Файл: Методические рекомендации Ярославль 2023 2 удк 376 ббк 74. 5 О 641.pdf
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
57
Определение
общей цели и
путей её до-
стижения;
умение догова-
риваться
о
распределении
функций и ро-
лей в совмест-
ной деятельно-
сти.
Планирование
учебного сотруд-
ничества с педаго-
гом и сверстника-
ми; – определение
цели,
функций
участников, спосо-
бов
взаимодей-
ствия.
допускать
возмож-
ность существования у
людей различных точек
зрения;
учитывать
разные
мнения во взаимодей-
ствии, с активной помо-
щью педагога участво-
вать в распределении
функций;
в сотрудничестве с
педагогом излагать своё
мнение;
допускать воз-
можность
суще-
ствования у людей
различных
точек
зрения, в том числе
не совпадающих с
его собственной;
учитывать
разные мнения во
взаимодействии, с
направляющей по-
мощью
педагога
участвовать в рас-
пределении функ-
ций;
в сотрудниче-
стве с педагогом
формулировать
собственное мне-
ние;
допускать воз-
можность
суще-
ствования у людей
различных
точек
зрения, в том числе
не совпадающих с
его
собственной,
при поддержке пе-
дагога ориентиро-
ваться на позицию
партнёра в обще-
нии и взаимодей-
ствии;
учитывать
разные мнения во
взаимодействии, с
дозированной
по-
мощью
педагога
распределять
функции и роли в
совместной
дея-
тельности;
формулировать
собственное мне-
ние и позицию с до-
зированной помо-
щью педагога;
допускать воз-
можность
суще-
ствования у людей
различных
точек
зрения, в том числе
не совпадающих с
его
собственной,
анализировать их и
ориентироваться
на позицию парт-
нера в общении и
взаимодействии;
учитывать
разные мнения и
стремиться к ко-
ординации различ-
ных позиций в со-
трудничестве,
распределять
функции и роли в
совместной
дея-
тельности;
формулировать
и аргументировать
собственное мне-
ние и позицию;
58
Осуществлять
взаимный кон-
троль в сов-
местной дея-
тельности,
адекватно оце-
нивать
соб-
ственное пове-
дение и поведе-
ние окружаю-
щих.
Управление пове-
дением партнёра –
контроль, коррек-
ция, оценка его
действий.
наблюдать за дей-
ствиями партнёра;
контролиро-
вать
действия
партнёра при под-
держке взрослого и
пытаться оцени-
вать собственное
поведение;
контролиро-
вать
действия
партнёра при не-
значительной под-
держке взрослого и
оценивать
соб-
ственное поведение
и поведение окру-
жающих;
контролиро-
вать
действия
партнёра и адек-
ватно оценивать
собственное пове-
дение и поведение
окружающих;
Готовность
конструктивно
разрешать
конфликты по-
средством
учёта интере-
сов сторон и
сотрудниче-
ства.
Разрешение
кон-
фликтов – выявле-
ние, идентифика-
ция проблемы, по-
иск и оценка аль-
тернативных спо-
собов разрешения
конфликта,
при-
нятие решения и
его реализация.
в сотрудничестве со
взрослым
предлагать
конструктивный выход
из конфликтных ситуа-
ций.
в сотрудниче-
стве со взрослым
предлагать различ-
ные варианты вы-
хода из конфликт-
ных ситуаций, ид-
ти на уступки при
столкновении ин-
тересов.
с дозированной
помощью взрослого
договариваться и
приходить к обще-
му решению в сов-
местной деятель-
ности, в том числе
в ситуации столк-
новения интересов,
с
направляющей
помощью педагога
продолжать сов-
местную работу,
вносить свой вклад
в работу группы,
даже если не все
личные интересы
учтены.
договариваться
и приходить к об-
щему решению в
совместной
дея-
тельности, в том
числе в ситуации
столкновения ин-
тересов, с дозиро-
ванной
помощью
взрослого продол-
жать совместную
работу,
вносить
свой вклад в рабо-
ту группы, даже
если не все личные
интересы учтены.
59
Приложение 2
Технологическая карта психолого-педагогического мониторинга
достижения обучающимися с ЗПР метапредметных и личностных результатов
Параметры оценки (УУД)
Методы
и методики
для диагностики
Сроки проведения
Ответственные
Регулятивные
Целеполагание.
Наблюдение.
Наблюдение экспертов во время проведения групповой работы + интервью 1,2
На момент прибытия (2-4 класс), конец учебного года Учитель
Эксперты
Планирование.
Наблюдение.
Наблюдение экспертов во время проведения групповой работы +интервью 4
На момент прибытия (2-4 класс), конец учебного года Учитель
Эксперты
Контроль.
Наблюдение.
Наблюдение экспертов во время проведения групповой работы + интервью 6,7
На момент прибытия (2-4 класс), конец учебного года Учитель
Эксперты
Оценка.
Наблюдение
На момент прибытия (2-4 класс), конец учебного года Учитель
Прогнозирование. Наблюдение.
Наблюдение экспертов во время проведения групповой работы + интервью 5
На момент прибытия (2-4 класс), конец учебного года Учитель
Эксперты
Коррекция.
Наблюдение
На момент прибытия (2-4 класс), конец учебного года Учитель
Саморегуляция.
Тест Тулуз-Пьерона
На момент прибытия (2-4 класс), конец учебного года Учитель- дефектолог
60
Познавательные
Формулирование проблемы.
Наблюдение
На момент прибытия
(2-4 класс), конец учебного года
Учитель
Самостоятельное создание алгоритмов
(способов) деятельности при решении про- блем творческого и поискового характера.
Тест дивергентности мышле- ния (Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика проблем обуче- ния в 3-6 классах)
На момент прибытия
(3-4 класс), конец учебного года
Учитель- логопед
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Наблюдение
На момент прибытия
(2-4 класс), конец учебного года
Учитель
Методика «Анаграммы»
(автор А. З. Зак)
Учитель- логопед
Знаково-символические действия.
Тест Равена. Серия
С
(Ясюко- ва Л. А. Методика определения готовности к школе; Ясюко- ва Л. А. Прогноз и профилакти- ка проблем обучения в 3-6 классах)
На момент прибытия
(2-4 класс), конец учебного года
Педагог- психолог
Самостоятельное выделение и формулиро- вание познавательной цели. Поиск и выде- ление необходимой информации.
Наблюдение
На момент прибытия
(2-4 класс), конец учебного года
Учитель
Выбор наиболее эффективных способов решения практических и познавательных задач в зависимости от конкретных усло- вий.
3-4 кл. Тест самостоятельно- сти мышления (Ясюкова Л. А.
Прогноз и профилактика про- блем обучения в 3-6 классах)
На момент прибытия
(3-4 класс), конец учебного года
Учитель- дефектолог
Осознанное и произвольное построение ре- чевого высказывания в устной и письмен- ной форме.
Наблюдение
На момент прибытия
(2-4 класс), конец учебного года
Учитель
Смысловое чтение.
Наблюдение
На момент прибытия
(2-4 класс), конец учебного года
Учитель
2-4 кл.: Сформированность навыка чтения (Ясюкова Л. А.
Прогноз и профилактика про- блем обучения в 3-6 классах)
Учитель- логопед
61
Лог ич еск ие У
У
Д
Анализ объектов с це- лью выделения призна- ков (существенных, не- существенных).
1-2 кл. Речевой анализ-синтез
Визуальный анализ-синтез
(Ясюкова Л. А.
Методика определения готовности к школе)
На момент прибытия
(2-4 класс), конец учебного года
Учитель- дефектолог
3-4 кл. 2 субтест Амтхауэра
(Ясюкова Л. А.
Прогноз и профилактика проблем обуче- ния в 3-6 классах)
Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с воспол- нением недостающих компонентов.
1-2 кл. Речевой анализ-синтез
Визуальный анализ-синтез
(Ясюкова Л. А.
Методика определения готовности к школе)
На момент прибытия
(2-4 класс), конец учебного года
Учитель- дефектолог
3-4 кл. 2 субтест Амтхауэра
(Ясюкова Л. А. Прогноз и профилактика проблем обуче- ния в 3-6 классах)
Выбор оснований и критериев для класси- фикации, сравнения, сериации объектов.
1-2 кл. Речевые классифика- ции
Визуальные классификации
(Ясюкова Л. А.
Методика определения готовности к школе)
На момент прибытия
(2-4 класс), конец учебного года
Учитель- дефектолог
3-4 кл. 4субтестАмтхауэра
(Ясюкова Л. А.
Прогноз и профилактика проблем обуче- ния в 3-6 классах)
Подведение под поня- тие, выведение след- ствий.
Наблюдение
На момент прибытия
(2-4 класс), конец учебного года
Учитель
62
Установление причин- но-следственных свя- зей, представление це- почек объектов и явле- ний.
1-2 кл. Речевые аналогии
Визуальные аналогии (Ясюко- ва Л. А. Методика определе- ния готовности к школе)
На момент прибытия
(2-4 класс), конец учебного года
Учитель- дефектолог
3-4 кл. 3 субтест Амтхауэра
(Ясюкова Л. А.
Прогноз и профилактика проблем обуче- ния в 3-6 классах)
Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений и доказа- тельство.
Наблюдение
На момент прибытия
(2-4 класс), конец учебного года
Учитель
Структурирование знаний.
Наблюдение
На момент прибытия
(2-4 класс), конец учебного года
Учитель
Коммуникативные
Постановка вопросов – инициативное со- трудничество в поиске и сборе информа- ции.
Задание
«Рукавички»
(Г. А. Цукерман)
Наблюдение экспертов во время проведения групповой работы
На момент прибытия
(2-4 класс), конец учебного года
Учитель
Эксперты
Умение с достаточной полнотой и точно- стью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вла- дение монологической и диалогической формами речи в соответствии с граммати- ческими и синтаксическими нормами род- ного языка, современных средств коммуни- кации.
Задание «Дорога к дому» (мо- дифицированный вариант ме- тодики
«Архитектор- строитель»)
Наблюдение экспертов во время проведения групповой работы
На момент прибытия
(2-4 класс), конец учебного года
Конец учебного года
Учитель
Эксперты
63
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение це- ли, функций участников, способов взаимо- действия.
Наблюдение учителя
Наблюдение экспертов во время проведения групповой работы
На момент прибытия
(2-4 класс), конец учебного года
Учитель
Эксперты
Управление поведением партнёра; кон- троль, коррекция, оценка его действий.
Наблюдение экспертов во время проведения групповой работы
Конец учебного года
Учитель
Эксперты
Разрешение конфликтов – выявление, иден- тификация проблемы, поиск и оценка аль- тернативных способов разрешения кон- фликта, принятие решения и его реализа- ция.
Наблюдение учителя
Наблюдение экспертов во время проведения групповой работы
На момент прибытия (2-4 класс), конец учебного го- да
Учитель
Эксперты
Личностные
Самоопределение Самооценка.
-Методика измерения само- оценки Дембо-Рубинштейна
(вариант адаптированный для младших школьников) –
1 класс;
-
Методика
Дембо-
Рубинштейн
(мод.
М. Прихожан) –
2-4 классы
На момент прибытия
(2-4 класс), конец учебного года
Педагог- психолог
Сформированность внутренней позиции школьника.
- «Беседа о школе» (модифи- цированная методика
Т. А. Нежновой, А. Л. Венгера,
Д. Б. Эльконина)
На момент прибытия
(2-4 класс), конец учебного года
Воспитатель
Смыслообразование.
Анкета по оценке уровня школьной мотивации (автор
Н. Лусканова)
На момент прибытия
(2-4 класс), конец учебного года
Педагог- психолог
64
Нравственно-этическая ориентация.
- «Размышляем о жизненном опыте» (автор – Щурко- ва Н. Е.); для 1-4 кл. – адапти- рованный вариант
-
Опросник Е. Кургановой.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо»
На момент прибытия
(2-4 класс), конец учебного года
Воспитатель
Воспитатель
Педагог- психолог
1 2 3 4 5 6 7 8
Система оценки качественная:
сформировано
частично сформировано
не сформировано
Система оценки в баллах (с целью определения динамики):
1 класс
0 – УУД не сформировано
0,5 – УУД частично сформировано, но ближе к не сформировано
1 – УУД частично сформировано
1,5 – УУД частично сформировано, но ближе к сформировано
2 – УУД сформировано
2 класс
0 – УУД не сформировано
1,5 – УУД частично сформировано, но ближе к не сформировано
2 – УУД частично сформировано
2,5 – УУД частично сформировано, но ближе к сформировано
3 – УУД сформировано
3 класс
0 – УУД не сформировано
2,5 – УУД частично сформировано, но ближе к не сформировано
3 – УУД частично сформировано
3,5 – УУД частично сформировано, но ближе к сформировано
4 – УУД сформировано
65 4 класс
0 – УУД не сформировано
3,5 – УУД частично сформировано, но ближе к не сформировано
4 – УУД частично сформировано
4,5 – УУД частично сформировано, но ближе к сформировано
5 – УУД сформировано
Приложение 3
Технологическая карта психолого-педагогического мониторинга
достижения обучающимися с ЗПР метапредметных результатов.
Параметры оценки (УУД)
Методы
и методики
для диагностики
Сроки
проведения
Ответственные
Регулятивные
Целеполагание.
Наблюдение.
Наблюдение экспертов во время прове- дения групповой работы + интервью 1,2
На момент прибытия
(2-4 класс), конец учебного года
Учитель
Эксперты
Планирование.
Наблюдение.
Наблюдение экспертов во время прове- дения групповой работы +интервью 4
На момент прибытия
(2-4 класс), конец учебного года
Учитель
Эксперты
Контроль.
Наблюдение.
Наблюдение экспертов во время прове- дения групповой работы + интервью 6,7
На момент прибытия
(2-4 класс), конец учебного года
Учитель
Эксперты
Оценка.
Наблюдение
На момент прибытия (2-4 класс), конец учебного года
Учитель
Прогнозирование.
Наблюдение.
Наблюдение экспертов во время прове- дения групповой работы + интервью 5
На момент прибытия (2-4 класс), конец учебного года
Учитель
Эксперты
66
Коррекция.
Наблюдение
На момент прибытия (2-4 класс), конец учебного года
Учитель
Саморегуляция.
Тест Тулуз-Пьерона
На момент прибытия (2-4 класс), конец учебного года
Учитель- дефектолог
Познавательные
Осознанное и произвольное построение речевого выска- зывания в устной и пись- менной форме.
Наблюдение
На момент прибытия (2-4 класс), конец учебного года
Учитель
Смысловое чтение.
Наблюдение
На момент прибытия (2-4 класс), конец учебного года
Учитель
2-4 кл.: Сформированность навыка чте- ния (Ясюкова Л. А. Прогноз и профи- лактика проблем обучения в 3-6 клас- сах)
Учитель- логопед
Лог ич еск ие У
У
Д
Анализ объектов с це- лью выделения призна- ков (существенных, не- существенных).
1-2 кл. Речевой анализ-синтез
Визуальный анализ-синтез
(Ясюко- ва Л. А. Методика определения готов- ности к школе)
На момент прибытия (2-4 класс), конец учебного года
Учитель- дефектолог
3-4 кл. 2 субтест Амтхауэра (Ясюко- ва Л. А. Прогноз и профилактика про- блем обучения в 3-6 классах)
Синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с воспол- нением недостающих компонентов.
1-2 кл. Речевой анализ-синтез
Визуальный анализ-синтез
(Ясюко- ва Л. А. Методика определения готов- ности к школе)
На момент прибытия (2-4 класс), конец учебного года
Учитель- дефектолог
3-4 кл. 2 субтест Амтхауэра (Ясюко- ва Л. А. Прогноз и профилактика про- блем обучения в 3-6 классах)