Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 184
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Уральский государственный экономический университет»
(УрГЭУ)
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(БАКАЛАВРИАТ)
Тема: Управление корпоративной культурой в организации
Студент
Лубковская Анастасия Андреевна
Группа ИНО ЗБ УП-20-1
Руководитель
Пеша Анастасия Владимировна
Доцент, кандидат наук
Консультант_____________
Нормоконтролер
Савин Г.В.
доцент, к.э.н.
Институт непрерывного образования
Кафедра
Экономика труда и управление персоналом
Направление подготовки
38.03.03 Управление персоналом
Дата защиты: 05.06.2023
Оценка:_____________________________
Екатеринбург
2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | 3 |
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ СЕРВИСА | 6 |
1.1. Определение, характеристики и важность корпоративной культуры для предприятия | 6 |
1.2. Современные подходы к формированию корпоративной культуры на предприятии | 13 |
1.3 Методика оценки эффективности формирования корпоративной культуры на предприятии | 21 |
2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ ООО «УБТ-СЕРВИС» | 28 |
2.1 Организационно – экономическая характеристика ООО «Убт-Сервис» | 28 |
2.2. Анализ кадрового состава ООО «Убт-Сервис» | 33 |
2.3. Оценка эффективности формирования корпоративной культуры ООО «Убт-Сервис» | 40 |
3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ | 46 |
3.1 Мероприятия по совершенствованию формирования корпоративной культуры ООО «Убт-Сервис» | 46 |
3.2.Оценка эффективности предлагаемых мероприятий | 49 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 58 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 61 |
ПРИЛОЖЕНИЯ | 66 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы исследования обусловлена прежде всего тем, что в условиях социально-экономических преобразований в России корпоративная культура стала одним из наиболее значимых факторов, которые влияют на эффективность и конкурентоспособность предприятий. Зарубежными исследователями было установлено, что процветающие организации практически всегда характеризуются наиболее высоким уровнем развития корпоративной культуры. Современными российскими учеными этот факт признается, и ими делаются определенные шаги в развитии и адаптации некоторых 4 методик диагностики, которые были взяты у зарубежных авторов. А умение анализировать и четко оценивать корпоративную культуру, напрямую способствует принятию некоторых конкретных решений в управлении, которые практически всегда бывают направлены на повышение эффективности деятельности любого предприятия.
На протяжении многих лет внимание многих теоретиков и исследователей всегда волновали вопросы корпоративной культуры. В наибольшей степени, их интересуют вопросы корпоративной культуры в наиболее крупных организациях. На деятельность любого современного предприятия влияют как постоянно изменяющиеся условия внешней, так и внутренней среды, что и они могут характеризоваться большой степенью некоторых экономических, социально-политических, природно-климатических и других свойств. Для того, чтобы сохранить все достигнутые позиции и в дальнейшем успешно планировать свою производственную деятельность, предприятие подчас вынуждено постоянно совершенствовать корпоративную культуру своей организации и каждый раз подстраивать ее в соответствии со вновь возникающими требованиями.
Вместе с тем, руководство той или иной организации часто бывает вынуждено осуществлять поиск все наиболее рациональных решений в системе своего управления, а также анализировать и применять опыт прошлого, выявлять некие общие закономерности и принципы эффективности корпоративной культуры своей организации. Актуальность этой темы исследования обусловлена прежде всего тем, что в условиях социально-экономических преобразований в России корпоративная культура стала одним из наиболее значимых факторов, которые влияют на эффективность и конкурентоспособность предприятий.
Основной целью корпоративной культуры является помощь людям наиболее продуктивно исполнять свои прямые обязанности в организациях и получать от всего этого большее удовлетворение. А это, в свою очередь, приводит к улучшению таких показателей, как экономическая эффективность деятельности всей организации в целом. Ведь только сплоченный, работоспособный, движимый единой целью коллектив, может принести гораздо больше пользы, чем, к примеру, «сообщество рядов разброда и шатания».
Объектом исследования является общество с ограниченной ответственностью «Убт-Сервис».
Предметом исследования – корпоративная культура на предприятии сервиса.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по совершенствованию корпоративной культуры предприятия.
Для достижения поставленной в выпускной квалификационной работе цели решались следующие задачи:
1) рассмотреть определение, характеристики и важность корпоративной культуры для предприятия;
2) изучить современные подходы к формированию корпоративной культуры на предприятии;
3) изучить методику оценки эффективности формирования корпоративной культуры на предприятии;
4) рассмотреть организационно – экономическую характеристику ООО «Убт-Сервис»;
5) провести анализ кадрового состава ООО «Убт-Сервис»;
6) разработать сероприятия по совершенствованию формирования корпоративной культуры ООО «Убт-Сервис»;
7) рассчитать оценку эффективности предлагаемых мероприятий.
Методологическая основа, применяемая в выпускной квалификационной работе: определение актуальности темы, определение и проведение предварительного анализа объекта и предмета исследования, комплексный подход. В ходе написания работы были использованы методы сравнительного анализа, контент-анализа научной литературы и периодических изданий, а также результаты исследований ООО «Убт-Сервис».
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех основных глав, заключения, списка литературы, приложений.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ СЕРВИСА
1.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКИ И ВАЖНОСТЬ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЛЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Корпоративная культура относится к ценностям, убеждениям и поведению, которые определяют, как сотрудники и руководство компании взаимодействуют, выполняют и обрабатывают бизнес-транзакции. Часто корпоративная культура подразумевается, а не определена явно, и органично развивается с течением времени из совокупных черт людей, которых нанимает компания [1, c. 354].
Культура компании будет отражаться в ее дресс-коде, рабочих часах, обстановке офиса, льготах для сотрудников, текучести кадров, решениях о найме, обращении с сотрудниками и клиентами, удовлетворенности клиентов и всех других аспектах деятельности.
Корпоративная культура относится к убеждениям и поведению, которые определяют, как сотрудники и руководство компании должны взаимодействовать и работать.
Это может повлиять на найм и удержание сотрудников, производительность и производительность, бизнес-результаты и долговечность компании [2, c. 184].
На корпоративную культуру влияют национальные культуры и традиции, экономические тенденции, международная торговля, размер компании и продукты.
Корпоративная культура представляет собой основные ценности идеологии и практики компании.
Четыре типа корпоративной культуры: клановая культура, культура адхократии, рыночная культура и культура иерархии.
Осведомленность о корпоративной или организационной культуре на предприятиях и в других организациях, таких как университеты, возникла в 1960-х годах. Термин «корпоративная культура» появился в начале 1980-х годов и стал широко известен к 1990-м годам. Корпоративная культура использовалась в те периоды менеджерами, социологами и другими учеными для описания характера компании [3, c. 694].
Корпоративная культура возникла из обобщенных убеждений и поведения, общекорпоративных систем ценностей, стратегий управления, коммуникаций и отношений сотрудников, рабочей среды и отношения. Он будет включать в себя истории происхождения компаний, выдвинутые харизматичными главными исполнительными директорами (CEO), а также визуальные символы, такие как логотипы и товарные знаки.
Существует множество терминов, которые относятся к компаниям, затронутым несколькими культурами, особенно в результате глобализации и расширения международного взаимодействия современной бизнес-среды. К ним относятся [4, c. 244]:
- кросс-культура относится к людям из разных слоев общества, взаимодействующим в бизнес-среде;
- культурный шок относится к замешательству или беспокойству, которые люди испытывают при ведении бизнеса в обществе, отличном от их собственного.
Обратный культурный шок часто испытывают люди, которые проводят длительное время за границей по делам и испытывают трудности с адаптацией по возвращении.
Компании часто выделяют значительные ресурсы и усилия на создание позитивного межкультурного опыта и содействие более сплоченной и продуктивной корпоративной культуре.
Тщательно продуманная, даже инновационная, корпоративная культура может возвысить компании над конкурентами и способствовать долгосрочному успеху. Такая культура может [5, c. 59]:
- Обеспечьте благоприятную рабочую среду
- Создайте заинтересованную, полную энтузиазма и мотивированную рабочую силу
- Привлекайте ценных сотрудников
- Снижение текучести кадров
- Стимулирование и повышение производительности, качества и производительности
- Результат в благоприятных бизнес-результатах
- Основа долговечности компании
- Повышение рентабельности инвестиций (ROI)
- Обеспечьте непримиримое конкурентное преимущество
- Разъясните сотрудникам цели их должностей, отделов и компании в целом
- Способствовать диверсификации рабочей силы.
Типы корпоративной культуры
1. Клановые культуры основаны на командной работе и сотрудничестве. В такой культуре руководители функционируют как восторженные наставники, которые дают указания подчиненным. Хорошие отношения, поддержка, доверие и участие являются ключевыми аспектами. Потенциал вклада каждого сотрудника является составной частью клановой культуры. Кроме того, клановая культура может легко адаптироваться к изменениям и быстро осуществлять необходимые действия [6, c. 529].
2.Культура адхократии создает предпринимательское рабочее место, в котором руководители и сотрудники функционируют как новаторы и рисковые. В этой гибкой среде развивается гибкое мышление. Сотрудникам предлагается реализовывать свои амбициозные идеи и предпринимать действия для достижения результатов, которые могут способствовать достижению целей компании. Новые и нетрадиционные продукты и услуги являются основным результатом культуры адхократии.
3. Рыночная культура ориентирована на достижение конкретных целей и конечных целей. Эта культура создает конкурентную и требовательную рабочую среду. Менеджмент больше всего заинтересован в бизнес-результатах. Сотрудникам рекомендуется усердно работать и «выполнять свою работу», чтобы увеличить присутствие компании на рынке, прибыль и цену акций. Хотя сотрудники могут испытывать стресс на таком рабочем месте, они также могут испытывать энтузиазм и восторг от своей работы [7, c. 389].
5. Культура иерархии — это традиционная корпоративная культура, которая функционирует в соответствии с организационной структурой руководителя, руководства и персонала компании. То есть он следует по цепочке командования сверху вниз, где руководители контролируют сотрудников и их усилия по достижению конкретных целей.