Файл: Alfatava. Com 1 Шейх Ибн Каййим альДжавзийя Китаб арРух Казань 2013 Перевод Хисамов Р. Г.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 297
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УСПОКОЕННОСТЬ И ВЫСОКОМЕРИЕ
Сердце успокоенного человека наполнено любовью, трепетом и почитанием по отношению к Аллаху. В сердце, наполненном таким отношением, появляется свет и спокойствие, его укутывает страх перед Аллахом, и оно испытывает наслаждение. Когда сердце
AL-FATAVA.COM
192 достигает такого уровня, речь и дела самого человека становятся светом, а его молчание — достоинством.
Что касается высокомерия, то его основой является жестокость, тщеславие и сердце, наполненное невежеством и несправедливостью. Высокомерный человек свысока смотрит на людей, ходит среди них горделивой походкой и обращается с ними плохо, выставляя свое мнение как самое важное. При встречи высокомерный человек не приветствует первым другого. Когда высокомерному человеку говорят правду, он отварачивается от нее.
Такой человек всегда знает свои права по отношению к другим людям, но не думает о том, какие обязанности он имеет перед людьми. Высокомерный человек считает себя лучше всех и не замечает, что другие могут быть лучше него в чем-либо.
Высокомерный человек получит от Аллаха гнев, а от людей — унижение и позор.
ОСТОРОЖНОСТЬ И МНИТЕЛЬНОСТЬ
Прежде чем совершить какое-либо дело, осторожный человек оценивает обстоятельства, размышляет над сложившейся ситуацией и только после этого принимает окончательное решение. В отличие от осторожности, которая является признаком рассудительности, мнительность проявляется в склонности видеть во всем опасность и что-либо дурное. Мнительность является следствием наущения души.
Человек, чьим сердцем овладела мнительность, не в состоянии рационально размышлять. Мнительность плохо отражается и на образе жизни человека — человек становится склонным откладывать совершение действий или, наоборот, совершать их впопыхах.
В хадисе, переданном от Амра ибн аль-Аса, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самые плохие человеческие качества — порочная мнительность и тревожная скупость». (Ахмад
«муснад» 2/302, ибн Аби Шейба «мусаннаф» 5/332, Бухари «ат-тарих аль-кабир» 6/8. Хадис является достоверным).
ЭКОНОМИЯ И СКУПОСТЬ
В основе такого качества, как экономия лежат справедливость и мудрость. Именно с помощью справедливости экономный человек
AL-FATAVA.COM
193 может рационально распределять свое имущество, давая или не давая часть из него другим людям. С помощью мудрости экономный человек может понять, кому ему следует помогать своим имуществом, а кому — нет. Экономия является золотой серединой между двумя крайностями: расточительством и скупостью.
Всевышний Аллах в одном из аятов Корана сказал про экономию следующее: «Не позволяй своей руке быть прикованной к шее, и не
раскрывай ее во всю длину (не будь скуп или расточителен), а не то
будешь порицаемым и опечаленным (Коран, 17/29). В другом аяте
Он сказал: «Когда они (истинные рабы Аллаха) делают
пожертвования, то не излишествуют и не скупятся, а
придерживаются середины между этими крайностями» (Коран,
25/67).
В отличие от экономии, скупость является порицательным качеством, которое формируется в результате влияния дурных мыслей, слабости души, а также страхов, внушенных сатаной. Сатана пугает человека тем, что, помогая другим людям своим имуществом, оно может сильно уменьшиться. Если человек поддастся внушениям сатаны и последует за его наущениями, он не станет делиться своим имущество и помогать другим, а в его сердце зародится страх нищеты. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Воистину, человек
создан нетерпеливым, беспокойным, когда его касается беда, и
скупым, когда его касается добро» (Коран 70/19-21).
БДИТЕЛЬНОСТЬ И МНИТЕЛЬНОСТЬ
Бдительный человек подобен осторожному путнику, который отправился в путь со своим имуществом на своем коне: он остерегается людей, которых встречает на своем пути, так как среди них могут быть разбойники. Он соблюдает меры безопасности во время своего путешествия. Бдительный человек в своей осторожности подобен тому, кто, вооружившись, приготовился ко встречи со своим врагом, знает, как спастись от него, и как выйти из затруднительной ситуации.
Что касается мнительного человека, то ему свойственно плохо думать и как следствие, плохо говорить о других людях. Человек, который
AL-FATAVA.COM
194 плохо думает о других, отвечает злом на зло, ненавидит тех, кто его ненавидит и проклинает тех, кто проклинает его.
Бдительный человек наставляет других людей на благие дела и делает людям добро, но при этом он осторожен. Мнительный же человек остерегается и ненавидит людей.
ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ И ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ
В отличии от проницательности, предположение человека может быть как правильным, так и ошибочным. Предположение может исходить от мрачного и нечистого сердца, поэтому Всевышний Аллах приказал остерегаться постоянных предположений и предупредил, что некоторые предположения греховны.
Проницательность является хорошим качеством. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, в этом — знамения для зрячих» (Коран, 15/75).
Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, на ряду с другими толкователями Корана сказали, что под словом
«мутавассимин» (зрячие) в этом аяте подразумеваются проницательные люди.
В другом аяте Аллах сказал: «Неосведомленный считает их (бедных
людей) богачами по причине их скромности. Ты узнаешь их по
приметам: они не выпрашивают у людей милостыню настойчиво»
(Коран 2/273).
В другом аяте Аллах сказал: «Если же Мы пожелали, то показали бы
их тебе, и тогда ты узнавал бы их по их приметам. Но ты
непременно узнаешь их по оговоркам» (Коран 47/30). Истинная проницательность существует лишь в сердце, очищенном от скверны, приближенном к Аллаху и видящим Светом Аллаха.
Сообщается, что Абу Саид, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бойтесь проницательности верующего человека, ибо он видит Светом Аллаха» (Ат-Тирмизи «джами'» 3127 и Бухари «ат-тарих аль-кабир» 7/354). Такая проницательность появляется вследствие приближения человека к Аллаху. Когда сердце человека приближается к Аллаху, у него исчезают плохие качества, которые могли стать преградой для познания истины. Сердце, достигшее
AL-FATAVA.COM
195 такого уровня, может видеть то, что не могут видеть покрытые и далекие от истины сердца. Сообщается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, привел слова Аллаха: «Мой раб больше всего приблизится ко мне с помощью выполнения тех деяний, которые Я сделал для него обязательными. Мой раб будет непрестанно приближаться ко Мне, выполняя дополнительные виды поклонения, до тех пор, пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, Я стану его слухом, которым он будет слышать, его зрением, которым он будет видеть, его рукой, которой он будет брать и его ногой, которой он будет передвигаться. Мой раб будет слышать, видеть, брать и передвигаться Мною» (Бухари «сахих» 6137).
В этом священном хадисе Аллах сообщил, что когда Его раб приблизится к Нему, Он полюбит его. Когда Он полюбит Своего раба,
Он сделает его сердце таким чистым, словно оно чистое зеркало, на котором отображаются картины истины в их истинном облике.
Благодаря этому, человек сможет правильно определять истину.
Человек, видящий Аллахом, увидев что-либо, видит это в истинном свете. Человек, слышащий Аллахом, услышав что-либо, слышит это в истинном свете. Такие способности не являются знаниями о скрытом, они являются лишь доказательством того, что Всезнающий Аллах внушает истину сердцу Своего раба, если оно не занято ложью, фантазиями и дурными мыслями, которые преграждают путь к познанию истины.
Ниже мы приведем примеры истинной проницательности:
Известно, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время молитвы видел своих сподвижников перед собой, в то время как они стояли позади него. Известным фактом также является то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел Иерусалим, в то время как сам физически находился в Мекке; он видел башни Шама, ворота Саны и города
Хосроя, в то время как сам находился в Медине и копал ров; он видел назначенных им военоначальников в Му'те (место, где происходила битва с неверующими), в то время, как сам находился в Медине; находясь в Медине, Пророк узнал о кончине короля Негуса в Эфиопии и совершил за него заупокойную молитву.
AL-FATAVA.COM
196
Известно, что Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, находясь в Медине, увидел Сарийу и войска мусульман на персидской земле Нахаванде при сражении с врагами. Обратившись к
Сарийу, Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «О Сарийа, держись горы».
Сообщается, что однажды, когда имам аш-Шафии и Мухаммад ибн аль-Хасан сидели в мечети аль-Харам, туда вошел один мужчина.
Увидев его, Мухаммад сказал: «Я думаю, что этот мужчина плотник», а имам аш-Шафии сказал: «Я думаю, что он кузнец». Когда они спросили того мужчину, кто он по профессии, он ответил: «Раньше я работал кузнецом, а сейчас я плотник».
Сообщается, что Шах аль-Кармани, обладавший истинной проницательностью, сказал: «Тот, кто не будет смотреть на запретное, будет воздерживаться от страстей, внешне и внутренне ощущать контроль Аллаха, следовать сунне и питаться только дозволенным, будет обладать проницательностью, которая никогда не ошибется».
Сообщается, что Абу Саид аль-Хараз рассказывал: «Однажды, когда я пришел в мечеть аль-Харам, туда пришел один бедняк, у которого заместо одежды были только две тряпки. Этот человек стал просить у людей подаяние. Глядя на него, я подумал про себя: «Подобные люди — обуза для других». Этот человек посмотрел на меня и прочитал слова Аллаха: «Знайте, что Аллаху известно о том, что в ваших душах. Остерегайтесь Его». Тогда я стал просить Аллаха о прощении про себя, а он, обратившись ко мне, прочитал слова
Аллаха: «Он — Тот, Кто принимает покаяния Своих рабов».
Сообщается, что Ибрахим аль-Хавас рассказывал: «Однажды, когда я был в мечети, туда пришел один юноша очень приятной внешности. Я сказал своим друзьям: «Я думаю, этот юноша — иудей». После того, как я сказал это, мои друзья не взлюбили его. Когда я вышел из мечети, этот юноша подошел к моим друзьям и стал расспрашивать их о том, что я сказал им про него. После его долгих уговоров мои друзья сказали ему, что я сказал, что он иудей. Тогда этот юноша пришел ко мне, взял меня за руку и принял Ислам. Я спросил его, что побудило его к принятию Ислама, на что он ответил: «В нашей книге
(Торе) написано, что правдивый человек не ошибается в своей проницательности. Я решил проверить мусульман и пришел к вам,
AL-FATAVA.COM
197 чтобы посмотреть, есть ли среди вас правдивый или нет. Ты являешься правдивым человеком».
Сообщается, что однажды по пути к Усману ибн Аффану один сподвижник увидел женщину и задумался о ее красоте. Когда он пришел к Усману, Усман сказал ему: «Неужели ты осмелился прийти ко мне, когда след прелюбодеяния остался в твоих глазах?». Этот сподвижник спросил Усмана: «Разве после Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Аллах будет давать кому-то еще Откровение?». Усман сказал: «Нет, но это истинная проницательность».
СОВЕТ И ЗЛОСЛОВИЕ
Целью совета является предостережение мусульманина от нововведений, смут, обмана и грехов. Если человек пришел к тебе за советом и хочет узнать твое мнение о другом человеке, ты можешь дать ему совет, рассказав о качествах того человека. Сообщается, что, когда Фатима бинт Кайс, на которой хотели жениться Муавийа и Абу
Джахм, пришла к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и спросила его совета — за кого из них ей лучше выйти замуж, он сказал ей: «Муавйиа — бедный, а Абу Джахм не спускает свою палку со своего плеча (имеется в виду — строгий)». (Муслим «сахих» 1470).
В основе злословия же лежит желание говорить о другом человеке с тем, чтобы унизить его самого и его честь. Злословье — это огонь, пожирающий добрые дела человека, подобно огню, сжигающему дрова до тла.
ВЗЯТКА И ПОДАРОК
Целью взятки является оправдание лжи или, наоборот, представление истины в ложном свете. Пророк, да благословит его
Аллах и приветствует, проклял человека, который дает или берет взятку. В случае, если человек дает взятку, чтобы избавить себя от тирании и несправедливости, будет проклят только тот, кто берет взятку.
Целью подарка является возникновение между людьми любви, дружбы и добрых отношений с другим человеком.
AL-FATAVA.COM
198
СДЕРЖАННОСТЬ И ЧЕРСТВОСТЬ
Сдержанность заключается в удалении себя от торопливости, страха и жалоб. Сдержанный человек удерживает свою душу от влияния гнева, свой язык от жалоб и высказываний недовольства, а свое тело — от запретного. Сдержанность проявляется в твердости сердца по отношению к предопределению и религиозным обязанностям.
Черствость проявляется в сухости сердца, которая понижает его чувствительность. Черствость является преградой для восприимчивости сердца, что в результате, делает его настолько жестким, что оно не может ни на что реагировать.
Существует три вида сердец:
1.
Жестокое сердце
2.
Очень чувствительное сердце.
3.
Мягко-чисто-твердое сердце.
Жестокое сердце такое же бездейственное и жесткое, как камень.
Очень чувствительное сердце настолько мягкое, что может сравниться с водой. Эти два вида сердец несовершенны.
Самое правильное и лучшее сердце — мягко- чисто-твердое. Такое сердце отличает истину ото лжи с помощью своей чистоты, защищает и бережет истину с помощью своей мягкости и борется с врагами с помощью своей твердости. В одном из преданий говорится: «Сердца
— это сосуды Аллаха на земле. Самое любимое сердце для Аллаха — это самое мягкое, самое твердое и самое чистое сердце». Мягко- чисто-твердое сердце подобно стеклу, так как стеклу свойственны эти три качества. Самое ненавистное для Аллаха сердце — это жесткое сердце. Всевышний Аллах сказал: «Горе тем, чьи сердца черствы к
поминанию Аллаха» (Коран 39/22). Он также сказал: «После этого
ваши сердца ожесточились и стали, как камни или даже еще
жестче» (Коран 2/74).
В другом аяте Он сказал: «Он [Аллах] делает то, что подбрасывает
дьявол, искушением для тех, чьи сердца поражены недугом и чьи
сердца ожесточены. Пусть знают те, кому даровано знание, что это
истина от твоего Господа, чтобы они могли уверовать в него, а их
Сердце успокоенного человека наполнено любовью, трепетом и почитанием по отношению к Аллаху. В сердце, наполненном таким отношением, появляется свет и спокойствие, его укутывает страх перед Аллахом, и оно испытывает наслаждение. Когда сердце
AL-FATAVA.COM
192 достигает такого уровня, речь и дела самого человека становятся светом, а его молчание — достоинством.
Что касается высокомерия, то его основой является жестокость, тщеславие и сердце, наполненное невежеством и несправедливостью. Высокомерный человек свысока смотрит на людей, ходит среди них горделивой походкой и обращается с ними плохо, выставляя свое мнение как самое важное. При встречи высокомерный человек не приветствует первым другого. Когда высокомерному человеку говорят правду, он отварачивается от нее.
Такой человек всегда знает свои права по отношению к другим людям, но не думает о том, какие обязанности он имеет перед людьми. Высокомерный человек считает себя лучше всех и не замечает, что другие могут быть лучше него в чем-либо.
Высокомерный человек получит от Аллаха гнев, а от людей — унижение и позор.
ОСТОРОЖНОСТЬ И МНИТЕЛЬНОСТЬ
Прежде чем совершить какое-либо дело, осторожный человек оценивает обстоятельства, размышляет над сложившейся ситуацией и только после этого принимает окончательное решение. В отличие от осторожности, которая является признаком рассудительности, мнительность проявляется в склонности видеть во всем опасность и что-либо дурное. Мнительность является следствием наущения души.
Человек, чьим сердцем овладела мнительность, не в состоянии рационально размышлять. Мнительность плохо отражается и на образе жизни человека — человек становится склонным откладывать совершение действий или, наоборот, совершать их впопыхах.
В хадисе, переданном от Амра ибн аль-Аса, Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Самые плохие человеческие качества — порочная мнительность и тревожная скупость». (Ахмад
«муснад» 2/302, ибн Аби Шейба «мусаннаф» 5/332, Бухари «ат-тарих аль-кабир» 6/8. Хадис является достоверным).
ЭКОНОМИЯ И СКУПОСТЬ
В основе такого качества, как экономия лежат справедливость и мудрость. Именно с помощью справедливости экономный человек
AL-FATAVA.COM
193 может рационально распределять свое имущество, давая или не давая часть из него другим людям. С помощью мудрости экономный человек может понять, кому ему следует помогать своим имуществом, а кому — нет. Экономия является золотой серединой между двумя крайностями: расточительством и скупостью.
Всевышний Аллах в одном из аятов Корана сказал про экономию следующее: «Не позволяй своей руке быть прикованной к шее, и не
раскрывай ее во всю длину (не будь скуп или расточителен), а не то
будешь порицаемым и опечаленным (Коран, 17/29). В другом аяте
Он сказал: «Когда они (истинные рабы Аллаха) делают
пожертвования, то не излишествуют и не скупятся, а
придерживаются середины между этими крайностями» (Коран,
25/67).
В отличие от экономии, скупость является порицательным качеством, которое формируется в результате влияния дурных мыслей, слабости души, а также страхов, внушенных сатаной. Сатана пугает человека тем, что, помогая другим людям своим имуществом, оно может сильно уменьшиться. Если человек поддастся внушениям сатаны и последует за его наущениями, он не станет делиться своим имущество и помогать другим, а в его сердце зародится страх нищеты. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Воистину, человек
создан нетерпеливым, беспокойным, когда его касается беда, и
скупым, когда его касается добро» (Коран 70/19-21).
БДИТЕЛЬНОСТЬ И МНИТЕЛЬНОСТЬ
Бдительный человек подобен осторожному путнику, который отправился в путь со своим имуществом на своем коне: он остерегается людей, которых встречает на своем пути, так как среди них могут быть разбойники. Он соблюдает меры безопасности во время своего путешествия. Бдительный человек в своей осторожности подобен тому, кто, вооружившись, приготовился ко встречи со своим врагом, знает, как спастись от него, и как выйти из затруднительной ситуации.
Что касается мнительного человека, то ему свойственно плохо думать и как следствие, плохо говорить о других людях. Человек, который
AL-FATAVA.COM
194 плохо думает о других, отвечает злом на зло, ненавидит тех, кто его ненавидит и проклинает тех, кто проклинает его.
Бдительный человек наставляет других людей на благие дела и делает людям добро, но при этом он осторожен. Мнительный же человек остерегается и ненавидит людей.
ПРОНИЦАТЕЛЬНОСТЬ И ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ
В отличии от проницательности, предположение человека может быть как правильным, так и ошибочным. Предположение может исходить от мрачного и нечистого сердца, поэтому Всевышний Аллах приказал остерегаться постоянных предположений и предупредил, что некоторые предположения греховны.
Проницательность является хорошим качеством. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, в этом — знамения для зрячих» (Коран, 15/75).
Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, на ряду с другими толкователями Корана сказали, что под словом
«мутавассимин» (зрячие) в этом аяте подразумеваются проницательные люди.
В другом аяте Аллах сказал: «Неосведомленный считает их (бедных
людей) богачами по причине их скромности. Ты узнаешь их по
приметам: они не выпрашивают у людей милостыню настойчиво»
(Коран 2/273).
В другом аяте Аллах сказал: «Если же Мы пожелали, то показали бы
их тебе, и тогда ты узнавал бы их по их приметам. Но ты
непременно узнаешь их по оговоркам» (Коран 47/30). Истинная проницательность существует лишь в сердце, очищенном от скверны, приближенном к Аллаху и видящим Светом Аллаха.
Сообщается, что Абу Саид, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Бойтесь проницательности верующего человека, ибо он видит Светом Аллаха» (Ат-Тирмизи «джами'» 3127 и Бухари «ат-тарих аль-кабир» 7/354). Такая проницательность появляется вследствие приближения человека к Аллаху. Когда сердце человека приближается к Аллаху, у него исчезают плохие качества, которые могли стать преградой для познания истины. Сердце, достигшее
AL-FATAVA.COM
195 такого уровня, может видеть то, что не могут видеть покрытые и далекие от истины сердца. Сообщается, что Абу Хурейра, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, привел слова Аллаха: «Мой раб больше всего приблизится ко мне с помощью выполнения тех деяний, которые Я сделал для него обязательными. Мой раб будет непрестанно приближаться ко Мне, выполняя дополнительные виды поклонения, до тех пор, пока Я не полюблю его. Когда же Я полюблю его, Я стану его слухом, которым он будет слышать, его зрением, которым он будет видеть, его рукой, которой он будет брать и его ногой, которой он будет передвигаться. Мой раб будет слышать, видеть, брать и передвигаться Мною» (Бухари «сахих» 6137).
В этом священном хадисе Аллах сообщил, что когда Его раб приблизится к Нему, Он полюбит его. Когда Он полюбит Своего раба,
Он сделает его сердце таким чистым, словно оно чистое зеркало, на котором отображаются картины истины в их истинном облике.
Благодаря этому, человек сможет правильно определять истину.
Человек, видящий Аллахом, увидев что-либо, видит это в истинном свете. Человек, слышащий Аллахом, услышав что-либо, слышит это в истинном свете. Такие способности не являются знаниями о скрытом, они являются лишь доказательством того, что Всезнающий Аллах внушает истину сердцу Своего раба, если оно не занято ложью, фантазиями и дурными мыслями, которые преграждают путь к познанию истины.
Ниже мы приведем примеры истинной проницательности:
Известно, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, во время молитвы видел своих сподвижников перед собой, в то время как они стояли позади него. Известным фактом также является то, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, видел Иерусалим, в то время как сам физически находился в Мекке; он видел башни Шама, ворота Саны и города
Хосроя, в то время как сам находился в Медине и копал ров; он видел назначенных им военоначальников в Му'те (место, где происходила битва с неверующими), в то время, как сам находился в Медине; находясь в Медине, Пророк узнал о кончине короля Негуса в Эфиопии и совершил за него заупокойную молитву.
AL-FATAVA.COM
196
Известно, что Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, находясь в Медине, увидел Сарийу и войска мусульман на персидской земле Нахаванде при сражении с врагами. Обратившись к
Сарийу, Умар ибн аль-Хаттаб сказал: «О Сарийа, держись горы».
Сообщается, что однажды, когда имам аш-Шафии и Мухаммад ибн аль-Хасан сидели в мечети аль-Харам, туда вошел один мужчина.
Увидев его, Мухаммад сказал: «Я думаю, что этот мужчина плотник», а имам аш-Шафии сказал: «Я думаю, что он кузнец». Когда они спросили того мужчину, кто он по профессии, он ответил: «Раньше я работал кузнецом, а сейчас я плотник».
Сообщается, что Шах аль-Кармани, обладавший истинной проницательностью, сказал: «Тот, кто не будет смотреть на запретное, будет воздерживаться от страстей, внешне и внутренне ощущать контроль Аллаха, следовать сунне и питаться только дозволенным, будет обладать проницательностью, которая никогда не ошибется».
Сообщается, что Абу Саид аль-Хараз рассказывал: «Однажды, когда я пришел в мечеть аль-Харам, туда пришел один бедняк, у которого заместо одежды были только две тряпки. Этот человек стал просить у людей подаяние. Глядя на него, я подумал про себя: «Подобные люди — обуза для других». Этот человек посмотрел на меня и прочитал слова Аллаха: «Знайте, что Аллаху известно о том, что в ваших душах. Остерегайтесь Его». Тогда я стал просить Аллаха о прощении про себя, а он, обратившись ко мне, прочитал слова
Аллаха: «Он — Тот, Кто принимает покаяния Своих рабов».
Сообщается, что Ибрахим аль-Хавас рассказывал: «Однажды, когда я был в мечети, туда пришел один юноша очень приятной внешности. Я сказал своим друзьям: «Я думаю, этот юноша — иудей». После того, как я сказал это, мои друзья не взлюбили его. Когда я вышел из мечети, этот юноша подошел к моим друзьям и стал расспрашивать их о том, что я сказал им про него. После его долгих уговоров мои друзья сказали ему, что я сказал, что он иудей. Тогда этот юноша пришел ко мне, взял меня за руку и принял Ислам. Я спросил его, что побудило его к принятию Ислама, на что он ответил: «В нашей книге
(Торе) написано, что правдивый человек не ошибается в своей проницательности. Я решил проверить мусульман и пришел к вам,
AL-FATAVA.COM
197 чтобы посмотреть, есть ли среди вас правдивый или нет. Ты являешься правдивым человеком».
Сообщается, что однажды по пути к Усману ибн Аффану один сподвижник увидел женщину и задумался о ее красоте. Когда он пришел к Усману, Усман сказал ему: «Неужели ты осмелился прийти ко мне, когда след прелюбодеяния остался в твоих глазах?». Этот сподвижник спросил Усмана: «Разве после Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, Аллах будет давать кому-то еще Откровение?». Усман сказал: «Нет, но это истинная проницательность».
СОВЕТ И ЗЛОСЛОВИЕ
Целью совета является предостережение мусульманина от нововведений, смут, обмана и грехов. Если человек пришел к тебе за советом и хочет узнать твое мнение о другом человеке, ты можешь дать ему совет, рассказав о качествах того человека. Сообщается, что, когда Фатима бинт Кайс, на которой хотели жениться Муавийа и Абу
Джахм, пришла к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и спросила его совета — за кого из них ей лучше выйти замуж, он сказал ей: «Муавйиа — бедный, а Абу Джахм не спускает свою палку со своего плеча (имеется в виду — строгий)». (Муслим «сахих» 1470).
В основе злословия же лежит желание говорить о другом человеке с тем, чтобы унизить его самого и его честь. Злословье — это огонь, пожирающий добрые дела человека, подобно огню, сжигающему дрова до тла.
ВЗЯТКА И ПОДАРОК
Целью взятки является оправдание лжи или, наоборот, представление истины в ложном свете. Пророк, да благословит его
Аллах и приветствует, проклял человека, который дает или берет взятку. В случае, если человек дает взятку, чтобы избавить себя от тирании и несправедливости, будет проклят только тот, кто берет взятку.
Целью подарка является возникновение между людьми любви, дружбы и добрых отношений с другим человеком.
AL-FATAVA.COM
198
СДЕРЖАННОСТЬ И ЧЕРСТВОСТЬ
Сдержанность заключается в удалении себя от торопливости, страха и жалоб. Сдержанный человек удерживает свою душу от влияния гнева, свой язык от жалоб и высказываний недовольства, а свое тело — от запретного. Сдержанность проявляется в твердости сердца по отношению к предопределению и религиозным обязанностям.
Черствость проявляется в сухости сердца, которая понижает его чувствительность. Черствость является преградой для восприимчивости сердца, что в результате, делает его настолько жестким, что оно не может ни на что реагировать.
Существует три вида сердец:
1.
Жестокое сердце
2.
Очень чувствительное сердце.
3.
Мягко-чисто-твердое сердце.
Жестокое сердце такое же бездейственное и жесткое, как камень.
Очень чувствительное сердце настолько мягкое, что может сравниться с водой. Эти два вида сердец несовершенны.
Самое правильное и лучшее сердце — мягко- чисто-твердое. Такое сердце отличает истину ото лжи с помощью своей чистоты, защищает и бережет истину с помощью своей мягкости и борется с врагами с помощью своей твердости. В одном из преданий говорится: «Сердца
— это сосуды Аллаха на земле. Самое любимое сердце для Аллаха — это самое мягкое, самое твердое и самое чистое сердце». Мягко- чисто-твердое сердце подобно стеклу, так как стеклу свойственны эти три качества. Самое ненавистное для Аллаха сердце — это жесткое сердце. Всевышний Аллах сказал: «Горе тем, чьи сердца черствы к
поминанию Аллаха» (Коран 39/22). Он также сказал: «После этого
ваши сердца ожесточились и стали, как камни или даже еще
жестче» (Коран 2/74).
В другом аяте Он сказал: «Он [Аллах] делает то, что подбрасывает
дьявол, искушением для тех, чьи сердца поражены недугом и чьи
сердца ожесточены. Пусть знают те, кому даровано знание, что это
истина от твоего Господа, чтобы они могли уверовать в него, а их