Файл: Детская литература как условие развития воссоздающего воображения дошкольников Курсовая работа.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 21.11.2023

Просмотров: 316

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Но воспитатель должен помнить и об обратной зависимости: мозг развивается (совершенствуются механизмы интеллекта), если в процессе речевого общения ребенок тренирует мышцы своего речевого аппарата, т. е. если с ребенком говорят, выслушивают его. Чем раньше научится ребенок энергично и правильно артикулировать звуки (и модулировать интонацию), тем раньше он окажется способным к внутренней, более высокой форме владения речью, поскольку внутренняя речь — это тоже речедвижения, работа мышц органов речи.

Таким образом, есть прямая связь между развитием речи и, следовательно, интеллекта ребенка и развитием мускулатуры органов речи, или, как принято говорить, развитием артикуляционных, произносительных, навыков.
1.4. Психолого-педагогические аспекты развития воссоздающего воображения
Одной из наименее разработанных проблем психологии воображения ребенка является проблема психологических механизмов воображения дошкольников. Именно этой проблеме были посвящены работы О.М. Дьяченко, в которых выяснялись особенности воображения детей разного возраста на материале решения специальных задач [12, с.39]. Детям предлагалось последовательно 20 карточек с геометрическими фигурами или с элементами предметных изображений. Ребенка просили дорисовать каждую из фигур так, чтобы получилась какая-нибудь картинка. При обработке детских рисунков выявлялся коэффициент оригинальности каждого ребенка (количество его рисунков, не повторяющихся у него самого и у других детей группы) и качественный характер решения задачи на воображение.

О.М. Дьяченко выделила два основных способа решения таких задач. В первом ребенок воспринимает предложенную фигуру как схему какого-либо предмета, который он лишь достраивает в своем воображении (например, квадрат выступает как схема телевизора, домика, аквариума и пр.). При этом способе ребенок прямо следует за образом восприятия, лишь опредмечивая данную схему и придавая ей большее сходство с предметом. Этот способ был назван опредмечиванием.

При втором способе предложенная для дорисовывания фигура используется качественно по-другому. Она включается детьми как деталь в самые разные объекты, рожденные детским воображением (тот же квадрат становится глазом робота или частью бантика на голове у девочки). Данный способ получил название
включение [12].

Возрастной анализ показал, что способ включения появляется только у детей старшего дошкольного возраста и его использование значительно повышает коэффициент оригинальности. Младшие и средние дошкольники пользуются преимущественно способом опредмечивания.

Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции – познавательную и аффективную. Основная задача познавательного воображения – воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. С помощью воображения дети творчески могут овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого-либо события или явления.

Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту собственного Я. Такая защита может осуществляться двумя путями. Во-первых, через многократное воспроизведение (или проигрывание) травмирующих воздействий ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начинает видеть их со стороны. Во-вторых, дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя – чувствуют себя сильными, смелыми, ловкими, всемогущими. Многочисленные детские фантазии о собственных победах и невероятных успехах, как и их варианты спасения Иванушки, Кая или Чапаева, как раз и выполняют эту функцию [12].

К 4-5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое имеет ступенчатый характер. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет их, видит результат, а затем планирует следующий шаг.

Следующий этап в развитии дошкольника – возраст 6-7 лет. К этому времени ребенок уже осваивает основные образцы поведения и деятельности и получает свободу в оперировании ими. Он уже свободен от усвоенных стандартов и может комбинировать их.

Аффективное воображение на этом этапе, как и на предыдущем, направлено на изживание полученных психотравматических воздействий путем их многократного варьирования в игре, рисовании и других творческих видах деятельности. Однако в случае устойчивого конфликта с реальностью дети нередко обращаются к замещающему воображению. Именно в этом возрасте начинают существовать выдуманные миры с воображаемыми друзьями и врагами. В этом возрасте уже не нужна опора на внешние действия и реальные предметы: ребенок может проигрывать различные сюжеты во внутреннем плане. Так, В.С. Мухина описывала игру своего сына, когда он молча лежал в течение часа среди игрушек, а на вопрос, что он делает, ответил, что играет с ними, представляя все, что они делают [23, с. 48].



Познавательное воображение в этом возрасте не просто передает переработанные впечатления, но начинает искать приемы для этой передачи. Возможности выбора таких приемов определяются овладением культурой игры и художественного творчества. Дети начинают обдумывать идею предстоящей игры, предварительно строить замысел своего рассказа или рисунка.

На этом этапе появляется целенаправленное планирование: ребенок может уже до начала действий построить план их выполнения и последовательно реализовывать его, корректируя по ходу выполнения. Целостный образ начинает строиться способом включения, когда заданный взрослым элемент становится лишь второстепенной деталью их собственного образа воображения [12].

Описанные этапы развития воображения представляют собой лишь возможности каждого возраста, которые в естественных условиях реализуются далеко не всегда (по данным О.М. Дьяченко, только у 1/5 части всех детей [12]). Без специальной педагогической работы развитие воображения может иметь неблагоприятные прогнозы.

Анализируя процесс становления изображения Н.П. Сакулина отмечает, что важно формировать у детей представление таких свойств предметов, как цвет, пространственное положение, величина, масса, движение, которые затем помогут ребенку создать это изображение [12]. Форма является носителем содержания и выступает, поэтому как ведущий признак в изобразительной деятельности. Но следует учитывать, что цвет наиболее сильно воздействует на эмоциональное восприятие ребенка. Необходимо заметить, что степень выразительности рисунка зависит от того, развито ли у ребенка воображение, образное восприятие; она зависит также от тех навыков и умений, которые ребенок приобрел в процессе обучения.

Процесс развития воображения не является исключением, он подчиняется общему закону развития высших психических функций, т.е. воображение должно развиваться путем включения в управление овладением особых средств.

Еще в конце 80-х гг. прошлого столетия на основании проведенных экспериментов О.М. Дьяченко отмечала, что «полученные результаты исследований обнаружили, что во всех возрастных группах можно найти детей с преобладанием либо познавательного, либо аффективного воображения. Как же происходит развитие этих двух видов воображения и становление воображения как высшей психической функции? При анализе этого вопроса мы основывались на двух видах данных: 1) результатах обследования более 300 детей от трех до семи лет, полученных в процессе работы психологической консультации при лаборатории психологии детей дошкольного возраста НИИ дошкольного воспитания АПН СССР; 2) результатах экспериментальной работы, направленной на выявление специфики выполнения заданий на воображение и возможностей активизации воображения у детей дошкольного возраста (более 250 детей от трех до семи лет)» [12, с. 55].


Первый этап в развитии воображения можно отнести к 2,5—3 годам. В этом возрасте как раз и происходит разделение воображения на познавательное и аффективное, связанные с двумя важнейшими новообразованиями возраста. С одной стороны, это отделение ребенком себя от предмета, от действия с предметом и отсюда — направленность его на овладение новыми действиями и предметами, а в случае невозможности прямого овладения — обращение к предметам-заместителям. С другой — выделение своего личного «я»,переживание своей отделенности от окружающего мира [12].

Данные исследований показали, что уже в этом возрасте можно четко выделить два типа воображения. Это познавательное воображение, обнаруживаемое в тех ситуациях, когда ребенок с помощью кукол разыгрывает некоторые знакомые ему действия и их возможные варианты (кормление детей в детском саду или дома, укладывание их спать, прогулка и т. п), и аффективное воображение, проявляемое при проигрывании ребенком своего переживания. В этом случае на разном материале дети представляли моменты, связанные в основном с переживанием страха: угроза, прятание, избегание или неизбегание угрозы (милиционер, или волк, или Баба-Яга подстерегают непослушных детей и забирают или не забирают их) [12].

Подобный материал дает работа психологической консультации, где с помощью различных методик, беседы с ребенком и родителями выявляются те моменты его игр и, соответственно, воображения, которые практически невозможно наблюдать в детском саду из-за специфики отношений воспитателя с детьми, культуры предметной игры, которая задается детям этого возраста. Однако режиссерская игра, которая была выявлена в исследовании Е.М. Гаспаровой, широко проявляется в домашних условиях и очень, часто связана именно с аффективным воображением. В том случае, когда родители дома играют с ребенком, ребенок организует именно ту игру, которая соответствует изживанию его аффектов [8, с. 19].

Отметим, что, вероятно, именно аффективное воображение связано с самого начала с использованием символов. В отличие от положительных эмоций, связанных в сознании ребенка с конкретными событиями действительности, источник негативных переживаний по ряду причин ребенком не осознается, что ведет к использованию символов для выражения своих отрицательных переживаний. Первоначально эти символы заимствуются детьми (Баба-Яга, Змей Горыныч и т.п.), а затем создаются самостоятельно (черный цветок, зубастый самолет, выдуманный плохой или хороший мальчик) [12].


Второй тип защиты личности с помощью воображения — это создание воображаемой ситуации, снимающей фрустрацию. Перефразируя известное выражение относительно детского аутизма о том, что нет такого ребенка, который предпочел бы воображаемое яблоко реальному, можно, наверное, сказать, что нет такого ребенка, который не предпочел бы воображаемое яблоко никакому. В случае угрозы образу «я» ребенок строит воображаемую ситуацию, которая снимает эту угрозу. В ней он получает позитивный материал для поддержания образа «я» в тех случаях, когда он не может согласовать образ «я» с требованиями реальности. С этим механизмом связаны рассказы-фантазии детей о том, что они самые сильные, что они кого-то самого сильного в группе победили и т.п. [12]

Для развития воображения решающими факторами оказываются многоконтекстность использования слова и широта содержания каждого контекста. При наличии таких факторов слово не имеет фиксированного содержания, а позволяет гибко манипулировать с ним.

Относительно процесса порождения плана реализации идеи можно полагать, что планирование, являясь сукцессивным процессом, связано, прежде всего, с планирующей функцией речи [12]. Однако, так же как речевые процессы включаются в этап порождения идеи продукта воображения, образные процессы могут включаться в планирование целостного продукта. План может быть представлен как цепочка образов, моделирующая основное содержание [12]. С возможностью планирования у ребенка прямо связан уровень умения создавать целостные произведения.

Есть основания полагать, что на описываемом этапе (2,5—3 года) специфической особенностью использования образа при порождении идеи воображаемого продукта является построение этого образа действием «опредмечивания». Отдельные впечатления от действительности достраиваются до некоторого предметного целого, причем занимают в этом целом центральное положение. «Опредмеченный» образ становится первой ступенью в овладении средствами воображения как высшей психической функции, так как возможность его использования позволяет ребенку направлять свое воображение на решение стоящей перед ним задачи.

Что касается планирования продуктов воображения, то оно практически отсутствует в этом возрасте. Воображение «творит» только идею, а ее сукцессивное разворачивание обычно лишь воспроизводит знакомую схему с большей или меньшей устойчивостью [12].