Файл: Введение 3 1 Понятие и общая характеристика государственной гражданской службы в Российской Федерации 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 Основные права и обязанности гражданского служащего




2.1 Права гражданского служащего



Права гражданского служащего является частью правового статуса гражданского служащего, который состоит из прав, обязанностей, запретов, ограничений, требований.

Через совокупность прав и обязанностей, которые составляют статус гражданского служащего, выражается его связь с органами государственной власти. Чем больше объем прав у служащего, тем больше влияния гражданский служащий может оказывать на орган государственной власти, и, наоборот.

Несовершенством действующего законодательства о государственной гражданской службе являются недостаточная разработанность правовых и социальных гарантий, а также выделение в самостоятельную главу 11 закона о гражданской службе. Из этого следует вывод, что гарантии не являются элементом правового статуса гражданского служащего. Считаю необходимым включить гарантии в состав правового статуса служащего.

Деятельность служащих является гласной, а также их служба направлена только на осуществление функций и задач, которые стоят перед государственным органом, в котором они проходят службу. Гласная в данном случае означает официальная. То есть, отсутствие нелегальных сотрудников гражданской службы.

Права служащих гарантируются законом. Прежде всего, это Конституция РФ, закон о гражданской службе, а также иные нормативно-правовые акты, которые должны приниматься в соответствии с двумя вышеперечисленными актами.

Гражданский служащий является динамичной единицей. Он имеет право на карьерный рост, который наступает при определенных обстоятельствах, которые установлены законодательно.

Ограничения, которые установлены для гражданских служащих, не являются умалением или принижением их прав. Данные запреты являются целесообразными и направлены только на то, чтобы гражданская служба осуществлялась эффективно.

Поступив на гражданскую службу, служащий не лишается основных общегражданских прав. Они, наоборот, дополняются. Служащий, также как и другие граждане РФ, имеет права и несет обязанности на равных началах. Права, которыми обладают граждане РФ, призваны косвенно стимулировать к эффективной деятельности на гражданской службе.


Прежде всего, это права, которые являются материальной составляющей. Например, это право на материальное обеспечение в случае болезни, инвалидности. Также в эту группу относится право на отдых, ежегодный оплачиваемый отпуск, а также дополнительный отпуск. Право на премии и иные выплаты, которые наступают при определенных обстоятельствах. Право на медицинское обслуживание служащего и членов его семье, на пенсионное обеспечение.

Помимо материальных прав у служащего есть право на «защиту». Служащий имеет право на ознакомление с материалами своего личного дела, вступать в профессиональные союзы для защиты своих прав от нарушений со стороны кого-либо. Гражданский служащий может обратиться в суд для защиты своих законных прав и интересов. Служащему гарантируется его защита и членов его семьи от насилия, угроз в связи с исполнением должностных обязанностей.

Выше упоминалось о том, что ограничения является необходимой мерой для эффективной деятельности служащего. В соответствии с ограничениями гражданин не может поступить на гражданскую службу, а гражданский служащий продолжать свою деятельность. К ограничениям относятся: если гражданина или гражданского служащего в установленном порядке суд признал недееспособным или ограниченно дееспособным; вступившим в силу приговором суда гражданин или гражданский служащий осужден к наказанию; в случае отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну. Причем не все гражданские служащие проходят данную процедуру, а только те, чья должность связана с использованием такой информации и другие ограничения.

Права гражданских служащих условно можно разделить на 2 категории: общие и специальные. Общими обладают все гражданские служащие, а специальными только те, которые занимают определенную должность.

С.В. Гасанова права гражданского служащего разделила на 3 категории. В первую категорию она включает права, которые обеспечивают понимание гражданскими служащими своего правового статуса и его юридическую защиту. Во вторую группу она включила права, которые стимулируют выполнение служебных обязанностей. Третья группа прав имеет следующее содержание: они должны способствовать должностной активности служащего, осуществлению конституционных прав и свобод, а также должны обеспечивать социальные гарантии гражданского служащего [4, с. 88].



В первую группу следует отнести право на ознакомление с должностным регламентом, а также с другими документами определенной организации для понимания своего правового статуса.

Вторая группа включает в себя право на доступ в государственные органы, органы местного самоуправления в связи с осуществлением должностных обязанностей. В эту группу также следует отнести на доступ к государственной тайне. Доступ к данным сведениям необходим для выполнения должностных обязанностей.

В третью группу относится право на отдых, который обеспечивается нормальной продолжительностью трудового дня, право на выходные, ежегодный оплачиваемый отпуск. Также в эту группу входит право на защиту жизни и здоровья гражданского служащего и членов его семьи.

Киприянова В.А. предлагает разделить права гражданского служащего на личные и служебные [6, с. 77]. Критерием разделения прав на 2 группы она считает: личные принадлежит служащему при замещении должности, а служебные принадлежат гражданина при реализации полномочий.

На этом классификация прав гражданского служащего у Киприяновой В.А. не закончились. Она дробит служебные права еще на 2 подгруппы: основные и должностные. Причем, основные содержатся в законе о гражданской службе, а должностные права служащего находятся в должностных регламентах определенного государственного органа.

Основные права были упомянуты выше. Следует к ним добавить право на надлежащее обеспечение организационно-технических условий, на оплату труда, а также иные выплаты.

Должностные права находятся в должностных регламентах. Данные права специфичны, позволяют выделить гражданских служащих по виду деятельности, а также отличить правовой статус служащего. Например, государственный гражданский служащий на должности судебный пристав-исполнитель. Его должностные права будут следующими: проводить у работодателей проверки по поводу реализация исполнительных документов, налагать арест на денежные средства должника и т.д.

Развитие и эффективная работа государственных органов и государства в целом зависит от работающих в нем лиц – гражданских служащих. Поэтому государство заинтересовано в улучшении деятельности служащих. Для того, чтобы такая система как государственная гражданская служба постоянно прогрессировала необходимо формирование кадрового резерва. Данный резерв является правом служащего на самореализацию.


Таким образом, реализуется положение, которое закреплено в Конституции РФ: Россия является правовым государством. Данный тезис подтверждает закон о гражданской службе. Прав у гражданских служащих больше, чем обязанностей. Ознакомившись с мнениями теоретиков и ученых по данной тематике, я узнал, что де факто обязанностей у служащих больше. Сам факт закрепления прав, их превалирования над обязанностями говорит уже о многом. Россия и дальше будет стремиться к утверждению и обеспечения прав служащих.


2.2 Обязанности гражданского служащего



Выше было упомянуто о том, что прав у гражданского служащего больше чем обязанностей в соответствии с законом о гражданской службе. На самом деле формально так и есть. Однако, «выполнение обязанностей – главное в деятельности государственных служащих» [18, с. 88]. От того каким образом, в каком объеме и как они исполняют свои должностные обязанности зависит продуктивность их деятельности, а следовательно, всего государственного органа. Ведь каждый служащий государственного органа маленькая единица, которая приводит в действие всю работу государственного органа.

Пробелом законодательства о гражданской службе является отсутствие понятия «обязанности государственного гражданского служащего». Определения играют большую роль в правоведении и практической жизни. «Представляется необходимым сформулировать научное определение «обязанности государственного гражданского служащего» и законодателю его закрепить» [7, с. 132].

Обязанности четко обозначены в законодательстве о гражданской службе и иных нормативно-правовых актах. Неукоснительное исполнение своих обязанностей также будет выполнять основную цель гражданской службы: обеспечение и защита прав и свобод человека и гражданина. Ведь, вся деятельность государственных органов сводится именно к тому, чтобы общество нормально функционировало, было предсказуемым.

Обязанности гражданских служащих реализуются, в основном, в двух формах: соблюдение и исполнение. Данный 2 формы касаются не только гражданских служащих. Они относятся ко всем субъектам общественных правоотношений. Соблюдение можно обозначать как исполнение требований, которые установлены государством для гражданского служащего. Данные требования выражены в служебном контракте, который содержит конкретные обязанности служащего. Соблюдение всегда сопряжено с мерами государственного принуждения. За несоблюдение гражданским служащим своих обязанностей наступают определенные юридические последствия.

Соблюдение обязанностей состоит в пассивном поведении. Под пассивным поведением в данном случае понимается воздержание от совершения каких-либо действий. В законе о гражданской службе про пассивные обязанности сказано в статье про запреты. Данные запреты распространяются только на гражданских служащих. Запреты