл: Организация работы комиссии по делам несовершеннолетних.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

по их решению.

При подготовке аналитической информации особое внимание уделяется количеству направленных комиссиями представлений
об устранении причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В 2015 году по итогам рассмотрения административных материалов направлено 432 представления (2014г - 364).

Подводя итог, стоит отметить, что методическое сопровождение деятельности муниципальных комиссии в области административного законодательства проводится с позиции первоочередности осуществления превентивных мер, необходимости индивидуального подхода в каждой конкретной ситуации, к каждой конкретной семье.

Функция досудебной юрисдикции важная составляющая работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, которая решает многие задачи, поставленные перед коллегиальным органом, однако малейшие ошибки в применении этого механизма формируют негативное мнение общественности. Наша задача - создать условия
для позиционирования комиссии как позитивного института, который, в первую очередь, действует в интересах несовершеннолетнего и семьи.



Опыт работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав

при Администрации города Тобольска по рассмотрению протоколов
об административных правонарушениях по статьям
20.20, 20.21, 20.22 КоАП РФ





БЕЛЯК

МАРИНА ВИКТОРОВНА
заместитель председателя комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
при Администрации города Тобольска
(kdn-tobolsk@yandex.ru)


Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации г. Тобольска (далее - Комиссия) является коллегиальным органом системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (далее - системы профилактики). В состав Комиссии входят руководители и специалисты органов и учреждений системы профилактики города Тобольска. Численный состав - 24 человека.

Деятельность муниципальной Комиссии обеспечивают четыре сотрудника (начальник отдела (заместитель председателя Комиссии),
два главных специалиста и ведущий специалист).

Одним из основных механизмов повышения эффективности профилактики социального неблагополучия семей, безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних является программный комплекс областной межведомственный банк данных семей и несовершеннолетних «группы особого внимания» (далее - Банк данных). Банк данных является единой межведомственной системой учета семей и несовершеннолетних «группы особого внимания», а также оперативного взаимоинформирования о фактах социального неблагополучия семей с детьми, нарушении прав несовершеннолетних, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения.

На территории города проживает 23 174 несовершеннолетних. По состоянию на 1 мая 2016 года в банке данных семей и несовершеннолетних «группы особого внимания» 949 несовершеннолетних (АППГ- 790), в том числе 501 дети-сироты (АППГ - 484), состоящие на учете в целях эффективной реализации и защиты прав.

Предупреждение преступлений несовершеннолетних является приоритетным направлением работы комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Своевременное выявление правонарушений несовершеннолетних, принятие действенных оперативных мер по организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними влияет на снижение общей криминализации в подростковой среде. Применение мер административного наказания к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, их законным представителям, преследует, прежде всего, цель – исправление и предупреждение совершения новых правонарушений


и преступлений.

В соответствии со ст. 29.6 КоАП РФ дела об административном правонарушении рассматриваются в пятнадцатидневный срок со дня
их получения Комиссией. Данная норма строго соблюдается: заседания
по рассмотрению административных материалов проводятся не менее
2 раз в месяц, дополнительно, не менее 1 раза в месяц, проводятся рабочие заседания Комиссии (рассмотрение вопросов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних), выездные заседания Комиссии на базе органов и учреждений системы профилактики. Так, за 4 месяца 2016 года проведено 20 заседаний Комиссии: 8 заседаний
по рассмотрению административных материалов, 6 - рабочих заседаний,
6 - выездных на базе общеобразовательных учреждений города.

На заседаниях Комиссии в 2015 году рассмотрено 715 дел
(АППГ - 1351), за 4 месяца 2016 года - 302 административных материала.

Снижение привлечения к административной ответственности
в 2015 году обусловлено тем, что изменились подходы по работе с семьёй, приоритетным направлением стало принятие мер профилактического характера. Только при отсутствии положительной динамики в семье, принятии исчерпывающих социально - педагогических мер, применяется как крайняя мера - привлечение родителей (законных представителей)
к административной ответственности по ст. 5.35 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дел в 2015 году и 4 месяца 2016 года вынесены постановления о назначении административного наказания
в отношении:

63 несовершеннолетних (АППГ - 60), 4 месяца 2016 г. - 15 (АППГ - 20);

594 законных представителей (АППГ - 1220); 4 месяца 2016 г. - 268 (АППГ - 177);

4 иных лиц (АППГ - 10), 4 месяца 2016 г. - 4 (АППГ - 1).

Наиболее часто встречающиеся в 2015 году составы административных правонарушений, совершаемых несовершеннолетними: мелкое хищение (33), мелкое хулиганство (2), появление в общественных местах в состоянии алкогольного опьянения (23).

Не менее важной задачей, стоящей перед комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, является работа с родителями, допускающими ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению своих детей.

За 2015 год к административной ответственности привлечено:

594 законных представителей (АППГ- 1220) по ст. 5.35 КоАП РФ
за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей
по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних;

20 законных представителей (АППГ - 33) по ст. 20.22 КоАП РФ

за нахождение в состоянии опьянения несовершеннолетними в возрасте
до шестнадцати лет, либо потребление (распитие) ими алкогольной
и спиртосодержащей продукции, либо потребление ими наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ.

Имели место случаи привлечения к административной ответственности родителей за вовлечение несовершеннолетнего ребенка в употребление алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Привлечение к административной ответственности ст. 6.10. КоАП РФ:

Год

В отношении законных представителей

В отношении иных лиц

2011

2

7

2012

1

11

2013

0

16

2014

1

10

2015

0

2

Существует проблема правоприменения норм данной статьи
на практике. Проблема правоприменения ст. 6.10. КоАП РФ состоит, прежде всего, в том, что субъективная сторона выражается в форме прямого умысла (не будет вины, если, например, несовершеннолетний по собственной инициативе употребляет пиво и иные запрещенные вещества в присутствии взрослых). Таким образом, должностным лицом, составляющим протокол, сложно выбрать тактику и методику доказывания факта совершения правонарушения.

Объективная сторона вовлечения несовершеннолетнего выражается
в склонении несовершеннолетнего к употреблению пива и иных запрещенных веществ, выраженном в уговорах, обещании каких-либо выгод, обмане, угрозах и т.п.

Как вариант решения проблемы правоприменения ст. 6.10. КоАП РФ
в этой части могло бы быть прямое указание законодателя, предусматривающее ответственность взрослых лиц, совместно распивающихалкогольную и спиртосодержащую продукцию, иные потенциально опасные психоактивные вещества или одурманивающие вещества.

Кроме того, проблемой применения нормы ст. 6.10. КоАП РФ является определение субъекта этого правонарушения. Исходя их диспозиции статьи, можно по-разному оценить минимальный возраст, по достижении которого наступает административная ответственность. Основанием одной точки зрения является положение ст. 2.3 КоАП РФ, устанавливающее возраст

16 лет, другой - мнение о том, что несовершеннолетний не может вовлечь несовершеннолетнего в употребление спиртосодержащих напитков
и одурманивающих веществ. Более конкретное указание на возраст субъекта данной статьи также могло обеспечить единый подход в истолковании нормы.

Комиссия сталкивается с проблемой доказывания вины той части группы несовершеннолетних, которые вовлекали в употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ. Учитывая высокую степень внутригрупповой нейтрализации в подростковой среде, их корпоративную солидарность, сделать это крайне трудно. Вследствие этого, на практике отсутствуют случаи наказания несовершеннолетних за вовлечение других несовершеннолетних в употребление пива и напитков, изготавливаемых
на основе спиртных или одурманивающих веществ.

Проблему единообразного толкования субъекта рассматриваемого правонарушения можно решить двумя способами. Первый способ - добавить к существующему примечанию ст. 6.10 КоАП РФ еще одно предложение следующего содержания: «Субъектами правонарушения в частях
1 и 2 настоящей статьи являются лица, достигшие полного совершеннолетия». Второй способ требует изменения содержания указанных частей ст. 6.10 КоАП РФ, в которые, не меняя основного содержания, могут быть добавлены слова: «лицами, достигшими полного совершеннолетия».

Важной гарантией законности постановлений Комиссии
по административным делам является участие в их рассмотрении прокурора. Статья 25.11 КоАП РФ обязывает орган, рассматривающий дело
об административном правонарушении несовершеннолетнего, извещать прокурора о месте и времени рассмотрения дела. Частью 2 ст. 29.7 КоАП РФ предусмотрена дача прокурором заключения по существу рассматриваемого дела. Предварительно прокурор знакомится с материалами, подлежащими рассмотрению, на заседании Комиссии, в процессе рассмотрения материалов дает свое заключение.

Рассмотрено административных дел с участием прокурора:




2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

4 мес. 2016 г.

Рассмотрено дел всего

1070

1425

1308

1351

715

302

Рассмотрены дела

с участием прокурора

350

436

757

1289

640

271