Файл: Введение 3 1 Понятие и общая характеристика государственной гражданской службы в Российской Федерации 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 161

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Таким образом, понятие о гражданской службе дает представление о сути деятельности служащих, т.е. отвечает на вопрос: для чего нужна гражданская служба? Принципы являются базисом, фундаментом, на котором строится деятельность гражданской службы. Только при соблюдении и реализации всех принципов государственная гражданская служба будет действовать эффективно. При реализации принципов возникают проблемы. Основные из них: коррупция, фактически неограниченная власть вышестоящих государственных гражданских служащих над нижестоящими. Для решения данных проблем необходимо: во-первых, внедрить систему борьбы с коррупцией за счет внедрения в государственные органы современных технических средств наблюдения; во-вторых, необходимо на законодательном уровне ограничить действия вышестоящих государственных гражданских служащих над подчиненными сотрудниками и гражданами РФ; В-третьих, государственная гражданская служба нуждается во внедрении рейтинговых показателей эффективности работы служащих [25, с. 319].


1.2 Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе



Нормативно-правовые акты РФ, регулирующие деятельность государственной гражданской службы РФ содержатся в статье 5 федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», которая имеет наименование точно такое же, как и название данного параграфа. Во главе иерархии источников стоит Конституция РФ. В ней говорится: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе» [9]. Это значит, что все последующие источники не имеют это право граждан нарушать, давая привилегии каким-либо социальным группам.

Следующим за Конституцией РФ стоит Федеральный закон "О системе государственной службы Российской Федерации". В нем содержится система государственной службы. Одним из видов государственной службы является государственная гражданская служба РФ. Этому виду уделено особое внимание. В этом федеральном законе говорится о разделение государственной гражданской службы на 2 уровня. По содержанию этот закон является небольшим. Он состоит из 19 статей.

Основной источник, где детально регламентирована государственная гражданская служба – это федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27. 07. 2004 № 79. В этом законе закреплены базовые начала построения службы, должности гражданской службы, правовое положение гражданского служащего, порядок поступления на гражданскую службу, порядок заключения и прекращения служебного контракта и т.д. Он регулирует наиболее важные аспекты прохождения службы.

Вопросы государственной гражданской службы также регулируются другими федеральными законами, которые регулируют особенности прохождения службы. Среди них можно выделить федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ, федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ, федеральный закон «О судебных приставах» от 21.07.1997 № 118-ФЗ и т.д. Данные законы регулируют отдельные вопросы прохождения государственной гражданской службы.

Также правовой регламентацией государственной гражданской службы занимается Президент РФ. А именно указы Президента. Одним из таких указов является от 12.08.2002 № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих»

[13]. В нем говорится об этических началах деятельности государственных служащих, о гуманизме, который является ведущим принципом в деятельности служащих. Также говорится о пределах деятельности государственных служащих, о том, что они должны быть беспристрастными в своей деятельности и т.д. Каждый государственный служащий обязан ознакомиться с данным указом. Многие положения данного указа дублируются в федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Указ Президента «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы на 2019-2021 годы» от 24.06.2019 № 288 [12]. Этот указ является актуальным на сегодня, так как он также рассчитан и на следующий год. Данный указ направлен на повышение эффективности деятельности гражданских служащих посредством: совершенствования порядка назначения на должности государственной гражданской службы, стимулирование гражданских служащих к повышению эффективности своей профессиональной деятельности, внедрение форм профессионального развития гражданских служащих. Также в этом указе поставлены задачи Правительству РФ, которые должны быть выполнены в определенный срок. Например, к 1 января 2020 года Правительство РФ должно обеспечить совершенствование на основе единых методологических подходов порядка проведения аттестации гражданских служащих. К 1 января 2021 года обеспечить проведение мониторинга качества подготовки гражданских служащих по дополнительным профессиональным программам.

Немаловажным документом является указ Президента РФ «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 21.02.2019 № 68 [11]. В данном указе указывается на то, каким способом происходит повышение профессионального уровня (дополнительное профессиональное образование, тренинги, конференции), кто создает необходимые условия для профессионального развития (руководитель государственного органа, организация, осуществляющая образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам), какие бывают основания для направление гражданского служащего для участия в мероприятиях по профессиональному развитию (решение представителя нанимателя, результаты аттестация гражданского служащего). Этот указ регламентирует большой перечень вопросов о профессиональном развитии служащего.


Указ Президента «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы» от 12.10.2017 № 478 [10]. В нем говорится о необходимом стаже государственной гражданской службы, чтобы занять должность высших должностей, главных должностей федеральной государственной гражданской службы. В данном указе отменяются 3 ранее изданных указов Президента.

После указов Президента следуют постановления Правительства РФ. Данные постановления уступают по юридической силе указам Президента. Постановление Правительства РФ от 15.01.2020 № 9 «Об утверждении единой методики прохождения испытания на государственной гражданской службе Российской Федерации в федеральных органах исполнительной власти» [15]. Данное постановление имеет целью повышение эффективности формирования кадрового состава государственной гражданской службы РФ. В этом документе сказано о порядке прохождения испытания, каким образом устанавливаются результаты испытания. Также постановление содержит в себе 3 приложения образца, как правильно составить документ (уведомление о неудовлетворительном прохождении испытания, отзыв о результатах испытания, таблица учета результатов исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей в период испытания).

Постановление Правительства РФ от 07.10.2019 № 1296 «Об утверждении Положения о наставничестве на государственной гражданской службе Российской Федерации» [14]. Данное постановление содержит в себе разъяснение таких вопросов, как задачи наставничества, основания назначения и прекращения наставничества, функции наставника, его права и обязанности, права гражданского служащего в отношении которого назначено наставничество. По прохождении определенного срока, наставник составляет отзыв на своего подопечного, который затем представляет непосредственному руководителю гражданского служащего.

В списке источников права о государственной гражданской службе после постановления Правительства следуют нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти. Приказ Министерства труда и социальной защиты от 17.03.2017 № 282 « Об утверждении порядка формирования и работы комиссий, образуемых в федеральных государственных органах для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» [16]. Данный приказ содержит в себе порядок формирования комиссии,
дает четкое представление о том, каким образом осуществляется деятельность комиссии, порядок заседания комиссии и принятия решения.

Замыкает иерархию источников конституции (уставы), законы и иные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации. Также в ст. 5 ч.2 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сказано о международных договорах РФ. Он обладает большей юридической силой чем данный федеральный закон. Хотя его не включили в перечень регулирования отношений, связанных с гражданской службой.

Таким образом, существует большое количество нормативных источников, которые направлены на регулирование гражданской службы. На всех уровнях принимаются акты, которые стремятся сделать службу более упорядоченной. Однако, чтобы эффективно функционировала гражданская служба мало совершенного законодательства. Нужно, чтобы законы реализовывались в действиях правоприменителя. По сути, в данном контексте речь идет о воплощении в законе нормы права.