Файл: КП. Драчев Г.И.Теория электропривода.2002_КП.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.12.2021

Просмотров: 2683

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

66

Для

 

механизмов

приведенных

 

в

 

данном

 

пособии

таким

 

отрезком

 

является

 

цикл

работы

когда

 

механизм

 

возвращается

 

в

 

исходное

 

положение

.

Для

 

расчета

 

энергетических

 

показателей

 

в

 

данном

 

проекте

 

могут

 

быть

 

ис

-

пользованы

 

результаты

 

расчета

 

переходных

 

процессов

 

на

 

ЭВМ

 

в

 

тех

 

программах

,

где

 

выводятся

 

значения

 

механической

 

А

активной

 

Р

 

и

 

реактивной

 Q 

энергий

 (

см

.

приложение

 

И

).

Механическая

 

энергия

 

за

 

время

 

переходного

 

процесса

 

определяется

 

по

 

соот

-

ношению

                    

    

  

.

i

t

2i

ω

pi

M

t

0

n

1

i

M(t)

ω

(t)

ω

(

A

=

=

                                      (18.31)

Активная

 

энергия

 

из

 

сети

          

.

t

i

)

(Icos

i

U

3

n

0

i

(t)dt

t

0

)

(Icos

U(t)

3

P

=

=

ϕ

ϕ

                                (18.32)

Реактивная

 

энергия

 

из

 

сети

        

 

  

t.

i

)

(Isin

i

U

3

n

0

i

(t)dt

t

0

)

(Isin

U(t)

3

Q

=

=

ϕ

ϕ

                                 (18.33)

Энергия

 

за

 

время

 

цикла

 

складывается

 

из

 

суммы

 

энергий

 

за

 

время

 

переходных

процессов

 (2 

пуска

 

и

 2 

торможения

и

 

за

 

время

 

работы

 

в

 

установившихся

 

режи

-

мах

.

 

Значения

 

КПД

 

и

 cos

ϕ

 

в

 

установившемся

 

режиме

 

можно

 

получить

 

непосред

-

ственно

 (

там

где

 

эти

 

показатели

 

рассчитываются

 

по

 

программе

или

 

расчётом

 

по

координатам

 

и

 

параметрам

 

установившихся

 

режимов

.

Механическая

 

энергия

 

за

 

цикл

                                 

      

          

.

А

А

A

m

.

уст

2

1

m

к

4

1

к

ц

+

=

=

=

                            (18.34)

Активная

 

энергия

 

из

 

сети

 

за

 

цикл

                                    

       

          

.

m

.

уст

P

2

1

m

к

P

4

1

к

ц

P

=

+

=

=

                        (18.35)

Реактивная

 

энергия

 

за

 

цикл

                                  

   

          

.   

уст

.m

Q

2

1

m

к

Q

4

1

к

ц

Q

=

+

=

=

                       (18.36)

Цикловые

 

значения

 

КПД

 

и

 cos

ϕ

 

определяются

 

по

 

формулам

:

                                                

   

          

;

ц

Р

ц

А

ц

=

η

                                         (18.37)

                                    

   

.

ц

2

Q

ц

2

Р

ц

Р

ц

)

(cos

+

=

ϕ

                                      (18.38)


background image

67

19. 

ПРОВЕРКА

 

ЭЛЕКТРОПРИВОДА

 

НА

 

ЗАДАННУЮ

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ

ПО

 

НАГРЕВУ

И

 

ПЕРЕГРУЗОЧНОЙ

 

СПОСОБНОСТИ

ДВИГАТЕЛЯ

 

И

 

ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ

Указанные

 

проверки

 

предварительно

 

выбранного

 

электропривода

 

выполняют

после

 

расчета

 

переходных

 

процессов

 

и

 

построения

 

нагрузочных

 

диаграмм

.

Проверка

 

на

 

заданную

 

производительность

 

состоит

 

в

 

сравнении

 

рассчитан

-

ного

 

времени

 

работы

 

электропривода

 

с

 

заданным

 

временем

.

Проверку

 

выбранного

 

двигателя

 

по

 

нагреву

 

следует

 

выполнять

как

 

правило

,

методом

 

эквивалентного

 

тока

:

                         

 

          

,

доп

I

i

t

i

n

1

i

i

t

i

2

I

n

1

i

э

I

β

=

=

=

                                            (19.1)

где

    I

i

 – 

среднеквадратичное

 

значение

 

тока

 

на

 i-

м

 

участке

;

t

– 

длительность

 i-

го

 

участка

 

работы

;

β

i

  – 

коэффициент

 

ухудшения

 

теплоотдачи

 

двигателя

;

I

доп

 – 

допустимый

 

по

 

нагреву

 

ток

.

Эквивалентный

 

ток

 

двигателя

предназначенного

 

для

 

повторно

-

кратковременного

 

режима

 

работы

 (

в

 

т

.

ч

двигателей

 

краново

-

металлургической

серии

), 

рассчитывают

 

только

 

за

 

время

 

работы

Значения

 

времени

  

переходных

процессов

 

пусков

 

и

 

торможения

 

рассчитаны

 

выше

 (

см

п

. 16). 

Для

 

установивших

-

ся

 

режимов

 

работы

 

рассчитываются

 I

э

 

для

 

каждого

 

участка

 

движения

 

по

 

величи

-

нам

 

статического

 

тока

 I

с

 

и

 

времени

 

установившегося

 

движения

 t

у

.

Ухудшение

 

условий

 

охлаждения

 

двигателя

 

в

 

переходных

 

режимах

 

учитыва

-

ют

 

коэффициентом

 

ухудшения

 

теплоотдачи

 

β

i

который

 

в

 

зависимости

 

от

 

скоро

-

сти

 

вращения

 

принимает

 

значения

:

0

i

β

=

β

       

при

 

;

н

ω

0,2

ω

0

2

0

1

i

β

+

=

β

  

при

    

;

н

ω

0,8

ω

н

ω

0,2

1

i

=

β

          

при

 

.

н

ω

0,8

ω

Коэффициент

 

ухудшения

 

теплоотдачи

 

остановленного

 

двигателя

 

зависит

 

от

его

 

конструктивного

 

исполнения

 

и

 

условий

 

вентиляции

Примерные

 

значения

 

ко

-

эффициента

 

β

0

 

для

 

двигателей

 

различного

 

исполнения

 

приведены

 

ниже

.

Исполнение

 

двигателя

                                                                  

β

о

Закрытый

 

с

 

независимой

 

вентиляцией

                                               1

Закрытый

 

без

 

принудительного

 

охлаждения

                              0,95…0,98

Закрытый

 

с

 

самовентиляцией

                                                       0,45…0,55


background image

68

Защищенный

 

с

 

самовентиляцией

                                                 0,25…0,35

При

 

проверке

 

двигателя

 

по

 

нагреву

 

эквивалентный

 

ток

 I

э

 

сравнивают

 

с

 

до

-

пустимым

 

током

 I

доп

 

при

 

тех

 

же

 

условиях

 

работы

 (

при

 

той

 

же

 

относительной

 

про

-

должительности

 

включения

). 

Допустимый

 

ток

 

рассчитывают

 

через

 

представлен

-

ное

 

в

 

каталоге

 

значение

 

допускаемого

 

тока

 I

кат

 

для

 

каталожной

 

ПВк

ближайшей

 

к

фактической

 

ПВф

полученной

 

по

 

результатам

 

расчета

 

нагрузочных

 

диаграмм

:

                             

   

          

.

ф

ПВ

к

ПВ

кат

I

доп

I

=

                                             (19.2)

Приведенным

 

уравнением

 

можно

 

пользоваться

 

для

 

двигателей

 

краново

-

металлургической

 

серии

Для

 

других

 

серий

 

при

 

определении

 I

доп

 

следует

 

учиты

-

вать

 

изменение

 

постоянных

 

потерь

 

и

 

условий

 

охлаждения

 

двигателя

 

во

 

время

паузы

 [10].

При

 

проверке

 

двигателя

 

по

 

нагреву

 

превышение

 

эквивалентного

 

тока

 

над

 

до

-

пустимым

 

является

 

неприемлемым

а

 

недогрузка

 

двигателя

 

в

 

пределах

 10…15

%

считается

 

нормальной

.

Для

 

двигателей

у

 

которых

 

момент

 

и

 

ток

 

пропорциональны

 (

двигатели

 

посто

-

янного

 

тока

 

параллельного

 

и

 

независимого

 

возбуждения

асинхронные

 

двигатели

при

 

небольших

 

отклонениях

 

нагрузки

 

от

 

номинальной

), 

проверку

 

по

 

нагреву

можно

 

производить

 

методом

 

эквивалентного

 

момента

.

Проверка

 

двигателя

 

на

 

кратковременную

 

перегрузку

 

заключается

 

в

 

сравне

-

нии

 

наибольших

 

значений

 

тока

 

или

 

момента

 

двигателя

которые

 

находятся

 

по

 

на

-

грузочным

 

диаграммам

с

 

максимально

 

допустимыми

 

значениями

 

тока

 

или

 

мо

-

мента

 

выбранного

 

двигателя

.

При

 

проверке

 

двигателя

 

постоянного

 

тока

перегрузка

 

которого

 

ограничива

-

ется

 

максимально

 

допустимыми

 

значениями

 

тока

 

по

 

условиям

 

коммутации

сле

-

дует

 

наибольший

 

ток

 

из

 

нагрузочных

 

диаграмм

 

сравнивать

 

с

 

допустимым

 

при

 

той

же

 

скорости

учитывая

 

ухудшение

 

условий

 

коммутации

 

при

 

скоростях

 

выше

 

но

-

минальной

.

У

 

асинхронных

 

двигателей

 

кратковременная

 

перегрузка

 

ограничивается

 

не

током

а

 

критическим

 

моментом

 

двигателя

Поэтому

 

проверка

 

на

 

кратковремен

-

ную

 

перегрузку

 

для

 

этих

 

двигателей

 

сводится

 

к

 

сравнению

 

наибольшего

 

момента

из

 

нагрузочной

 

диаграммы

 

с

 

критическим

 

моментом

 

двигателя

.

Если

 

выбранный

 

двигатель

 

не

 

проходит

 

по

 

условиям

 

нагрева

т

.

е

. I

э

>I

доп

 

или

I

э

 << I

доп

то

 

производят

 

ориентировочный

 

выбор

 

другого

 

двигателя

используя

соотношение

                                             

   

          

,

доп

I

э

I

нвыб

Р

н

P

                                 (19.3)

где

   

Р

нвыб

 – 

номинальная

 

мощность

 

первоначально

 

выбранного

 

двигателя

.

В

 

этом

 

случае

 

расчёт

 

проекта

 

выполняют

 

заново

 (

по

 

согласованию

 

с

 

руково

-

дителем

 

проекта

). 

Аналогично

 

поступают

если

 

первоначально

 

выбранный

 

двига

-

тель

 

не

 

проходит

 

по

 

условиям

 

кратковременной

 

перегрузки

.

Проверка

 

преобразователей

 

на

 

кратковременные

 

перегрузки

 

осуществляется

в

 

соответствии

 

с

 

рекомендациями

 

раздела

 13, 

используя

 

каталоги

 

электротехниче

-

ской

 

промышленности

.


background image

69

20. 

ВЫБОР

 

РЕЗИСТОРОВ

 

И

 

ПРОВЕРКА

 

ИХ

 

ПО

 

НАГРЕВУ

  

Выбор

 

резисторов

 

для

 

силовых

 

цепей

 

двигателя

 

производится

 

на

 

основе

 

дан

-

ных

 

электрического

 

расчёта

 

их

 

величин

 (

см

п

.17.1, 18) 

и

 

нагрузочных

 

диаграмм

токов

.

Сначала

 

по

 

величине

 

сопротивлений

 

пусковых

 

и

 

тормозных

 

резисторов

 

вы

-

бираются

 

ящики

 

резисторов

как

 

правило

с

 

фехралевыми

 

ленточными

 

или

 

прово

-

лочными

 

элементами

 [3, 24].

В

 

качестве

 

продолжительного

 

тока

 

резисторов

 I

пр

 

на

 

предварительном

 

этапе

принимается

 

средняя

 

величина

 

за

 

цикл

 

среднеквадратичного

 

значения

 

тока

 

сило

-

вой

 

обмотки

 

за

 

время

 

включенного

 

состояния

 

резистора

:

                                         

ц

t

R

кв

I

пр

I

Σ

=

.

 

По

 

величине

 

продолжительного

 

тока

 

выбирают

 

конкретный

 

ящик

 (

номер

ящика

). 

Подбирается

 

схема

 

соединения

 

элементов

обеспечивающая

 

требуемую

величину

 

сопротивления

 

каждой

 

ступени

 

резисторов

Затем

 

производится

 

провер

-

ка

 

выбранных

 

резисторов

 

по

 

нагреву

которая

 

сводится

 

к

 

определению

 

эквива

-

лентного

 

тока

 

и

 

сравнению

 

его

 

с

 

допустимым

 

продолжительным

 

током

Методика

проверки

 

выбранных

 

резисторов

 

по

 

нагреву

 

приведена

 

в

 [3]. 

Проверка

 

может

быть

 

выполнена

 

не

 

для

 

каждого

а

 

лишь

 

для

 

наиболее

 

загруженного

 

по

 

эквива

-

лентному

 

току

 

элемента

 

в

 

каждой

 

секции

.

Для

 

определения

 

эквивалентного

 

тока

 

резисторов

 

используют

 

данные

 

расче

-

та

 

нагрузочной

 

диаграммы

 

тока

 

двигателя

 

с

 

учетом

 

времени

 

обтекания

 

током

 

рас

-

сматриваемой

 

секции

 

и

 

доли

 

тока

 

двигателя

проходящего

 

через

 

каждый

 

элемент

(

при

 

параллельном

 

соединении

 

элементов

). 

Превышение

 

эквивалентного

 

тока

 

над

продолжительным

 

недопустимо

Однако

 

чрезмерный

 

запас

 

выбранных

 

резисторов

по

 

нагреву

 

также

 

недопустим

так

 

как

 

влечёт

 

за

 

собой

 

неоправданное

 

завышение

числа

 

ящиков

 

резисторов

 

и

 

стоимости

 

установки

.

Для

 

каждой

 

ступени

 

пусковой

 

и

 

тормозной

 

схемы

 

в

 

проекте

 

должны

 

быть

приведены

 

значения

 

требуемых

 

и

 

выбранных

 

сопротивлений

 

резисторов

 

и

 

указа

-

ны

 

различия

 

между

 

ними

.

В

 

графической

 

части

 

проекта

 

приводится

 

схема

 

соединения

 

элементов

 

во

всех

 

выбранных

 

ящиках

 

резисторов

 

между

 

собой

соединения

 

с

 

обмотками

 

двига

-

теля

 

и

 

подключения

 

к

 

коммутирующим

 

аппаратам

.

21. 

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ

 

СХЕМА

 

ЭЛЕКТРОПРИВОДА

.

ВЫБОР

 

АППАРАТОВ

         

Последним

 

разделом

 

проекта

 

является

 

составление

 

принципиальной

 

схемы

электропривода

 

на

 

основе

 

применения

 

комплектного

 

тиристорного

 

электропри

-


background image

70

вода

 – 

для

 

проектов

 

с

 

тиристорными

 

преобразователями

или

 

типовой

 

станции

управления

 – 

для

 

проектов

 

с

 

питанием

 

электропривода

 

от

 

цеховой

 

сети

.

Принципиальная

 

схема

 

электропривода

 

должна

 

включать

 

в

 

себя

 

главные

 (

си

-

ловые

цепи

цепи

 

управления

защиты

сигнализации

Для

 

комплектного

 

тири

-

сторного

 

электропривода

 

силовые

 

цепи

 

вычерчиваются

 

в

 

развернутом

 

виде

по

-

зволяющем

 

показать

 

цепи

 

тока

а

 

цепи

 

управления

 

допускается

 

вычерчивать

 

в

 

ви

-

де

 

функциональных

 

блоков

 

с

 

обязательным

 

указанием

 

аппаратов

 

управления

электроприводом

 (

задающие

 

потенциометры

универсальные

 

переключатели

ко

-

нечные

 

выключатели

 

и

 

т

.

п

.).

При

 

выборе

 

типовой

 

станции

 

управления

 

и

 

составлении

 

принципиальной

схемы

 

необходимо

 

исходить

 

из

 

параметров

 

и

 

режима

 

работы

 

проектируемого

электропривода

 (

тип

 

двигателя

его

 

мощность

ток

напряжение

вид

 

торможения

,

количество

 

пусковых

 

ступеней

принцип

 

пуска

график

 

работы

 

механизма

 

и

 

т

.

п

.).

При

 

составлении

 

схемы

 

электропривода

 

в

 

проекте

 

должны

 

быть

 

выбраны

 

элек

-

трические

 

аппараты

осуществляющие

 

управление

 

электроприводом

 (

кнопки

управления

универсальные

 

переключатели

командоконтроллеры

), 

а

 

также

 

аппа

-

раты

контролирующие

 

перемещение

 

рабочей

 

машины

 (

путевые

 

и

 

конечные

 

вы

-

ключатели

).

Все

 

электрические

 

аппараты

 

должны

 

выбираться

 

по

 

действующим

 

каталогам

.

В

 

соответствии

 

с

 

номенклатурой

 

основных

 

низковольтных

 

электрических

 

аппара

-

тов

 

для

 

комплектных

 

устройств

разработанной

 “

ВНИИЭлектроприводом

”, 

реко

-

мендуются

 

к

 

применению

 

в

 

проекте

 

следующие

 

типы

 

аппаратов

:

– 

универсальные

 

переключатели

 

серии

 

ПКУ

-3 (

возможно

 

применение

 

пере

-

ключателей

 

типа

 

УП

5300);

– 

кнопки

 

управления

 

типа

 

КЕ

 

и

 

кнопочные

 

посты

 

управления

 

типа

 

ПКЕ

(

возможно

 

применение

 

КУ

-121, 

КУ

-122, 

КУ

-123, 

КУ

-2);

– 

крановые

 

командоконтроллеры

 

типа

 

КК

-800, 

КА

-400, 

КА

-500.

В

 

качестве

 

путевых

 

и

 

конечных

 

выключателей

 

рекомендуются

 

к

 

применению

выключатели

 

типа

 

ВК

-200, 

ВК

-300, 

КУ

-700, 

УБ

-

АТ

ВУ

.