Файл: Притча о блудном сыне и ее интерпретация в пушкинской повести.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 549
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Раздел долгосрочного плана: “Сатира и юмор в литературе” | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Актуальность пьесы Д. И. Фонвизина в наши дни | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | ОС 2. Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходство и различие в средствах создания образов. ОС 4. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. ПО 6. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос. | ||||||
Цели урока | — показать актуальность пьесы Д. И. Фонвизина в наши дни; — формировать навыки общения в группе при обсуждении произведения, развивать творческие способности школьников; — побуждать учащихся к стремлению совершенствовать себя и мир вокруг. | ||||||
Критерии оценивания | Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходство и различие в средствах создания образов. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос. Дескрипторы: Сравнивает художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходство и различие в средствах создания образов. Оценивает устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. Дает аргументированный ответ на проблемный вопрос. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. ОС 2., ОС 4. Обсуждение отзывов на просмотренный спектакль. | | |||||
Середина урока | Открытие нового. Тема заключительного урока по теме “Актуальность пьесы Д. И. Фонвизина в наши дни”. Беседу об актуальности комедии можно организовать вопросами и заданиями: — Как вы думаете, чем сегодня интересна пьеса “Недоросль” для читателя и зрителя? — Если бы вы были актером, роль какого героя вы сыграли бы на сцене театра? Почему? Обоснуйте свой ответ. — Приведите крылатые фразы, в которые превратились реплики героев комедии Фонвизина. Актуальны ли они в наше время? ПО 6. Проведение в классе дебатов. В учебнике даны памятка для участников дебатов, фразы-помощники для спикеров. На обсуждение выносятся проблемы, которые должны заинтересовать школьников. — Согласны ли вы с высказыванием Стародума: “Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы”? Приведите свои аргументы. — Какие нравственные принципы положительных героев комедии вам близки, а что вам кажется устаревшим? — Одной из главных проблем пьесы следует назвать проблему воспитания молодого человека. Стародум ратует за воспитание настоящего гражданина, Митрофанушку же воспитывают совсем по другим принципам. А как в наше время воспитать настоящего гражданина? | | |||||
Конец урока | Рефлексия. ПО 6. Какие нравственные принципы положительных героев комедии вам близки? Информация о домашнем задании. АИ 9. Напишите эссе на тему “О чем меня заставила задуматься комедия Д. И. Фонвизина “Недоросль”? | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: “Сатира и юмор в литературе” | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Мастер эзопова языка | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | АИ 1. Определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ). ПО 1. Понимать термины: классицизм, литературное направление, комедия, “высокие” жанры (трагедия, ода), “низкие” жанры (комедия, басня, сатира). | ||||||
Цели урока | — познакомить учащихся с фактами творческой биографии великого русского писателя-сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина, с его произведением “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”; — развивать навык работы со статьей учебника, навык выразительного чтения сказки, учить сопоставлять литературное произведение с другими видами искусства; — побуждать учащихся к размышлениям об активной жизненной позиции человека на примере личности писателя СалтыковаЩедрина. | ||||||
Критерии оценивания | Определять жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ). Понимать термины: классицизм, литературное направление, комедия, “высокие” жанры (трагедия, ода), “низкие” жанры (комедия, басня, сатира). Дескрипторы: Определяет жанр и его признаки (притча, баллада, басня, легенда, комедия, лирическое стихотворение, фэнтези, фантастический рассказ). Понимает термины: классицизм, литературное направление, комедия, “высокие” жанры (трагедия, ода), “низкие” жанры (комедия, басня, сатира). | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. Обсуждение эпиграфа: “О, смех, великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила” (Н. В. Гоголь). | | |||||
Середина урока | Открытие нового. Вступительное слово учителя. Разговор о комическом в литературе, начатый с басен И. А. Крылова и комедии Фонвизина, мы продолжаем на уроках, посвященных изучению произведения М. Е. Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Но чтобы понять сущность писателя М. Е. Салтыкова-Щедрина, особенности его языка, нам надо сначала выяснить, какие виды комического существуют в литературе. ПО 1., АИ 1. Усвоение теоретических понятий. Работа со статьей учебника “Виды комического в литературе”. Можно прибегнуть к методу “Таблица-синтез” для ее освоения. Учащимся предлагается выписывать из статьи ключевые понятия, которые записываются в первой графе (это будут такие понятия, как юмор, ирония, сарказм, сатира). Затем школьники самостоятельно заполняют вторую графу таблицы, объясняя значение этих слов, в третьей приводятся примеры. Ключевые слова Толкование Выписки из текста Самостоятельное чтение вступительной статьи учебника о М. Е. Салтыкове-Щедрине “Мастер эзопова языка”. Составление плана рассказа о жизни Салтыкова-Щедрина с опорой на вступительную статью учебника. Ученики должны обсудить, какие качества личности писателя привлекли их и почему. Вступительная статья учебника названа “Мастер эзопова языка”. А как бы ученики озаглавили прочитанную статью о писателе? Пусть объяснят смысл предложенного ими заголовка. Чтение сказки Салтыкова-Щедрина “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Нужно акцентировать внимание детей на том, что все повествование пронизано едкой иронией автора. Методический опыт подсказывает, что дети часто не понимают иронических высказываний, не видят авторского иронического отношения, тонкой насмешки, поэтому тут необходима помощь учителя, его выразительное чтение и комментарии. Очень важно вслушаться в интонацию повествователя, почувствовать его гневную иронию, когда, выражая якобы сочувствие генералам, он на самом деле беспощадно разоблачает их господские привычки. | | |||||
Конец урока | Рефлексия. На этапе рефлексии можно предложить ученикам высказаться по цепочке о значимых для них ценностях урока: Я узнал...; Я научился...; Я понял, что могу...; Мне понравилось...; Мне показалось сложным... Информация о домашнем задании. Дочитать сказку М. Е. Салтыкова-Щедрина. По желанию сделать свою иллюстрацию к одному из эпизодов сказки. ОС 2. Подготовьте исполнение в лицах одного из диалогов этой сказки, предварительно оговорив характер исполнения каждой роли. Индивидуальное задание. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: “Сатира и юмор в литературе” | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Образы генералов и мужика в сказке Салтыкова-Щедрина. | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | АИ 7. Определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию. ОС 2. Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходство и различие в средствах создания образов. АИ 9. Писать творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. ОС 4. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. | ||||||
Цели урока | — познакомить учащихся с приемами создания комического эффекта в произведении: гиперболой, гротеском; помочь выявить идейный смысл сказки; — формировать навык аналитической работы над текстом, умение характеризовать героев произведения; — вызвать у учащихся неприятие, осуждение человеческих пороков. | ||||||
Критерии оценивания | Определять отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию. Сравнивать художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходство и различие в средствах создания образов. Писать творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. Дескрипторы: Определяет отношение автора к главным и второстепенным героям, аргументируя свою позицию. Сравнивает художественное произведение с произведениями других видов искусства, характеризуя сходство и различие в средствах создания образов. Пишет творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. Оценивает устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. Беседа по первым впечатлениям от прочитанного: — Какие чувства и мысли вызвала у вас “Повесть…” СалтыковаЩедрина? — Какие вопросы вы хотели бы задать после прочтения сказки? — Какой показалась вам сказка: смешной или грустной? Почему? | | |||||
Середина урока | Открытие нового. Во вступительном слове учитель скажет, что комическое положение — это прием несоответствия поведения человека конкретной ситуации. Комическое возникает, когда писатель хочет показать какое-то несоответствие, иногда даже нелепость в жизненных явлениях, в отношениях людей, их поведении. Попросите учеников привести примеры комических положений в “Повести…” Салтыкова-Щедрина. АИ 5. Предложите следующее задание: покажите, что комичность двух генералов основана на противоречии между их стремлением казаться людьми важными, значительными и ничтожностью их натур. ПО 3. Исполнение в лицах диалогов сказки. Чтение по ролям диалогов генералов. Именно в диалогах происходит саморазоблачение героев. О чем они говорят? Как объясняют смену дня и ночи, вавилонское столпотворение и потоп? — А каким изображен мужик в сказке? Важно отметить, что, безжалостно расправляясь с господами (примеров глупости и никчемности генералов более чем достаточно), Щедрин далеко не однозначно оценивает и “народ”. На вопрос о том, каким изображен мужик в сказке, школьники отвечают: сильным, ловким, находчивым, трудолюбивым. Все это правильно, но односторонне. Как правило, подростки не чувствуют горькую иронию в интонации повествователя, его злую насмешку над рабской покорностью мужика. И учитель должен постоянно направлять внимание учеников на эмоциональный тон повествования, чтобы глубже понять авторские оценки. ПО 1. Работа над теоретическими понятиями. Чтение статьи учебника “О гротеске”. На уроке речь будет идти прежде всего о таких приемах, как гипербола и гротеск. Гипербола уже знакома семиклассникам. Интересно выявить ее роль в художественном мире СалтыковаЩедрина, сравнив гиперболу в сатире с гиперболой в былинах. С элементами гротеска ребята встречаются впервые. Определение гротеска дается в статье учебника. — С какой целью автор прибегает к гротеску — причудливому сочетанию правдоподобия и фантастики? При ответе следует подвести учеников к выводу, что писателю необходимо было создать такую картину, которая с наибольшей полнотой обнажала бы сущность героев и изображаемого явления. Причем фантастическая ситуация не уводит в мир, далекий от жизни, а, наоборот, приближает к ней, помогая раскрыть правду жизни. Дайте задание ученикам найти в сказке Салтыкова-Щедрина примеры гиперболы и гротеска. Продолжение АИ 7. Аналитическая работа. Дать характеристику образам-персонажам сказки можно с помощью вопросов, предложенных в учебнике-хрестоматии. Обратите внимание учащихся на то, что в тексте сказки несколько раз встречается слово тунеядец. “Тунеядец — это человек, который живет за чужой счет, чужим трудом, бездельник”, — так поясняется данное слово в Толковом словаре русского языка. — Почему в этой сказке настоящие тунеядцы не наказаны, ведь в сказке добро должно победить зло? Прием “Фишбоун”. Обратившись к приему “Фишбоун” (рыбий скелет), попробуем ответить на проблемные вопросы: с какой целью автор обратился к жанру сказки и почему в его произведении генералы-тунеядцы не наказаны (ведь в сказке, как правило, добро должно побеждать зло)? Эти вопросы вы поместите в голове рыбы. Верхние плавники — это причины, побудившие Салтыкова-Щедрина обратиться к сказке и в то же время нарушить в чем-то ее жанровые традиции. Нижние плавники — размышления учащихся по этому поводу, доказательства, примеры из текста и т. п. Хвост рыбы — это вывод, ответ на главный вопрос. В итоге ученики придут к выводу, что мужик в сказке безмолвен, покорен своей участи, принимает, как должное, “рюмку водки да пятак серебра” от господ, которых он спас от верной гибели. Смирение и забитость мужика вызывают смех сатирика. Но очень важно показать школьникам, что смех над генералами и смех, связанный с мужиком, — разный. Смех над рабской покорностью мужика горький, это смех сквозь слезы, смешанный с болью и сожалением. ОС 2. Работа с иллюстрациями к сказке М. Е. СалтыковаЩедрина. Предложите школьникам рассмотреть иллюстрации к сказке, которые заранее подготовлены учителем к уроку и показаны через проектор, и ответить на вопросы: — Какие моменты сказочного действия воссозданы на иллюстрациях художника? — Какими словами из сказки можно озаглавить иллюстрации? — Совпадает ли ваше видение этих эпизодов с изображением художника? — Какая из иллюстраций кажется вам наиболее выразительной? — Насколько художнику удалось передать замысел писателя? АИ 9. Чтение репортерской заметки о случае, произошедшем с мужиком и генералами (было индивидуальное задание на дом). ОС 4. Оценка творческих работ одноклассниками. | Иллюстрации | |||||
Конец урока | Рефлексия. Что на уроке было самым интересным? Что оказалось для меня сложным и, наоборот, более легким? Чему я научился? Информация о домашнем задании. АИ 9. Попробуйте, используя опыт Салтыкова-Щедрина, сочинить сатирическую сказку на какой-нибудь сюжет из школьной жизни. Вместо людей могут действовать животные. Главная задача — написать так, чтобы недостатки, которые вы высмеиваете, стали узнаваемы. Индивидуальное задание. ОС 2. Прочитайте книгу Д. Дефо “Приключения Робинзона Крузо”, в которой события происходят на необитаемом острове. Сравните это произведение со сказкой М. Е. Салтыкова-Щедрина (поведение героев, отношение автора к ним, жанровое своеобразие произведений). | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: “Сатира и юмор в литературе” | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Особенности сатиры М. Е. Салтыкова-Щедрина. СОР | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | АИ 8. Анализировать изобразительные средства и фигуры синтаксиса в художественном тексте. ПО 6. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос. | ||||||
Цели урока | — познакомить учащихся с художественным своеобразием сказки Салтыкова-Щедрина, помочь осмыслить иносказательность произведения, осознать его сатирическую направленность; — учить осмыслению авторской позиции, сопоставлению произведений русской и мировой литературы, близких по тематике, проблематике, жанру; — помочь понять сатирическую направленность сказки, протест писателя против зла, глупости, насилия, бесправия, побуждать учащихся к стремлению совершенствовать себя и мир вокруг. | ||||||
Критерии оценивания | Анализировать изобразительные средства и фигуры синтаксиса в художественном тексте. Давать аргументированный ответ на проблемный вопрос. Дескрипторы: Анализирует изобразительные средства и фигуры синтаксиса в художественном тексте. Дает аргументированный ответ на проблемный вопрос. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. Обсуждение эпиграфа: “К фаланге великих насмешников принадлежал и Салтыков-Щедрин. Именно он продолжил во второй половине ХІХ века лучшие традиции русской сатирической литературы” (Д. П. Николаев). Данное высказывание обращает внимание на традиции в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ученики уже могут сопоставить его произведения с изученными ранее произведениями И. А. Крылова и Д. И. Фонвизина, поэтому они видят сатирическую линию в русской литературе. | | |||||
Середина урока | Открытие нового. На третьем уроке переходим к разговору о художественном своеобразии сатиры Салтыкова-Щедрина. Смех, смешанный с негодованием, смех, разоблачающий пороки, страшные для общества, в искусстве называют сатирой. Такой смех зовет людей к протесту, вызывает презрение, заставляет людей что-то увидеть и понять по-новому, действовать. Важно, что в основе остро сатирических произведений Салтыкова-Щедрина лежит любовь к народу, истинный патриотизм, который предполагает критическое отношение к недостаткам общества. Работа в группах. АИ 8. Исследовательская работа “Особенности сатиры. Салтыкова-Щедрина в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил”. Предложенные вопросы и задания помогут разобраться учащимся в этом вопросе. 1) Одной из особенностей сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина является сочетание в них элементов народных сказок с деталями реальной жизни. Выпишите из текста примеры подобного сочетания. Сделайте вывод о том, для чего нужен автору такой художественный прием. Сказочные элементы Детали реальной жизни Жили да были Служили в регистратуре ............. ................ 2) Характерные для народной сказки слова и выражения тоже пронизаны иронией, сатирической насмешкой над общественными пороками. Привычные сказочные обороты становятся под пером сатирика средством выражения его авторских оценок. Например, такая фраза: “Сказано — сделано. Пошел один генерал направо и видит — растут деревья…” Сказочное выражение “сказано — сделано” несет иронический смысл. На самом деле генералы могут только говорить, а делать ничего не способны. Речевые обороты из народных сказок становятся под пером сатирика средством выражения его авторских оценок, приобретают новый смысл. Например, господа, вернувшись с острова целыми и невредимыми, “сколько денег загребли — того ни в сказке сказать, ни пером описать”. Традиционное сказочное выражение приобретает под пером сатирика ироническую окраску. — Приведите подобные примеры из сказки Салтыкова-Щедрина. Выполнение СОР. | | |||||
Конец урока | Рефлексия. ПО 6. Подумайте, чем сказка Салтыкова-Щедрина отличается от знакомых вам литературных сказок других авторов. (Данное задание носит обобщающий характер, позволяет ученику проверить имеющиеся знания.) Информация о домашнем задании. Повторение | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |
Раздел долгосрочного плана: “Сатира и юмор в литературе” | Школа: Аль-Фараби | ||||||
Дата: | ФИО учителя: Нифталиева А.А. | ||||||
Класс: 7 | Количество присутствующих: | отсутствующих: | |||||
Тема урока | Знакомство с писателем М. М. Зощенко и его сатирическими рассказами. | ||||||
Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу) | АИ 9. Писать творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. ОС 4. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. ОС 1. Участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях. ПО 2. Понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию. | ||||||
Цели урока | — познакомить учащихся с фактами творческой биографии М. М. Зощенко, с содержанием рассказов “Аристократка”, “Любовь”; — развивать навыки работы со статьей учебника, выразительного чтения художественного текста; — воспитывать в юном читателе чувство эмоционального отклика на художественное произведение. | ||||||
Критерии оценивания | Писать творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. Оценивать устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. Участвовать в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях. Понимать художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию. Дескрипторы: Пишет творческие работы (сочинение, притча, отзыв, репортаж, интервью с литературным героем и др.), выражая свое отношение к прочитанному, используя изобразительные средства языка. Оценивает устные и письменные высказывания (свои, одноклассников и другие) с точки зрения полноты и глубины раскрытия темы, уместности цитирования, композиционного единства. Участвует в обсуждении произведения, выражая мнение о героях и событиях. Понимает художественное произведение в деталях, включая известную и неизвестную информацию. | ||||||
Привитие ценностей | Данный урок направлен на развитие общечеловеческих нравственных ценностей: трудолюбие, целеустремленность, творческая смелость, сострадание (привитие этих ценностей осуществляется через восприятие содержания художественного текста); культуры взаимоотношений, сплоченности и умения работать в команде, ответственности и лидерства (привитие этих ценностей осуществляется посредством установления правил работы в группе, оказания поддержки менее способным/уверенным в себе учащимся). | ||||||
Межпредметные связи | Межпредметная интеграция с историей и изобразительным искусством на уроке будет реализована через содержание используемых материалов: географических карт, справочных материалов по истории Древней Греции; иллюстраций, репродукций с картин художников. | ||||||
Предварительные знания | В 6-ом классе и на предыдущих уроках в 7 классе учащиеся работали над , нацеленными на формирование навыка сжатого пересказа с опорой на план, оценивания событий и поступков героев. Активизация уже имеющихся знаний осуществляется через учебную деятельность, ориентированную на определение темы и основной мысли мифологического текста, составление цитатного плана; развитие навыков представления информации в форме синквейна, кластера, инструкции, диаграммы, развитие навыка творческого письма. | ||||||
Ход урока | |||||||
Запланированные этапы урока | Запланированная деятельность на уроке | Ресурсы | |||||
Начало урока | Актуализация. ОС 4., АИ 9. Чтение и обсуждение эссе учащихся на предложеженные темы “От великого до смешного один шаг”, “Мир уцелел, потому что смеялся”, “Смех исправляет нравы”. Подготовить учащихся к изучению творчества М. Зощенко помогут следующие вопросы: С какими сатирическими и юмористическими произведениями вы познакомились на предыдущих уроках? Назовите их авторов. Что вас больше всего привлекает в этих книгах? | | |||||
Середина урока | Открытие нового. Работа со статьей учебника “Из биографии писателя-сатирика” Ученики должны обсудить, какие качества личности писателя привлекли их и почему. АИ 9. Составление кластера с ключевыми словами аристократка или любовь (по выбору). Предложите ученикам опережающее задание. Если бы вы были писателем и вам предложили написать рассказы с названиями “Аристократка”, “Любовь”, о чем бы вы написали в своих произведениях? ОС 1. Работа с таблицей. До чтения рассказов можно использовать прием “До и после”: ученики чертят в тетрадях таблицу из двух столбцов: первый столбец — “До”, второй — “После”. В столбце “До” учащиеся записывают свои предположения о содержании рассказов, опираясь на кластер. В столбце “После” они сделают запись на этапе рефлексии после прочтения рассказов и сравнят предполагаемое и реальное. Данный прием поможет в формировании умений прогнозировать события, развивать творческое воображение, выражать свои мысли. Комментированное чтение рассказа “Аристократка” учителем. Чтение рассказа “Любовь” учениками. ПО 2. Беседа по прочитанному. — Какой из рассказов писателя вам понравился больше всего и почему? — Насколько сюжеты придуманных вами рассказов совпали или не совпали с развитием событий в произведениях Зощенко? — Над чем смеется Зощенко-сатирик? | | |||||
Конец урока | Рефлексия. ОС 1. Заполнение второй части таблицы “До и после”. Информация о домашнем задании. Прочитайте рассказ М. Зощенко “Кинодрама”. ПО 5. Перескажите близко к тексту один из понравившихся вам рассказов. | | |||||
Дифференциация – каким образом Вы планируете оказать больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить перед более способными учащимися? | Оценивание – как Вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? | Здоровье и соблюдение техники безопасности | |||||
Работа в группах: более способные ученики оказывают поддержку менее способным, работа в парах: помощь учащимся, нуждающимся в поддержке (образцы, фрагменты словарных статей, клише ответов). | Формативное оценивание восприятия и интерпретации новой информации. На всех этапах осмысления темы учащиеся оцениваются по критериям, осуществляется наблюдение учителя, дают свои комментарии учащиеся. | Соблюдение техники безопасности при передвижении учащихся по классу во время групповой работы у доски (представление результатов – синквейнов, кластеров, инструкций, диаграмм Венна). |