Файл: Alfatava. Com 1 Шейх Ибн Каййим альДжавзийя Китаб арРух Казань 2013 Перевод Хисамов Р. Г.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 296
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
AL-FATAVA.COM
19 что-нибудь». Он сказал: «Всегда надейся на милость Аллаха и бойся Его наказания».
Сообщается, что ибн ас-Саммак рассказывал: «Однажды во сне я увидел умершего Мис'ара и спросил его: «Какое дело является наилучшим?», - на что он сказал: «Ночная молитва (тахаджуд)».
Передают, что Джувейрийа ибн Асма’ рассказывал: «Однажды, когда мы были в (местечке) Ибадан, к нам присоединился очень богобоязненный юноша из Ирака. В один из жарких дней этот юноша умер. Мы решили отложить похороны до тех пор, пока не станет прохладнее. Я уснул и во сне увидел себя на кладбище, на котором располагался красивый светящийся, словно жемчуг, дом.
Я подошел к дому, из него вышла девушка неземной красоты. Она сказала мне: «Не задерживайте умершего юношу до вечера, быстрее отправьте его ко мне». Я проснулся, выкопал могилу, и мы похоронили юношу».
Сообщается, что Абд аль-Малик ибн Итаб аль-Лейси рассказывал:
«Однажды во сне я увидел покойного Амира ибн Абд Кайса и спросил его: «Какое дело является наилучшим?», - на что он сказал: «То, которое было совершено ради Аллаха».
Сообщается, что Йазид ибн Харун рассказывал: «Однажды во сне я увидел покойного Абу аль-‘Аля Айюба ибн Мискина и спросил его:
«Как поступил с тобой Господь?». Он сказал: «Он простил мне мои грехи». Я спросил: «За что Он простил тебе твои грехи?». Он сказал: За мои молитвы и пост». Я спросил: «Видел ли ты Мансура ибн Зазана?». Он сказал: «Я не видел его самого, но его дворец виден мне издалека».
Передают, что жена Умара ибн Абд аль-Азиза, Фатима бинт Абд аль-Малик, рассказывала: «Однажды ночью Умар ибн Абд адь-
Азиз проснулся и сказал, что увидел удивительный сон. Я попросила его рассказать мне сон, но он сказал, что сделает это утром. На следующий день после совершения утренней молитвы я попросила его рассказать мне удивительный сон. Он сказал: «Во сне я оказался на широкой, подобной зеленому ковру, земле. Там я увидел серебристо-белый дворец. Из дворца вышел человек и громко сказал: «Где Мухаммад ибн Абдуллах ибн Абд аль-
Мутталиб, Посланник Аллаха?». Посланник Аллаха откликнулся и
AL-FATAVA.COM
20 зашел во дворец. Затем другой мужчина вышел из дворца и крикнул: «Где Абу Бакр ас-Сиддик, ибн Аби Кухафа?». Абу Бакр откликнулся и зашел во дворец. Затем другой мужчина вышел из дворца и крикнул: «Где Умар ибн аль-Хаттаб?». Умар откликнулся и зашел во дворец. Затем следующий мужчина вышел из дворца и крикнул: «Где Усман ибн Аффан?». Усман откликнулся и зашел во дворец. Затем другой мужчина вышел из дворца и крикнул: «Где
Али ибн Аби Талиб?». Али откликнулся и зашел во дворец. Затем другой мужчина вышел из дворца и крикнул: «Где Умар ибн Абд аль-Азиз?». Я откликнулся на его слова и зашел во дворец. Войдя во дворец, я подошел к Посланнику Аллаха, да благословит его
Аллах и приветствует, окруженному сподвижниками. Сначала я не знал куда мне сесть, но потом решил сесть около Умара ибн аль-Хаттаба. Я увидел, что Абу Бакр сидел справа от Посланника
Аллаха, а Умар – слева от него. Я также заметил, что один мужчина сидел между Посланником Аллаха и Абу Бакром и я поинтересовался, кто этот человек. Мне сказали, что это Иса, сын
Марьям. Затем я услышал голос, обратившийся ко мне: «Умар ибн
Абд аль-Азиз, ты находишься на правильном пути. Продолжай действовать в том же духе». После этого я вышел из дворца и увидел, что, Усман ибн Аффан через некоторое время тоже вышел из дворца и сказал: «Хвала Аллаху, Который помог мне». Затем оттуда вышел Али ибн Аби Талиб и сказал: «Хвала Аллаху,
Который простил меня»
22
Передают, что Ахмад ибн Мухаммад аль-Баляди рассказывал:
«Однажды во сне я увидел Ахмада ибн Ханбаля и спросил его:
«Абу Абдуллах, как поступил с тобой Аллах?». Он сказал мне:
«Аллах простил мне мои грехи и разрешил мне посмотреть не Его лик».
Многие рассказы и предания о праведных людей подтверждают, что души живых людей встречаются и общаются с душами мертвых людей. Сон человека делится на три вида:
1. Сон от Аллаха (праведный сон).
2. Сон от шайтана (дурной сон).
3. Естественный сон.
22
Ибн Аби Дунья «аль-манамат» 123.
AL-FATAVA.COM
21
Праведный сон может быть:
А) внушением от Аллаха: во сне Аллах наставляет сердце Своего раба на правильный путь. Аллах разговаривает с человеком во сне, как об этом сказал Убада ибн Самит и другие сподвижники
23
Б) внушением от ангела.
В) встречей души человека с душами своих родных и близких.
Г) встречей души умершего (верующего) человека с Аллахом и общением с Ним.
Встреча душ живых и мертвых людей относится к числу праведного сна.
КАКОЙ СОН ЯВЛЯЕТСЯ ДОСТОВЕРНЫМ?
Сообщается, что однажды Умар ибн аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я удивляюсь тому, что иногда человек что-то видит во сне, и оно сбывается в реальности, а иногда, то, что он видит не сбывается». Тогда Али ибн Абу Талиб, да будет доволен им Аллах, сказал Умару: «О правитель правоверных, Всевышний
Аллах в Коране сказал: «Аллах забирает души в момент смерти, а ту, которая пока не умрет, Он забирает во время сна. Он удерживает ту, которой предопределил смерть, а другую отпускает до определенного срока». Во сне душа (спящего человека) поднимается на небо. То, что она видит на небесах, является правдой, а то, что она видит за пределами небес, является неправдой, ибо ей это внушает шайтан».
КАКИМ ОБРАХОМ ДУШИ ЖИВЫХ ЛЮДЕЙ МОГУТ
ВСТРЕТИТЬСЯ С ДУШАМИ МЁРТВЫХ ЛЮДЕЙ?
Иногда некоторые люди спрашивают, каким образом душа живого человека может встретиться с душой мертвого человека, ведь душа живого человека не расстается со своим телом.
На этот вопрос учёные отвечают следующим образом: «Души людей, живых и мертвых, встречаются на небесах. Они (души) узнают друг друга и общаются друг с другом. К ним приходит
23
Передается от Убады ибн Самита, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение
Аллаха, сказал: «Сон верующего человека – одна из сорока шести частей пророчества». Ат-
Тирмизи «сунан» № 2271. Этот хадис является хорошим (хасан), достоверным.
AL-FATAVA.COM
22 ангел сна (маляк ар-ру’йа), которому Аллах поручил сны людей.
Этот ангел знает по воле Аллаха каждую душу, ему ведома судьба каждой души. Иногда этот ангел радует души живых людей радостной вестью, а иногда предостерегает их от какого-нибудь бедствия. Следовательно, очень часто сон является милостью
Аллаха, ибо очень многие люди становились праведными и прекращали грешить и злодействовать после того, как во сне им объясняли о вреде их поступков. Некоторые люди становились богатыми, увидев во сне место клада и богатства».
Передают, что Умейр Ибн Вахб рассказывал: «Однажды во сне ко мне явился человек и сказал, чтобы я следовал за ним. Я последовал за ним, и он привел меня к одному месту в моем дворе и сказал, что если я раскопаю там землю, то найду клад.
Проснувшись утром, я пошел туда, куда он мне указал во сне, начал копать и нашел десять тысяч дирхемов и много серебра.
Это случилось сразу после того, как я принял Ислам. Увидев это, моя младшая дочь сказала: «Отец, Аллах намного лучше, чем
Хубаль и Узза (идолы, которым поклонялись арабы до Ислама), ибо Аллах обогатил тебя сразу после того, как ты принял Его религию».
Помимо-этого рассказа, существует ряд других историй от праведных людей, которые видели во сне чудеса.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 17
ГЛАВА 4
УМИРАЕТ ЛИ ДУША, ПОДОБНО ТЕЛУ?
По этому вопросу существуют различные мнения. Некоторые ученые заявляют, что человеческая душа умирает, ибо она является творением Аллаха. Такое мнение обосновывается следующими доводам:
А) Множество аятов Корана указывают на то, что смерть постигает все и вся, кроме Аллаха. Всевышний Аллах говорит:
«Все на (земле) смертны. Вечен лишь Лик Господа твоего,
AL-FATAVA.COM
23
обладающий величием и великодушием»
24
. В другом аяте
Аллах говорит: «Всякая вещь погибает, кроме Его Лика…»
25
Б) Из достоверных источников известно, что ангелы умрут. Это указывает на то, что и человеческая душа также подвергается смерти.
В) Всевышний Аллах в Коране приводит слова неверующих, которые попадут в огонь Ада: «… По твоей воле дважды мы
были мертвы, и дважды ты оживил нас…»
26
. По мнению некоторых учёных, под первой смертью подразумевается смерть тела, а под второй – смерть души.
Однако, существует мнение, что душа не умирает, ибо Аллах сотворил её и даровал ей вечную жизнь. Смертно только тело. Это мнение обосновывается следующими доводами:
А) Во многих достоверных хадисах говорится, что в загробной жизни душа будет получать награду или наказание вплоть до того дня, когда Аллах возвратит души людей в их тела. Из этого следует, что если бы душа человека умирала, то Посланник
Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, не рассказывал бы о награде и наказании душ в загробной жизни.
Б) Всевышний Аллах в одном из аятов Корана сказал: «Никоим
образом не считай мертвыми тех, которые были убиты на
пути Аллаха. Нет, они живы и получают удел у своего Господа,
радуясь тому, что Аллах даровал им по Своей милости, и
ликуя от того, что их последователи, которые ещё не
присоединились к ним, не познают страха и не будут
опечалены»
27
. Данный аят подтверждает, что души мучеников живы.
СМЕРТЬ ДУШИ
Смерть души отличается от смерти тела. Под смертью души подразумевается её отделение и выход из человеческого тела.
Трактуя смерть души таким образом, будет правильно считать,
24
Коран 55/26-27.
25
Коран 28/88.
26
Коран 40/11.
27
Коран 3/169-170.
AL-FATAVA.COM
24 что душа вкусит смерть. Ошибочным можно считать утверждение, что душа умрет и исчезнет, подобно телу.
ГЛАВА 5
КАК ДУША МЕРТВОГО ЧЕЛОВЕКА МОЖЕТ УЗНАТЬ
ДУШУ ДРУГОГО ЧЕЛОВЕКА?
Некоторые задаются таким вопросом: «Как души людей могут узнавать друг друга после смерти? Разве душа человека принимает свой человеческий облик?»
Ответ следующий:
Душа человека является отдельным и самостоятельным субъектом. Душа может самостоятельно подниматься на небо и спускаться на землю, заходить и выходить из тела. Описывая душу, Всевышний Аллах в Коране сказал, что она может выходить из тела, заходить в Рай, и подниматься на небо. В одном из аятов
Корана Аллах говорит: «…Если бы ты видел беззаконников, когда они оказываются в предсмертной агонии, и ангелы простирают к ним свои руки (и говорят): «Отдайте (выводите) свои души…»
28
. В других аятах Всевышний сказал: «О обретшая покой душа!
Вернись к своему Господу удовлетворённой и снискавшей довольство! Войди в круг Моих рабов! Войди в Мой Рай!»
29
;
«Клянусь душой и Тем, Кто придал ей совершенный облик (или тем, как Он (Аллах) сделал её облик совершенным), и внушил ей порочность её и богобоязненность»
30
; «О человек! Что ввело тебя в заблуждение относительно твоего Великодушного Господа,
Который сотворил тебя и сделал твой облик совершенным и соразмерным?»
31
. В одном аяте Аллах сказал, что Он придал душе совершенный облик, а в другом аяте Он сказал, что придал телу человека совершенный облик. Следовательно, у каждой души, как
28
Коран 6/93.
29
Коран 89/27-30.
30
Коран 91/7-8.
31
Коран 82/6-7.
AL-FATAVA.COM
25 и у тела человека, есть свой уникальный отличительный от других облик.
В одном из хадисов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Душа верующего человека (после смерти) становится птицей, которая будет сидеть (или питаться) на дереве в Раю до тех пор, пока Аллах не вернет её (душу) в тело». В другом хадисе он сказал: «Когда верующие погибли в битве при Ухуде, Аллах поместил их души в животы зелёных птиц. Их души заходят в Райские реки, едят Райские фрукты и собираются около золотых ламп под сенью Трона (‘арш). Когда их души увидели в Раю благую пищу, благое питьё и услышали благие слова, они сказали: «Если бы наши живые братья увидели эти блага, то они бы не перестали сражаться на пути Аллаха и не боялись бы сражений». Тогда Всевышний Аллах сказал им
(душам), что Он доведёт их слова до живых верующих, и Он ниспослал следующий аят Своему Пророку: «Никоим образом не
считай мертвыми тех, которые были убиты на пути Аллаха.
Нет, они живы и получают удел у своего Господа, радуясь
тому, что Аллах даровал им по Своей милости, и ликуя от того,
что их последователи, которые ещё не присоединились к
ним, не познают страха и не будут опечалены»
32
.
33
Данный хадис указывает на то, что каждая душа обладает уникальным, свойственным только ей обликом, которым она отличается от других душ. Несмотря на то, что порой телесный облик верующих и неверующих людей может быть схож, их души
– разные.
Известно, что ангелы не имеют тел, по своей сути они являются духами, однако они отличаются друг от друга. Подобно ангелам, души людей отличаются друг от друга.
32
Коран 3/169-170.
33
Ибн Исхак «ас-сира» 4/74, Ахмад «мунад» 1/265, ибн Аби Шейба «мусаннаф» 4/205, Абу
Давуд «сунан» 2520, Абу Йа’ля «муснад» 2331. Данный хадис является достоверным.
AL-FATAVA.COM
26
ГЛАВА 6
ДУША ЧЕЛОВЕКА ВОЗВРАЩАЕТСЯ В ТЕЛО ПРИ
ДОПРОСЕ В МОГИЛЕ
Передают, что аль-Барра’ ибн Азиб рассказывал: «Однажды, мы участвовали на похоронах в (местечке) Баки’ аль-Гардак, и к нам пришел Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха. Мы сели рядом с пророком и внимательно слушали его. Он трижды произнёс: «Прибегаю к Аллаху от мучений в могиле», а затем сказал: «Когда верующий человек будет в предсмертном состоянии, к нему придут ангелы с лицами подобными солнцу.
Они принесут с собой саван и мускус из Рая и сядут около него.
Затем к нему придет Ангел смерти, который сядет около его головы и скажет: «О благая душа! Выйди к прощению и довольству Господа». Его душа выйдет, подобно капле воды, вытекающей из сосуда. Ангел смерти заберет её (душу верующего), и тот же час её возьмут другие ангелы (находящиеся около него), завернут её в саван и намажут благовонием. Душа верующего человека будет обладать лучшим ароматом, который только можно найти на земле. Затем ангелы поднимут душу верующего на небеса. Каждый раз, когда они будут проходить с этой душой мимо других ангелов, небесные ангелы будут спрашивать: «Чья это благая душа?». Они ответят: «Душа такого- то, сына такого-то», при этом они будут называть его (умершего верующего) лучшими именами. Когда ангелы дойдут с его душой до ближнего неба, они попросят, чтобы им открыли врата неба, и они откроются. Ангелы ближнего неба будут провожать его до второго неба, и так будет продолжаться до тех пор, пока они не поднимутся на то небо, над которым Аллах. Аллах скажет ангелам: «Запишите Моего раба к праведникам и верните его
(душу) в землю, ибо Я создал его (человека) из земли, и в землю его верну (после смерти), и выведу его из земли (в День
Воскресения)». Затем его душа вернется в тело, после чего к нему придут два ангела, которые посадят его и спросят: «Кто твой
Господь?».
Он скажет им: «Мой Господь – Аллах».
Ангелы спросят: «Какая у тебя религия?».
AL-FATAVA.COM
27
Он скажет: «Моя религия – Ислам».
Ангелы спросят: «Что ты скажешь о том человеке, который был послан к вам? (имеется в виду Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха)».
Он скажет: «Он – посланник Аллаха».
Ангелы спросят: «Как ты об этом узнал?».
Он скажет: «Я прочитал книгу Аллаха (Коран), уверовал в него
(Посланника Аллаха) и поверил ему».
После этого с неба раздастся голос глашатая: «Мой раб сказал правду, приготовьте ему место и откройте ему дверь в Раю».
Затем он (умерший верующий) почувствует аромат Рая, и его могила расширится на огромное расстояние. К нему придет красивый человек в прекрасной одежде и скажет (умершему):
«Радуйся, ибо это тот день, который был обещан тебе». Он
(умерший) спросит его: «Кто ты?». Он скажет: «Я- твои праведные дела». Тогда умерший скажет: «Господь! Пусть Судный День наступит быстрее, чтобы я вернулся к своей семье и к своему имуществу».
Когда неверующий человек будет находиться в предсмертной агонии, к нему придут ангелы с черными лицами. Они принесут с собой дерюгу из Ада и сядут рядом с ним. Затем к нему придет
Ангел смерти, сядет около его головы и скажет: «О скверная душа! Выйди к гневу и негодованию Аллаха». Тогда его душа захочет спрятаться в теле, но Ангел смерти вытащит её, подобно тому, как зубчатый вертел вырывают из мокрой шерсти. Ангел смерти заберет его душу и тот час же другие ангелы поднимут его душу на небеса. Каждый раз, когда они будут проходить с его душой мимо других ангелов, небесные ангелы будут спрашивать:
«Чья эта скверная душа?». Они ответят: «Душа такого-то, сына такого-то», при этом они будут называть его (умершего неверующего) наихудшими именами. Когда ангелы дойдут с его душой до ближнего неба, они попросят, чтобы им открыли врата неба, но они не откроются. (Затем Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прочитал следующий аят): «Воистину не откроются врата небесные для тех, кто считал ложью Наши знамения и превозносился над ними. Они не войдут в Рай, пока