Файл: Нумерация. Счёт предметов. Разряды.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 801

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


— Какая из названных единиц длины самая крупная? (Метр.)

— В каких единицах можно измерить длину пчелы, ручки, парты, комнаты?

— А какую единицу вы выберете для измерения длины города? (Все единицы измерения очень маленькие.)

— Что же делать? (Наверное, существует какая-то единица измерения длины больше метра.)

— Кто из вас знает, что это за единица? (Ответы детей.)

— Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с новой еди­ницей длины, научиться пользоваться ею, узнать о соотноше­нии ее с уже изученными единицами длины.)

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

— Прочитайте на с. 36, как называется новая единица длины. (Километр.)

— Чему равен километр? (1000м.) (Учитель закрепляет на доске карточку.)

1 км = 1000 м

148 (с. 36).(Устное выполнение.)

— Прочитайте текст рядом с красной чертой.

— Что измеряют в километрах? (Расстояние между городами, деревнями, от Земли до Луны и т. д.)

149 (с. 36).

— Прочитайте.

— Что нужно знать, чтобы ответить на вопрос? (Сколько ме­тров в 1 км.)

— Сколько шагов нужно сделать мужчине? (Примерно 1000 ша­гов.)

150 (с. 36).

— Прочитайте задание.

— Определите на глаз длину отрезков.

— Проверьте себя, проведите измерения.

— Запишите длины отрезков в виде неравенства. (АВ < CD >KM, 3 см < 8см >5см.)

151(с. 37).

— Прочитайте таблицу. Запишите ее в тетрадь.

— Ответьте на вопросы. (1 дм = 10 см, 1 см = 10 мм, 1дм = 10мм .10 = 100 мм; 1 м = 10 дм, 1м = 10 см-10 = 100 см;

1 м — 100 мм . 10 = 1000 мм, значит, 1 м в 1000 раз больше, чем 1мм.)

152 (с. 37).(Коллективное выполнение по цепочке с объяснением.)

V. Физкультминутка

Мы считали и устали,

А сейчас мы дружно встали.

Ручками похлопали — раз, два, три.

Ножками потопали — раз, два, три.

Головкой покачали — раз, два, три.

Сели, встали, встали, сели,

Никого мы не задели.

Мы немножко отдохнем

И опять решать начнем.

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

153(с. 37).

— Прочитайте условие задачи. Какое уточнение пропущено? (В каком направлении двигались пешеходы.)

— Какие виды движения вы знаете? (Навстречу друг другу, в разные стороны, друг за другом.)

— Как движутся пешеходы на первом чертеже?
(Навстречу друг другу.)

— Расстояние между ними увеличивается или уменьшается? (Уменьшается.)

— Сколько прошел первый пешеход? (140м.)

— А второй? (160м.)

— Чему равно расстояние между остановками? (/ км.)

— Что нужно сделать, чтобы можно было продолжать решать задачу? (Перевести 1 км в метры: 1 км = 1000м.)

— Произошла ли встреча? (Нет.) (Далее следует дополнить чертеж.)

— Запишите решение задачи самостоятельно. (Один ученик работает у доски. Проверка.) Решение: 1000 - (160 + 140) = 700 (м).

Ответ: расстояние между пешеходами стало 600 м.

— Как движутся пешеходы на втором чертеже? (В разные сто­роны.)

— Расстояние между остановками изменится? А между пе­шеходами? Расстояние увеличивается или уменьшается? Дополните чертеж.

— Из чего состоит расстояние между пешеходами?

— Запишите решение задачи самостоятельно. (Один ученик работает у доски. Проверка.) 90

Величины

Решение: 1000 + (160 + 140) = 1300 (м).

Ответ: расстояние между пешеходами станет 1300 м, или 1 км 300 м.

- А теперь сравните решения первой и второй задач.

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 37). Проверка.)

Ответ: 1560 м = 1 км 560 м.

- Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

- С какой новой единицей длины вы познакомились сегодня на уроке?

- Сколько метров в 1 км?

- Какие виды задач мы повторили?

Домашнее задание

Учебник: №154 (с. 37). Рабочая тетрадь: № 28—30 (с. 24).

Дополнительный материал

Как появились меры длины. Как измеряли на Руси

Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измере­ний: это и портные, и механики, и обыкновенные школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой, с метром. А что же существовало до того, как все это изобрели? Первыми измерительными приборами были части тела: пальцы рук, ладонь, ступня. Так, у древних египтян основной мерой длины служил локоть (расстояние от конца пальцев до согнутого локтя). Он делился на 7 ладоней, а ладонь — на 4 пальца.

(Учитель показывает, как измеряют локтем длину ленты, а затем предлагает проделать это двум-трем ученикам. Количество локтей по­лучается разное.)

Чтобы измерения были более точными и не зависели от роста людей, в Древнем Египте придумали образцовые меры: локоть, ладонь, палец.

Теперь было уже неважно, какой длины локоть или ладонь у человека, он измерял не своим, а общим локтем, т. е. условной палочкой. В Англии также существовали единицы длины, связанные с частями тела челове­ка: дюйм (2,5 см), в переводе с голландского означает «большой палец»; фут (30 см, или 12 дюймов), в переводе с английского — нога; ярд — это расстояние от носа короля Генриха I до конца среднего пальца его вы­тянутой руки.

Многие народы измеряли длину шагами, двойными шагами, тро­стями. Очень большие расстояния измерялись переходами, привалами или даже днями.

В Японии существовала мера, называемая лошадиным башмаком. Она была равна пути, в течение которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.

У многих народов расстояние определялось длительностью полета стрелы или пушечного ядра. До сегодняшнего дня сохранилось выраже­ние «не подпустить на пушечный выстрел».

— А кто знает, какие меры длины использовали на Руси? Сажень (маховая, косая), верста, локоть, аршин. О локте мы уже

говорили. Маховая сажень (1,76 м) — расстояние между раскинутыми в стороны руками. Косая сажень (2,48 м) — расстояние от каблука пра­вой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки. Слово аршин пришло с Востока. Приезжие купцы торговали невиданными тканями: китайским шелком, индийской парчой, бархатом, которые отмеряли ар­шинами (с персидского — локоть). Он равен 71 см. (Учитель может предложить вопросы и задания.)

— Измерьте длину парты в локтях, ладонях.

— Определите рост Дюймовочки в сантиметрах.

— Каков был рост человека, про которого говорят «от горшка два вершка»?

— 7 футов под килем — это сколько метров?

(Для выполнения этих заданий удобно пользоваться записями.)

Сажень = 3 аршина = 7 футов = 2 м 13 см.

Фут = 12 дюймов = 30 см 5 мм.

Аршин = 71 см.

Вершок = 4 см 4 мм.

Дюйм = 2 см 5 мм.

____________________


Тема: Единицы измерения площади. Квадратный миллиметр.

Цели: учить переводить крупные единицы длины в более мел­кие и наоборот; развивать умение работать с числовым лучом; совершенствовать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать текстовые задачи.

Планируемые результаты: учащиеся научатся соотносить еди­ницы длины; выполнять мыслительные операции анализа и син­теза, делать умозаключения; слушать учителя и выполнять его требования.

Ход урока

  1. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Индивидуальная работа у доски

- Найди значения выражений.

700 - 160 : 2 (525 -525) • (396 + 489)

584 + 0:216 (800-200+ 40): (201-200) .

— Вырази в указанных единицах измерения.

7м = □ дм 60 см = □ дм 2km = m

3 дм = □ см 50 см = □ мм 50 м = □ см

2. Устный счет

— Сравните числа.

56 089 □ 56 098 40 080 □ 40 800

60 900 □ 69 000 783 211 □ 763 211

987 099 □ 98 799 9876 □ 98 760

— Подставьте числа, чтобы неравенства были верными.

80 123 > □ 80 123 < □

(Проверка индивидуальной работы у доски.)

III. Самоопределение к деятельности

— Назовите свой рост в метрах и сантиметрах.

— Назовите свой рост в сантиметрах.

— Как выразить свой рост в миллиметрах? (Нужно рост в сан­тиметрах умножить на 10, так как в 1 см 10мм.)

— Назовите свой рост в миллиметрах.

— Назовите самую маленькую единицу длины. (Миллиметр.)

— Назовите самую большую единицу длины. (Километр.)

— Во сколько раз 1 км больше 1 мм? (В 1 000 000раз.)

— Сформулируйте задачи урока. (Повторить соотношения единиц длины, научиться выражать крупные единицы длины в более мелких и наоборот.)

IV. Работа по теме урока Работа по учебнику

156 (с. 38).(Устное выполнение.)

157 (с. 38).

— Прочитайте задание.

— Как перевести метры в километры? (Разделить число на 1000, так как 1000м = 1 км.)

— На сколько километров журавль может подняться выше, чем орел? (4км- 3 км = 1 км.)

158 (с. 38).

— Прочитайте задание.

— Как выразить миллиметры в сантиметрах? (Разделить число на 10, так как 10мм = 1 см.)

— Чему равны размеры экранов? (65 см, 23 см, 10см.)

159 (с. 38).

— Прочитайте задание.

— Выполните указанные преобразования.

— На сколько сантиметров спортсмен прыгнул дальше?


V. Физкультминутка

Солнце спит, и небо спит, (Сложенные ладони прислонить сначала к левой щеке, затем к правой.)

Даже ветер не шумит. (Качать поднятыми вверх руками.)

Рано утром солнце встало, (Руки вверх, потянуться.)

Всем лучи свои послало. (Качать поднятыми вверх руками.)

Вдруг повеял ветерок, (Качать разведенными в стороны руками.)

Небо тучей заволок (Закрыть лицо руками.)

И деревья раскачал. (Наклоны в стороны.)

Дождь по крышам застучал. (Прыжки на месте.)

Барабанит дождь по крышам, (Хлопки в ладоши.)

Солнце клонится все ниже. (Наклоны вперед.)

Вот и спряталось за тучи, (Присесть.)

Ни один не виден лучик. (Встать, спрятать руки за спину.)

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику №160 (с. 38).

Первый столбик - коллективно, с подробным объяснением и за­писью на доске, второй — самостоятельно. Проверка, самооценка.)

162 (с. 38).

- Прочитайте задачу.

- Как движутся поезда? (Навстречу друг другу.)

- Сколько километров прошел первый поезд? (250 км.)

- А второй? (На 35 км меньше.)

- Какое расстояние между городами? (650 км.)

- Что нужно узнать? (Расстояние между поездами.)

- Решите задачу самостоятельно.

(Один ученик работает на откидной доске. Проверка, само­оценка.)

Решение

1) 250 - 35 = 215 (км) - прошел второй поезд;

2) 250 + 215 = 465 (км) — прошли оба поезда;

3) 650 - 465 = 185 (км).

Ответ: поезда находятся на расстоянии 185 км.

VII. Рефлексия

(Самостоятельное выполнение задания «Проверь себя» (учеб­ник, с. 38). Проверка.)

Ответ: 42 195 м = 42 км 195 м.

- Оцените свою работу на уроке.

(На данном этапе урока можно использовать сборник са­мостоятельных и контрольных работ: самостоятельная работа 9 (с. 26, 27).)

VIII. Подведение итогов урока

- Чему вы научились сегодня на уроке?

- Какие виды задач мы решали?

Домашнее задание

Учебник: № 163, 164 (с. 38).

__________________________

Тема: Единицы площади. Квадратный километр, квадратный миллиметр

Цели: познакомить с единицами измерения площади — ква­дратным километром, квадратным миллиметром; совершенство­вать устные и письменные вычислительные навыки, умение ре­шать задачи; воспитывать аккуратность и взаимоуважение.