Файл: Задача по созданию предпосылок для превращения чиновника юстиции из функционера в личность с независимым правовым и социальным статусом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Решение задач

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
34.

Закон о статусе судей предусматривает также порядок льготного исчисления специального трудового стажа, необходимого для выхода в отставку и назначения ежемесячного пожизненного содержания. Так, в стаж работы в качестве судьи при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее пяти лет. Постановлением КС РФ от 19 февраля 2002 г. N 5-П35 уточнен перечень таких специальностей путем включения в их число государственного нотариуса при наличии высшего юридического образования.

В стаж работы в области юриспруденции включается время работы:

1) на требующих высшего юридического образования государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях субъектах Российской Федерации, должностях государственной службы, муниципальных должностях, должностях в существовавших до принятия Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, союзных республик СССР, РСФСР и Российской Федерации, должностях в юридических службах организаций, должностях в научных организациях;

2) в качестве преподавателя юридических дисциплин по профессиональным образовательным программам, в качестве адвоката или нотариуса.

Размер ежемесячного пожизненного содержания зависит от стажа работы в должности судьи, а также в области юриспруденции в соответствии со следующими правовыми основаниями назначения данной выплаты:

- Судьи, ушедшие в отставку при стаже работы в должности судьи не менее 20 лет, -в размере 80 % ежемесячного денежного вознаграждения работающего по соответствующей должности судьи.

- Судьи, ушедшие в отставку при стаже работы в должности судьи менее 20 лет, при достижении ими возраста 55 лет (для женщин - 50 лет) - 4% за каждый отработанный год в должности судьи.

- Судьи, ушедшие (удаленные) в отставку при стаже работы в должности судьи более 20 лет, за каждый последующий год стажа работы по 1% от ежемесячного пожизненного содержания, но всего не более 85 % ежемесячного денежного вознаграждения занимающего соответствующую должность судьи.

- Судьи, достигшие возраста 60 лет (женщины - 55 лет), при стаже работы в области юриспруденции не менее 25 лет, в том числе не менее 10 лет работы судьей, при уходе в отставку, вправе получать ежемесячное пожизненное содержание в полном размере (80% ежемесячного денежного вознаграждения).


Ежемесячное пожизненное содержание рассчитывается из ежемесячного денежного вознаграждения судьи, включающего:

- месячный оклад в соответствии с замещаемой им должностью судьи (должностной оклад);

- месячный оклад судьи в соответствии с присвоенным ему квалификационным классом (оклад за квалификационный класс);

- ежемесячное денежное поощрение;

- ежемесячная доплата за выслугу лет;

- ежемесячные доплаты за ученую степень кандидата юридических наук, доктора юридических наук, за ученое звание доцента, профессора, за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации".

Судьям, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет или в приравненных к ним местностях не менее 20 календарных лет и ушедшим (удаленным) в отставку, ежемесячное пожизненное содержание назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от их места жительства и времени обращения за указанным содержанием. Судьи, пребывающие в отставке, имеют право на доплаты за ученую степень или ученое звание, а также за почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации". При этом установлено, что размер ежемесячного пожизненного содержания с учетом указанных доплат не может превышать 85% заработной платы занимающего соответствующую должность судьи.

Выплаты по коэффициентам и надбавкам осуществляются при условии проживания судьи в местностях, где такие коэффициенты и надбавки предусмотрены.

Судьям, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 лет и ушедшим в отставку, ежемесячное пожизненное содержание назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к ежемесячному денежному вознаграждению независимо от их места жительства и времени обращения за указанным содержанием.

Судьи, государственные арбитры, ушедшие с этой должности до введение в действие Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и имеющие стаж работы в должности судьи не менее 10 лет, имеют право на получение ежемесячного пожизненного содержания, если они ушли с должности судьи (государственного арбитра) на пенсию (независимо от времени ухода) в связи с достижением пенсионного возраста или инвалидностью, или в связи с истечением срока полномочий, а также были переведены на работу в государственные организации и ушли на пенсию с этой работы.



Ежемесячное пожизненное содержание бывшим судьям выплачивается из расчета должностного оклада судьи соответствующего уровня, оклада за квалификационный класс (если он был присвоен) и ежемесячной доплаты за выслугу лет.

Расчет содержания судьи в отставке привязан к заработной плате действующего судьи соответствующего уровня. При увеличении заработной платы действующего судьи происходит перерасчет ежемесячного пожизненного содержания судьи.

Размер ежемесячного пожизненного содержания определяется однократно при уходе или удалении судьи в отставку, и последующие изменения характеризующих данных судьи не должны влечь за собой перерасчета назначения ежемесячного пожизненного содержания, за исключением случаев увеличения (индексации) размеров должностных окладов судей и любых составляющих ежемесячного денежного вознаграждения судьи.

Привлечение судьи, находящегося в отставке и получающего ежемесячное пожизненное содержание, к осуществлению правосудия на срок до одного года по статье 7.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"36 не влечет за собой перерасчета стажа его работы в должности судьи и размера выплачиваемого ему ежемесячного пожизненного содержания.

Ежемесячное пожизненное содержание выплачивается в суде по последнему месту работы либо в суде по месту жительства или в управлении (отделе) Судебного департамента субъекта Российской Федерации независимо от места назначения ежемесячного пожизненного содержания.

Ежемесячное пожизненное содержание может выплачиваться по месту жительства через предприятие связи или отделение банка по письменному заявлению получателя, которое оформляется не реже одного раза в полгода. При этом расходы по переводу пожизненного содержания по почте и доставка его на дом осуществляются за счет средств получателя этого содержания.

Выплата ежемесячного пожизненного содержания производится один раз за текущий месяц.

Аналогичный порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячного пожизненного содержания распространяется на работающих судей, имеющих право на получение 50% ежемесячного пожизненного содержания в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации"37.

Ежемесячное пожизненное содержание может выплачиваться по месту жительства через предприятие связи или отделение банка по письменному заявлению получателя, которое оформляется не реже одного раза в полгода.


Исходя из приведенных норм, видно, что право выбора формы и способа выплаты ежемесячного пожизненного содержания принадлежит заявителю, а не начисляющему пособие органу.

2.2 Основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений по ежемесячному пожизненному содержанию судей

Рассматривая вопрос прекращения выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьи в отставке, следует отметить, что основания прекращения отставки судьи и основания прекращения выплаты ежемесячного пожизненного содержания судьи в отставке не только разные юридические факты, но и их юридическая природа принципиально разная. Основанием прекращения отставки судьи является нарушение гражданином условий пребывания в отставке судьи, установленных Законом о статусе судей. Юридическими последствиями прекращения отставки является лишение гражданина звания судьи в отставке, гарантий личной неприкосновенности, членства в судейском сообществе и льгот, полагающихся судье в отставке.

Ежемесячное пожизненное содержание судьи в отставке, как следует из приведенной выше правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, является выплатой, аналогичной пенсии, разновидностью государственного социального (пенсионного) обеспечения, т. е. гарантированное государством социальное обеспечение гражданина в старости, исчисленное пропорционально продолжительности его соответствующего стажа на должности судьи или приравненных к нему периодов его деятельности.

Как известно, законодательство не содержит оснований лишения гражданина права на получение назначенной ему пенсии. В законодательстве о статусе судей также отсутствуют основания лишения гражданина гарантированного ему государством социального обеспечения в старости в форме ежемесячного пожизненного содержания. Законодательством также не установлено, что основания прекращения отставки судьи являются основаниями лишения гражданина заработанного им социального обеспечения в старости.

Более того, если решение вопроса о прекращении отставки судьи в порядке "неуголовно-неадминистративно-недисциплинарного наказания" законом отнесено к компетенции соответствующей квалификационной коллегии судей, то вопрос об органе, компетентном принимать решения о лишении судьи в отставке, отставка которого прекращена, заработанного им социального обеспечения в старости законом, вообще не урегулирован.

Законодательством также не предусмотрена передача полномочий какому-либо органу устанавливать основания лишения выплаты ежемесячного пожизненного содержания гражданам, ранее занимавшим государственную должность судьи, и регулировать правоотношения по поводу лишения гражданина заработанного им социального обеспечения в старости.