ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 55
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Биоэквивалентность
Проблема определения биоэквивалентности тесно связана с появлением воспроизведенных препаратов. Как показал анализ фармацевтического рынка многих стран, значительную часть оборота составляют не оригинальные продукты, а их более дешевые копии или аналоги (т.н. "дженерические формы" или "дженерики"). В США на дженерики приходится более 12% продаж лекарственных средств, в странах Западной Европы этот показатель колеблется в пределах от 30 до 60 %.
Одним из первых законов, регулирующих производство дженерических препаратов, можно считать закон, принятый в 1938 г в США [13]. Первое современное определение этого термина было предложено во Франции в 1986г. При этом под дженериками понимались "копии оригинального лекарственного препарата, производства и сбыт которых возможны по истечению срока действия патента, защищающего инновационный препарат". Позже было введено уточнение: "препарат конкретного производителя, существенно схожий с оригинальным продуктом, представленный в той же лекарственной форме и имеющий тот же качественный и количественный состав активных ингредиентов и биоэквивалентность, как и оригинальный продукт".
На фармацевтическом рынке в настоящее время представлено большое количество лекарственных препаратов, разобраться в которых подчас непросто не только врачу - практику, но и специалисту — клиническому фармакологу.
Существенную помощь для ориентировки в этом множестве лекарств может оказать знание того, что все они могут быть разделены на две основные категории — оригинальные и воспроизведенные или генерические лекарства (генерики). Далеко не все врачи сегодня отчетливо представляют, чем различаются эти категории лекарств, как они создаются, какие имеют преимущества и слабые стороны.
В мире существует сравнительно немного крупных фармацевтических компаний, занимающихся разработкой новых лекарств. Это связано с тем, что процесс создания нового лекарственного средства очень непростой и дорогостоящий. Эти компании имеют в своем распоряжении большие, прекрасно оснащенные научно-исследовательские центры, в которых ведутся постоянные, целенаправленные научные исследования. Для успешного создания нового лекарства в лабораториях «просеивают» сотни, а порой тысячи химических соединений, чтобы отобрать группу соединений — кандидатов на новое лекарство. Этот процесс, называемый
скрининг (от английского screen — просеивать), требует колоссальных интеллектуальных, временных и материальных затрат. Примерно 15 отобранных соединений-кандидатов широко изучают на нескольких видах лабораторных животных с соблюдением всех правил лабораторного доклинического исследования. Исследуют выраженность фармакологического эффекта, токсичность, мутагенность, тератогенность. Наконец, одно наиболее перспективное лекарство начинает проходить сложные четырехфазные клинические испытания с соблюдением всех международно признанных требований и стандартов качественной клинической практики (Good Clinical Practice — GCP) и доказательной медицины. Эти клинические исследования подразумевают разностороннее изучение создаваемого препарата на здоровых людях — добровольцах и пациентах, страдающих болезнью, для лечения которой создается новое лекарство.
Доказательства терапевтической эффективности оригинального препарата получают в сравнении с плацебо или с эталонным препаратом соответствующей фармакологической группы в крупных многоцентровых клинических испытаниях с участием сотен, а иногда и тысяч пациентов.
В среднем на разработку нового лекарственного препарата со стадии изыскания до стадии регистрации необходимо 12–15 лет. Затраты на этот процесс составляют десятки, а подчас и сотни миллионов долларов. Не случайно, что в последнее десятилетие мы являемся свидетелями объединения крупнейших фармацевтических компаний, которое позволяет им обеспечить колоссальные расходы на поисковые исследования и внедрение. Лекарственное средство, разработанное и полученное именно таким образом, называют оригинальным препаратом, или, в англоязычной литературе, — brand.
Полученный патент и срок его действия обеспечивают компании, создавшей препарат, право на его эксклюзивное распространение без какой-либо конкуренции со стороны других производителей, компенсацию расходов на его разработку, а также получение прибыли. Полученные от продаж средства позволяют осуществлять дальнейшую деятельность компании, в том числе и по созданию лекарств нового поколения. Все оригинальные препараты во всех странах, особенно в период, когда на них не истек срок патентной защиты, имеют весьма высокие цены, часто несопоставимые с размерами пенсии или заработной платы в нашей стране.
Таким образом, главное преимущество оригинальных препаратов
состоит в том, что это высококачественные современные лекарства, исследованные на десятках тысяч пациентов с соблюдением всех требований GCP, эффективность и безопасность которых достоверно и статистически доказаны как на этапах регистрации препарата, так и в больших многоцентровых исследованиях, проводящихся и после нее.
Главный недостаток этих препаратов — высокая стоимость, которая часто делает их практически недоступными для пациентов и учреждений здравоохранения.
Вместе с тем, сейчас достаточно распространены фармакоэкономические исследования, которые демонстрируют, что итоговая стоимость лечения может быть уменьшена при применении дорогостоящего высококачественного современного средства. Это достигается за счет уменьшения времени пребывания больного в палате интенсивной терапии или в стационаре вообще, улучшения показателей его трудоспособности, снижения числа повторных госпитализаций.
Однако, соглашаясь со всеми этими аргументами, нужно понимать, что рыночная стоимость на оригинальные лекарства достаточно велика для пациентов, особенно в условиях длительного амбулаторного лечения.
После окончания срока действия патента на лекарство оно становится «международным достоянием», то есть действующее начало препарата и содержащие его лекарственные формы могут быть на совершенно законных основаниях воспроизведены другими компаниями. Конечно, оригинальные препараты воспроизводятся только в том случае, если за срок, отведенный патентной защитой, в клинических исследованиях и в широкой клинической практике они подтвердили свою высокую эффективность и практическую ценность. Именно это является критерием отбора оригинальных средств после завершения срока патентной защиты для воспроизводства другими компаниями.
Копии оригинальных препаратов называют воспроизведенными препаратами — генериками или дженериками (от английского generic — калька).
Сегодня в России именно генерики составляют большую часть лекарственного рынка. Генерические препараты могут быть зарегистрированы как под фирменным, так и под международным названием.
Фирменное название дается лекарству фирмой-производителем и регистрируется соответствующим юридическим образом. Международное непатентованное название — это название лекарства, зарегистрированное или рекомендованное ВОЗ. Все международно признанные лекарства обязательно имеют международное непатентованное название.
Естественно, что оригинальные препараты обязательно имеют международное непатентованное название, но производятся и продаются в аптеках только под патентованными названиями (например, винпоцетин — международное непатентованное название, а КАВИНТОН® — патентованное название оригинального препарата, под которым лекарство продается в аптеке). Генерические препараты могут также производиться и продаваться под самостоятельным коммерческим названием. Например, амлодипин воспроизведен компанией «Гедеон Рихтер» и продается в России под коммерческим названием НОРМОДИПИН®. Если же генерическое лекарство применяется очень давно и хорошо известно пациентам и врачам, то его часто производят и продают под названием, совпадающим с международным непатентованным. Примерами могут служить метронидазол, диклофенак, цефазолин, индапамид и многие другие давно известные воспроизведенные лекарственные средства. Важно подчеркнуть, что именно международные непатентованные наименования обязательно приводятся в корректных научных медицинских статьях, формулярах и т.п. Они также позволяют формировать каталоги для обобщения препаратов-синонимов, содержащих одно и то же химическое вещество в качестве действующего вещества. Воспользовавшись этими каталогами, врач легко узнает, сколько генериков и под какими коммерческими названиями зарегистрировано. Подобные каталоги являются обязательной составной частью современных фармакологических справочников и пособий.
Одним из главных преимуществ генериков является сравнительно небольшая стоимость препаратов при высоком качестве и хорошем терапевтическом эффекте — очень близком, а иногда и идентичном оригинальному препарату.
Невысокая стоимость генерического препарата объясняется тем, что его создание и регистрация не требуют таких колоссальных затрат, как при создании оригинального средства. Прежде всего, не проводятся массивные клинические дорегистрационные исследования. Главными исследованиями, на основании которых определяют близость свойств и терапевтических эффектов генерического препарата по отношению к оригинальныму средству, являются исследования их эквивалентности.
Выделяют несколько видов эквивалентности лекарств.
Фармацевтическая эквивалентность. Препараты являются эквивалентными с фармацевтической точки зрения, если они содержат равное количество действующего начала и соответствуют действующим стандартам производства. Допускаются отличия генерика от оригинального препарата видом лекарственной формы, цветом, упаковкой.
Фармацевтическая эквивалентность генериков оригинальному препарату по качественному и количественному составу оценивается специальными фармакопейными тестами, относящимися к сфере деятельности провизоров. Достижению максимальных показателей фармацевтической и других видов эквивалентности способствуют действующие международные стандарты производства лекарств — стандарты «качественной производственной практики» (Good Manufacture Practice — GMP). Они представляют собой руководство по контролю производства фармацевтической продукции на соответствие международным стандартам качества. Чтобы соответствовать этим стандартам, предприятие должно иметь высокую технологию и современное оборудование. Предприятия, производящие генерические препараты и расположенные в экономически развитых странах Европы с давними традициями и устоявшимся опытом высокотехнологичного химического производства — Германии, Франции, Швейцарии, Венгрии и других, а также в США, соответствуют этим международным стандартам. В странах «третьего мира» и в России далеко не все производства соответствуют стандартам GMP.
Важнейшим требованием для регистрации генерического препарата является доказательство его биоэквивалентности оригиналу.
Биоэквивалентность (фармакокинетическая эквивалентность) — одна из важнейших характеристик, которая определяет идентичность генерика оригинальному средству. Она изучается у фармацевтически эквивалентных препаратов in vivo. Биоэквивалентность можно определить как идентичность двух фармацевтически эквивалентных лекарственных средств (обычно оригинального и генерика) по основным фармакокинетическим параметрам. К этим параметрам относят степень и скорость всасывания лекарства, время достижения и уровень максимальной концентрации в крови, характер его распределения в тканях и жидкостях организма, тип и скорость экскреции, а также ряд других, рассчитываемых на основе перечисленных параметров. В ходе исследований по биоэквивалентности фармакокинетические параметры изучают с помощью высокоточной аппаратуры (жидкостных хроматографов, масс-спектрометров и т.п.).
Для доказательства биоэквивалентности воспроизведенный лекарственный препарат (генерик) назначают в тех же дозах, лекарственных формах и с той же кратностью