Файл: Alfatava. Com 1 Шейх Ибн Каййим альДжавзийя Китаб арРух Казань 2013 Перевод Хисамов Р. Г.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 293
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
AL-FATAVA.COM
199
сердца могли смиренно покориться ему. Воистину, Аллах наставляет
верующих на прямой путь» (Коран 22/53-54). В первом аяте (Коран
22/53) Аллах упомянул два вида сердца, которые отклонились от истины: одно из них по причине своей жестокости, а другое — по причине своей болезни. В этих аятах (Коран 22/53-54) Он также сказал, что Он сделает то, что побрасывает дьявол искушением для обладателей жестоких и охваченных болезнью сердец и милостью для тех, кто обладает третьим видом сердца — чистым сердцем.
Чистое сердце различает своей чистотой межде тем, что подбрасывает дьявол и тем, что внушает ангел, именно поэтому аята
Аллах сказал: «Пусть знают те, кому даровано знание, что это истина
от твоего Господа, чтобы они могли уверовать в него, а их сердца
могли смиренно покориться ему. Воистину, Аллах наставляет
верующих на прямой путь» (Коран 22/54).
ПРОЩЕНИЕ И УНИЖЕНИЕ
Прощение заключается в том, что человек прощает своего обидчика, несмотря на то, что он в состоянии отомстить ему. Прощение — это предпочтение оставить месть и прибегнуть к добродетели и наилучшим качествам.
Что касается унижения, то оно заключается в том, что человек оставляет месть из-за своей слабости или страха. Унижение порицаемое качество, так как, возможно, тот человек, который может отомстить другому по праву лучше, чем тот, кто унижен. Всевышний
Аллах, описывая в Коране истинных верующих, сказал: «...которые
мстят, когда против них поступают несправедливо» (Коран 42/39).
Всевышний Аллах похвалил тех, кто может защитить себя от людей, поступающих с ними несправедливо, но в следующем аяте Он побудил людей к прощению и щедрости, сказав: «Воздаянием за зло
является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то
его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит
беззаконников» (Коран 42/40). В этих аятах Аллах рассказал о трех качествах: справедливость, которую Он разрешил, прощение, к которому Он побудил, несправедливость, которую Он запретил.
AL-FATAVA.COM
200
Некоторые люди могут спросить: «Как же Аллах похвалил верующих людей за то, что они одновременно прощают и мстят, ведь эти качества абсолютно противоположные?».
Ответ на этот вопрос: «Аллах не похвалил верующих людей за то, что они мстят, Он похвалил их за то, что они в состоянии отомстить другому человеку, но при этом прибегают к прощению».
Некоторые ученые, толкуя эти слова, сказали: «Верующие люди — это те, которые не хотят унижаться, они всегда в силах отомстить другому человеку за несправедливость, но они предпочитают прощать, а не мстить ему. За это они заслуживают похвалу от Аллаха. Описывая
Себя во многих аятах, Аллах говорит: «Аллах — Прощающий,
Всемогущий»; «Аллах — Прощающий, Милостивый».
В известном предании говорится: «Четыре ангела держат Трон
Аллаха. Двое из них, обращаясь к Аллаху, говорят: «Господь наш!
Пречист Ты и Тебя мы восхваляем. Вся хвала тебе за проявление
Твоей Милости, несмотря на то, что Ты знаешь (о содеянных рабами грехах)». Двое других ангелов, обращаясь к Аллаху, говорят: «Господь наш! Пречист Ты и Тебя мы восхваляем. Вся хвала Тебе за то то, что Ты даруешь прощение, несмотря на, то что Ты можешь наказать (Своих рабов за их грехи).
Иса (Иисус), мир ему, сказал Аллаху: «Если Ты подвергнешь их
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 17
мучениям, то ведь они — Твои рабы. Если же простишь им, то ведь
Ты — Могущественный, Мудрый» (Коран 5/118). Иными словами, если Аллах простит Своих рабов, то он сделает это по Своей
Могущественности, которая является совершенной силой, а также по
Своей Мудрости, которая является совершенным знанием. Аллах прощает Своих рабов, несмотря на то, что Он знает, какие грехи они совершают, и несмотря на то, что Он Могущественен наказать их за совершенные грехи.
Что касается человеческого прощения, то люди порой прощают своего обидчика из-за того, что у них нет силы на месть и из-за того, что они не знают сути проступка провинившегося человека. С должно, упование на того, на кого уповать нельзя и надежда на извлечение пользы оттуда, откуда добро не придет никогда. Положение горделивого человека подобно положению путника в пустыне,
AL-FATAVA.COM
201 видящего миражи. Всевышний Аллах сказал: «А деяния неверующих
подобны миражу в пустыне, которого жаждущий принимает за
воду. Когда он приходит к нему, то ничего не находит. Он находит
вблизи себя Аллаха, Который воздает ему сполна по его счету. Аллах
скор в расчете» (Коран 24/39). Всевышний Аллах, описывая качества ослепленных сказал: «Скажи: Не сообщить ли мне вам о тех, чьи
деяния принесут наибольший убыток? О тех, чьи усилия
заблудились в мирской жизни, хотя они думали, я то поступают
хорошо?» (Коран 18/103-104).
Когда спадет завеса с глаз ослепленных людей и прояснится для них сущность вещей, они поймут, что поступали неправильно. Аллах сказал об этом: «Но откроется им от Аллаха то, о чем они даже не
предполагали» (Коран 39/47).
В известном предании сказано: «Если ты видишь, что Аллах умножает
Свою милость для тебя в то время, как ты грешишь, то остерегайся
Его, ибо это обольщение, которым Аллах испытывает тебя». Это также подтверждается словами Аллаха: «Когда они позабыли о том, что им
напоминали, Мы распахнули перед ними врата ко всякой вещи.
Когда же они возрадовались дарованному, Мы схватили их
внезапно, и они пришли в отчаяние» (Коран 6/44). Это самое великое обольщение, так как человек грешит и при этом видит, что
Аллах не прекращает даровать ему от Своей Милости. В этот момент сатана и душа, повелевающая зло, природой которой является обман, обольщают человека, временами напоминая ему о покаянии, но способствуя тому, чтобы человек отложил истинное покаяние на потом и тем самым, умер в таком мерзком положении. Всевышний
Аллах сказал: «Вы обольщались надеждами до тех пор, пока не
явилось повеление Аллаха (смерть или Судный день)». (Коран
57/14). В другой суре Он сказал: «О люди! Воистину, обещание
Аллаха истинно. Пусть не обольщает вас мирская жизнь, и пусть
соблазнитель (сатана)не обольщает вас относительно Аллаха»
(Коран 35/5).
Более всего человек обольщается по отношению к своему Господу в той ситуации, когда Аллах дарует ему Свою милость и благо, а он говорит: «Это все мне, я заслужил все это» и после этого: «Я не думаю, что настанет Судный день». Такой человек начинает считать,
AL-FATAVA.COM
202 что он заслуживает милость Аллаха, невзирая ни на что, что только увеличивает его обольщенность, он скажет: «Если же меня возвратят к моему Господу, то по возвращении я обрету у Него нечто еще более прекрасное», то есть Рай и почтение Аллаха. Иными словами, такой человек обольщен пустыми обещаниями и ложными надеждами от дьявола, что в результате, приведет его к погибели.
НАДЕЖДА И МЕЧТА
Надежда заключается в том, что человек прикладывает все свои силы, трудится и старается всеми дозволенными путями достичь желаемого. Мечты человека представляют собой пустые утешения, представления человека об успехе без приложения реальных усилий для достижения своей цели. Всевышний Аллах сказал: «Воистину, те,
которые уверовали, совершили переселение и сражались на пути
Аллаха, надеются на милость Аллаха» (Коран 2/218). В этом аяте
Аллах ограничил круг верующих людей теми, кто надеется на Него истинным образом.
Однако, люди, обольщенные обещаниями сатаны, говорят: «На милость Аллаха надеются те, кто не выполняет приказы Аллаха, не остерегается Его запретов, следуют за тем, что гневает Аллаха и остерегаются того, что радует Его».
Правильная надежда на Аллаха проявляется в том, что человек боится упустить возможность попадания в Рай, боится того, что между ним и
Раем появится барьер, преграждающая ему путь в Рай. Человек, обладающий правильной надеждой, подобен молодому человеку, который, желая посвататься к богатой и родовитой девушке, старается всеми силами произвести наилучшее впечатление на нее и ее родственников. Он непременно подготовится ко встречи с ними: приведет себя в порядок, оденет красивую одежду, подстрижет свои волосы, намажет себя благовониями. Он будет осторожно идти в гости к невесте, избегая грязи, пыли и дыма, чтобы не испачкаться.
Подготовившись к своему визиту таким образом, хозяева дома вежливо и уважительно отнесутся к нему. Мечтатель же, на против, придет в дом своей невесты в грязной и неопрятной одежде, и поэтому его не пустят даже на порог дома.
AL-FATAVA.COM
203
Мечтания — основа убытка. Всевышний Аллах сказал: «Этого (Рая)
недостичь посредством ваших мечтаний или мечтаний людей
Писания. Кто творит зло, тот получит за него воздаяние и не найдет
для себя вместо Аллаха ни покровителя, ни помощника» (Коран
4/123). Из этого аята становится ясно, что, если человек оставит истину и помощь истине, то Аллах оставит его и не будет ему помогать. Если Аллах оставит человека и не будет помогать ему, то им овладеет сатана и человек станет другом сатаны. В результате, человек полностью предоставит себя в распоряжение сатаны.
Если твоя душа скажет тебе: «Я надеюсь на то-то и то-то», скажи ей:
«Докажи, что эта цель достижима и скажи, что я делаю для ее достижения». Умный человек совершает добрые дела с надеждой на награду, а глупый и слабый человек оставляет совершение добрых дел и уповает только на свои мечты, которые он называет надеждой.
БЛАГОДАРНОСТЬ ЗА БЛАГА АЛЛАХА И ХВАСТОВСТВО ИМИ
Человек, благодарный Аллаху за дарованные ему блага, рассказывая о них, говорит людям, о том, что Аллах Щедрый и Добрый. Так, человек воздает хвалу Аллаху и рассказывает о благах Аллаха с полным чувства благодарности сердцем.
Человек, который хвастается благами Аллаха, показывает людям, что он важнее и выше их по статусу. Таким поведением он хочет добиться верховенства над людьми, чтобы они почитали его и служили ему.
РАДОСТЬ СЕРДЦА И РАДОСТЬ ДУШИ
Радость сердца и радость души разительно отличаются друг от друга.
Радостью сердца является радость Аллахом, Его познанием, Его любовью и Его словом. Всевышний Аллах сказал: «Те, кому Мы
даровали Писание, радуются тому, что ниспослано тебе» (Коран
13/36). Если люди Писания радуются Откровению Аллаха, то последователи Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, радуются ему еще больше. Всевышний Аллах сказал об этом: «Когда ниспосылается сура, то среди них находится такой,
который говорит: «Чья вера от этого стала сильнее?» Что касается
тех, кто уверовал, то их вера от этого усиливается, и они радуются»
(Коран 9/124). В другой суре Он сказал: «О люди! К вам от вашего
Господа явилось увещевание, исцеление для того, что в груди,
AL-FATAVA.COM
204
верное руководство и милость для верующих. Скажи: «Это —
милость и милосердие Аллаха». Пусть они возрадуются этому, ибо
это лучше того, что они накапливают» (Коран 10/57-58). Абу Саид аль-Худри сказал: «Милость Аллаха — это Коран, а Его милосердие — это то, что Он сделал вас из тех, кто читает Коран». Хиляль ибн Иасаф сказал: «Милость и милосердие Аллаха — это Ислам, к которому
Аллах направил людей, а также Коран, которому Он научил их. Коран лучше, чем золото серебро, которые собирают люди». Абдуллах ибн
Аббас, аль-Хасан, Катада и все остальные толкователи Корана сказали:
«Милость Аллаха — Ислам, а Его милосердие — Коран».
Ислам и Коран — радость сердца, которая исходит от веры и за которую человек получит награду. Если человек радуется Откровению
Аллаха, то это является свидетельством того, что человек доволен и любит это Откровение. Чистой верой и ее основой является радость
Аллахом, Его качествами и атрибутами, Его Посланником, сунной Его
Посланника и словами Аллаха. Такая радость оставляет в сердце человека необыкновенный свет, который невозможно описать. В этом мире верующий человек любит Аллаха и радуется своей любовью к
Нему, а в Судный день он обрадуется встрече с Аллахом. Верующий человек также радуется тому, что Аллах постоянно проявляет ему
Свою милость и тому, что он полагается на Аллаха, боится Его и надеется на Него. Верующий человек радуется тому, что он приносит покаяние Аллаху. Если бы грешник знал, что сладость покаяния и радость, которую оно приносит, многократно превосходит вкус греха и радость при совершении грехов, то он непременно бы поспешил принести покаяние и оставить грехи.
Секрет этой радости заключается в том, что Всевышний Аллах радуется покаянию Своего раба еще больше, чем сам раб. Посланник
Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, привел пример сильной радости, испытуемой человеком: «Однажды один мужчина отправился в путь на верблюде, взяв с собой еду и питье. Во время путешествия он потерял своего верблюда вместе со всеми припасами.
Он принялся искать своего верблюда, но так и не найдя его, он потерял всякую надежду на выживание и присел в ожидании смерти. По наступлении ночи он нашел своего верблюда и воскликнул от переполнявшей его радости: «О Аллах! Ты мой раб, а я твой Господь!».
Он ошибся в своих словах из-за сильного чувства радости. Всевышний
Аллах радуется покаянию своего раба еще более сильнее, чем этот
AL-FATAVA.COM
205 мужчина, который нашел своего верблюда».
Покаяние может принести человеку радость только в том случае, если он будет каяться, проявляя усердие, постоянство и терпение. Только проявляя терпение при покаянии, человек сможет почувствовать его сладостный вкус. Если же человек проявит слабость и будет нетерпелив, то он не сможет испытать этой радости.
Следует отметить, что верующий человек может также испытать другую радость — радость души. Радость души выше и сильнее радости сердца. Эту радость он почувствует тогда, когда он отправится к Аллаху, покидая этот мир, когда к нему придет Ангел смерти и скажет: «О чистая душа, пребывавшая в чистом теле, выйди и радуйся покою, уделу и Господу, Который не будет гневаться. Выйди удовлетворенной и снискавшей довольство». Радость умирающего верующего человека не закончится на этом этапе: он обрадуется тому, что все ангелы, находящиеся между небесами и землей, совершат за него молитву. Когда душа человека поднимется на небо, ей откроются врата небес, и небесные ангелы совершат за нее молитву. Ангелы будут молиться за душу умершего верующего человека до тех пор, пока ее не поднимут до седьмого неба. Затем душа верующего человека окажется перед своим Господом, и Он разрешит ей совершить перед Ним земной поклон, что она сделает с большой радостью. Затем она услышит, как
Всевышний Аллах скажет о ней ангелам: «Запишите моего раба среди праведников». Ангелы поведут ее и покажут ей Рай, ее место в Раю и то, что Аллах уготовил ей в Раю. Там она встретит своих родственников, близких и друзей (из числа верующих, чьи души попали в Рай), она обрадуется, увидев их, а они обрадуются, увидев ее.
Она обрадуется им, как путник радуется встречи со своими родными после долгого расставания. Эту радость душа верующего человека испытает до наступления Дня, когда Аллах соберет всех умерших людей. В этот день верующий человек:
1. будет находиться под тенью Трона Аллаха;
2. будет пить из источника (который Аллах уготовил для Пророка
Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, и его общины);
3. получит книгу своих деяния в правую руку;
4. обнаружит, что весы его деяний будут тяжелыми;
5. его лицо будет светлым;
6. будет находиться под светом, в то время, как неверующие люди