Файл: алтайский государственный университет международный институт экономики, менеджмента и информационных систем.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 158
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ структуры текущих обязательств Сбербанка позволяет сделать вывод, что за год банк значительно увеличил объем депозитов физических лиц и индивидуальных предпринимателей на срок до 1 года (+ 62,2% в год). В то же время объем депозитов свыше 1 года снизился (-16,3% в год), что может указывать на изменение предпочтений вкладчиков или досрочное погашение вкладов по депозитам, открытым годом ранее. Депозиты юридических лиц увеличились на 11,1%, в том числе средства на текущих счетах увеличились на 37%.
В конце 2018 года банку удалось значительно увеличить объем вкладов физических лиц, за год депозиты физических лиц составили 12830млрд. рублей. Банк использовал активную политику в отношении размещения средств на срочные депозиты. Так, только в 2018 году банк увеличил объем срочных депозитов на 42,1% по сравнению с показателем 2017 года, а суммы на счетах клиентов и депозитах до востребования увеличились на 23,2%.
Положительная динамика также наблюдается в отношении депозитов юридических лиц. За год их объем вырос на 18,2%. В то же время по депозитам отмечено увеличение на 20,4% по сравнению с показателем 2017 года.
За отчетный период собственные ценные бумаги показали прирост стоимости на 74,2%, что явилось результатом переоценки их стоимости в иностранной валюте и выпуска дополнительных облигаций.
В структуре процентных обязательств Сбербанка произошли существенные перестановки весовых долей, которые, в то же время, практически не повлияли на стоимость обязательств в денежной форме (табл.2.9).
Таблица 2.9- Краткая структура процентных обязательств ПАО Сбербанк
Наименование показателя | 2017 | 2018 | Изменение | Темп роста, % | |||
млрд. руб. | удельный вес, % | млрд. руб. | удельный вес, % | млрд. руб. | % | ||
Кредиты, депозиты и прочие средства ЦБ РФ | 591 | 1,92 | 567 | 1,61 | -24 | 95,94 | -4,06 |
МБК | 464 | 1,50 | 990 | 2,81 | 526 | 213,36 | 113,36 |
Средства юр. лиц | 17743 | 57,52 | 20490 | 58,08 | 2747 | 115,48 | 15,48 |
Средства физ. лиц, в. ч. ИП | 11777 | 38,18 | 12911 | 36,60 | 1134 | 109,63 | 9,63 |
Прочие процентные обязательств | 270 | 0,88 | 319 | 0,90 | 49 | 118,15 | 18,15 |
Всего процентные обязательства | 30845 | 100 | 35277 | 100 | 4432 | 114,37 | 14,37 |
Анализ, проведенный в таблице 2.9, показывает, что существенных изменений в структуре процентных обязательств ПАО «Сбербанк» нет. Наибольшую долю в процентных обязательствах занимает «Средства юридических лиц» - 58,08% в 2018 году и «Средства физических лиц, в т.ч. индивидуальные предприниматели» - 36,60% в 2018 году по сравнению с 57,52% и 38,18% в 2017 году соответственно.
Резюмируя проведенное исследование, можно сделать вывод, что не смотря на экономическую стагнацию в России, Сбербанк не утрачивает лидирующие позиции.
2.3 Анализ цифровых продуктов ПАО «Сбербанк России»
Новый виток эволюции финансовой индустрии ведет к цифровизации, взаимопроникновению банковских продуктов, услуг, маркетинга и продаж, клиентского обслуживания и операционных процессов в цифровую среду. Важнейшим стратегическим вызовом финансового рынка в настоящее время является усиление конкуренции со стороны технологических компаний и банков, вставших на путь операционной и цифровой трансформации.
Внешняя трансформация подразумевает новую концепцию по работе с клиентами, партнерами и контрагентами. На смену традиционным B2B и B2C коммуникациям приходят открытые инновационные экосистемы,
ориентированные на потребности клиента. Усиливается синергетический эффект с контрагентами и партнерами, которые совместно строят эффективное взаимодействие с клиентом, по большей части предвосхищая его ожидания и потребности.
На сегодняшний день заметными игроками сегмента российского digital являются АО «Тинькофф банк», Touch банк (входит в группу OTP), АО «Точка банк» (входит в группу Открытие), ПАО «Сбербанк» и другие. Среди цифровых банков особенно выделяется АО «Тинькофф банк», который является крупнейшим интернет-банком страны.
Рассмотрим более подробно опыт использования цифровых технологий в ПАО Сбербанк.
В 2018 году Сбербанк активно развивал различные небанковские сервисы для малого и микробизнеса. Главная цель этого направления развития - предоставить клиентам удобные цифровые услуги для облегчения ведения их бизнеса и роста его эффективности. К концу 2018 года клиентам Сбербанка стали доступны около 30 таких сервисов. Все они подключаются через интернет-банк. Для поддержки предпринимателей на всех этапах развития своего дела Сбербанк расширяет линейку решений, позволяющих бизнесу максимально упростить и формализовать типовые процессы. Например, запущен бесплатный онлайн-сервис по подготовке пакета документов для регистрации бизнеса, а также сервис, который полностью автоматизирует оплату налогов и взносов и освобождает клиентов от ведения бухгалтерии. Нефинансовые сервисы базируются на собственной технологической платформе, позволяющей в режиме реального времени за счет открытых интерфейсов и кода, машинного обучения, облачных технологий и анализа больших данных с заданным уровнем безопасности формировать лучшее предложение для клиента, как из собственных услуг, так и за счет подключения партнерских сервисов.
Сегодня, воспользовавшись одним из сервисов банка, клиенты могут:
-
перевести документооборот с контрагентами и государственными органами в электронный вид; -
вести бухгалтерский учет; -
продвигать свой бизнес в интернете; -
упорядочить и контролировать взаимоотношения с клиентами в бесплатной CRM-системе; -
круглосуточно получать поддержку профессиональных юристов; -
организовать «под ключ» торговлю и прием платежей от клиентов. Сбербанк предлагает своим клиентам широкий диапазон каналов обслуживания:
-
физические точки: офисы обслуживания, услуги специалистов прямых продаж, зоны «Сбербанк Первый» и «Сбербанк Премьер»; -
устройства самообслуживания: банкоматы с функцией взноса наличных, с функцией выдачи наличных, с функцией взноса и выдачи; -
удаленные каналы: интернет-банк «Сбербанк Онлайн» (веб- и мобильное приложение), СМС-сервис «Мобильный банк».
В сельской местности для Сбербанка действует мораторий на изменение филиальной сети банка. Одновременно с этим Сбербанк разрабатывает предложения для расширения доступности финансовых услуг для сельских жителей, которые будут реализованы в ближайшее время. Так, в нескольких областях пилотируется проект «Кэш аут» по выдаче наличных через торговосервисные предприятия. В случае успешной реализации пилотного проекта присутствие Сбербанка в сельской местности будет существенно увеличено. Расширить доступ населения к банковским услугам позволяют также удаленные каналы обслуживания СМС-сервис и интернет-банк. В банке используется Модель единой сбытовой сети, которая использует геоаналитику, данные о поведении клиентов и построена на основе BigData.
Модель учитывает структуру и уровень клиентопотока для размещения офисов и устройств самообслуживания. Сбербанк внедряет дистанционные сервисы для легкого запуска бизнеса, разрабатывает новые финансовые и нефинансовые продукты. Для создания качественно нового уровня клиентского сервиса запущен канал удаленного обслуживания клиентов - Центр корпоративных решений. В 2017 году на полную мощность заработали региональные площадки в Санкт-Петербурге, Туле, Ставрополе, Тольятти, Екатеринбурге и Новосибирске, где централизованы ключевые сервисные и продуктовые функции: удаленные продажи и телемаркетинг, сервисное обслуживание, претензионная работа, поддержка по вопросам комплаенс и вопросам транзакционного бизнеса и ВЭД, а также справочно-информационная служба.
В 2017 году Сбербанк расширил возможности для доступа клиентов к услугам банка, запустив новые каналы продаж - удаленный Клиентский менеджер, выездной Клиентский менеджер и партнерский канал. Созданный в 2017 году региональный Центр корпоративных решений «Тольятти» осуществляет функции телемаркетинга, занимается удаленными продажами и оказывает справочноинформативную поддержку. В 2017 году Сбербанк запустил пакет услугу «Легкий старт» для начинающих предпринимателей, где отсутствуют расходы на банковское обслуживание и бесплатно открывается банковский счет при небольшом объеме операций и дистанционном обслуживании. Клиенты, подключившие «Легкий старт», также могут осуществлять переводы на счета контрагентов, открытые в Сбербанке, без каких-либо ограничений по количеству и суммам платежей, без комиссий, а также бесплатно пользоваться бизнес-картой Сбербанка. Таким образом, при открытии своего дела клиенты Сбербанка не несут затрат на доступ к ключевым сервисам банка для малого бизнеса. Для начинающих предпринимателей и микробизнеса также был предложен Пакет «Минимальный+», представляющий собой набор из минимального количества необходимых банковских услуг. Вслед за «Легким стартом» был запущен премиальный пакет «Большие возможности» для клиентов с высокой транзакционной активностью и большим количеством операций. Планы Сбербанка также включают ряд комплексных отраслевых предложений для клиентов, учитывающих специфику их деятельности..
В ноябре 2018 года Сбербанк запустил онлайн-сервис BestofBusinessPartners, представляющий собой открытую бесплатную площадку для поиска участников внешнеэкономической деятельности и всех задействованных услуг. Сервис предоставляет возможность выбрать или заказать различные не запрещенные международным законодательством услуги - от встречи в аэропорту и текстового перевода до перевозки партии товара из одной страны в другую и консалтинга. Создан круглосуточный сервис для поддержки клиентов малого и микробизнеса после выдачи кредита. Запущен проект обратной связи «Голос клиента», в котором тщательно анализируется каждый негативный отзыв и ведется отдельная работа с нерешенными обращениями.
Сбербанк стремится к использованию полностью автоматизированного кредитного процесса, что позволит облегчить взаимодействие клиента и банка. Очередным шагом стал запуск онлайн-сервиса «Кредитный конструктор» в 2017 году, который позволяет корпоративным клиентам на базе предварительно одобренного предложения сконструировать собственный кредитный продукт с необходимыми параметрами и динамическим расчетом ставки, после чего оформить заявку. В этом же году крупному и среднему бизнесу была разработана и предложена новая линейка кредитных продуктов: «Кредит за 1 день» (включена банковская гарантия), «Проактивные лимиты», «Овердрафт за 1 день», «Простые сделки», «СМАРТ КСБ». Для значимых клиентов крупного и среднего бизнеса банк реализовал сервис приоритетной операционной поддержки. Это позволило сократить время клиентского менеджера на операционные функции до 40 минут в день. В 2017 году была внедрена отраслевая вертикаль крупного и среднего бизнеса и сформированы отраслевые клиентско-продуктовые команды, включающие клиентских менеджеров, кредитных инспекторов и ассистентов клиентских менеджеров. При формировании и работе клиентско-продуктовых команд применены принципы Agile, что позволило значительно сократить сроки оформления сделок.
Сбербанк внедряет дистанционные сервисы для легкого запуска бизнеса, разрабатывает новые финансовые продукты и небанковские сервисы. В течение 2017 года общее число активных клиентов малого и микробизнеса, пользующихся услугами Сбербанка, увеличилось на 17% по сравнению с предыдущим годом. Клиенты малого и микробизнеса, которые имеют счет в Сбербанке, но ранее в нем не кредитовались, имеют возможность оформить предварительно одобренный СМАРТ-кредит. Это стало возможно за счет использования предиктивной аналитики данных счетов клиента, его учетных систем и его кредитной истории. Оформление предодобренных кредитов происходит в день получения такого предложения менее чем за час. 53% клиентов малого и микробизнеса получают решение по предварительно одобренным кредитным предложениям в течение одного часа.
В сентябре 2017 года Сбербанк запустил «облачный» сервис «Моя торговля»
для небольших торговых компаний, интернет-магазинов и малых
производственных предприятий. Сервис объединяет в одной системе продажи, закупки, склад, финансы и CRM и позволяет привести деятельность компаний в соответствие с требованиями нового федерального закона, в том числе и для онлайн-торговли. Владелец магазина в любой момент видит остатки товаров по всем торговым точкам и может удаленно контролировать работу продавцов - открытие/ закрытие смены, продажи, сумму скидок, создаваемые в сервисе документы. Уже через несколько дней накопившиеся данные помогут предпринимателю оценить эффективность торговли. Мобильные приложения сервиса «Моя торговля» для iOS и Android позволяют оставаться на связи со своим бизнесом в любой точке земного шара и в любое время. Помимо сервиса «Моя торговля» в спектр небанковских услуг Сбербанка входит 19 подобных предложений - от облачной бухгалтерии до решения по управлению торговлей. Запуск подобных цифровых инструментов даст клиентам возможность избавиться от рутины, уменьшить объем бумажной работы, снизить издержки и отладить бизнес-процессы. В будущем подобные решения составят полноценную экосистему небанковских сервисов, способных удовлетворить все бизнес-запросы клиента.
1 февраля 2018 года банком была запущена Платформа знаний и сервисов для предпринимателей «Деловая среда». Она обеспечит реализацию принципа «одного окна» в цифровом пространстве для оказания услуг малому бизнесу. Платформа на первом этапе будет работать в качестве платформы знаний, в дальнейшем планируется размещение сервисов востребованных