Файл: Alfatava. Com 1 Шейх Ибн Каййим альДжавзийя Китаб арРух Казань 2013 Перевод Хисамов Р. Г.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 300

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
AL-FATAVA.COM
183 пусть остановится, ибо его дела отдаляют его от Аллаха. Обобщая, можно сказать, что дела, которые человек совершает ради Аллаха и
Его довольства, исходят от войск спокойной души.
Сатана является другом и приближенным к душе, повелевающей зло.
Сатана дает ей [ложные обещания], возбуждает в ней надежду [на спасение], внушает ложь, приказывает совершать грехи и приукрашает их, показывает ложь в таком облике, что душа принимает эту ложь, воспринимая ее как благо. Сатана также поддерживает ее различными лживыми способам: ложные мечты и губительные страсти. Дьяволы просят душу, чтобы она открыла им дверь своих страстей и желаний, ибо все грехи попадают в душу именно через эту дверь. Когда же душа откроет им эту дверь, они войдут через нее в землю, пройдутся по земле, бесчинствуя и распространяя нечестие, будут губить, причинять вред и делать на ней то, что делают враги, когда захватывают землю своих противников.
Дьяволы разрушают постулаты веры, Коран, поминания Аллаха, молитвы, мечети. Они построят винные лавки и бары. Затем дьяволы пойдут к правителю этой земли и отнимут у него власть, развернут народ от поклонения Аллаху к поклонению идолам и распутницам, от чести поклонения к унижению грехов, от послушания Аллаху к послушанию дьяволу, от подготовки ко встрече с Аллахом к подготовке ко встрече с дьяволами. Вследствие всего этого получится так, что народ, который соблюдал приказы и повеления Аллаха, станет пасти свиней; народ, который служил Великому и
Милостивому Аллаху, будет служить проклятым дьяволам.
Близким другом спокойной души является ангел, а души, повелевающей зло - сатана.
Сообщается, что Абдуллах рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, сатана и ангел внушают человеку. Сатана побуждает к совершению зла и восприятию истины как лжи. Ангел побуждает к добру и подтверждению истины. Тот, кто найдет это [найдет в своей душе внушение ангела], пусть знает, что это - от Аллаха и пусть он благодарит Его. Тот же, кто найдет другое, пусть прибегает к Аллаху от проклятого сатаны». Затем [Посланник Аллаха, да благословит его

AL-FATAVA.COM
184
Аллах и приветствует,] прочитал: «Дьявол угрожает вам бедностью и
велит творить мерзость»
337
.
338
Ангел и вера человека призывают спокойную душу к единобожию, добродетели, богобоязненности, терпению, упованию, покаянию, обращению и стремлению к Аллаху, не надеяться сильно [на свои дела и т.д.], подготовиться к смерти и к тому, что будет после нее. Что касается сатаны и неверия, то они призывают душу, повелевающую зло к противоположным действиям. Аллах дал сатане полномочия над каждым делом, которое было совершено не ради Аллаха и Его довольства, и сделал это наделом сатаны. Сатана назначает душу, повелевающую зло, своим уполномоченным заместителем над этими делами и наделом и требует, чтобы она брала дела от спокойной души и присваивала их себе, ибо душа, повелевающая зло, всегда стремиться к присвоению себе всех дел.
Дел спокойной души очень сложно освободить дела от влияния сатаны и души, повелевающей зло, и сделать дела искренними ради
Аллаха. Если хоть одно дело спокойной души дойдет до Аллаха, то человек благодаря этому спасется. Однако душа, повелевающая зло, и сатана стараются сделать так, чтобы ни одно дело человека не дошло до Аллаха. Многие мудрецы, познавшие Аллаха, говорили:
«Клянусь Аллахом! Если я узнаю, что хотя бы одно мое дело дошло до
Аллаха, я буду рад смерти больше, чем тот путник, который радуется встрече со своими родными после долгого путешествия».
Сообщается, что Абдуллах ибн Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, говорил: «Если я узнаю, что Аллах принял от меня хотя бы один земной поклон (саджда), я буду рад смерти. Поистине, Аллах принимает дела только от богобоязненных».
Повелевающая зло душа всегда противостоит спокойной душе.
Каждый раз, когда спокойная душа совершает доброе дело, душа, повелевающая зло, совершает дурное дело, чтобы испортить доброе дело. Когда спокойная душа приносит веру и единобожие, душа, повелевающая зло душа приносит сомнение и лицемерие, которые
337
Коран 2/268.
338
Ат-Табарани «аль-му'джам аль-кабир» 9/101 и ибн Аби Хатим «аль-'иляль» 2/244. Хадис является достоверным.


AL-FATAVA.COM
185 порочат веру, и многобожие, любовь, страх и полагание на кого-либо другого, помимо Аллаха, которые порочат единобожие. Душа, повелевающая зло, не будет довольной до тех пор, пока спокойная душа не предпочтет любовь, страх и полагание на кого-либо другого, помимо Аллаха, над любовью, страхом и полаганием на Аллаха. Цель души, повелевающей зло, заключается в том, чтобы приоритетом для души стало совершение дел ради кого-либо другого, а не Аллаха.
Многие люди выбирают именно такой образ жизни. Когда спокойная душа призывает к следованию пути Пророка, душа, повелевающая зло, подстрекает человека предпочесть мнения и слова других людей над Откровением, мог также приносит сомнения, которые препятствуют мнимому соблюдению и предпочтению сунны Пророка и игнорированию мнению других людей. Таким образом, между этими двумя душами возникает борьба, в которой спасется только та, которой поможет Аллах. Когда спокойная душа приносит искренность, правдивость, упование, обращение и стремление к
Аллаху, душа, повелевающая зло, приносит противоположные им качества, показывает их в нескольких обликах и клянется, что она хочет добра и счастья. Однако Аллах знает, что она лжет и, думая только о себе, следует за своими страстями; Он знает, что, желая следовать за своими желаниями и страстями, она хочет освободиться от обязанности соблюдения Сунны.
Удивительно то, что душа, повелевающая зло, способна околдовать разум и сердце человека и преподносить самые лучшие и добрые дела в дурном свете. Большинство людей являются детьми разума и мечты. Они не прекращают быть наивными, несмотря на достижение совершеннолетия, когда человек в состоянии увидеть добро и последовать за ним и распознать зло и предостеречься от него. Душа, повелевающая зло, представляет человеку единобожие, которое красивее, чем солнце и луна, в виде подавляющего ограничения, которое попирает права других существ на то, чтобы им поклонялись.
Она преподнесет это таким образом, что люди будут говорить:
«Неужели он [Пророк] обратил богов в Единственного Бога?
Воистину, это - нечто удивительное!»
339
. Еще удивительнее то, что душа, повелевающая зло, сравнивает любимые Аллахом и Его
339
Коран 38/5.

AL-FATAVA.COM
186
Пророком качества, нравы и дела с тем, что Он и Его Пророк не любят. Она спутывает для человека одно дело с другим и от этого может спастись только знающий человек. Дела исходят от души, повелевающей зло, и спокойной души. Иными словами, снаружи дела могут выглядеть одинаково, а в своей основе они могут быть разными. Для пояснения, приведем примеры: мударат (комплимент) и мудаханат (лесть). Комплимент исходит от спокойной души, а лесть от души, повелевающей зло. Другие примеры: богобоязненность и лицемерие, честь души и ее гордыня, скромность и унижение, проявление силы ради Аллаха и проявление силы ради получения авторитета среди людей, гнев ради Аллаха и гнев за себя, щедрость и расточительство, успокоенность и высокомерие, справедливость и высокомерие, храбрость и пустая демонстрация своей силы, осторожность и страх, экономия и скупость, осторожность и мнительность, проницательность и предположение, наставление и хула, подарок и взятка, сдержанность и черствость, прощение и унижение, чистота сердца и невежество сердца, уверенность и гордость, надежда и мечта, благодарность за блага Аллаха и хвастовство ими, радость сердца и радость души, мягкость сердца и его встревоженность, соперничество и зависть, желание быть имамом и призывающим на путь Аллаха и желание быть правителем, любить кого-либо ради Аллаха и любить кого-либо наравне с Аллахом, упование и слабость, внушение ангела и внушение сатаны, терпение и откладывание на потом, старание и чрезмерное усердие, совет и упрек, спешка и торопливость, рассказ о состоянии во время нужды и жалоба.
Одно и то же чувство может иметь несколько сторон или аспектов, как положительных, так и отрицательных. Так, на пример, чувство может характеризоваться как схожее с радостью и печалью, с сожалением и гневом, с ревностью и высокомерием, и так далее. В одном из хадисов говорится: «Аллах любит некоторые виды ревности, и не любит другие. Ревность, которую Аллах любит - это ревность по поводу сомнительного, а ревность, которую Он не любит - ревность по поводу разрешенного. Некоторые виды высокомерия Аллах любит,


AL-FATAVA.COM
187 а некоторые - нет. Высокомерие, которое Аллах любит - это высокомерие во время войны»
340
В другом достоверном хадисе сказано: «Не следует завидовать никому, кроме как двум [людям]: человеку, которому Аллах даровал богатство и указал ему на то, чтобы без остатка потратить его
[богатство] на должное, и человеку, которому Аллах даровал мудрость и он поступает сообразно с ней и обучает ей (других)»
341
В другом достоверном хадисе сказано: «Поистине, Аллах Добрый и любит доброту, и дает за доброту то, что не дает за суровость»
342
В другом хадисе сказано: «Кому дана доля из добра, тому дана доля из блага»
343
Разница между мударат (комплимент) и мудаханат (лесть) заключается в том, что в первом случае человек делает комплименты и любезничает с другим человеком, дабы узнать от него правду и отклонить его ото лжи. Во втором случае человек льстит и любезничает с другим человеком, дабы оправдать его ложь и оставить его со страстями. Следовательно, мударат - качество верующих, а мудаханат - лицемеров.
Это можно объяснить на следующем примере: у человека появилась болячка, которая мучает его. Если к нему пришел хороший врач, то он обследует человека и постарается облегчить его состояние с помощью обезболивающих. Выждав какое-то время, он с нежностью и легкостью удалит болячку. Затем он выпишет необходимые лекарства и смажет самое болезненное место бальзамами, которые полностью залечат место раны. Позже он нанесет еще бальзам, который способствует нарастанию мяса. Хороший врач будет лечить пациента до тех пор, пока болячка полностью не излечится. Врач же, который льстит (мудаханат), скажет больному: «Не обращай внимания на эту болячку, ничего страшного в ней нет. Ты только
340
Ахмад «муснад» 5/445, ибн Аби Шейба «мусаннаф» 4/53, ан-Наса’и «аль-муджтаба»
2558, Абу Давуд «сунан» 2659, ад-Дарими «сунан» 2226 и ибн Хиббан «сахих» 4762.
341
Бухари «сахих» 73 и Муслим «сахих» 816.
342
Бухари «сахих» 6528 и Муслим «сахих» 2593.
343
Ибн Аби Шейба «мусаннаф» 5/209, ат-Тирмизи «сунан» 2013, аль-Хумайди «муснад»
393, Абд ибн Хамид «муснад» 214 и Бухари «аль-адаб аль-муфрад» 464.

AL-FATAVA.COM
188 замотай ее тряпкой». Болячка у этого человека будет с каждым днем будет увеличиваться, а боли — усиливаться.
Этот пример подходит для того, чтобы представить свойства души, повелевающей зло и спокойной души. Поразмысли же над этим. Если язва размером в горошину может поразить все тело, если ее вовремя не залечить, то что можно сказать об огромной болезни, исходящей от души, повелевающей зло, которая является пристанищем всех страстей и обителью всех грехов. Более того, ее другом в хитрости и обмане является сатана, он пугает ее, возбуждает в ней надежду и околдовывает ее всеми видами колдовства настолько, что он преподносит ей полезное как вредное, вредное как полезное, красивое как некрасивое, а некрасивое как красивое. Клянусь
Аллахом, что это является самым сильным видом колдовства, поэтому Аллах сказал: «До чего же вы околдованы (обмануты)»
344
.
Неверующие стали приписывать колдовство пророкам, а оно достигло их самих, ибо околдованы неверующие, а не пророки Аллаха, мир им всем. Все пророки и посланники прибегали к Аллаху и велели своим общинам прибегать к Нему от зла души, повелевающей зло, и ее друга, коим является сатана, потому что именно они являются основой и источником всего зла. Всевышний Аллах в Коране говорит:
«Когда ты читаешь Коран, то ищи у Аллаха защиты от дьявола
изгнанного, побиваемого»; «А если дьявол станет наущать тебя, то
прибеги к защите Аллаха, ведь Он - Слышащий, Знающий»; «Скажи:
«Господи! Я прибегаю к Тебе от наваждений дьяволов. Я прибегаю к
Тебе, Господи, дабы они не приближались ко мне»; «Скажи:
«Прибегаю к защите Господа рассвета от зла того, что Он сотворил,
от зла мрака, когда он наступает, от зла колдунов, поплевывающих
на узлы, от зла завистника, когда он завидует». В этих аятах говорится о том, что человек должен искать защиты у Аллаха от зла души и сатаны. В одной из сур Корана Аллах говорит: «Скажи:
«Прибегаю к защите Господа людей, Царя людей, Бога людей, от
зла искусителя отступающего при поминании Аллаха, который
наущает в груди людей и бывает из джиннов и людей». В этой суре говорится о том, что человек должен искать защиты от шайтана, самого худшего врага человека, у Аллаха.
344
Коран 23/89.


AL-FATAVA.COM
189
В вышеприведенных сурах и аятах Всевышний Аллах приказал Своему пророку и его последователям прибегать к Его защите от двух творений (сатаны и души, повелевающей зло), которые стремятся к злу и нечестию. Сердце человека постоянно находится под угрозой со стороны этих двух врагов. Первое, что может охватить сердце - это духовная болезнь, которая исходит от души, повелевающей зло.
Сердце также могут охватить такие негативные качества, исходящие от души, повелевающей зло, как любовь (к мирскому), алчность, гнев, высокомерие, зависть, жестокость. Когда сердце человека охватывают такие качества, человек становится неспособным ответить на призыв веры и Рая, если только Аллах не поможет ему, предоставив ему Свою защиту и покровительство и раскрыв его сердца. Только это поможет человеку увидеть, что эта мирская жизнь быстротечна и мимолетна, что по сравнению с вечной жизнью она подобна тому мгновению, в течение которого человек окунает свой палец в воду и вытаскивает его обратно.
ИСТИННАЯ ПОКОРНОСТЬ и ЛИЦЕМЕРНАЯ ПОКОРНОСТЬ
Истинная покорность исходит от веры. Истинная покорность заключается в том, что сердце человека покоряется Аллаху, подчиняясь, почитая, благоговея и стесняясь Его. Сердце покорного человека наполняется робостью, страхом, любовью и стыдливостью перед Аллахом, особенно в тот момент, когда оно видит Его блага и милости. Вслед за сердцем, этими качествами наполняется человеческое тело. Лицемерная же покорность является лишь внешним проявлением покорности — тело человека покорно Аллаху, а его сердце не покорно Аллаху.
Некоторые сподвижники говорили: «Я прибегаю к защите Аллаха от лицемерной покорности». Когда их спрашивали о том, что такое
«лицемерная покорность», они говорили: «Это когда тело человека покорно Аллаху, а его сердце не покорно Ему».
У истинно покорного Аллаху человека огонь страсти погас и исчез из сердца, вследствие чего его сердце раскрылось, наполнилось светом веры и успокоилось тем, что Аллах защищает его и дает ему спокойствие. Признаком покорности сердца Аллаху является то, что

AL-FATAVA.COM
190 оно совершает земной поклон перед Аллахом, признавая Его величие.
ЧЕСТЬ И БЕСЧЕСТИЕ
Честь появляется, когда человек возвеличивает и любит Аллаха и проникается знанием об Аллахе и знанием имен и атрибутов Аллаха.
Честь - это спокойствие сердца человека перед Аллахом и проявление любви и милости к другим людям. Человек, обладающих честью, не считает себя выше других, он считает других выше себя. Человек, обладающий честью, не считает, что у него есть права на других людей. Всевышний Аллах даст честь тому человеку, которого Он любит, приближает к Себе и уважает.
Что касается бесчестия - то это низость и подлость души. Бесчестие заключается в том, что человек жертвует своей душой и использует ее для удовлетворения своих дурных желаний и страстей. Примером бесчестия может послужить то, что человек, унижает свои половые органы, удовлетворяя свои страсти греховным путем. Всевышний
Аллах любит честь и не любит бесчестие. В одном из достоверных хадисов Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Мне было приказано, чтобы вы были скромными (обладали честью) и чтобы никто из вас не гордился перед другим человеком и чтобы никто из вас не проявлял к другому человеку несправедливость».
Честь бывает двух видов:
1.
Когда человек проявляет честь перед приказами Аллаха и выполняет их, а также проявляет честь перед запретами Аллаха и остерегается их.
2.
Когда человек проявляет честь перед величием Аллаха.
Каждый раз, когда душа верующего человека проявляет высокомерие, она вспоминает о величии Аллаха, о том, что величие присуще только Аллаху, а также о том, что Аллах гневается на высокомерных. Эти мысли способствуют тому, что сердце верующего человека покоряется величию Аллаха и устрашается Его гнева.


AL-FATAVA.COM
191
ЩЕДРОСТЬ И РАСТОЧИТЕЛЬСТВО
Щедрый человек, в отличие от расточителя, мудро и рационально распоряжается своим имуществом и доходами, распределяя их на необходимые нужды. Всевышний Аллах по Своей Мудрости наложил на имущество человека два вида обязательств: первостепенные и второстепенные.
К первостепенным обязательствам относятся закят и обязательная милостыня. Ко второстепенным обязательствам относятся права гостя, ответный подарок дарителю и другие подарки, служащие для защиты и улучшения положения человека. Даруя что-либо из своего имущества другому, щедрый человек преследует благую цель — выполнение вышеуказанных обязательств. Он делится своим имуществом наилучшим образом: в душе он доволен своим решением и надеется на возмещение от своего благого дела в этом мире и награду за него в мире вечном. Щедрый человек дарит с открытым сердцем и душой, он рад тому, что имеет возможность дарить. Расточитель же, распределяет свое имущество, руководствуясь своими страстями, не взирая на свое материальное положение и на цель своей траты.
Щедрый человек подобен садовнику, сеящему зерна на благодатной почве, на которой произрастает хороший урожай. Расточитель же подобен садовнику, сеящему большое количество зерен на неблагодатной почве, на которой не взрастет урожай.
Следует знать, что самым Щедрым является Сам Аллах. Щедрость всех творений перед щедростью Аллаха ничтожнее, чем капля в море.
Тем не менее, несмотря на величие Своей щедрости, Аллах дает из
Своей милости и щедрости в определенном размере, ибо Его мудрость не идет в разрез с Его щедростью. Всевышний Аллах лучше всех знает, как и куда расходовать из Своих благ и Своей милости.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   17