Файл: Alfatava. Com 1 Шейх Ибн Каййим альДжавзийя Китаб арРух Казань 2013 Перевод Хисамов Р. Г.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 292
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
AL-FATAVA.COM
1
Шейх Ибн Каййим аль-Джавзийя
«Китаб ар-Рух»
Казань 2013
Перевод: Хисамов Р.Г.
«al-fatava.com»
AL-FATAVA.COM
2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Знают ли умершие люди, что их могилы посещают живые?
Глава 2. Встречаются ли души умерших праведных людей друг с другом?
Глава З. Души мертвых и живых людей встречаются друг с другом
Глава 4. Умирает ли душа, подобно телу?
Глава 5. Как душа мертвого человека может узнать душу другого человека?
Глава 6. Душа человека возвращается в тело при допросе в могиле
Глава 7. Ответ тем, кто отрицает существование мучений в могиле
Глава 8. В чем мудрость того, что в Коране явно не упомянуто о мучениях в могиле?
Глава 9. Некоторые причины, по которым человек будет наказан в могиле
Глава 10. Причины, по которым люди могут быть спасены от мучений в могиле
Глава 11. Категория людей, которые будут подвергнуты допросу в могиле
Глава 12. Будет ли допрос в могиле проводиться только над общиной пророка Мухаммада или над общинами всех пророков?
Глава 13. Будут ли дети допрошены в могиле?
Глава 14. Длятся ли мучения в могиле вечно?
Глава 15. Где находятся души умерших людей до судного дня?
Глава 16. Могут ли живые люди своими делами принести пользу мертвым?
Глава 17. Сотворена ли душа?
Глава 18. Что было сотворено раньше: душа или тело?
Глава 19. Что такое нафс (душа)?
Глава 20. Одно ли и то же нафс и рух?
Глава 21. Душа одна или их несколько?
AL-FATAVA.COM
3
ميحرلا نمحرلا للها مسب
ГЛАВА 1
ЗНАЮТ ЛИ УМЕРШИЕ ЛЮДИ, ЧТО ИХ МОГИЛЫ
ПОСЕЩАЮТ ЖИВЫЕ?
Ибн Абд аль-Барр рассказывал, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Когда какой-нибудь мусульманин проходит мимо могилы своего брата по вере, с которым он был знаком в мирской жизни, и приветствует его, Аллах возвращает душу умершего человека в тело, и он отвечает на приветствие своего брата».
В сборниках достоверных хадисов Бухари и Муслима приводится следующий хадис от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах:
«… Затем Умар начал рассказывать нам об участниках сражения при
Бадре и сказал: «Показывая нам места гибели участников битвы при
Бадре, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, (ходил и) говорил: «Вот на этом месте завтра будет сражён такой-то, если этого пожелает Аллах». Клянусь Аллахом, каждый из них погиб именно там, где указал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха.
Посланник Аллаха подошел к их могилам и произнёс: «О, такой-то, сын такого-то и ты такой-то, сын такого-то, истинным ли оказалось обещанное вам Аллахом и Его Посланником? Поистине, обещанное мне Аллахом оказалось истинным». Я (Умар) спросил его: «Посланник
Аллаха, как можно разговаривать с бездушными телами?». Он ответил: «Они слышат мои слова не хуже, чем вы, но они не могут мне ответить».
Во многих своих изречениях Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, подчеркивал, что умерший человек слышит шаги живых людей, когда те кладут его в могилу и уходят.
Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, завещал мусульманам приветствовать мертвых так же, как живых: «Мир вам, народ верующий» (Ассаляму аляйкум дара кавмин му’минин). Все
AL-FATAVA.COM
4 ранние учёные единогласны в том, что мертвые знают и радуются, когда их посещают и приветствуют живые.
Передаёт со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «Когда кто-нибудь, проходя мимо могилы своего знакомого брата по вере, приветствует его, умерший узнает его и отвечает на его приветствие. Умерший также отвечает того человека, которого он не знал при жизни».
Рассказывают, что один из родственников Асима аль-Джахдари сказал: «Через два года после смерти Асима аль-Джахдари я увидел его во сне и спросил: «Ты ведь умер?», он ответил: «Да». Я спросил:
«Где ты сейчас?», он сказал: «Клянусь Аллахом, я нахожусь в одном из садов Рая. Каждую пятничную ночь и утро со своими несколькими друзьями мы встречаемся и общаемся с Бакром ибн АбдуЛлахом аль-
Музани». Я спросил: «Кто встречается – ваши тела или ваши души?», на что он ответил: «Наши тела исчезли – встречаются наши души». Я спросил: «Знаете ли вы, когда мы посещаем вас?», он сказал: «Мы знаем об этом, если вы посещаете нас в пятниц или субботу до заката солнца». Я спросил его: «А почему именно в эти дни?», он сказал:
«пятница – самый великий день».
Передают, что Хасан аль Кассаб рассказывал: «Каждое субботнее утро я и Мухаммад ибн Васи’ ходили на кладбище, приветствовали всех усопших и молились за них. Однажды я спросил Мухаммада: «А почему бы нам не ходить туда по понедельникам?», на что он сказал:
«Я слышал, что мертвые знают о том, что их посещают, если живые навещают их в четверг, в пятницу или субботу».
Передают, что аль-Фадль ибн Муваффак рассказывал: «После смерти моего отца я очень сильно тосковал по нему и каждый день ходил к его могиле. Через некоторое время я перестал навещать его.
Однажды, после долгого отсутствия я пришел к могиле своего отца и уснул рядом с ней. Во сне я увидел, как могила моего отца открылась, и мой отец явился передо мной без савана. Я заплакал, увидев его. Он сказал мне: «Сынок, почему ты так долго не приходил?». Я спросил его: «А разве ты знаешь о том, что я навещаю тебя?», на что он ответил: «Ты ни разу не приходил к моей могиле, чтобы я не знал об этом. Я радуюсь тому, что ты приходишь ко мне, а когда ты молишься
AL-FATAVA.COM
5 за всех похороненных на этом кладбище, то и они все радуются».
После этого разговора я стал очень часто ходить к нему».
Рассказывают, что однажды, проходя мимо кладбища, Сулейману ибн
Умейру захотелось справить малую нужду. Его друзья сказали ему:
«Ты можешь зайти на кладбище и справить свою нужду там», на что он, прослезившись, сказал: «Клянусь Аллахом, я стесняюсь мертвых ничуть не меньше, чем живых». Эти слова свидетельствуют о том, что по воле Аллаха мертвые знают о делах живых людей.
Во многих преданиях говорится о том, что мертвые знают о делах своих живых родственников и друзей. Передают, что Абдуллах ибн
Мубарак рассказывал о том, что Абу Аййуб сказал: «Мертвым показывают дела живых людей, и они радуются, когда живые совершают хорошие дела. Мертвые печалятся, если им становится известно, что живые совершают плохие дела».
Передают, что Садака ибн Сулейман аль-Джа’фари рассказывал: «Я всегда молился за своего умершего отца. Однажды я совершил плохой поступок. Сожалея о содеянном, спросил прощения у Аллаха.
Однажды во сне я увидел своего отца, и он сказал мне: «Сынок, мне показывают твои дела, и я радуюсь твоим хорошим делам. Но в этот раз я увидел твой плохой поступок, и мне стало стыдно за тебя. Не унижай меня перед другими (умершими)». После этого я начал непрестанно молиться за отца и за всех погибших верующих и каяться перед Аллахом за содеянный поступок».
Рассказывается, что после мученической смерти Абдуллаха ибн
Равахи, его родственники взывали к Аллаху с мольбами: «О Аллах, прибегаем к Тебе от тех деяний, которые могут опозорить Абудаллаха ибн Раваху».
Передают, что Абу аль-Каляба рассказывал: «Однажды ночью я прибыл в Басру из Шама. Совершив омовение и два ракаата молитвы, я пошел на кладбище и уснул там около одной из могил. Во сне я увидел человека, который был похоронен в этой могиле, он сказал мне: «Этой ночью ты совершил действие, которому я позавидовал. Вы
(живые люди) совершаете действия, но не понимаете (их сути), а мы
(умершие) понимаем, но не можем совершать благие деяния. Два ракаата молитвы, которые ты совершил, - лучше, чем этот мир и все,
AL-FATAVA.COM
6 что в нем есть. Пусть Аллах наградит добром тех людей, которые молятся за нас, ведь их мольбы доходят до нас. Передай всем верующим наше приветствие (салям)».
Возможно, некоторые из этих рассказов недостоверны, однако их количество указывает на то, что им можно доверять. Посланник
Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал о ночи предопределения (ляйлят аль-кадр): «Я вижу, что многие из вас увидели во сне, что эта ночь (ляйлят аль-кадр) бывает в десяти последних днях (месяца Рамадан). Так ищите же её в нечетных числах
(этого промежутка времени)»
1
. Согласно данному хадису, сон верующего становится достоверным, если он совпадает с рассказами других верующих. Подобно снам, рассказ становится достоверным, если он совпадает с рассказами других верующих. То, что мусульмане считают благим, является благим перед Аллахом, а то, что они считают плохим – зло перед Аллахом.
В следующем хадисе говорится о том, что мертвый человек радуется, когда живые после его похорон задерживаются около его могилы.
Передают, что Ибн Шаммас аль-Махри сказал: «Мы находились рядом с Амром ибн аль-Асом до того, как перед ним предстала смерть. Он долго плакал, отвернувшись к стене. Его сын дважды сказал ему: «Отец, разве Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, не сообщил лично тебе добрую весть!?». Амр повернулся и сказал: «Лучшим из всего, что я сделал, я считаю свое свидетельство о том, что нет божества достойного поклонения, кроме
Аллаха и что Мухаммад – Посланник Аллаха. Ведь раньше мною овладевали злые мысли: мне кажется, что ни у кого не было такой сильной ненависти к Посланнику Аллаха и такого сильного желания достать и убить его, как у меня. Если бы я умер в таком состоянии, то конечно, стал бы одним из обитателей Огня. Но когда Аллах вселил
Ислам в моё сердце, я пришел к Посланнику Аллаха, и сказал:
«Протяни свою руку и я присягну тебе!». Он протянул свою руку, а я отдернул свою. Тогда Посланник Аллаха удивился и спросил: «Что с тобой, Амр!?». Я сказал: «Я бы хотел поставить условие». Он спросил:
«Какое условие ты бы хотел поставить?». Я сказал: «Чтобы мне были прощены (прегрешения)». Посланник сказал: «А разве ты не знаешь,
1
Муслим «сахих» 1165
AL-FATAVA.COM
7 что Ислам стирает все грехи, которые были до его принятия, что переселение стирает все грехи, которые были до него, и что паломничество (хадж) стирает грехи, которые были до него!?».
Посланник Аллаха стал для меня самым любимым и самым уважаемым человеком. В момент присяги от радости и почтения перед Посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, мои глаза так наполнились слезами, что я не мог даже посмотреть на него. Если вы попросите меня описать Посланника Аллаха в момент моей присяги, то я не смогу этого сделать, так как мои глаза были полны слёз. Если бы я умер в таком состоянии, то, конечно, надеялся бы, что буду среди жителей Рая. Затем во времена нашего правления среди мусульман произошла смута и я не уверен, правильно ли я себя тогда повёл. Когда я умру, пусть не сопровождают меня ни плакальщица, ни огонь! Положите меня в могилу и насыпьте на меня песок, затем постойте вокруг моей могилы в течение (времени необходимого для) забоя животного и раздачи его мяса, чтобы я порадовался и подумал, что я отвечу послам Господа моего (двум ангелам)».
Многие ранние ученые завещали, чтобы во время похорон около их могилы читалась какая-нибудь сура.
Передают, что Абд аль-Хакк рассказывал: «Абдуллах ибн Умар, да будет доволен Аллаха ими обоими, приказывал, чтобы около его могилы читали суру «аль-Бакара».
Рассказывается, что аль-Хасан ибн ас-Сабах аз-За’фарани говорил: «Я спросил имама аш-Шафи’и, можно ли читать Коран около могилы, и он сказал мне: «В этом нет ничего плохого».
Передают, что аш-Ша’би рассказывал: «Когда кто-нибудь из числа сподвижников-ансаров умирал, сподвижники-ансары приходили к его могиле и читали около неё Коран».
Передают, что Али ибн Муса аль-Хаддад рассказывал: «Однажды вместе с Ахмадом ибн Ханбалем и Мухаммадом ибн Кудамой аль-
Джавхари я участвовали в похоронах. Когда мертвого положили в могилу, некий мужчина стал читать Коран около могилы. Увидев это,
Ахмад ибн Ханбаль сказал ему: «Эй ты! Чтение Корана около могилы является нововведением (бид’а)». После того, как мы покинули
AL-FATAVA.COM
8 кладбище, Мухаммад ибн Кудама сказал Ахмаду ибн Ханбалю: «Абу
Абдуллах, что ты скажешь о Мубашшире аль-Хальби?». (Этот человек был передатчиком хадисов и рассказов). Ахмад сказал: «Да». Тогда
Мухаммад сказал: «Мубашшир передал мне от Абд ар-Рахмана ибн аль-‘Аля аль-Ляджляджа, что его отец приказывал ему прочитать после его смерти начало и конец суры «аль-Бакара» около его могилы и сказал, что Абдуллах ибн Умар тоже просил об этом». Тогда Ахмад ибн Ханбаль сказал ему: «Вернись и скажи тому мужчине, чтобы он прочитал Коран».
Передают, что аль-Хасан ибн аль-Джарури говорил: «Однажды я пришел к могиле своей сестры и прочитал около неё суру «Табарак».
Через несколько дней ко мне пришел один человек и сказал: «Во сне я увидел твою сестру, и она сказала: «Пусть Аллах вознаградит аль-
Хасана благом, ибо я получила пользу от его чтения».
Передают, что Наср ибн ат-Таммар рассказывал: «Один мужчина каждую пятницу приходил к могиле своей матери и читал около неё суру «Йа син». Однажды, он как обычно пришел к ней и, прочитав суру «Йа син», сказал: «О Аллах, подели награду за чтение этой суры и распредели её среди похороненным на этом кладбище». Когда он пришел на кладбище в следующую пятницу, к нему подошла женщина и спросила: «Ты такой-то, сын такой-то?». Он сказал: «Да».
Тогда она сказала: «Моя дочь умерла, и она сказала мне: «Такой-то, сын такой-то пришел к могиле своей мамы и прочитал суру «Йа син», посвятив её награду всем усопшим, и нам это принесло пользу».
В сунан (сборник хадисов) ан-Наса’и, и в других сунанах приводится хадис от Ма’кила ибн Йасира аль-Музани: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Читайте около мертвых суру «Йа син».
Передают, что Сулейман ибн Наим рассказывал: «Однажды во сне я увидел Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал ему: «О Посланник Аллаха, слышишь ли ты людей, которые приходят к твоей могиле и приветствуют тебя?». Он ответил: «Я, конечно, слышу их приветствия и отвечаю на них».
В хадисе, переданном от Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах,
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
AL-FATAVA.COM
9
«Когда какой-нибудь мусульманин будет приветствовать меня (после моей смерти), Аллах будет возвращать мне душу, чтобы я ответил ему»
2
Этот хадис указывает на то, что мертвые знают о том, что живые посещают, приветствуют и молятся за них.
Передают, что Амр ибн Динар рассказывал: «Умершему человеку ведомо о том, чем занимаются его домочадцы после его смерти: он смотрит на них, когда они обмывают и заворачивают в саван».
Муджахид рассказывал, что умерший человек радуется добрым делам своих детей.
Ещё одним доказательством того, что мертвые слышат слова живых, является тот факт, что мусульмане с ранних времён следуют традиции подсказывать умершему слова свидетельства единобожия (шахада) после погребения.
Передают, что Абу Умама рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда кто-нибудь умрет, и вы похороните его, то пусть кто-нибудь из вас останется около могилы и скажет: «О такой-то, сын такой-то!». Поистине, мертвый услышит эти слова, но не сможет ответить. Затем пусть он в третий раз повторит своё обращение к мёртвому и скажет: «О такой- то сын такой-то! Пусть Аллах помилует тебя. Когда ангелы придут к тебе, скажи им, что ты свидетельствуешь, что нет бога, кроме Аллаха и что Мухаммад – Его раб и Посланник. Скажи также, что ты доволен
Аллахом как Господом, Исламом как религией, Мухаммадом как пророком и Кораном как руководством». Когда ангелы придут к умершему и услышат это, они уйдут со словами: «Уходим отсюда, ведь ему всё подсказали. Сам Всевышний Аллах будет ему
Покровителем». Тогда один мужчина подошел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Посланник
Аллаха, как поступать тому, кто не знает имя матери умершего?». Он сказал: «Пусть он скажет: «О такой-то, сын Хаввы (Евы), …»
3 2
Абу Давуд «сунан».
3
Ат-Табарани «аль-му‘джам аль-кабир» 8/249. Данный хадис является слабым.
AL-FATAVA.COM
10
Несмотря на то, что этот хадис – слабый, ему можно следовать, так как многие люди из числа первых и последующих поколений мусульман придерживались этого хадиса.
В другом хадисе говорится: «Однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, присутствовал на похоронах.
После погребения он сказал: «Молитесь за своего друга, ибо сейчас он отчитывается»
4
. Данный хадис указывает на то, что умерший слышит мольбу живых. Этот факт также подтверждается хадисом, в котором Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что мертвый слышит шаги живых, когда они хоронят его и уходят.
Передают, что Абд аль-Хакк рассказывал, как он слышал, что один из праведных людей говорил: «У меня был брат, который умер, я видел его во сне и спросил: «О брат мой, что с тобой случилось после того, как тебя похоронили?». Он сказал: «Ко мне пришел ангел с огнём в руках и если бы не мольба живых, я бы пропал».
Передают, что Шабиб ибн Шейба рассказывал: «Моя мама перед своей смертью сказала: «Сынок мой, после погребения постой около моей могилы и скажи: «Мама, скажи, что нет бога, кроме Аллаха». Я выполнил её просьбу в день её похорон. Ночью я увидел её во сне, и она сказала мне: «Сынок мой, если бы ты не подсказал мне свидетельства единобожия (шахада), то я бы пропала».
Сообщается, что Хаммад ибн Саляма рассказывал, что Авф ибн Малик рассказывал: «Я и Са’б ибн Джусама были близкими друзьями.
Однажды Са’б сказал мне: «Друг мой, пусть тот, кто из нас умрет раньше другого, придет к другому во сне». Я спросил его: «А разве это возможно?», - на что Са’б ответил: «Да, конечно, это возможно».
Когда Са’б умер, я увидел его во сне, и спросил: «Брат мой, как поступил с тобой Господь?», - на что он сказал: «Он простил мне мои грехи». Я заметил черную полосу на шее Са’ба и спросил его: «Что это такое?», - на что он ответил: «Это – след от иудея. Эти динары находятся у меня дома в коробке, верни их иудею за меня. Знай, мой друг, что я знаю обо всём, что случилось у меня дома после моей смерти, и даже то, что на днях умерла наша кошка. Знай, мой друг,
4
Абу Давуд «сунан» 3221. Данный хадис является хорошим.