Файл: Alfatava. Com 1 Шейх Ибн Каййим альДжавзийя Китаб арРух Казань 2013 Перевод Хисамов Р. Г.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 295

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

AL-FATAVA.COM
11 что моя дочь умрет через шесть дней, поэтому призовите её к совершению добра». Проснувшись утром, я сказал себе: «В моем сне есть знаки» и пошел в дом Са’ба. Я нашел ту коробку, о которой он мне сказал, и обнаружил в ней сверток с деньгами. Я взял деньги и понес их иудею. Когда я пришел к иудею, я спросил его: «Был ли Са’б что-либо должен тебе?». Он сказал: «Он был должен мне десять динаров». Тогда я вернул ему десять динаров, и сказал: «Это первый признак». Затем я вернулся в дом Са’ба и спросил его домочадцев о том, что произошло у них дома после его смерти. Они рассказали мне о произошедших событиях и в том числе упомянули о том, что на днях у них умерла кошка. Тогда я сказал себе: «Это второй знак». Затем я спросил его домочадцев, где дочь Са’ба, на что они сказали мне, что она играет. Я подошел к ней, дотронулся до неё и почувствовал, что у неё жар. Тогда я сказал: «Призовите её к совершению добра». Через шесть дней она умерла»
5
Передают, что дочь Сабита ибн Кайса ибн Шамаса рассказывала:
«Когда Всевышний Аллах ниспослал аят: «О те, которые уверовали!
Не повышайте свои голоса над голосом Пророка»
6
, мой отец закрылся у себя в комнате и не выходил из неё несколько дней.
Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, отправил к нему посланца, чтобы узнать, как у него дела. Мой отец сказал посланцу Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что он обладает громким голосом и что теперь он боится повышать свой голос над голосом Посланника Аллаха. Когда Посланнику
Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, передали его слова, он сказал: «Сабит, ты не из тех, кто повышает свой голос над моим голосом. Я обрадую тебя тем, что ты проживёшь во благе и умрешь во благе». А когда Всевышний Аллах ниспослал аят: «Аллах не любит
всяких надменных бахвалов»
7
, мой отец снова закрылся у себя и не выходил несколько дней. Посланник Аллаха, да благословит его
Аллах и приветствует, отправил к нему посланца, чтобы узнать, как у него дела. Тогда мой отец пришел к нему и сказал: «О Посланник
Аллаха! Я люблю красоту и хочу быть господином своего племени». В ответ Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует,
5
Аль-Байхаки «шуаб аль-иман» 678.ГЛАВА
6
Коран 49/2.
7
Коран 57/23.

AL-FATAVA.COM
12 сказал ему: «Сабит, ты не из тех, кто проявляет высокомерие. Я обрадую тебя тем, что ты проживешь свою жизнь достойно, умрешь мученической смертью и войдешь в Рай». В день битвы при Йамама
(сражение против лжепророка Мусайлямы), мой отец выступил против Мусайлямы с Халидом ибн Валидом и погиб на поле боя. В тот день на нем была красивая кольчуга. Один из мусульман снял её и присвоил себе. Мой отец пришел во сне к одному из сподвижников и сказал: «Я скажу тебе одну вещь, только ты поверь мне и не думай, что этот сон неправдивый. Когда я погиб, один мусульманин присвоил себе мою кольчугу. Этот человек живет там-то. Его лошадь привязана возле его палатки, кольчугу он спрятал под кастрюлей, а на кастрюлю положил вещи. Иди к Халиду и скажи, чтобы он забрал у него мою кольчугу, а когда прибудешь в Медину, скажи Халифу Абу Бакру, что у меня есть доги перед тем-то и тем-то». Этот сподвижник направился к
Халиду и рассказал ему свой сон. Халид отправил своего человека за кольчугой моего отца и забрал её. Затем этот сподвижник рассказал
Абу Бакру про долги моего отца и Абу Бакр расплатился за моего отца. Ничье завещание, кроме завещания моего отца, не было выполнено таким образом»
8
Данный хадис ещё раз подтверждает, что мертвые, по воле Аллаха, знают о словах и действиях живых. Если бы это было не так, Абу Бакр и Халид не обратили бы никакого внимания на слова Сабита ибн
Кайса, да будет доволен им Аллах, сказанные во сне.

ГЛАВА 2
ВСТРЕЧАЮТСЯ ЛИ ДУШИ УМЕРШИХ ПРАВЕДНЫХ
ЛЮДЕЙ ДРУГ С ДРУГОМ?
Души умерших делятся на две категории: наказываемые и награждаемые. Наказываемая душа постоянно находится в муках и наказаниях и соответственно, она не может встречаться с другими душами. Награждаемая душа не в плену, она свободна, и поэтому она
8
Ибн Аби Асим «аль-ахад уа аль-масани» 3399, аль-Асбахани «даляиль ан-нубувва» 309, аль-Хаким «мустадрак» 3/261, ат-Табарани «аль-му’джам аль-кабир» 2/70 и ибн Бушкуваль
«гавамид аль-асма’ аль-мубхама» 2/833. Данный хадис является хорошим.

AL-FATAVA.COM
13 может встречаться с другими душами и вспоминать прожитую на этой земле жизнь. После смерти душа человека будет жить с душами тех, с кем человек дружил и кого любил при жизни. Душа нашего Пророка
Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, находится на самом высоком и почетном месте в Раю. Всевышний Аллах в одном из аятов Корана говорит: «Те, которые повинуются Аллаху и
Посланнику, окажутся вместе с пророками, праведниками,
правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками,
которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти
спутники!»
9
. По мнению учёных, этот аят указывает на то, что в загробной жизни и в Судный День люди могут оказаться с теми, кого они любят в этом мире.
Передают, что Масрук рассказывал, что однажды сподвижники
Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, сказали ему: «Мы не покинем тебя, пока ты жив, но, однако, когда ты умрешь, мы больше не увидим тебя. В ответ Всевышний Аллах ниспослал аят: «Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику,
окажутся вместе с пророками, праведниками, правдивыми
мужами, павшими мучениками и праведниками, которых
облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники!».
Передают, что аш-Ша'би рассказывал, что однажды один из ансаров подошел к Пророку Мухаммаду, да благословит его Аллах и приветствует, со слезами на глазах. Увидев его, Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, спросил: «Почему ты плачешь?». Он сказал: «Пророк Аллаха, клянусь Аллахом, я люблю тебя больше, чем свою семью, своё богатство и самого себя. Когда я думаю о смерти, мне становится грустно от того, что ты окажешься на самом высоком месте в Раю, и я не смогу увидеть тебя». Пророк
Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, ничего ему на это не сказал, но Всевышний Аллах ниспослал в ответ аят: «Те,
которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с
пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и
праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же
прекрасны эти спутники!», а также другой аят, где говорится: «О
душа, обретшая покой, вернись к своему Господу удовлетворенной
9
Коран 4/69


AL-FATAVA.COM
14
и снискавшей довольство! Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой
Рай!»
10
По мнению учёных, слова Аллаха «Войди в круг Моих рабов!» означают, что после смерти верующего человека его душа может жить вместе с душами тех праведников, которых этот человек любил при жизни.
Передают, что Абдуллах ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, рассказывал: «Когда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднялся на небеса, он встретился с Ибрахимом, Мусой и Исой, мир им всем. Они завели разговор о Судном Дне и спросили
Ибрахима о том, что будет предшествовать этому дню. Ибрахим не смог ответить, и они спросили Мусу, но он также не смог ответить.
Когда спросили Ису, он сказал: «Когда выйдет Даджаль (Антихрист), я спущусь по воле Аллаха и умерщвлю его. Затем выйдут Йа’джудж и
Ма’джудж (народы Гог и Магог). Их будет настолько много, что они будут съедать все на своем пути. Люди обратятся ко сне за помощью, я взову к Аллаху, и Он умертвит их. Затем земля обратится к Аллаху, чтобы Он очистил её от их тел. Аллах ниспошлет такой ветер, который забросит их тела в моря. Затем горы содрогнутся и земля будет распростерта. Судный День подобен беременной женщине, у которой настал срок, и её домашние не знают, когда она родит: ночью или днем»
11
. Этот хадис, рассказывающий о беседе Пророка Мухаммада с душами других пророков, указывает на то, что души могут общаться между собой после смерти.
Всевышний Аллах в Коране говорит: «Никоим образом не считайте
мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха. Нет, они живы и
получают удел у своего Господа, радуясь тому, что Аллах даровал
им по Своей милости, и ликуя от того, что их последователи,
которые ещё не присоединились к ним, не познают страха и не
будут опечалены»
12
. Данный аят указывает на то, что души мучеников встречаются и общаются друг с другом после смерти. Это подтверждается многочисленными рассказами праведных людей.
Передают, что Салих ибн Башир рассказывал: «После смерти ‘Атаа ас-
Сальми я увидел его во сне и сказал ему: «Пусть Аллах помилует тебя.
10
Коран 89/27-30.
11
Передал аль-Хаким и Байхаки.
12
Коран 3/169-170.


AL-FATAVA.COM
15
В земной жизни ты много думал о мире вечном и поэтому не был всегда весел, а как ты живешь сейчас?». Он сказал мне: «Клянусь
Аллахом, сейчас я живу в радости». Я спросил его: «Где ты сейчас?», на что он сказал: «Я вместе с облагодетельствованными Аллахом из числа пророков, праведников, мучеников и правдивых».
Передают, что Абдуллах ибн Мубарак рассказывал: «После смерти
Суфьяна ас-Саври я увидел его во сне и спросил: «Что Аллах решил сделать с тобой после смерти?». Он сказал мне: «Присоединил меня к
Мухаммаду и его сподвижникам»
13
Передают, что Сахр ибн Рашид рассказывал: «Я увидел во сне
Абдуллаха ибн Мубарака после его смерти и спросил: «Что Аллах решил сделать с тобой после смерти?». Он сказал: «Он простил мне все мои грехи». Я спросил его: «А как насчет Суфьяна ас-Саври?». Он сказал: «Он вместе с облагодетельствованными Аллахом из числа пророков, праведников, мучеников и правдивых»
14
Передают, что Йакза бинт Рашид рассказывала: «Мой сосед, Марван аль-Махлями, был справедливым судьей. Когда он умер, я увидела его во сне и спросила: «Что Аллах решил сделать с тобой после смерти?». Он сказал: «Он ввел меня в Рай и сделал меня из числа праведников и приближенных к Нему людей». Он сказал: «Я встретил
Хасана, ибн Сирина и Маймуна ибн Сийаха»
15
Передают, что Умм Абдуллах, одна из самых праведных женщин
Басры, рассказывала: «Однажды мне приснилось, что я оказалась в красивом дворе с прекрасным садом. Я вошла в этот сад и увидела мужчину, лежавшего на золотом ложе, вокруг него стояли слуги с кружками в руках. Мне было сказано, что это Марван аль-Махлями. Я неожиданно проснулась и увидела, как похоронная процессия
Марвана на яву проходит мимо моего дома».
Передают, что Са’ид ибн аль-Мусаййиб рассказывал: «Когда человек умрет, его отец встретит его как потерянного сына».
13
Ибн Аби Дунья «аль-манамат» 45.
14
Ибн Аби Дунья «аль-манамат» 63 и Абу Наим «хулият аль аулийа» 6/385.
15
Ибн Аби Дунья «аль-манамат» 35.

AL-FATAVA.COM
16
Передают, что Абу Аййуб аль-Ансари рассказывал, что Посланник
Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Когда душа верующего человека выходит из него (после смерти), её встречают души других верующих людей и задают подобные вопросы: «Как поживает такой-то?», «Как поживает такая-то», «Женился ли такой- то?», и так далее. Когда они спросят его о том человеке, который умер до него, он скажет: «Он умер до меня». Тогда они скажут: «Все мы принадлежим Аллаху, и все мы вернемся к Нему. Он попал в Ад и как скверна эта обитель!» (имеется в виду, что если кто-нибудь умрет, и его душу не встретят души праведных людей, то он окажется в Аду, ибо души праведных людей встречают только души праведных людей)
16
ГЛАВА 3
ДУШИ МЕРТВЫХ И ЖИВЫХ ЛЮДЕЙ ВСТРЕЧАЮТСЯ
ДРУГ С ДРУГОМ
Существует ряд фактов, подтверждающих, что души мертвых и живых людей могут встречаться друг с другом. Так, в одном из аятов Корона
Всевышний Аллах говорит: «Аллах забирает души в момент смерти, а
ту, которая пока не умерла, Он забирает во время сна. Он
удерживает ту, которой предопределил смерть, а другую отпускает
до определенного срока. Воистину в этом – знамение для людей
размышляющих»
17
.
Передают, что Абдуллах ибн Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, говорил по поводу этого аята: «Душа живых и мертвых людей встречаются и общаются друг с другом во сне, затем Аллах удерживает души мертвых и возвращает души живых обратно в их тела».
Передают, что ас-Суддий сказал по поводу этого аята следующее:
«Всевышний Аллах забирает души живых во время сна, что позволяет им встречаться и общаться с душами усопших. Затем Аллах возвращает душу живого человека обратно в его тело. Душа мертвого
16
Абдуллах аль-Мубарак «аз-Зухд» 443, ибн Аби Дунья «аль-манамат» 3. Ат-Табарани «аль- му’джам аль-кабир» 3887-3889, ««аль-му’джам аль-авсат» 148, ибн Адий «аль-камиль» 301 и ибн Хиббан «аль-маджрухин» 428.
17
Коран 39/42.


AL-FATAVA.COM
17 человека тоже желает вернуться в этот мир, однако (Аллах) ей этого не позволит».
По мнению учёных, вышеприведенный аят можно истолковать двумя способами:
1.
Всевышний Аллах забирает души некоторых живых людей
во время сна и позволяет им встретится с душами
мертвых людей. Затем Он возвращает души живых людей в
их тела, и удерживает души мертвых.
2.
Всевышний Аллах позволяет душам живых людей
встречаться во время сна. Аллах забирает души тех людей,
которым Он предопределил смерть во время сна, а души
тех, кому Он этого не предопределил, возвращает в их тела.
По мнению большинства учёных, второе толкование является более достоверным, ибо в этом аяте упоминается два вида смерти:
А) естественная смерть;
Б) кратковременная смерть (сон).
Так же в этом аяте упомянуты два вида души:
А) Души, которые Аллах забирает во время смерти;
Б) Души, которые Аллах забирает во сне, но потом возвращает их в тела на определенный срок.
Зачастую во сне к живому человеку приходит мертвый человек и рассказывает ему о чем-либо, что заставляет живого задуматься.
Во сне мертвый человек может сообщить живому, где он
(мертвый человек) спрятал ту или иную вещь; были ли у него
(мертвого человека) долги при жизни; когда умрет живой человек и т.д.
Передают, что однажды, когда Абдуллах ибн Салям встретил
Сальмана аль-Фарси, он сказал ему: «Если ты умрешь раньше меня, то приди ко мне во сне (в моем сне) и расскажи мне о том, как с тобой поступил Господь. Если я умру раньше тебя, то я приду к тебе во сне и расскажу тебе об этом». Сальман аль-Фарси спросил его: «А разве мертвые люди встречаются с живыми людьми?». Абдуллах ибн Салям сказал: «Да, души умерших

AL-FATAVA.COM
18 верующих находятся в Раю и могут ходить, куда пожелают. Я слышал, что после смерти один человек пришел во сне к другому человеку и сказал: «Всегда уповай на Аллаха и знай, что упование на Аллаха превыше всего»
18
Передают, что Аббас ибн Абд аль-Мутталиб рассказывал: «После смерти Умара ибн аль-Хаттаба я очень сильно хотел увидеть его во сне. Моё желание осуществилось только через год после его смерти. Во сне я увидел, как он протер пот со лба и сказал: «Если бы не милость моего Господа, то я бы погиб»
19
Передают, что Умар ибн Абд аль-Азиз сказал: «Однажды я увидел во сне своего умершего отца. Отец находился в саду. Он дал мне несколько яблок. Я взял яблоки и спросил его: «Какое дело является наилучшим?». Он сказал: «Истигфар (просьба о прощении)»
20
Передают, что Малик ибн Динар рассказывал, что однажды во сне он увидел умершего Муслима ибн Йасара и спросил его: «Что ты увидел после смерти?». Муслим сказал: «Я увидел ужасные события и сильные землетрясения». Малик спросил его: «А как поступил с тобой Аллах?». Муслим сказал: «Принял мои добрые деяния, простил мои прегрешения и снял с нас ответственность
(которую мы несли при жизни)». Через несколько дней сердце
Малика остановилось от увиденного во сне, и он умер.
Передают, что Сухайль рассказывал: «Однажды во сне я увидел покойного Малика ибн Динара и спросил его: «О Абу Йахья, как поступил с тобой Аллах?». Он сказал мне: «Он простил все мои грехи, и причиной этому послужило то, что я всегда надеялся на
Его милость»
21
Передают, что Йа’куб аль-Кари’ рассказывал: «Однажды во сне я увидел высокого человека, за которым следовали люди. Я спросил: «Кто этот человек?». Мне сказали: «Это Увейс аль-
Карни». Я тоже последовал за ним и сказал ему: «Посоветуй мне
18
Ибн Аби Дунья «аль-манамат» 21. Данный рассказ является достоверным.
19
Ибн Аби Дунья «аль-манамат» 22, ибн Са’д «ат-табакат» 3/375. Данный рассказ является хорошим (хасан).
20
Ибн Аби Дунья «аль-манамат» 26. Данный рассказ является слабым.
21
Ибн Аби Дунья «аль-манамат» 21. Данный рассказ является хорошим.