Файл: Вопросы организации психиатрической помощи, проведение экспертиз Организация психиатрической помощи детям и подросткам.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 10.11.2023
Просмотров: 178
Скачиваний: 4
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
63 культурных факторов. Клиника, систематика. По степени психического недоразвития всех страдающих олигофренией делят на 3 группы: 1) с наиболее резко выраженным дефектом психического развития (идиотия); 2) со средней степенью (имбецильность); 3) с легкой степенью (дебильность). 1)
Идиотия – наиболее тяжелая степень задержки развития. А)
При глубокой идиотии почти полностью отсутствует познавательная деятельность, больные никак не реагируют на окружающее (не реагирует на громкий звук, яркий свет, ничем невозможно задержать их внимание). Не отличают горячее от холодного, съедобное от несъедобного, все тянут в рот, сосут одежду, белье, пальцы рук и ног, не приобретает никаких навыков самообслуживания, не могут одеться и раздеться, пользоваться ложкой и вилкой, не опрятны во время мочеиспускания и дефекации, не испытывают беспокойства от мокрого белья, эмоциональные р-ции примитивны, не умеют плакать и смеяться, способны лишь к злобно-гневливым вспышкам.
Двигательные р-ции бедные, примитивные, малокоординированы, поздно начинают ходить, чаще передвигаются только ползком. Речь полностью отсутствует, не понимают обращенным к ним слов, не издают членораздельные звуки. Б)
При средней и легкой степени имеются некоторые проявления познавательной деятельности, способны к выработке наиболее простых представлений (понимают, что нельзя трогать пламя, опускать руку в кипяток), способны различать окружающих и привязываться к ухаживающим за ними, способны усвоить элементарные навыки самообслуживания. Движения неуклюжи. Могут издавать членораздельные звуки и запоминать отдельные слова из повседневного обихода.
Отмечаются разного рода дефекты произношения (гнусавость, шипилявость, пропуски слогов). Олигофрены в степени идиотии нуждаются в постоянном надзоре и уходе в специальных медицинских учреждениях. 2)
Имбецильность – средняя степень задержки психического развития. Познавательная деятельность нарушена таким образом, что страдающие могут образовывать представление, но не могут образовывать понятия. Отсутствует способность к абстрактному мышлению, обобщению, в состоянии приобретать самостоятельные навыки самообслуживания
(одевание, самостоятельная еда, опрятность), м.б. приучены к простейшему труду
(перематывать нитки, помогать в уборке помещения, клеить коробки). Понимают простую речь и сами могут усвоить небольшой запас слов. Речь косноязычна, состоит из очень коротких стандартных фраз. Усвоение нового с большим трудом. К самостоятельному мышлению не способны, адаптация к окружающим возможно только в привычной, хорошо знакомой обстановке. Очень внушаемы, собственные интересы примитивны. Часто прожорливы и неряшливы в еде. По поведению имбецилов делят на 2 группы: первые – живые, подвижные, активные и непоседливые; вторые – вялоапатичные, равнодушные ко всему. По хар-ру делятся на добродушных, покладистых, приветливых и злобно-агрессивных и упрямых. Не могут жить самостоятельно, нуждаются в постоянном квалифицированном надзоре, лучше в учреждениях типа лечебно-трудовых мастерских. 3)
Дебильность – самая легкая степень психического недоразвития.
Нарушение познавательной деятельности в неспособности к выработке сложных понятий и вследствие этого в невозможности сложных обобщений и абстрактного мышления. Преобладает конкретно-описательный тип мышления. Часто удавливают лишь внешние стороны событий. Могут учиться в школе, но усвоение материала дается им с большим трудом, особенно математики. Легко перенимают чужие взгляды. Не будучи способными к тонкому анализу и обобщению могут легко ориентироваться в обычной ситуации. При выраженной задержке общего психического развития иногда встречаются люди с частичной одаренностью. Характерная черта – выраженная внушаемость, легкое попадание под чужое влияние. Часто встречаются личности с усилением сексуальных влечений и распущенным поведением. По хар-ру м.б.
64 добродушно-ласковыми, приветливыми, доброжелательными, либо злобно- агрессивными и мстительными, а по поведению: двигательно-возбудимыми или малоподвижными. Лечебно-педагогическая коррекция. Лечебное воздействие при олигофрении проводится в 2 направлениях: 1) медико-педагогические меры; 2) медикаментозное и диетотерапия. В ряду специальных занятий, направленных на развитие умственных способностей олигофренов большая роль принадлежит прививке трудовых навыков. Трудотерапия даже у тяжело больных олигофренией дает значительный эффект, способствует наглядному развитию речи, моторики, приобретению практических навыков. Медицинское воздействие: а) специфическое патогенетическое лечение и диетотерапия (применяется при метаболических формах олигофрении); б) общие мероприятия (применяются при любом виде заб-я)
– направлены на повышение психической активности олигофренов, улучшение их соматического состояния, а при возбуждении и агрессивности на снятие этих симптомов. Независимо от формы олигофрении применяют ноотропы и поливитамины. При двигательном беспокойстве и агрессивности назначают производные фенотиазина и бутирофенона. При наличии водянки мозга – дегидратационная терапия.
31.
Невроз
навязчивых
состояний,
сравнительно-возрастные
особенности.
- общее состояние неврозов, проявляющихся навязчивыми страхами, представлениями, воспоминаниями, сомнениями. Болезнь обычно начинается от навязчивого страха – фобии. При этом неврозе могут наблюдаться навязчивые страхи, обсессивные состояния с навязчивыми мыслями, идеями, представлениями, влечениями и действиями. При длительном наблюдении прослеживается определенная последовательность появления симптомов невроза: фобии => навязчивые компульсивные расстройства (типа контрастных влечений) => другие навязчивые состояния типа обсессивных расстройств. На фоне возникших вегетативных, сенсомоторных и аффективных расстройств появляется навязчивая мысль, т.е. включается идеаторный компонент и этим завершается формирование фобии. В начале болезни фобии возникают по мех-му условного рефлекса в идентичных ситуациях, затем условия возникновения страха расширяются. 3 стадии
развития фобического этапа: 1) возникновение страха при непосредственном столкновении травмирующей ситуации (при поездке в метро, где возник страх); 2) фобии возникают уже при ожидании травмирующей ситуации (при ожидании поездки в метро); 3) возникновение страха при одном представлении о возможности этой ситуации. Больные с ипохондрическими фобиями (чаще кардиофобиями) выбирают специальный маршрут, где по пути есть мед. учреждения или аптеки. При неврозе навязчивых состояний фобии чаще мономорфны. Наблюдаются страхи пространства и положения – агорафобии, клаустрофобии и т.д. Возможны так называемые социофобии: страх публичных выступлений, страх покраснеть. К навязчивым страхам обычно присоединяются различные защитные действия – ритуалы. На начальном этапе болезни выражается в избегании травмирующей ситуации, в последующем защитные действия усложняются. Сравнительно-возрастные особенности. У детей носят сверхценный хар-р и обычно связан с травмирующей ситуацией. У дошкольников это часто страхи темноты, животных, отрицательных персонажей сказок. У младших школьников – часто страх перед школой, особенно если учитель ругал его или наказывал. У подростков страхи связаны с опасениями за жизнь и со смертью. Невроз навязчивых состояний имеет 2 варианта: обсессивный – хар-ся различными навязчивыми действиями – тикообразными подергиваниями, у школьников приобретает хар-ер ритуалов; и фобический.
65
32.
Психогенные
расстройства
(аффективно-шоковые
реакции,
реактивные состояния), клиника, динамика.
Термин «психогенные заб-я» предложил Зоммер в 1894 г для обозначения психической эпидемии судорог, позже этим термином стали обозначать психические расстройства, которые возникли после психической травмы. Диапазон расстройств от кратковременных расстройств сна, аппетита до бреда и обездвиженности.
Особенности клиники психогенных расстройств подмечены Ясперсом (триада): 1) возникновение болезни вслед за психической травмой; 2) содержание психопатологических расстройств вытекает из хар-ра психической травмы и между ними существуют связи; 3) течение б-ни связано с травмирующим переживанием, исчезновению которого сопутствует прекращение заб-я. Психогенные расстройства делят на:
1) неврозы; 2) реактивные психозы. Реактивные психозы в зависимости от хар-ра психической травмы и клинической картины делят на: аффективно- шоковые р-ции, истерические психозы, психогенные психотические расстройства. 1)
Аффективно-шоковые р-ции – кратковременные психотические состояния, возникающие в ситуациях остро угрожающих жизни. Хар-ся переживанием ужаса, отчаянья, глубоким аффективно-суженным состоянием сознания, из-за него утрачивается контакт с окружающими, двигательными и вегетативными расстройствами. Выделяют: а) гипокинетический вариант – хар-ся внезапно возникшей в травмирующей ситуации двигательной заторможенностью (остолбенел от страха); больные не воспринимают окружающее, на лице страх, ужас, глаза широко открыты, кожные покровы бледные, холодный липкий пот; м.б. мочеиспускание и дефекация; б) гиперкинетические варианты - отличаются острым психомоторным возбуждением; больные бесцельно мечутся, куда-то бегут, кричат, на лице ужас + выраженные вегетативные р-ции: тахикардия, потливость, бледность или гиперемия кожи, мочеиспускание и дефекация. Продолжительность аффективно-шоковых р-ций от нескольких минут до нескольких часов. 2)
Истерические психозы – с ними чаще встречаются судебные психиатры; сознание при них бывает сужено под влиянием аффекта – аффективно-суженное или неизменно в виде погружения в фантастические переживания; в период психоза наблюдается амнезия. Псевдодеменция – возникает обычно через несколько недель после привлечения чел-ка к ответственности и в ожидании наказания поведение становится неправильным (неправильно отвечает на воспросы, таращит глаза, изображая слабоумного и беспамятного; неправильные ответы сочетаются с неправильными действиями: так больной, совершая более сложные движения,, не может отпереть ключом дверь, открыть коробку спичек. Продолжительность данного состояния до нескольких недель, после чего происходит восстановление психических функций. Пуэрилизм - возникает под влиянием психической травмы и сопровождается истерическим сужением сознания. Речь больных становится детской
(говорят с детскими интонациями, шепелявят, иногда не выговаривают отдельные буквы, неправильно произносят слова). В движениях, гримасах также проявляется детскость. Больные суетливы, дотрагиваются до всех предметов, не ходят, а бегают мелкими детскими шажками. Аффективные реакции сопровождаются детской ми- микой. Они надувают губы, хнычут, сосут пальцы, топают ногами, когда им что-то не дают, играют коробочками, катают их, как машинки. Псевдодеменция и явления пуэрилизма могут наблюдаться и при остром истерическом сумеречном расстройстве сознания - синдромом Ганзера; хар-ется истерическим сумеречным помрачением сознания с преобладанием в клинической картине явлений мимоговорсния
(неправильные ответы на вопросы). Бредоподобные фантазии (бредоподобные идеи)
— возникают у больных с реактивным психозом идеи преследования, величия, реформаторства, обвинения и самообвинения и т.д., содержание которых изменяется в зависимости от внешних обстоятельств. Синдром регресса психики («одичания») -
66 обозначают возникающее на фоне истерического расстройства сознания поведение больного, напоминающее повадки животного. Больной не носит белье, бегает на четвереньках, лакает из миски, издает нечленораздельные звуки, проявляет агрессивность, кусается, рычит, пищу обнюхивает, при приближении скалит зубы, принимает угрожающую позу. Такое состояние может возникнуть остро при психической травме особой тяжести либо при утяжелении состояния после других истерических расстройств. У детей истерические психозы наблюдаются крайне редко. Они могут проявляться в виде кратковременных состояний пуэрилизма или псевдодеменции: дети начинают вести себя, как младенцы, картавят, лепечут, просятся на руки. При псевдодеменции не могут ответить на простые вопросы, не говорят, а показывают жестами, что не знают, неправильно определяют части своего тела. У подростков истерические психозы наблюдаются редко, обычно в случаях привлечения к судебной ответственности. Истерические психозы у подростков, как и у взрослых, могут проявляться в виде пуэрилизма, псевдодементного поведения, бредоподобных фантазий. Считается, что истерические психозы у подростков если и возникают, то на фоне истероидной психопатии.
1 ... 9 10 11 12 13 14 15 16 ... 19
3)
Реактивные психозы – к ним относят: реактивные депрессии (выделены Регли); диапазон их колеблется от психологически адекватных переживаний утраты, сопровождающихся грустью и подавленностью, до витальной глубокой тоски с переживанием безысходности, невосполнимости утраты и идеями самообвинения. Наиболее частой психической травмой, приводящей к депрессии, является ситуация эмоционального лишения, т.е. потеря близкого. Депрессивная симптоматика возникает через несколько дней после известия о случившемся несчастье (в эти дни происходит обработка). В момент известия у части больных может возникнуть истерическая или тревожная депрессия, наблюдаются кратковременные аффективно-шоковые р-ции
(гипо- и гиперкинетические). При чистой, или простой, депрессии обычно не наблюдается аффективно-шоковых р-ций, наблюдается двигательная заторможенность, переживания сконцентрированы на случившемся, тоскливое настроение усиливается к вечеру + вегетативные симптомы – расстройство сна, аппетита, тахикардия.
Реактивная депрессия делится на открытую (есть все признаки депрессии – заторможенность, слезливость, фиксация на несчастье) и диссимулятивную (нет активных жалоб на тоску, больные стараются не говорить о травмирующей ситуации, держатся тихо и незаметно). Реактивные (психогенные) параноиды – бредовый психоз, возникающий вследствие психической травмы. Острым реактивным параноидам обычно предшествует период выраженной тревоги, беспокойства, предчувствия несчастья, затем возникает бред отношения --- бред преследования ---
- галлюцинации.
Реактивное паранойяльное бредообразование хар-ся возникновением сверхценных идей или паранойяльных идей, не выходящих за рамки психотравмирующих обстоятельств. Индуцированный бред – болезненное состояние, при котором бред (чаще преследования) возникает от одного лица другому.
Индукторами бывают лица, страдающие психическими заб-ми (шизофрения).
33. «Системные неврозы» (заикание, тики, энурез, энкопрез).
1)
Невротическое заикание – нарушение ритма и плавности речи, обусловленное судорогами м-ц, участвующих в речевом акте. У детей младшего возраста заикание может возникнуть в связи с испугом или разлукой с родителями. В школьном возрасте у заикающихся появляется р-ция на дефект речи и как рез-т этого логофобия (страх речи), приводящая к школьной дезадаптации. Сочетается с невротическими симптомами – раздражительностью, нарушениями сна, аппетита, тиками, энурезом.