Файл: Введение 3 1 Понятие и общая характеристика государственной гражданской службы в Российской Федерации 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
государственной гражданской службе, а также дать легальное определение в законе о гражданской службе. Решить данную проблему можно несколькими способами: во-первых, закрепить универсальное понятие должностного лица для всех отраслей права; во-вторых, в каждой отрасли права дать понятия должностного лица с учетом специфики отрасли.

Уголовная ответственность гражданских служащих имеет схожие недостатки с административной ответственностью. Необходимо на законодательном уровне устранить пробел: какие виды гражданских служащих являются должностными лицами?

По своему статусному положению, даже в случае ненадлежащего исполнения гражданским служащим своих профессиональных обязанностей, даже если он является должностным лицом, не может быть субъектом гражданско-правовой ответственности в рамках данного правоположения.

Примечательным является то, что если гражданский служащий своими активными или пассивными действиями нанесет реальный ущерб интересам граждан или организаций, то понесет ответственность не сам гражданский служащий, а государственный орган.

Стекольщикова О.В. считает, что необходимо включить в закон о гражданской службе специальную статью, которая бы регламентировала принцип ответственности государственных гражданских служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, исполнение или ненадлежащее исполнение ими своих должностных обязанностей [21, с. 136].

Законодательство, в целом, не содержит исчерпывающего перечня дисциплинарных проступков. Данная ответственность является специфичной, в связи с этим не представляется возможным установить полный список дисциплинарных проступков. Законодатель выделил виды проступков, которые посягают на публичные интересы и влекут применение наиболее строгих мер дисциплинарной ответственности.

В определенных случаях для привлечения к ответственности гражданского служащего необходимо наличие его вины – психического отношения лица к совершаемому деянию. На практике бывают случаи, когда служащий оспаривает законность дисциплинарного взыскания, ссылаясь на отсутствие своей вины в совершенном проступке [24, с. 187].


Пример из судебной практики. Г. обратилась в суд с иском к Магнитогорской таможне о признании незаконными п.4 приказа о наложении на нее взыскания в виде замечания, выплате в ее пользу компенсации морального вреда в размере 1000руб. В обоснование своих требований она указала, что замечание ей вынесено за непредставление ею, как госслужащим, сведений о доходах и имуществе супруга. Однако ее вины в этом нет: данные сведения не были указаны ею по независящим от нее причинам — супруг отказался их представлять. Как следует из материалов дела, не получив от супруга сведения о доходах, Г. представила в отдел кадров сведения на себя и несовершеннолетнего ребенка, а в отношении супруга в каждом разделе внесла запись: «Сведения представить отказался». Суд указал, что упомянутая обязанность госслужащего является безусловной, не зависящей от воли и желания как его самого, так и иных лиц, в том числе членов семьи. При этом причина совершения такого правонарушения имеет значение только для определения вида и размера ответственности [19].

Вышеуказанное решение суда является спорным. Если следовать логике суда, то получается, что любые обязанности гражданского служащего, которые он обязан исполнять в соответствии с регламентом и нормативно-правовыми актами о гражданской службе являются дисциплинарным проступком, даже если они вызваны виновными действиями третьих лиц, действий непреодолимой силы и т.п.

Актуальной проблемой государственной гражданской службы является совершения коррупционных преступлений. В связи с этим актуальной проблемой правоприменения является порядок привлечения гражданских служащих к, временно отсутствующих на службе в связи с временной нетрудоспособностью, нахождением в отпуске, к ответственности за непредставление сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.

Ныне действующее законодательство не предусматривает исключений для таких случаев. В соответствии со ст. 59.2 закона о гражданской службе в случае, если гражданский служащий не предоставит такие данные, то он увольняется в связи с утратой доверия. В различных статьях данного нормативно-правового акта есть противоречия. В статье 37 закона о гражданской службе предусмотрено, что гражданский служащий не может быть уволен в период пребывания в отпуске и в период временной нетрудоспособности. Решить данную проблему можно, если в законодательстве исключить противоречия и предусмотреть исключения для определенных категорий гражданских служащих о предоставлении сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера.



Таким образом, ответственность позволяет при определенных условиях контролировать его деятельность и подчинять ее целям общества. Данная тема полностью не проработана. Теоретики до сих пор дискутируют по поводу ответственности. Предлагаются различные шаги на пути к совершенствованию системы государственной гражданской службы. Выделяются четыре вида ответственности гражданского служащего: дисциплинарная, административная, гражданская и уголовная.

Юридическая ответственность государственных гражданских служащих содержит в себе немало проблем, которые еще предстоит решить законодателю. Данные проблемы можно решить различными путями. Предлагаю следующие способы решения: во-первых, сделать различие между категориями гражданских служащих на квалификационные группы в зависимости от уровня наделения их публично-властными функциями в принятии управленческих решений; во-вторых, усовершенствовать процессуальные вопросы привлечения гражданских служащих к юридической ответственности.


Заключение



В любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а значит и без государственных гражданских служащих. Государственный аппарат — это прежде всего люди, профессионально занимающиеся управленческим трудом. Их услуги необходимы любой стране независимо от государственного устройства и политической системы, формы правления или правящего режима. Именно государственные гражданские служащие выполняют практические задачи, которые все цивилизованные общества возлагают на свои государства. Опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд государственных гражданских служащих, испытывает серьезные трудности с качеством государственного управления.

В современной России проблема модернизации государственного управления становится одной из приоритетных, учитывая ту большую роль, которую здесь всегда играло государство в обществе, а также особый характер российской бюрократии. Именно поэтому реформу государственной службы следует рассматривать важнейшим ресурсом модернизации системы государственного управления. Ключевым же направлением реформирования данной сферы и одновременно необходимым средством, позволяющим закрепить эффективные организационно-правовые формы и управленческие механизмы, является создание адекватного законодательства.

Существуют и иные проблемы в сфере государственной гражданской службы. К ним относится: недоверие граждан к деятельности государственных гражданских служащих; отсутствие четкого соотношения конкретных мер режима ограничений и запретов с мерами юридической ответственности, что может создать (и реально создает) несоответствие противоправного деяния государственного гражданского служащего и меры ответственности, применяемой в отношении его; несовершенство правового регулирования труда государственных гражданских служащих; модернизация государственного управления; слабой профессиональной подготовленностью и некомпетентностью отдельных гражданских служащих; недостаточным уровнем денежного содержания; коррумпированностью государственного аппарата;
несовершенство системы государственного управления, а также традиционной для России бюрократии; нарушение прав граждан самими гражданскими служащими; в системе конкурсного отбора имеются некоторые противоречия и пробелы правового регулирования. Следствием этого является то, что наиболее квалифицированные кадры не могут поступить на государственную гражданскую службу. Тем самым, ставится под сомнение принцип, в соответствии с которым граждане имеют равный доступ к государственной гражданской службе.

В связи с несовершенством правового регулирования гражданской службы появляется другая проблема – коррупционные правонарушения. В связи с данными правонарушениями на должности государственной гражданской службы назначаются как минимум «удобные люди», а как максимум допускает манипуляции, позволяющие торговать должностями. При реализации принципов возникают проблемы. Основные из них: коррупция, фактически неограниченная власть вышестоящих государственных гражданских служащих над нижестоящими. При урегулировании государственной гражданской службы на законодательном уровне существуют определенные проблемы. Они связаны с определением оптимального соотношения уровней нормативно правового регулирования общественных отношений в сфере государственной гражданской службы: либо это уровень закона, либо это уровень подзаконного правового акта.

Всевозрастающее регулирование государственной гражданской службы различными нормативно правовыми актами может привести к проблеме толкования: искажение смысла и содержание норма закона о государственной гражданской службе. Проблема законодательного регулирования также заключается в том, что недостаточно полно урегулирован правовой статус государственного гражданского служащего. В данном контексте не в полной мере разработана система ограничений и запретов. При нарушении того или иного запрета нет процессуального механизма увольнения – служебная проверка проводится только при дисциплинарных взысканиях. Проблема при поступлении и замещении должностей государственной гражданской службы заключается в противоречивости законодательных актов федерального и регионального уровней. Данная проблема возникает в связи с другим затруднением – реализация того или иного положения федерального законодательства. К проблемам реализации относится: во-первых, постоянные изменения и уточнения, которые вносятся в закон о гражданской службе. Это приводит к тому, что в существующих региональных актах возникают противоречия, поскольку изменения в них зачастую производятся несвоевременно; во-вторых, это отсутствие единого подхода к формированию регионального законодательства в данной сфере. Проблема правового установления процессуального порядка совершения управленческих действий и принятия государственно-властных решений является сегодня в России одной из наиболее насущных.