Файл: Древнейшей из известных ныне рукописей греческого Евхология.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 10.11.2023

Просмотров: 293

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Что символизирует «целование мира»?
ЛОБЗАНИЕ МИРА. [«святое целование»], в христ. богослужении один из древ- нейших жестов литургических, обмен ритуальным поцелуем-приветствием, означаю-щим духовное родство и единство в вере, а также примирение друг с другом.
68.Чем отличается Литургия свт. Василия Великого от
Иоанна

Златоуста?
Внешне литургия Василия Великого мало чем отличается от литургии Иоанна
Злато-уста. Анафора литургии Василия Великого более продолжи-тельная. Вместо гимна Пресвятой Богородице «Достойно есть», исполняемого во время литургии
Иоанна Златоуста, поется гимн «О Тебе радуется»
69.Где можно найти самое раннее дошедшее до нас чинопоследование Литургии
Преждеосвященных даров
VII век. Одно из них - в «Пасхальной хронике», Другое имеется в житии преп.
Георгия Хозевита (конец VI - начало VII века).
70. Структура Литургии Преждеосвященных Даров.
Первая часть
Как и вечерня, литургия Преждеосвященных Даров начинается с предначина- тельного 103-го псалма и великой ектении. Затем следует кафизма
После третьей малой ектении вновь возобновляется последование вечерни поются
140, 141, 129, 116 псалмы
Характерной особенностью литургии Преждеосвященных Даров является благословение священником молящихся зажжённой свечой и ка-дилом в руках со словами:«
Свет Христов просвещает всех. »
По обычаю, все молящиеся принимают благословение коленопрекло-ненно. Это благословение связано с раннехристианским обычаем за-жжения светильника на вечерне (с ним же связано название тайных молитв священника на вечерне -
«светиль-ничные»).
Завершается первая часть литургии Преждеосвященных Даров пением избранных стихов 140-го псалма
Вторая часть
Сугубая ектения.
Первая и вторая молитвы верных. В связи с тем, что Дары уже освящены ранее, молитвы верных посвящены не просьбе о принятии и освящении Даров, а о достойном их причащении.
Великий вход.
Вход со Святыми Дарами.
Царские врата затворяются, завеса задергивается только наполови-ну.
Просительная ектения: «Исполним вечернюю молитву нашу...».
Отче наш.
Главопреклоненная молитва.
Причащение духовенства. Запричастный стих
При изнесения потира, народ поёт: «
Заамвонная молитва:
71.Чем отличаются учения о совершении Литургии Преждеосвященных Даров на
Востоке и Западе? Какие там особенности в причащении
С 17 века было утверждено четкое учение: на дискосе находится Агнец, напоенный
Святой Кровью, а в чаше находится вино. Когда в нее частица ІС, то вино освящается, но не ...: Кровь Христова. Священник,

причастившись Тела и Крови Христовых, просто от чаши отпивает, а диакон даже не отпивает, потому что ему нужно еще потреблять Святые Дары. Он сначала должен потребить Тело и Кровь Христовы, а потом запить. Поэтому нельзя причащать младенцев на литургии Преждеосвященных Даров, т.к. они обычно причащаются Святой Кровью, а здесь нет отдельно Святой Крови, а частицу младенцы проглотить не могут.
Все это свт. Петр Могила изложил в своем Требнике в 1646 году. Правкой богослу- жебных книг, которая происходила при при патриархе Никоне, занимался
Евфимий, ученик Епифания Словецкого. Он знал греческий и латынь, написал статью о том, как должна совершаться литургия Преждеосвященных Даров, заимствовав учение из требника из требника свт. Петра Могилы. До сих пор в наших служебниках печатается его известное поучение о том, как священник должен поступать в тех или иных случа-ях. Разная практика в православии продолжает существовать. Католики совершают литургию Преждеосвященных
Даров один раз в Страстную Пятницу. Мы терерь свою практику считаем чисто русской, держимся ее. Когда совершается литургия Василия ВеликогоЖ. В тот момент, когда произносится «Святая Святым», запасные дары напо-яются Святой
Кровью, кладут на специальный дискос и помещаются в дарохранитель-ницу.
Потом этот Агнец достается из дарохранительницы, поставляется на новый дис- кос, совершается литургия Преждеосвященных Даров, а чаша с вином освящается опущенными в нее Святыми Дарами, но вино не считается Святой Кровью.

1   2   3   4   5

72. Что символически изображает современный «вход с Евангелием»? Какое он получил аллегорическое толкование?
В древности проскомидия совершалась не в алтаре, а в жертвеннике, который находился ближе ко входу. В тот момент, когда начиналась литургия верных, епископ оставался в алтаре, а священник и диаконы уходили в этот жертвенник за
Дарами и оттуда торжественно несли их к алтарю, к престолу.
Остаток этого чина мы видим и сейчас при совершении литургии архиерейским чином. Во время служения архиерея дискос и чаша тоже выносятся диаконом и священником, а епископ остается в алтаре и в царских вратах принимает их от диакона и от священника. Теперь, когда жертвенник находится в том же алтаре, где и престол, перенесение с жертвенника на престол Даров через солею и царские врата тоже стало чисто символичным. Торжественное принесение и вхождение в алтарь для совершения Бескровной Жертвы символизирует шествие
Господа Иисуса Христа на свое крестное страдание, поэтому этот момент является особенно торжественным и требует усиленной молитвы.
Символическое значение великого входа видно и из читающихся при этом тропарей: здесь знаменуется погребение Спасителя. Снятие дискоса с агнцем с главы диакона символизирует снятие Господа со креста. Каждение Даров напоминает помазание Иосифом и Никадимом Тела Господня благовонными веществами. Воздух, которым покрывают оба сосуда, символизируют в данном случае тот камень, которым был привален вход во Гроб. Малые покровы означают плат, который покрывал главу Спасителя при погребении и погребальные пелены.Великий вход – это и пророчество о втором пришествии: Ублажи, Господи,
благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимские – молится священник о горнем Иерусалиме, и об очищении нас “Жертвой правды
73. Что означают
•слова

«Премудрость, прости!»?
Словом премудрость диакон вразумляет нас, что Евангельская проповедь есть истинная премудрость, умудряющая и спасающая человеков; а словом прости, по
толкованию святого Германа, внушает нам вознести мысль и сердце от земного к небесному и уразумевать даруемые нам блага.

74.Что символизирует Великий вход? Кто является автором Херувимской песни?
Как переводится на русский язык этот текст?
Великий вход символизирует триумфальный вход Христа в Иерусалим на крестные страдания и смерть. Он совершается в начале литургии верных при пении
Херувимской песни.
Херувимская песнь — одно из главных песнопений литургии. Текст Херувимской песни был составлен в VI веке неизвестным византийским автором. В богослужении Русской Православной Церкви это песнопение закрепилось после
XV века
Перевод с церковнославянского на русский не очень отличается. Он призывает верующих стать, подобно херувимам, постоянными воспевателями Бога. Особенно обращает на себя внимание призыв оставить в этот момент все свои повседневные проблемы, житейские мысли и заботы и сосредоточиться на богослужении. Ведь совсем скоро произойдет Евхаристия – таинственное преложение хлеба и вина в кровь и плоть Христа
ПОКАЯНИЕ
75. Назовите один из древнейших памятников христианской письменности (конец
- начало II века), где упоминается обычай исповедовать свои гре- хи в церкви перед общей молитвой
Дидахе 2век

76. В чем духовный смысл грехопадения Адама и Евы?
Замысел Божий о браке в раю в значительной степени утрачивается в грехопадении
Адама и Евы, с изгнанием их из рая и отнятием у них бессмертия. Смерть одного супруга становится тяжкой раной для единого организма семьи => в человеке оскудевает любовь, греховные страсти оскверняют брак похотью, властными вожделениями, в жизнь супругов приходит страдание, появляется неверность и полигамия (многочис-ленный брак). В этом и заключается духовный смысл грехопадения

77.В каком веке и какой император повелел принимать исповедь пресвитерам наряду с епископами?
В 6 веке император Юстиниан.
78.
В какой период стала повсеместно распространяться практика тайной исповеди и почему? период иконоборческих ересей.
К концу периода Вселенских Соборов (VII-IX век) публичная исповедь окончательно исчезает и заменяется тайной.
Побуждением к отмене общественной (публичной) исповеди и замене ее тайной было то, что общественная исповедь, столь благотворная в древние времена при строгости нравов того времени и ревности к благочестию, казалась тягостною для христиан последующего времени. Многие начали избегать ее из-за стыда или скрывали свои грехи. Кроме того, грехи, открываемые всенародно, могли послужить в соблазн для некоторых немощных христиан. А потому, чтобы врачевство для одних не обратилось в погибельный яд для других, Церковь, во избежание этой опасности, заменила публичную исповедь тайной.
79. Назовите четыре категории кающихся в древней Церкви.
Существовали четыре категории кающихся:


«плачущие», «слушающие», «припадающие» и «купностоящие». плачущие стояли за дверями церкви и должны были падать на колени перед г...им входившим в храм человеком, прося
Их помолить-
(ся, слушающие - внутри в притворе храма, припадающие могли стоять в центральной части храма. но имели поаво поисутствовать толькс итургии оглашенных, тогда как купностоящие могли находиться в центральной. сти-храма но не могли причащаться
80.Что означают слова «трех к смерти» и «трех не к смерти» (1 Ин. 5: 16-17)2 наша обязанность - молиться об освящении братьев и сестер по вере, чтобы они побеждали грех, преображаясь в образ Христа. Эти молитвы соответствуют воле
Божией. Бог слышит их, и Он обязательно будет действовать в сердцах тех, о ком мы молимся.
Когда же мы имеем дело с людьми, не верующими в Иисуса Христа, молиться об их избавлении от того или иного греха нет смысла (напр. чтобы неверующий человек бросил пить, курить, воровать или ругаться). В духовном смысле это ему не поможет.
Даже если он и избавится от этих привычек, он так и останется погибшим, и пойдет в ад некурящим или непьющим. Только если этот человек муж или член семьи вашей сестры во Христе молиться что бы облегчить его страдания
81. Назовите три чина присоединения к Православной Церкви.
Через Крещение, через Миропомазание, через Покаяние.
82. Что буквально означают слова «метанойя»
«метаноэйте»
Метанойя - это греческое слово и его точный перевод означает изменение ума.
Метанойте - покайтесь, измените мышление, менталитет, мысль,
83. Как называются помещения для исповеди в католической церкви? исповедальни или конфессионалы,

84. Что такое грех в христианском учении?
Грех - действие или помышление, которое, как правило, ассоциируется с отступ- лением от праведной жизни, прямым или косвенным нарушением религиозных заповедей (наставлений и предписаний Бога)

85. Что является необходимым условием для получения прощения?
Покаяние - это не просто словесное исповедание грехов перед священником. Это духовное делание кающегося, направленное на то, чтобы получить Божественное прощение, уничтожающее грех и его последствия. Это возможно при условии, что исповедник сокрушается о своих грехах; твердо намерен исправить свою жизнь; имеет несомненную надежду на милосердие Христа.
86.Какие Евангелия говорят нам о том, что апостолы получили заповедь совершать таинство Покаяния, власть вязать и решить, прошать грехи, при: нимать решение о том, остаются ли грехи на человеке или снимаются с не-го?
Ин. 20:21-23 «Кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся»
Мф. 16:19 «и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах»
87.

Почему необходимо таинство Покаяния, если прощение грехов человек получает в таинстве Крещения?


Необходимость в Таинстве Покаяния связана с тем, что человек, ставший христианином в Таинстве Крещения, омывшем все его грехи, продолжает грешить по немощи человеческого естества. Эти грехи отделяют человека от Бога и ставят между ними серьезную преграду.
Покаяние - это есть возвращение в Церковь.
88.назовите главные этапы покаяния в процессе духовной жизни человека
Раскаяние, обращение к богу, разрешение грехов, укоренение в добродетели
89.Назовите примеры покаяния из Евангелия.
Покаяние разбойника на кресте Лука 23:40-43
Покаяние начальника налоговой службы Луки 19:1-10
Покаяние блудницы Иоанна 8:3-11
История покаяния парализованного Марка 2:1-12 90.Перечислите смертные грехи.
• Гордыня N
• Зависть у
Гнев
• Уныние V
. Сребролюбие V
Чревоугодие N
• Похоть

91. Что означают слова «епитимья», «тарифицированное покаяние», «индуль- генция», «пепельная среда»?
Епитимия (эпитимия, епитимь) (от греч. слитца - наказание) - духовное лекар- ство, форма врачевания кающегося грешника, заключающаяся в исполнении им дел благочестия, определенных его духовником
Тарифицированное покаяние. Речь шла о строго формализованной процедуре: каждый грех должен быть заглажен, и заглажен вполне определенным образом.
Первыми эту практику ввели монастыри: кающийся признавался в своих грехах перед игуменом и получал от него конкретную епитимию согласно «тарифу» - прочесть определенное количество молитв или псалмов, положить столько-то поклонов, провести столько-то дней поста на хлебе и воде. Только исполнив епитимию, он мог вернуться к обычному ритму монашеской жизни. Со временем
«тарифное» покаяние стало распространяться и на приходах. Особое внимание священники стали уделять обстоятельствам совершения греха, причинам, побудившим человека пойти против заповеди и т. п
«индульгенция» происходит от латинского indulgentia («милость», «прощение») и означает полное или частичное освобождение верующего от наказания и, со- ответственно, от искупительного действия или покаяния за грехи. У католиков: грамота об отпущении грехов, выдаваемая за особую плату церковью от имени папы римСКото
Пепельная среда - у католиков это начало великого поста, выпадает на среду.
Почему Пепельная среда так называется. В начале поста священник в церкви наносит на лоб прихожан крест освященным пеплом. Это напоминает людям о том, что их тела всего лишь прах. Священник проводит процедуру со словами: «Помни, о человек, что прах ты и в прах возвратишься». Используемый пепел не простой, он должен быть из пальмовых ветвей, которые сохранились с прошлого праздника
Вербного воскресенья

92. Чем отличаются понятия «духовнию» и «духовный отец»?
В большинстве случаев это синонимы, однако некоторые отцы Церкви, как, напри- мер, Феофан Затворник, утверждали, что духовник - это просто исповедующий нас священник, а духовный отец - тот, чьими советами мы руководствуемся.