Файл: Задача по созданию предпосылок для превращения чиновника юстиции из функционера в личность с независимым правовым и социальным статусом.docx
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Решением комиссии по назначению судьям ежемесячного пожизненного содержания в полном размере и судьям, продолжающим работать, ежемесячной надбавки к заработной плате в размере 50% ежемесячного пожизненного содержания, которое могло быть им назначено при выходе в отставку, при Управлении Судебного департамента в Алтайской крае от 1 августа 2007 года Ш. отказано в назначении ежемесячного пожизненного содержания как не имеющей десятилетнего стажа судейской работы.
Согласно ст. 9 Закона о статусе судей независимость судьи, закрепленная в ст. 120 Конституции РФ, обеспечивается в том числе правом судьи на отставку, а также предоставлением судье за счет государства материального и социального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Эта гарантия конституционного статуса судьи включает и право на ежемесячное пожизненное содержание судьи в отставке, регулируемое п. 1 и 5 ст. 15 Закона, ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июня 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации"20.
Постановлением Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ "О статусе судей в Российской Федерации"21 установлено, что выплата пожизненного содержания вместо пенсии судьям, находящимся на пенсии, может производиться при стаже судебной работы не менее 10 лет. При этом размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.
Разрешая спор, суд, руководствуясь вышеприведенными нормами, пришел к выводу о том, что при отсутствии стажа работы в должности судьи не менее 10 лет истица права на назначение ей ежемесячного пожизненного содержания пропорционально числу отработанных лет в должности судьи не имеет, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных требований.
При этом судебными инстанциями указано на то, что условие о необходимости стажа судебной работы не менее 10 лет для назначения ежемесячного пожизненного содержания установлено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 15 Закона РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации"22, ст. 2 Федерального закона от 21 июня 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"23 и ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 6-ФЗ от 10 января 1996 г. (ред. от 22.10.2014)
"О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации"24.
Однако Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не может согласиться с выводами суда первой и кассационной инстанций, так как они основаны на неправильном толковании и применении норм материального права.
Так, в силу абзаца 1 пункта 5 статьи 15 Закона о статусе судей пребывающему в отставке судье выплачивается пенсия на общих основаниях. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи не менее 20 лет, выплачивается по его выбору пенсия на общих основаниях или не облагаемое налогом ежемесячное пожизненное содержание в размере 80% заработной платы работающего по соответствующей должности судьи. Пребывающему в отставке судье, имеющему стаж работы в должности судьи менее 20 лет и достигшему возраста 55 (для женщин - 50) лет, размер ежемесячного пожизненного содержания исчисляется пропорционально количеству полных лет, отработанных в должности судьи.
Положение вышеприведенной нормы не содержит требований о наличии 10-летнего стажа судебной работы, необходимого для назначения ежемесячного пожизненного содержания судьям, находящимся в отставке и на пенсии.
Не содержит данных требований и п. 1.2.2 Инструкции о порядке назначения и выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов и мировым судьям, утвержденной Председателем Верховного Суда РФ 29 июля 2003 г., Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ 9 июля 2003 г., Генеральным директором Судебного департамента при Верховном Суде РФ 3 июля 2003 г.25
Пункт 1 Постановления Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. N 4994-1 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"26 устанавливает, что выплата пожизненного содержания вместо пенсии судьям, находящимся на пенсии, может производиться при стаже судебной работы не менее 10 лет.
Вместе с тем названная норма устанавливает порядок выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьям, ушедшим на пенсию до принятия Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".
Поэтому выводы суда первой и кассационной инстанций о том, что в силу п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. N 4994-1 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" истица при отсутствии стажа работы в должности судьи не менее 10 лет права на назначение ей ежемесячного пожизненного содержания пропорционально числу отработанных лет в должности судьи не имеет, основаны на неправильном толковании норм материального права.
Ссылка судов первой и второй инстанций на то, что за судьями, ушедшими с должности судьи в связи с истечением срока полномочий или на пенсию по основаниям, совместимым со статусом судьи, признается право на получение ежемесячного пожизненного содержания при наличии таких необходимых предпосылок, как достижение, в том числе после ухода с судейской должности, 50-летнего (для женщин) или 55-летнего (для мужчин) возраста, а также стаж работы в должности судьи не менее 10 лет, что соответствует правовой позиции Конституционного Суда РФ, приведенной в Постановлении от 19 февраля 2002 г. N 5-П27, не может быть признана состоятельной.
Заявителями по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 15 Закона о статусе судей, ст. 2 Федерального закона от 21 июня 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"28 и ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 6-ФЗ от 10 января 1996 г. (ред. от 22.10.2014) о дополнительных гарантиях, в частности, обратившимися с жалобами на нарушение конституционных прав и свобод ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июня 1995 года "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и отдельными положениями ст. 15 Закона о статусе судей, были бывшие судьи, работавшие в должности судьи до принятия Закона о статусе судей (их полномочия были прекращены в 70 - 80-х годах в связи с истечением срока), не имеющие 20-летнего стажа работы в этой должности, ушедшие на пенсию не с должности судьи, которые до достижения ими 55 (для женщин - 50) лет, в том числе после ухода с должности судьи в связи с истечением срока полномочий или на пенсию по основаниям, совместимым со статусом судьи, могли заниматься любой оплачиваемой деятельностью, поскольку действовавшее в указанный период законодательство не предусматривало на этот счет каких-либо ограничений или запретов.
Таким образом, в резолютивной части Постановления Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-П речь идет о судьях, ушедших с должности судьи до принятия Закона о статусе судей, тогда как истица ушла в отставку в 2004 г. в соответствии с Законом о статусе судей.
С учетом изложенного Судебная коллегия Верховного Суда РФ признала решение суда незаконным и подлежащим отмене. Соответственно, подлежит отмене и определение суда кассационной инстанции, поскольку им было оставлено без изменения решение суда первой инстанции, постановленное с существенным нарушением норм материального права.
Судебная коллегия Верховного Суда РФ указала, что при новом рассмотрении суду следует учесть изложенное и в соответствии с заявленными истцом требованиями вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь ст. 387, 388 и 390 ГПК РФ29, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ отменила решение Октябрьского районного суда г. Барнаула от 27 декабря 2007 г., Определение Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 26 марта 2008 г. и направила дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Не имеют права на получение вместо пенсии ежемесячного пожизненного содержания:
- бывшие судьи, отозванные с должности судьи в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством;
- бывшие судьи, впоследствии осужденные за совершение умышленного преступления или совершившие проступки, которые применительно к судьям, пребывающим в отставке, повлекли бы ее прекращение.
В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-П30 судьи, имеющие стаж работы в должности судьи не менее 10 лет и ушедшие в отставку с должности судьи при истечении срока полномочий или на пенсию по основаниям, совместимым со статусом судьи, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания при достижении ими 50- или 55-летнего возраста (соответственно для женщин и мужчин), чему не препятствует и то, что до момента достижения указанного возраста ушедший с судейской должности мог заниматься иной оплачиваемой деятельностью.
На практике возникает часто вопрос: что следует понимать под иной оплачиваемой работой? Любую оплачиваемую работу или только предусмотренную п. 3 ст. 3 Закона о статусе судей?
Законодатель не дает прямого ответа на этот вопрос. Постановлением Верховного Совета РФ от 20 мая 1993 г. N 4994-1 "О некоторых вопросах, связанных с применением Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"31 установлены ограничения только для судей, уже получающих ежемесячное пожизненное содержание: "Бывшие судьи, получая ежемесячное пожизненное содержание, не имеют права одновременно получать пенсию или заниматься другой оплачиваемой работой, кроме перечисленной в пункте 3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" (ч. 2 п. 7 Постановления)32.
Это заставляло практиков-правоприменителей ориентироваться на Разъяснения Совета судей Российской Федерации, опубликованные в журнале "Российская юстиция" N 8 за 2003 год, который указал, что "на назначение ежемесячного пожизненного содержания имеют право судьи, пребывающие в отставке и соблюдающие требования, предусмотренные п. 6 ст. 15 Закона о статусе судей. В соответствии с указанной статьей судья считается пребывающим в отставке до тех пор, пока соблюдает требования, предусмотренные п. 3 ст. 3 указанного Закона. А это значит, что судья, пребывающий в отставке, до назначения ежемесячного пожизненного
содержания вправе заниматься только научной, преподавательской, литературной, творческой деятельностью или работать в сфере правосудия"33.
Следует отметить, что эти разъяснения частично устарели в связи с изменениями Закона о статусе судей, внесенными после 2003 года, которые исключили возможность судей в отставке работать в сфере правосудия.
Выплата ежемесячного пожизненного содержания производится за счет средств, выделяемых из федерального бюджета.
Выплата ежемесячного пожизненного содержания судье, пребывающему в отставке, не приостанавливается на период временного исполнения им обязанностей судьи.
В стаж работы который засчитывается для определения размера ежемесячного пожизненного содержания включается время работы:
- судьей;
- государственным арбитром;
- в аппаратах судов общей юрисдикции, конституционных (уставных) судов, федеральных арбитражных судов и органов государственного арбитража, в органах юстиции (министерствах юстиции СССР и Российской Федерации, министерствах юстиции республик в составе Российской Федерации, управлениях (отделах) юстиции) на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, стажером судьи или исполняющим обязанности судьи, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката;
- государственным нотариусом с момента получения высшего юридического образования.
При присутствии перерывов в работе стаж судьи исчисляется суммарно, независимо от перерывов, за весь период работы.
Приостановление полномочий судьи, за исключением случаев избрания ему в качестве меры пресечения в виде заключения под стражу и привлечения к уголовной ответственности, не прерывает судебный стаж, который дает право на получение ежемесячного пожизненного содержания.
Время работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях засчитывается в стаж работы в полуторном размере.
Время работы до 29 июня 2009 г. в должности судьи военного суда, находящегося за пределами территории Российской Федерации, а также в районах или местностях Российской Федерации, где для военнослужащих установлено льготное исчисление выслуги лет на военной службе, засчитывается судьям военных судов в стаж работы в должности судьи в порядке, установленном для исчисления выслуги лет на военной службе.
Судья, достигший возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы в области юриспруденции не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, вправе, уйдя в отставку, получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере. В стаж работы, учитываемый при исчислении размера ежемесячного пожизненного содержания, включается время работы как в должности судьи, так и на должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"