Файл: Введение 3 1 Понятие и общая характеристика государственной гражданской службы в Российской Федерации 5.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие и общая характеристика государственной гражданской службы в Российской Федерации
1.1 Понятие и принципы гражданской службы
1.2 Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе
2 Основные права и обязанности гражданского служащего
2.1 Права гражданского служащего
2.2 Обязанности гражданского служащего
Содержание
Введение 3
1 Понятие и общая характеристика государственной гражданской службы в Российской Федерации 5
1.1 Понятие и принципы гражданской службы 5
1.2 Законодательство Российской Федерации о государственной гражданской службе 10
2 Основные права и обязанности гражданского служащего 15
2.1 Права гражданского служащего 15
2.2 Обязанности гражданского служащего 19
2.3 Ответственность гражданского служащего 22
Заключение 29
Список используемой литературы и используемых источников 33
Введение
Законодательство о государственной гражданской службе должно содержать в себе отечественный опыт и мировые стандарты. Реформы по улучшению государственной гражданской службы проводятся в совокупности с другими преобразованиями в стране, которые имеют целью повышению уровня благосостояния граждан РФ, а также развитие всех сфер жизнедеятельности общества.
С развитием государственности возрастает роль и значение государственной гражданской службы. Это связано с тем, что необходимо своевременно и качественно исполнять функции государства. Для того чтобы функции выполнялись в срок и с точностью необходимо тщательно отбирать кадровый персонал. В РФ продолжает непрерывно совершенствоваться правовая база, регламентирующая государственную гражданскую службу, основу которой составляет Конституция РФ.
Государственная гражданская служба в современном виде прошла длительный исторический путь эволюционного развития. Прошлый опыт является позитивным для государственной гражданской службы, так как ее регламентация является объемной и содержательной. Это может быть наглядным с позиций допустимости или губительности повторений прошлого и увидеть возможные тенденции развития административных правоотношений в сфере государственной гражданской службы.
Проблемами государственной гражданской службой являются: недоверие граждан к деятельности государственных гражданских служащих; отсутствие четкого соотношения конкретных мер режима ограничений и запретов с мерами юридической ответственности, что может создать (и реально создает) несоответствие противоправного деяния государственного гражданского служащего и меры ответственности, применяемой в отношении его; несовершенство правового регулирования труда государственных гражданских служащих;
модернизация государственного управления; слабой профессиональной подготовленностью и некомпетентностью отдельных гражданских служащих; недостаточным уровнем денежного содержания; коррумпированностью государственного аппарата и другие. В ходе написания работы будут предложены возможные пути решения указанных проблем.
Объектом исследования выступают государственно-служебные отношения, возникающие в процессе формирования государственной гражданской службы в Российской Федерации.
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие порядок прохождения государственной гражданской службы в Российской Федерации.
Целью исследования является комплексный анализ правовых и неправовых основ государственной гражданской службы в Российской Федерации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-
рассмотреть основные понятия в области государственной гражданской службы; -
провести анализ системы принципов государственной гражданской службы в Российской Федерации; -
изучить и проанализировать систему нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере государственной гражданской службы; -
рассмотреть правовой статус государственных гражданских служащих.
Методами работы являются: анализ, синтез, системный метод, формально-юридический.
1 Понятие и общая характеристика государственной гражданской службы в Российской Федерации
1.1 Понятие и принципы гражданской службы
Достижение стабильности и обеспечение устойчивого развития современного российского общества непосредственно связаны с формированием эффективной деятельности государственной гражданской службы.
Легальное определение государственной гражданской службы звучит следующим образом: «вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации». Законодатель не зря употребил относительно государственной гражданской службы термин «вид», а не «подсистема». «Это побудило к решению проблемы по установлению соотношения между понятиями «подсистема и «вид» применительно к гражданской службе» [2, с. 80].
Для того чтобы полностью раскрыть содержание понятия государственная гражданская служба необходимо обратиться к мнениям других специалистов. И.А. Ерзылева в узком смысле государственную гражданскую службу понимал в двух отношениях: во-первых, это один из видов служебных правоотношений; во-вторых, это один из видов профессиональной служебной деятельности. Автор прав, так как при изучении данного понятия данные аспекты реализуются. Если рассмотреть первый аспект: служебные правоотношения, то они возникают между представителем нанимателя и гражданским служащим. Второй аспект говорит о том, что наряду с гражданской службой существует военная служба и государственная служба иных видов [5, с. 160].
Понятие государственной гражданской службы может рассматриваться с различных позиций. В правовом значении гражданская служба представляет собой подинститут института государственной службы. Автор прав, так как это вытекает из смысла государственной службы.
На сегодняшний день в российском обществе существует проблемы государственной гражданской службы. Они связаны с несовершенным состоянием системы государственного управления, а также традиционной для России бюрократии [20, с. 157].
Любое понятие в юридической науке состоит из признаков. То есть, чтобы собрать цельное определение необходимо указать все признаки определенного явления. И.В. Седая выделила некоторые особенности (признаки) государственной гражданской службы: сущность и назначение службы является производной от назначения и сущности государства в целом; деятельность службы носит гласный характер, т.е. открытый и выражает публичные интересы государства и общества; гражданские служащие могут исполнять профессиональные обязанности только в государственных органах. Данное высказывание автора не противоречит легальной дефиниции государственной гражданской службы. Все вышеназванные особенности находят отражение в деятельности службы. Стоит отметить, что данные признаки находят свое отражение в принципах государственных гражданской службы [1, с. 97].
Хочу отметить, что понятие государственная гражданская служба прошло несколько этапов. На первом этапе понятие гражданской службы отсутствовало (1991-1994). Второй этап характеризуется началом доктринальных разработок понятия государственная гражданская служба, был принят закон, который раскрывал понятие «государственной службы» (1995-2003). Наконец, третий этап был начат в 2004 году и продолжается до сих пор. Главный прорыв в этот период было принятие закона о государственной гражданской службе.
Понятие государственной гражданской службы дает представление о сущности и назначение данного института. Принципы государственной гражданской службы дает представление, на чем базируется данный институт.
Принципы государственной гражданской службы – базовые начала, которые определяют юридическую регламентацию общественных отношений. Принципы даны в федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Но эти принципы были взяты за основу у другого нормативно-правового акта. «Основные принципы построения и функционирования гражданской службы закреплены в Конституции РФ или вытекают из нее» [22, с. 310].
Основополагающим принципом государственной гражданской службы является приоритет прав и свобод человека и гражданина. Вся система государственной службы построена именно для обеспечения интересов общества, его членов. Права и свободы человека и гражданина является основой для принятия решений и законов. Дискриминация по признакам пола, расы, национальности, языка или другим основаниям является недопустимым элементом в деятельности гражданских служащих. Главной проблемой, которая заключается при реализации данного принципа это нарушение прав граждан самими гражданскими служащими. Для решения данной проблемы Н.В. Тумакаев предлагает следующее решение: необходимо уделить особое внимание при отборе кандидатов. Внимание должно быть уделено в способностях кандидатов учитывать в своей профессиональной деятельности интересы граждан [23, с. 111].
Принцип единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ. Данный принцип означает, что требования к гражданским служащим, желающим работать на должностях федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ являются едиными. Принцип единства положительно сказывается на деятельности гражданской службы. Государственные служащие имеют одинаковые возможности реализации своих способностей на соответствующих должностях.
Принцип равного доступа граждан, владеющих русским языком, к гражданской службе и равные условия ее прохождения. Должны оцениваться у гражданского служащего исключительно его личные и деловые качества. Для всех граждан РФ общие условия для поступления на гражданскую службу. Данный принцип прямо закреплен в ч.4 ст.32 Конституции РФ: «Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе». При реализации данного принципа возникают проблемы. «В существующей системе конкурсного отбора имеются некоторые противоречия и пробелы правового регулирования»
[17, с. 70].
В связи с этой проблемой наиболее квалифицированные кадры не могут поступить на государственную гражданскую службу. Тем самым, ставится под сомнение принцип, в соответствии с которым граждане имеют равный доступ к государственной гражданской службе. В связи с несовершенством правового регулирования гражданской службы появляется другая проблема – коррупционные правонарушения. В связи с данными правонарушениями на должности государственной гражданской службы назначаются как минимум «удобные люди», а как максимум допускает манипуляции, позволяющие торговать должностями. Для решения данной проблемы необходимо усовершенствовать конкурсный отбор на государственную гражданскую службу.
Принцип профессионализма и компетентности гражданских служащих. Служащий должен обладать соответствующим уровнем образования, для некоторых должностей необходимым элементом является трудовой стаж, который выражается в опыте работы. Профессионализм и компетентность также означает, что служащий должен исполнять профессиональные обязанности эффективно, то есть обладать высоким уровнем производительности и выполнять работу качественно. Немаловажным элементом является психологическое отношение служащего: работа должна выполняться добросовестно.
Стабильность гражданской службы означает, что гражданские служащие при осуществлении своей деятельности несменяемы. Однако в случае нарушения ограничений гражданский служащий может быть уволен. Стабильность также подразумевает собой сохранение рабочих мест даже в случае изменения системы государственной гражданской службы. Данный принцип направлен на постоянное развитие, обучение персонала, повышения уровня квалификации своих кадров. Данный принцип будет реализован в полной мере, когда на государственную службу будут отбираться исключительно по деловым и личным качествам.
Доступность информации о гражданской службе. Данный принцип закреплен в ч.3 ст.15 Конституции РФ: «Законы подлежат обязательному опубликованию». СМИ должны освещать работу гражданской службы, ее успехи и недостатки. Законы публикуются в «Российской газете» и журнале «Собрание законодательства РФ». Доступность подразумевает собой гласность, открытость гражданской службы. Данная мера благотворно влияет на общество.
Защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность. Ни физические лица, ни юридические лица не имеют права вмешиваться в деятельность государственных гражданских служащих, влиять каким бы то не было образом на принятие последними решений. Служащие находятся под защитой государства и подчиняются только закону. В их деятельность имеют право вмешиваться только субъекты, которые прямо уполномочены на это законом.