Файл: Методика развития проектных умений у младших школьников на уроках технологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Далее под руководством учителя дети работают над составлением плана реализации проекта, изготовлением объекта труда.

Последовательность этапов выполнения работы имеют следующий алгоритм:

  1. организационно-подготовительный этап, в рамках которого студенты проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию. Данный этап можно представить в виде модели (Рис 10).


Обоснование проекта



Отделка, оформление изделия

Направления техники




Выбор изделия

История техники



Цветовая композиция





Виды изделия

Свойства материалов в соответствии назначению



Конструирование и моделирование



Выбор оборудования






Технологическая последовательность изготовления изделия


Рис 10. Модель организационно-подготовительного этапа работы над проектом


  1. технологический этап, на котором, выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда, рекламы своего изделия (Рис 11.)


Технология изготовления изделия



Изготовление основных элементов

(деталей изделия)



Обработка основных элементов изделия





Основная сборка изделия



Исправление недочётов





Окончательная сборка изделия



Самоконтроль и взаимоконтроль



Продукт деятельности


Рис 11. Модель технологического этапа работы над проектом

  1. заключительный этап. На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта (Рис 12).

Содержание проектной деятельности учащихся усложняется по мере освоения предыдущих, более простых, проектных заданий. В работу вовлекаются новые знания, информация, образы действий, приобретённый опыт.




Обоснование проекта



Технологическая документация

Маркетинговые исследования (экономический расчёт)



ЗАЩИТА ПРОЕКТА



Контроль и испытание изделия

Рекламный проспект, товарный знак


Рис 12. Модель заключительного этапа работы над проектом
Согласно данным моделям ученики организуют свою работу над всеми видами проектов, что даёт им чёткое представление об основных этапах и структуре работы, точно координирует действия, последовательность и взаимосвязь данных этапов.

Для оценки проектной деятельности нами были выделены основные критерии: конструктивные, технологические и экологические.

Исходя из темы проекта, данные критерии имеют определённые направленности. Так, например, при работе над проектом «Объёмная игрушка из лоскутов ткани» конструктивными критериями являлись:

- прочность, надёжность;

- удобство использования;

- соответствие конструкции назначению;

- эстетический вид.

В технологические критерии, для данной темы нами были выделены такие элементы:

- количество используемых деталей, использование стандартных деталей;

- оригинальность применения и сочетания материалов;

- стандартность технологии, необходимое оборудование;

- сложность и объём выполненных работ;

- расчёт затрат (энергии) при производстве;

К экологическим критериям было отнесено:

- загрязнение окружающей среды;

- возможность применения отходов;

- возможность повторного использования деталей по окончанию срока службы изделия.


Основными требованиями, выделенными нами, для оценивания защиты творческого проекта являются:

  1. соответствие доклада проделанной работе;

  2. умение объяснить и научно обосновать основы проекта и структуру (технику) его выполнения;

  3. практическое использование проектного изделия;

  4. качество наглядных материалов (логика изложения, грамотность и т.д.);

  5. умение отвечать на заданные вопросы;

  6. оригинальность решения проекта;

  7. культура речи.

При защите творческого проекта, разработана система оценивания, в которую входит не только оценивание учителя, как основного оценщика знаний, а и мнение одноклассников, и самооценка ученика. Согласна трём основным мнениям формируется общая оценка творческого проекта, которую можно представить в виде формулы:

(А+В+С) :3 = Т,

где А – оценка учителя, В – средняя оценка одноклассников, С – самооценка ученика, Т – итоговая оценка за творческий проект.
Выводы по второй главе
Применение разнообразных (в том числе редких и новых) декоративно – прикладных техник способствует воспитанию креативности учеников.

Творческое развитие учеников на уроках происходит через вовлечение их в процесс собственного творческого созидания, социально - значимого по сущности и направленного на познание и освоение окружающего мира. Целью таких занятий является:

  • всестороннее развитие личностно - творческого потенциала младшего школьника и на этой основе формирование его эстетической культуры;

  • оптимизация эвристического мышления и познавательной деятельности;

  • раскрытие преобразующей силы декоративно – прикладного искусства и его влияния на внутреннюю сферу человека, на его отношение к окружающей действительности, на идейные, нравственные и эстетические идеалы, на формирование жизненной позиции;

  • изучение образного языка декоративно – прикладного искусства посредством усвоения знаний, формирования умений и навыков;

  • овладение приемами художественной деятельности по созданию художественного образа в различных декоративно – прикладных техниках.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е. С. Полат, что «вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее». Метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем.


Планируя практическое занятие согласно его задачам и содержанию, учитель правильно выбирает проблемно-поисковые методы для развития творчества, самостоятельности, инициативы учащихся. Это может быть эвристическая беседа, вариативные упражнения, исследование и др.

Для формирования творческой личности учитель старается использовать все методы, которыми располагает современная дидактика, но наиболее часто используемые это:

  1. Объяснительно-иллюстративные: рассказ, объяснение, опыты, таблицы, и др.

  2. Репродуктивные (воспроизводящие). Эти методы содействуют развитию у учащихся практических умений и навыков.

  3. Проблемно - поисковые: проблемное изложение, частично-поисковые, исследовательские.

При изготовлении изделий наряду с технологическими требованиями большое внимание уделяется эстетическим, эко­логическим и эргономическим требованиям. Ученики знако­мятся с национальными традициями и особенностями культу­ры и быта народов, региона, экономическими требованиями: ра­ционального расходования материалов, утилизации отходов.

Разнообразие видов деятельности и материалов для работы позволяет не только расширить политехнический кругозор младших школьников, но и раскрыть индивидуальные способности каждо­го ученика, что, безусловно, окажет благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать творческим поисками всестороннему развитию ребёнка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь воспитание умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия.

Основная цель проектной деятельности – реализация детьми своих способностей и потенциала личности. Главнейший основополагающий принцип метода проектов – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, ориентированного на развитие учащихся и их самореализацию в деятельности. Он способствует развитию наблюдательности и стремлению находить объяснения своим наблюдениям, приучает задавать вопросы и находить на них ответы, а затем проверять правильность своих ответов, анализируя информацию, проводя эксперименты и исследования. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью